Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
    статья по экономике по теме

    Титкова Наталия Витальевна

    Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. В данной работе материал по критериальному оцениванию по экономике.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon adamenko_o.a._titkova_n.v.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

    АДАМЕНКО ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА

    учитель физики МБОУ «Кожевниковская СОШ №1»

    ТИТКОВА НАТАЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА

    учитель  обществознания МБОУ «Кожевниковская СОШ №1»

    Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Критериальное оценивание позволяет производить оценку более объективно, а, следовательно, менее эмоционально. Использование критериального оценивания делает этот процесс прозрачным и понятным для всех субъектов обучения, он также предполагает сравнение результатов работы ребенка с эталоном и исключает сравнение детей между собой. Критериальное оценивание позволяет формировать у учащихся положительные эмоции к учебному процессу.  Все это в совокупности с другими особенностями деятельностных технологий обучения значительно снижают школьную тревожность.

    Начиная работу по использованию критериального оценивания, необходимо совместно со школьниками разработать текст общественного договора, который регламентирует совместную работу учителя и обучающихся на год (полугодие, четверть). Необходимо договориться с учащимися какие виды работ и по каким критериям будут оцениваться, когда эти работы будут проведены, к каждому виду  критериальной карты необходимо совместно разработать инструкции.

    Инструкции по оцениванию (рубрики) делают процедуру оценивания максимально прозрачной. В рубриках расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев. Важно, чтобы в рубриках давалась характеристика не ученика, а его работы.

    Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ не переводится в оценку, оно лишь показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах. При этом у него есть время до итоговой работы, чтобы улучшить то, что в промежуточной работе оказалось выполненным недостаточно хорошо. Соответственно, любые, даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов, так как оценки за них в журнал не выставляются. Таким образом, получая оценку за промежуточную работу, ученик получает четкие ориентиры, что надо сделать, чтобы повысить свою оценку за итоговую работу.

    Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании рубрик, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.

    В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается не личность ученика, а его деятельность.

    Критериальное оценивание не предполагает отказа от цифровой, формальной отметки, от балльной системы. Важно только, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.

    Итак, критериальное оценивание подразумевает ряд установок:

    1. оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
    2. работа учащегося сравнивается с эталоном (образом отлично выполненной работы), а не с работами других учеников;
    3. эталон известен учащимся заранее;
    4. разработан четкий алгоритм получения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;

    Образовательный эффект:

    1. ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету;
    2. ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы;
    3. учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта;
    4. открытость, прозрачность процесса оценивания;
    5. возможность высказывать свою точку зрения;
    6. снижение школьной тревожности ученика.

    На протяжении предшествующего учебного года в работе ряда учителей нашей школы использовались элементы технологии критериального оценивания.

    С сентября 2012 года в 10 классе по четырём предметам (обществознание, история, русский язык и физика) критериальное оценивание введено приказом в режиме локального эксперимента.

    Попробуем рассмотреть элементы на примере одной темы, изучаемой в обществознания. При планировании использовались программа и кодификатор ЕГЭ.

    Итак:

    Раздел «Экономика» - 28 часов. Профильная группа.

    Вместе с обучающимися определили обязательные и дополнительные виды работ. 

    Обязательные виды работ

    О – определения

    Г – работа с графиками

    ПРО – план развёрнутого ответа по теме

    ДР – домашние работы

    СР – самостоятельные работы

    Т – ведение тетради

    ПУ – присутствие на уроке

    1. Определения – 72, каждое определение оценивается от 0 до 3 баллов, следовательно по данному виду работ  максимально можно получить 216 баллов. Договорились с обучающимися, что

    а) формулировка 0-1 б.

    б) формулировка + пример из учебника – 2 б.

    в) формулировка + собственный пример – 3 б.

    2. Графики.  Всего в разделе «Экономика» 3 вида графиков. За каждый вид графика можно набрать 15 баллов, максимально по данному виду работ можно набрать 45 баллов.

    а) прочитать график 0-5 баллов

    б) построить график 6-10 баллов

    в) построить и проанализировать 11-15 баллов

    3. План развёрнутого ответа.

    . Максимально заработанный балл – 30.

    а) указаны до 3-х пунктов плана, без подпунктов 0-3 баллов

    б) указаны 1 - 3 пункта плана с подпунктами 4-6 баллов

    в) указаны 3-5 и более пунктов с подпунктами 7-10 баллов

    4. Наличие письменной домашней работы. Каждая домашняя работа оценивается 0 - 2 баллов. Всего за данный вид работы можно получить 24 балла.

    5. Самостоятельная работа. Каждая работа оценивается 0-18 баллов. Всего за период изучения темы 3 работы. Максимальный балл – 54.

    а) Задания с выбором ответа, 10 заданий по 0,5 балла – максимально 5 баллов

    б) Задание на исключение лишнего понятия, 5 заданий по 1 баллу - максимально 5 баллов

    с) Задания на соответствие, 5 заданий по 1 баллу - максимально 5 баллов

    д) Задание на умение различать оценочное и фактическое суждение, высказывание – 1 задание – 3 балла.

    6. Ведение тетради. Оценивается один раз за период прохождения темы. Максимально можно заработать 6 баллов.

    а) аккуратность ведения тетради 0-3 баллов

    б) наличие записей со всех уроков 0-3 баллов

    7. Присутствие на уроке. Оценивается 1 баллом. Всего можно заработать 28 баллов.

    МАХ – 341 балл за выполнение обязательной части.

    Учитывая, что за период прохождения темы ученик мог пропустить по уважительной причине урок, испытывать затруднение при выполнении отдельного вида работ и т. д. Учащемуся предлагается выполнить ряд дополнительных работ, которые позволяют углубить или расширить изучаемую тему.

    Дополнительные виды работ

    ТЗ – творческие задания

    ПВ – публичные выступления

    ОК – участие в олимпиадах и конкурсах

    1.Творческие задания – максимум 2  за период изучения темы, каждая работа оценивается от 0-3 баллов, максимально можно заработать 6 баллов (кроссворды, интересные факты и.др.).

    2. Публичные выступления  - максимум 1 за период изучения темы, 0-50 баллов (реферативная или исследовательская работа, выступление с презентацией или без неё).

    3.Участие в олимпиадах и конкурсах – 0-50 баллов (учитывается уровень сложности, уровень конкурса, результат участия).

    Ежедневно в электронную ведомость, составленную в редакторе Excel, каждому учащемуся выставляются баллы

    ФИО

    О

    СР

    ДР

    Т

    Г

    ПУ

    ПРО

    ТЗ

    ПВ

    ОК

    Итого

    МАХ

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    максимум

    216

    54

    24

    6

    45

    28

    30

    6

    50

    50

    403/509

    За время прохождения раздела обучающийся может набрать максимально за обязательные виды работ 403 балла и 106 баллов он может набрать, выполнив дополнительные виды работ. Итого 509 баллов.

    Набранные обучающимся баллы за период изучения раздела позволяют ему получить допуск к итоговой работе. В соответствии с набранными баллами в журнал выставляется оценка. «5» - 403 – 509 баллов

      «4» - 342 – 402 балла

      «3» - 237 – 341 балл

    Минимальный балл составляет 55% от суммарных баллов за основные виды работ, предполагается, что ученик владеет хотя бы понятийным материалом.

    Итоговая контрольная работа проводится по типу ЕГЭ – тест (20 заданий части «А»; 10 заданий части «В»;  5 заданий части «С»). Каждое задание «А» оценивается по 2 балла. Каждое задание «В» оценивается 3 балла, каждое задание «С» оценивается 10 баллов. Итого 100 баллов. Перевести баллы в отметки предлагаем следующим образом.

    Если выполнен объем материала от 80 - 100% -«5»

                                                60 - 79% - «4»

                                                40 – 59% - «3»

    Оценка за итоговую работу выставляется в журнал.

    Инструкция по подготовке к публичному выступлению

    Дорогой друг! Помни, что публичная презентация будет успешна тогда, когда она останется в памяти аудитории. Необходимо учесть, что слушателям часто приходится слушать несколько выступлений подряд, что приводит к ослаблению внимания. Поэтому при подготовке к публичной защите это обязательно учти.

    Особое внимание следует уделить вступлению и заключению. Во вступлении, кроме постановки проблемы,  уместны  следующие, обостряющие внимание, приемы: риторический вопрос; прямое обращение к слушателям; цитата, пословица или поговорка.

    В заключении следует сделать краткие выводы, возможно, выразить свое мнение или отношение к проблеме и ее решению.

       В тексте рекомендуется выделить 5 этапов:

    1. вступление - этап привлечения внимания;
    2. этап описания проблемы;
    3. этап описания решения проблемы;
    4. этап визуального доказательства;
    5. заключение - этап перехода к действию.

    При подготовке публичного выступления, следует помнить, что только самое интересное и яркое запомнится слушателям.

    Необходимо учесть, что очень важную роль при публичной защите играют следующие факторы:

    -  тон;

    -  изменение громкости речи для выделения основных мыслей;

    -  язык жестов;

    -  интонация;

    -  темп

              Не следует говорить слишком быстро, путать беглость и скорость речи. Необходимо поработать также над артикуляцией, дикцией, логическим ударением, паузами.

             Все это  в сочетании с подходящим к случаю внешним видом поможет вам провести успешную публичную презентацию.    

    Договор сотрудничества

    между учителем  ________________и учащимися 10  класса_______________

    Настоящим договором предусматриваются обязанности сторон в образовании, направленные на формирование ЗУНов и компетенций у учащихся 10 класса МБОУ «Кожевниковская СОШ №1».

    Все участники педагогического процесса должны уважать друг друга. Не допускается: повышать голос, тем более кричать, унижать чувство собственного достоинства.

    Каждый учащийся обязан вести рабочую тетрадь по предмету. В рабочей тетради должны быть все темы, пройденные в течение года. Учащийся имеет право по своему усмотрению отбирать из предложенной информации необходимый ему материал для конспектирования. При оценивании рабочей тетради учитель не имеет право снижать оценку за не полноту конспекта.

    Учащиеся сами оценивают свою деятельность по критериальным картам (рубрикам). Баллы за выполненную работу выставляет и учитель. В случае несовпадения начисленных баллов к оценке привлекаются внешние эксперты в качестве которых могут выступать другие учащиеся группы.

    Во время изучения нового материала учащиеся могут пользоваться дополнительной литературой. Учитель обязан либо обеспечить учащихся на уроке, либо объяснять не понятые аспекты, как всему классу, так и индивидуально по просьбе учащегося.

    Ученик имеет право получить дополнительную консультацию учителя по любой теме. Учитель имеет право отказать учащемуся в консультации, если: учащийся на уроках не работал, у учащегося нет конспекта по данной теме. Учитель может предложить учащемуся консультацию по электронной почте или ответить письменно на все вопросы, возникающие у ученика.

    При публичной защите учащиеся имеют право пользоваться только своими материалами и презентациями, готовые из Интернета продукты не оцениваются. Учитель и учащиеся имеют право на публичной защите задавать дополнительные вопросы в рамках обозначенных темой. Оценивается публичное выступление, как и другие виды работ, в соответствии с критериальной картой самим учащимся, учащимися - слушателями и учителем. При расхождении выставленных баллов более чем на.три, публично озвучиваются комментарии к выставленным баллам и приходят к итоговому баллу, который рассчитывается как среднее арифметическое со всех критериальных карт .

    Пропуск учащимися предыдущего занятия (по любой причине) не освобождает его от сдачи работы по этой теме, но у него есть возможность часть потерянных баллов восстановить, выполнив дополнительные виды работ. На протяжении всего периода прохождения темы ученик имеет право на повышение результата по каждому виду работ.

    В случае опоздания учащегося на урок балл за посещение урока не начисляется.

    Учащиеся обязаны бережно относиться к школьному имуществу. Учащиеся не допускаются на урок с жевательной резинкой, едой, в верхней одежде и работающими сотовыми телефонами.

    Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 30 мая 2013 года, если ни одна из сторон не заявит о расторжении договора, письменно предупредив другую сторону за два месяца.

    Возможные дополнения, изменения по содержанию настоящего договора вносятся по согласованию сторон и оформляются дополнительным соглашением в 2-х экземплярах.

            В случаях, не предусмотренных  настоящим Договором, стороны руководствуются действующим  гражданским законодательством   Российской Федерации.

            Настоящий договор составлен в 2-х подлинных экземплярах по одному для каждой из сторон.

    Подписи сторон

     Учитель_______________________________________

    Учащийся______________________________________

    Дата ________________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по использованию метода проектов в преподавании информатики

    Метод проектов активно вводится в школьный курс «Информатика и информационно- коммуникационные технологии и  является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овла...

    Методические рекомендации по преподаванию Философии в средней школе (систематический курс)

    Методические рекомендации по преподаваниюФилософии в средней школе(систематический курс)Горошенкиной  Натальи Геннадьевны учителя истории и...

    Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

    Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

    Методические рекомендации по использованию DVD фильмов в преподавании английского языка.

    Данная статья содержит задания для просмотра и обсуждения фильма на английском языке....

    Использование критериального оценивания на уроках истории

    В рамках технологии формирующего оценивания и предметных результатов по истории основного общего образования...

    Методическая разработка урока с критериальным оцениванием

    Методическая разработка урока с критериальным оцениванием...