Из опыта работы учителя физики школы №617 Приморскоо района г.Санкт-Петербург
методическая разработка по физике (7, 8, 9, 10 класс)

Из опыта работы учителя физики высшей категории

школы №617 Приморского района г. Санкт-Петербург

 

О,     сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

 

Система моего обучения физике организовывается так, чтобы учащиеся овладевали знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для самостоятельной практической деятельности. Неслучайно эта естественная направленность обучения возведена педагогической наукой в ранг ведущего принципа - принципа практической направленности подготовки учащихся. Эту задачу я решаю путем включения в уроки прикладного материала и разработки задач с техническим содержанием, конструкторских и изобретательских задач, лабораторных работ практического характера. В связи с тем, что научно-технический прогресс приводит к обновлению технических объектов и технологий невероятно быстрыми темпами, эта задача становится очень актуальной. Учащиеся должны осознать, что научные физические знания являются основой решения не только профессиональных, но и многих бытовых проблем. Физика является основой научного мировоззрения и современной техники, что я и стремлюсь доказать ученикам в своей работе. В настоящее время очень много профессий, где нужны умные и образованные люди. Именно физика открывает человеку глаза не только на интересный окружающий мир, но и на величие человеческого духа и разума. У физики как учебного предмета огромный человеческий потенциал: она показывает высокие примеры служения истине, учит человека полагаться не на везение и потусторонние силы, а на законы природы и самого себя, умеющего использовать эти законы. Надо не верить в чудеса, а уметь творить их! Разве не является чудом достижения современной техники.

Главная моя цель - проявить у ребят искренний интерес к физике, вовлечь их в совместное творчество на уроках.

В процессе преподавания я стараюсь решать следующие задачи:

  1. Выявлять, изучать и развивать возможности, способности и интересы каждого ученика;
  2. Выявлять влияние содержания, способов, форм и технологий обучения физике на интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них способности к самоопределению, саморазвитию;
  3. Продолжать дальнейший поиск и апробацию форм, методов и способов развития у учащихся творческого отношения к действительности;
  4. Участвовать в разработке проблем личностного и профессионального самоопределения.

Для определения путей решения поставленных задач я ежегодно, начиная с седьмого класса, веду индивидуальную работу с каждым учеником. Два раза в неделю (вторник, четверг) в кабинете физики с 16:00 до 18:00 я работаю с учениками, которым что-то было не понятно на уроке. Не выполнил контрольную или лабораторную работу - приходи и исправляй. В течение первого года обучения физике изучаю каждого ученика, его способности, интересы. Также работаю с сильными ребятами. Неудовлетворительную оценку за контрольную, лабораторную работу, зачет я сразу не ставлю. Даю время ученику разобраться в своих неудачах. Ребята с удовольствием посещают эти занятия. В спокойной, непринужденной обстановке ученик раскрывает свои возможности, видны его проблемы. Учащийся ближе знакомится с учителем, рассказывает о себе, своей семье, отношениях с родителями. В дальнейшем, в 8 - 11 классах ученики сами приходят в назначенное время, исправляют свои оценки. Часть ребят занимается в кружке «Юный физик», где они проводят много интересных опытов.

На своих уроках сразу создаю деловую обстановку, все расписано по минутам, у учеников нет чувства страха, что получат «2», нет напряжения, есть возможность пошутить, обсудить свои действия, проявить знания и сообразительность.

При проведении своих уроков я стараюсь сочетать экспериментальные и теоретические методы, так как они способствуют развитию различных компонентов процесса мышления. При выборе того или иного метода анализирую возможность его раскрытия: достаточно ли убедителен эксперимент, доступна ли модель явления ученику. Занятия стараюсь строить разнообразно, чтобы они были не трафаретными и вызывающими скуку, а способными вовлекать учащихся в активный процесс приобретения знаний.

На всех уроках всегда использую технические средства обучения: кодоскоп, мультимедийный проектор, компьютер, эпидиаскоп. Я считаю, что современный учитель физики должен в совершенстве владеть всеми современными техническими средствами обучения.

Организация личностно-ориентированного подхода неразрывно связана с использованием информационных технологий (в практике использую компьютеры и видеотехнику).

Использование информационных технологий в обучении способствует развитию познавательного интереса учащихся, т.к. изменяя параметры и наблюдая результат компьютерного эксперимента, учащийся может провести интерактивное физическое исследование по каждому эксперименту. Видеозаписи делают курс более привлекательным и помогают сделать занятия живыми и интересными. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от него, как от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные варианты. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки.

Как показывает опыт работы «общение» с компьютером приучает ребят понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе.

 

 

Основные направления работы с учащимися:

  • Развитие интеллектуальных способностей: стимулирование участия в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных играх; тематические классные часы; консультационные беседы с родителями; обеспечение валеологической и психологической поддержки учащихся; рекомендации по выбору предпрофильных курсов (если учащиеся просят помочь разобраться); совместные образовательные экскурсии и поездки; рекомендации по изучению научной и популярной литературы с дальнейшим обсуждением.
  • Развитие физических способностей учащихся: поощрение к участию в спортивных секциях, соревнованиях; участие в днях здоровья, профилактических мероприятиях; совместные туристические походы, походы на природу, лыжные и велосипедные прогулки.
  • Развитие творческих способностей учащихся: поощрение посещения кружков, участию в творческих конкурсах, предметных декадах, творческих проектах; совместная разработка сценариев вечеров; участие в эстетическом оформлении класса и школы.
  • Формирование активной гражданской позиции: стимуляция детского самоуправления в классных делах; участие в школьных программах гражданского воспитания; организация тематических часов общения, конкурсов, викторин; совместный просмотр тематических фильмов; ежегодная организация игры «КВН»; оформление тематических стендов и уголков; участие в субботниках и трудовых десантах.
  • Социальный запрос общества к современной школе сводится к созданию условий для формирования ученика свободной, творческой, критически мыслящей личностью, способной осознать и развивать свои задатки и склонности, находить свое место в жизни. Эта цель лежит в основе личностно-ориентированного подхода в обучении, который я активно внедряю.

 

Основные аспекы образовательной деятельности

 

1. Формирование и стимулирование субъективной позиции ребенка (уважительное и позитивное отношение к самостоятельности мнений и выводов, поощрение самостоятельного использования различных способов выполнения заданий, организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала и т.п.);

  1. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности ребенка (активное принятие оригинальности выводов и решений учащихся, применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид действия с учебным материалом и т.п.);
  2. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не передачу учебной информации) (развитие мотивационной сферы учащихся, поощрение проявления инициативы и активности);
  3. Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся (использование приемов внешней и внутренней дифференциации, выбор приемов и видов проведения урока с учетом возрастных особенностей; использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности);
  4. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного смысла учения (создание ситуации успеха, нравственного выбора; ориентация на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам);
  5. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей (постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; использование сюжетноролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций; повышение доли учебных заданий творческого характера);
  6. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе (создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям; к достижению успеха);
  7. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия (доброжелательность в общении; организация сотрудничества учителя и учеников; приоритет диалогических форм учебной деятельности);
  8. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (поощрение познавательной активности детей; использование таких вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров);
  9. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 05_-_iz_opyta_raboty.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя физики высшей категории

школы №617 Приморского района г. Санкт-Петербург

О,        сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

А. С. Пушкин

Система моего обучения физике организовывается так, чтобы учащиеся овладевали знаниями, умениями и навыками, необходимыми им для самостоятельной практической деятельности. Неслучайно эта естественная направленность обучения возведена педагогической наукой в ранг ведущего принципа - принципа практической направленности подготовки учащихся. Эту задачу я решаю путем включения в уроки прикладного материала и разработки задач с техническим содержанием, конструкторских и изобретательских задач, лабораторных работ практического характера. В связи с тем, что научно-технический прогресс приводит к обновлению технических объектов и технологий невероятно быстрыми темпами, эта задача становится очень актуальной. Учащиеся должны осознать, что научные физические знания являются основой решения не только профессиональных, но и многих бытовых проблем. Физика является основой научного мировоззрения и современной техники, что я и стремлюсь доказать ученикам в своей работе. В настоящее время очень много профессий, где нужны умные и образованные люди. Именно физика открывает человеку глаза не только на интересный окружающий мир, но и на величие человеческого духа и разума. У физики как учебного предмета огромный человеческий потенциал: она показывает высокие примеры служения истине, учит человека полагаться не на везение и потусторонние силы, а на законы природы и самого себя, умеющего использовать эти законы. Надо не верить в чудеса, а уметь творить их! Разве не является чудом достижения современной техники.

Главная моя цель - проявить у ребят искренний интерес к физике, вовлечь их в совместное творчество на уроках.

В процессе преподавания я стараюсь решать следующие задачи:

  1. Выявлять, изучать и развивать возможности, способности и интересы каждого ученика;
  2. Выявлять влияние содержания, способов, форм и технологий обучения физике на интеллектуальное и личностное развитие школьников, на формирование у них способности к самоопределению, саморазвитию;
  3. Продолжать дальнейший поиск и апробацию форм, методов и способов развития у учащихся творческого отношения к действительности;
  4. Участвовать в разработке проблем личностного и профессионального самоопределения.

Для определения путей решения поставленных задач я ежегодно, начиная с седьмого класса, веду индивидуальную работу с каждым учеником. Два раза в неделю (вторник, четверг) в кабинете физики с 16:00 до 18:00 я работаю с учениками, которым что-то было не понятно на уроке. Не выполнил контрольную или лабораторную работу - приходи и исправляй. В течение первого года обучения физике изучаю каждого ученика, его способности, интересы. Также работаю с сильными ребятами. Неудовлетворительную оценку за контрольную, лабораторную работу, зачет я сразу не ставлю. Даю время ученику разобраться в своих неудачах. Ребята с удовольствием посещают эти занятия. В спокойной, непринужденной обстановке ученик раскрывает свои возможности, видны его проблемы. Учащийся ближе знакомится с учителем, рассказывает о себе, своей семье, отношениях с родителями. В дальнейшем, в 8 - 11 классах ученики сами приходят в назначенное время, исправляют свои оценки. Часть ребят занимается в кружке «Юный физик», где они проводят много интересных опытов.

На своих уроках сразу создаю деловую обстановку, все расписано по минутам, у учеников нет чувства страха, что получат «2», нет напряжения, есть возможность пошутить, обсудить свои действия, проявить знания и сообразительность.

При проведении своих уроков я стараюсь сочетать экспериментальные и теоретические методы, так как они способствуют развитию различных компонентов процесса мышления. При выборе того или иного метода анализирую возможность его раскрытия: достаточно ли убедителен эксперимент, доступна ли модель явления ученику. Занятия стараюсь строить разнообразно, чтобы они были не трафаретными и вызывающими скуку, а способными вовлекать учащихся в активный процесс приобретения знаний.

На всех уроках всегда использую технические средства обучения: кодоскоп, мультимедийный проектор, компьютер, эпидиаскоп. Я считаю, что современный учитель физики должен в совершенстве владеть всеми современными техническими средствами обучения.

Организация личностно-ориентированного подхода неразрывно связана с использованием информационных технологий (в практике использую компьютеры и видеотехнику).

Использование информационных технологий в обучении способствует развитию познавательного интереса учащихся, т.к. изменяя параметры и наблюдая результат компьютерного эксперимента, учащийся может провести интерактивное физическое исследование по каждому эксперименту. Видеозаписи делают курс более привлекательным и помогают сделать занятия живыми и интересными. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий порождает здоровую соревновательность, в то же время их работа формально мало зависит от него, как от учителя. Эта ситуация создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные варианты. Все это способствует развитию у детей нормальной самооценки.

Как показывает опыт работы «общение» с компьютером приучает ребят понимать смысл каждой операции, её взаимосвязь с другими операциями, формулировать и конкретизировать задание, выделять этапы его выполнения, проводить аналогии и осуществлять перенос умений в новые условия, исследовать другие возможности в обучающей системе.

Основные направления работы с учащимися:

  • Развитие интеллектуальных способностей: стимулирование участия в олимпиадах, творческих конкурсах, интеллектуальных играх; тематические классные часы; консультационные беседы с родителями; обеспечение валеологической и психологической поддержки учащихся; рекомендации по выбору предпрофильных курсов (если учащиеся просят помочь разобраться); совместные образовательные экскурсии и поездки; рекомендации по изучению научной и популярной литературы с дальнейшим обсуждением.
  • Развитие физических способностей учащихся: поощрение к участию в спортивных секциях, соревнованиях; участие в днях здоровья, профилактических мероприятиях; совместные туристические походы, походы на природу, лыжные и велосипедные прогулки.
  • Развитие творческих способностей учащихся: поощрение посещения кружков, участию в творческих конкурсах, предметных декадах, творческих проектах; совместная разработка сценариев вечеров; участие в эстетическом оформлении класса и школы.
  • Формирование активной гражданской позиции: стимуляция детского самоуправления в классных делах; участие в школьных программах гражданского воспитания; организация тематических часов общения, конкурсов, викторин; совместный просмотр тематических фильмов; ежегодная организация игры «КВН»; оформление тематических стендов и уголков; участие в субботниках и трудовых десантах.
  • Социальный запрос общества к современной школе сводится к созданию условий для формирования ученика свободной, творческой, критически мыслящей личностью, способной осознать и развивать свои задатки и склонности, находить свое место в жизни. Эта цель лежит в основе личностно-ориентированного подхода в обучении, который я активно внедряю.

Основные аспекы образовательной деятельности

1. Формирование и стимулирование субъективной позиции ребенка (уважительное и позитивное отношение к самостоятельности мнений и выводов, поощрение самостоятельного использования различных способов выполнения заданий, организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала и т.п.);

  1. Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности ребенка (активное принятие оригинальности выводов и решений учащихся, применение заданий, позволяющих ученику самому выбрать тип, вид действия с учебным материалом и т.п.);
  2. Ориентация на формирование учебной деятельности школьников (а не передачу учебной информации) (развитие мотивационной сферы учащихся, поощрение проявления инициативы и активности);
  3. Знание и учет психофизиологических особенностей учащихся (использование приемов внешней и внутренней дифференциации, выбор приемов и видов проведения урока с учетом возрастных особенностей; использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности);
  4. Ориентация на развитие внутренних мотивов учения; стимулирование и становление собственного смысла учения (создание ситуации успеха, нравственного выбора; ориентация на освоение процесса обучения, а не стремление к заданным извне результатам);
  5. Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей (постановка и организация разрешения проблемных ситуаций; использование сюжетноролевых игр, элементов тренинга, анализ ситуаций; повышение доли учебных заданий творческого характера);
  6. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе (создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям; к достижению успеха);
  7. Организация равноправного партнерского общения в ходе учебного взаимодействия (доброжелательность в общении; организация сотрудничества учителя и учеников; приоритет диалогических форм учебной деятельности);
  8. Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга (поощрение познавательной активности детей; использование таких вариантов организации учебной работы, обеспечивающих зависимость результатов групповой или индивидуальной работы от деятельности партнеров);
  9. Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя-дефектолога в ТПМПК Московского района

Деятельность территориальной психолого-педагогической комиссии по реализации принципа приемствености дошкольного и начального общего образования...

Рабочие программы для 5 сп классов для детей с ОВЗ 8 вида. ГБОУ школа № 7 Красносельского района города Санкт-Петербурга составила учитель Казачек И.А.

Рабочие программы по предметам 1. Развитие речи и окружающий мир,2. Математические представления и конструирование.3. Альтернативное чтение.4.Графика и письмо.5.Адаптивная физкультура,6. Музыка и движ...

Рабочая программа учебного предмета «Развитие речи и окружающий мир» для 5 - СП класса ГБОУ школа №7 Красносельского района г. Санкт-Петербурга.учитель Казачек И.А.

Пояснительная записка.     Рабочая программа по предмету «Развитие речи и окружающий мир» разработана на основе «Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отстал...

Демонстрационный эксперимент на уроках физики в 8 и 10 классах, при изучении некоторых тем по разделу "Электростатика". Из опыта работы учителя физики

Учитель физики Колобухов А.В.   ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)г. Санкт-Петербург               Материалы настоящей статьи содержит описание демо...

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)

Формирование soft-skills у учащихся на уроках английского языка в ГБОУ школа №100 Калининского района г. Санкт- Петербурга (из опыта работы)....