КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ.
статья (7 класс)

Серебренникова Марина Петровна

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

В современной системе образования особенную остроту приобретает вопрос оценивания результатов обучения учащихся в рамках внедрения ФГОС: сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной.

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса (учащимся, администрации школы, родителям, законным представителям и т.д.) критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. 

 Виды критериального оценивания: формирующее и констатирующее оценивание.

              Формирующее оценивание осуществляется по мере овладения учащимися основными знаниями, умениями и навыками изучаемой темы. Этот вид оценивания позволяет обеспечить обратную связь между учеником и учителем: помогает ученику корректировать работу, а учителю накапливать информацию об усвоении материала каждым учеником, анализировать ее и планировать дальнейшую работу. Формирующее оценивание отличается от текущего контроля тем, что оценки, полученные в процессе изучения темы, выполняют только информативную и корректирующую функции.

        Констатирующее оценивание проводится в конце изучения темы или раздела. Цель данного оценивания: дать возможность ученикам продемонстрировать свои достижения по изученной теме, а учителю - вынести заключительное суждение о достижениях учащихся, выставить итоговые отметки.

Констатирующая оценка выставляется по критериям максимально адаптированным для каждого года обучения. Такой подход помогает обеспечить прежде всего обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (учителям, ученикам и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем содержательнее обратная связь, тем конструктивнее может быть ответная реакция.

Чтобы пользоваться критериями как инструментом оценивания, необходимо объяснить обучаемым смысл терминов:

Критерий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени приближения ученика к данной цели.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) – подробное описание уровней достижений учеников по каждому критерию и соответствующее им количество баллов.

Дескриптор – описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем больше балл по данному критерию.

Критерии, разработанные для оценивания промежуточных работ (формативное оценивание), должны описывать и оценивать только то, что заявлено в цели.

Примерные процедуры совместной (преподаватель-ученик) разработки критериев

1. Объявить учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела.

2. Попросить каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцениваться работы.

3. Записать на доске критерии, предложенные учащимися.

4. Убедиться, что все учащиеся поняли предложенные критерии.

5. Расположите критерии по степени важности.

6. В процессе обсуждения выбрать приоритетные критерии.

7. Если предполагается выставление отметки, определить количественное выражение (баллы) каждого критерия или произвести его градацию (разбивку на уровни выполнения задания).

В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями.

Критерий

Описание содержания  критерия

А      (6 mах)

Единство мира

Учащийся описывает физические знания через понимание смысла законов и основных закономерностей. Для расширения представлений о научной картине мира, демонстрирует понимание роли науки в развитии общества  и её применение в технике, быту и окружающей среде

В      (6 мах)

Коммуникация

Учащийся передает научную информацию, используя соответствующую терминологию и условные обозначения в виде логичного устного или письменного ответа. При передаче информации опирается на сопутствующие наглядности (рисунки, схемы, модели)

С       (6 mах)

Научные знания

и понимания

При воспроизведении научной информации пользуется различными источниками, умеет применять полученные знания для решения  проблем в знакомых и нестандартных ситуациях, умеет анализировать полученную информацию.

D       (6 max)

Научное исследование

Учащийся совместно с учителем определяет проблему исследования, формулирует цель, определяет методы исследования, планирует свою деятельность, делает выводы; самостоятельно оценивает полученные результаты.

E        (6 мах)

Обработка информации

Учащийся правильно собирает и записывает данные, при необходимости используя соответствующий перевод  в СИ, систематизирует данные в виде схем и таблиц, анализирует результат и делает вывод.

F        (6 max)

Проведение эксперимента

Учащийся правильно использует  лабораторное оборудование, получает  необходимые результаты при наблюдениях и измерениях, соблюдая технику безопасности. Эффективно сотрудничает с другими или проявляет самостоятельность при проведении эксперимента.

Рассмотрим использование критериального оценивания на примере подготовки урока контроля по теме «Плотность вещества»

  Для проведения формирующего оценивания на данном уроке разработала инструктивные карты учащихся. Инструктивная карта включает в себя контрольно измерительные материалы разного уровня сложности, позволяющие учителю и ученику проверить сформированность результатов обучения у школьника по данной теме.

Инструктивная карта учащегося 7 класса ___________________________(фамилия, имя) по теме «Плотность вещества».

Условие задачи

Решение задач

Самооценка

Оценка

учителя

 1.Определите, какой из шариков имеет наибольшую плотность? Почему?

2. Массы железного и свинцового брусков одинаковы. Объем какого бруска больше?

Ответ поясните.

3. Вычислите плотность кусочка мела.

Подсказки:

1. Вспомните форму для нахождения плотности тела.

2. С помощью весов измерьте массу кусочка мела.

3. Вспомните, как определить объем, если можно измерить длину, ширину и высоту прямоугольного кусочка мела.

4. Подставьте полученные значения в формулу и вычислите плотность .

5. Ответ запишите в г/см3.

4.Определить плотность серной кислоты, если бидон емкостью 35 литров вмещает 63 кг кислоты. Ответ запишите в кг/м3.

Начинаем работу с учащимися с подписывания инструктивных карт. Затем им предлагается самостоятельно выполнить задание № 1 первой части в течение 6 минут, не используя рабочие тетради и учебники. Далее учащиеся решают экспериментальную задачу по определению плотности кусочка мела, используя алгоритм решения и оформления экспериментальных задач, предложенный в инструктивной карте в течение 12 минут. Следующим заданием является расчетная задача. Время выполнения которого 7 минут.

 По истечении отведённого времени учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность выполненного задания. Самоконтроль школьники осуществляют, сравнивая свои работы с эталоном представленным учащимся на листах самоконтроля.

В ходе контрольно-оценочной деятельности каждый, выставляет себе баллы, используя рубрикатор оценивания решения экспериментальной задачи и эталон решения задачи на листах самоконтроля.

Лист самоконтроля для учащихся.

1.У шара   №2 с большей массой.

Чем больше масса, тем больше плотность.

1 балл

1 балл

2.  У железного бруска.

Так как плотность железа меньше, чем у свинца.

1 балл

1 балл

3. Записана формула  g=m/V

Значение объёма  от 10 до 11 см3  и получен результат массы от 133 до 134 гр.

Вычислена плотность и получен результат от 12.2 до 13.6 гр/см3

1 балл

1 балл

1 балл

4.Записано дано и  формула g=m/V

 Сделаны расчеты и получен ответ 1800 кг/м3.

1 балл

2 балла

 Критерии оценивания:

10-8 баллов  -  «5»

7-6 баллов  - «4»

5-4 баллов – «3»

Рубрикаторы позволяют учителю  поэлементно анализировать каждую работу, что дает возможность отслеживать, уровень сформированности предметных знаний и УУД каждого ученика.

Название критерия

Краткое описание содержания критерия

Максимальный уровень достижений обучающихся

Обработка информации при решении качественной задачи.

Критерий «С»

- анализировать условие физической задачи, находить в справочных таблицах и записывать данные, при необходимости используя соответствующие единицы;

  - сравнивать данные;

 -определять границы применимости теории;

- знать способы измерения физической величины

 6 баллов

Экспериментальная

деятельность.

Критерий «F»

- знать назначение физических приборов;

- знать какое явление или закон положены в основу действия физического прибора;

-  проводить измерения

-знать правила эксплуатации физического прибора;

-пользоваться лабораторным оборудованием;

-соблюдать правила техники безопасности;

-сотрудничать  с одноклассниками

 6 баллов

Навыки решения расчетных задач.

Критерий «E».

-переводить единицы в систему СИ;

-уметь применять законы для решения физических задач;

- знать единицы измерения физической величины

-уметь производить математические расчеты физической величины.

6 баллов

После проведения формирующего оценивания учитель проводит рефлексию деятельности и обсуждение результатов учащихся, для планирования последующей деятельности по изучению темы.

Для учета индивидуальных достижений учащихся ведётся карта учета индивидуальных достижений. Карта достижений представляет собой таблицу, в графы которой вносятся все основные достижения учащихся по предметным критериям оценивания.

Класс

Критерий «С»

Критерий «F»

Критерий «E».

Высокий уровень

Достаточный

уровень

Высокий уровень

Достаточный

уровень

Высокий уровень

Достаточный

уровень

7 «а»

55%

45%

43%

57%

66%

34%

7 «б»

53%

47%

44%

56 %

67%

33%

7 «в»

54%

46%

43%

57%

66%

34%

Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке,  ребёнку - активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим ребят  содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому  правильная организация критериального оценивания решает задачи личностного роста  ребят, что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую...

Критериальное оценивание в условиях реализации ФГОС

Статья посвящена проблеме организации процеса оценивания учебных достижений  учащихся в логике личностно-ориентированного обучения....

Методика критериального оценивания учебной проектной деятельности

В работе представлена методика критериального оценивания учебного проекта и защиты проекта (доклада и электронной презентации)....

Система критериального оценивания

В содержании Казахстанского образования происходят качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения перенесен на формирование функциональной грамотности ...

КРИТЕРИАЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Все мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Поэтому мы используем на своих ур...

Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах

Критериальное оценивание изложений по русскому языку в 5-7 классах....