Программа дополнительного образования по физике «Занимательная электротехника», к теме «Электрические явления».
рабочая программа по физике (9 класс)

Порядина Галина Алексеевна

Программа дополнительного образования по физике «Занимательная электротехника», к теме «Электрические явления».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_dop.oobraz._programma.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение  СОШ № 24

 Программа дополнительного образования по физике «Занимательная электротехника», к теме «Электрические явления».

Составил: учитель МАОУ СОШ №24                                                                            

Порядина Галина Алексеевна…………….

                                          Тамбов – 2023


1.Пояснительная записка.

Данная программа по физике к теме “Электрические явления”, составлена для школьников, занимающихся в системе дополнительного образования. Её основным направлением является комплексный подход к получению школьниками знаний, навыков и умений на базе теоретического материала, рассмотренного на уроках физики.

 Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать учебную программу и создают условия для всестороннего развития личности.

 Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности, дают  глубокий эмоциональный заряд. Проведение самостоятельных экспериментов, изготовление пособий и моделей, закрепляет, расширяет и углубляет знания студентов, что повышает эффективность обучения и в творческом объединении, и на уроках. Возникает мотивация успеха, уверенность в своих силах и желание приобретать новые знания.

Воспитание творческой активности в процессе изучения физики является одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учеников являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки школьников, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к предмету.

Программа «Занимательная электротехника» закрепляет основные  понятия и законы электротехники, знакомит с новинками техники, с великими учеными и изобретателями.

Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.

Основные цели программы:

1. Создание условий для формирования и развития творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

2. Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;

3. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

4. Формирование интереса к изучению электротехники и проведению экспериментальных исследований;

5. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной деятельности.

Задачи программы:

Образовательные: способствовать самореализации учеников в изучении конкретных тем электротехники, развивать и поддерживать познавательный интерес к предмету, знакомить  с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитию познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований, с использованием информационных технологий.

Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к электротехнике и энергосбережению, как к важному элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие: развитие умений и навыков студентов самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование  активности и самостоятельности, инициативы, культуры общения и поведения.

Виды деятельности:

 Занимательные опыты по разным разделам физики; применение ИКТ; занимательные экскурсии в область истории электротехники; применение электротехники в практической жизни; наблюдения за явлениями природы

Форма проведения занятий кружка:

Беседа; экспериментальный практикум; экскурсии; проектная работа; практикум решения физических задач; лекции.

Планируемые результаты:

при успешной реализации программы студенты должны приобрести навыки:

 решения разного типа заданий; постановки эксперимента;работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными ресурсами Интернет;

сформировать представления о профессиональном самоопределении;

умения наблюдать и изучать явления и свойства веществ и тел; описывать результаты наблюдений; делать выводы;использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Образовательная программа дополнительного образования по физике «Занимательная электротехника» для школьников.

Компоненты проектирования

Что необходимо определить

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Научить безопасному и экономичному использованию электроэнергии и электроприборов, в повседневной жизнедеятельности и на производственной практике.

ЗАДАЧИ

1.Знать и понимать необходимость выполнения техники безопасности, при работе с электроприборами.

2.Уметь определять неисправности приборов.

3.Производить замену предохранителей, индикаторных ламп.

4.Научить читать и собирать простые электрические схемы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Ответственный

Сроки

Определение места и времени  проведения.

Руководитель программы

1 месяц

РЕСУРСЫ

информационные

Ресурсы интернета, учебники электротехники

материальные

Использование базы электротехнической лаборатории и учебной мастерской плотников.

финансовые

Директор

трудовые

Руководитель программы

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Механизмы

Мероприятия

Ответственный

отчетный

Отчёт в виде открытых занятий, выставок творческих работ, участия в конкурсах технического проектирования.

Администрация

Руководитель программы

контролирующий

Текущий  и итоговый контроль

Директор


3. Проект учебно-тематического плана образовательной программы дополнительного образования по физике «Занимательная электротехника», общее количество часов составляет 36 часов.

Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

экскурсии

1

Безопасное применение электричества в быту и на производстве

1

2

Приборы постоянного и переменного тока. Правила включения в цепь.

1

3

Простейшие электрические цепи. Обозначения на электрической схеме и  составление простейших схем.

1

4

Сборка электромагнита.

1

5

Сборка электрического звонка.

1

6

Сборка указателя уровня жидкости.

1

7

Сборка электромагнитного тормоза.

1

8

Сборка простейшего телеграфа

1

9

Подготовка к конкурсу-выставке, создание презентаций работ

1

   10

Участие в конкурсе

1

 14

Энергосбережение - стратегическая задача государства. Экскурсия в Центр энергосбережения. Учимся экономить электроэнергию- учебная игра «Энергоменеджер». Знакомимся с энергосберегающими технологиями.  

4

13

Составляем отчёт об экскурсии. Как будем беречь электроэнергию?

1

14

Публикуем отчёты и буклеты.

1

16

Электроприборы в моей будущей профессии

2

18

Определение неисправности приборов

2

20

Замена предохранителей  и индикаторных ламп

2

22

 Изучение электрических схем электрофуганка, электродрели, электролобзика. Знакомство с правилами эксплуатации.

3

25

Составление перечня возможных поделок.

2

27

Изготовление поделок, с помощью инструментов. .

4

31

Выставка поделок. Награждение победителей.

1

32

Рейд  «Электроконтролёра», выявить нарушения в применении электроэнергии и отметить применение современных энергосберегающих технологий.

2

34

Составить и опубликовать фотоотчёт. Отметить участников проекта.

1

36

Итоговое тестирование. Чему научились, что было полезно и интересно? Чтобы хотелось узнать подробнее?

1

Всего: 36

14

16

6

4.Методические рекомендации.

   Работа школьников включает разные виды деятельности. На  практических занятиях, следует особое внимание уделять соблюдению всеми правил техники безопасности. Вести учет всех проведенных инструктажей с соответствующей записью в журнале.

  При выполнении заданий обратить внимание на отыскание наиболее рациональных способов. Выбор способа решения – право ученика. Оформление заданий в соответствии с общепринятыми нормами. Выбор единиц измерения в соответствии с условием задачи, если в условии не оговаривается отдельно – то в СИ.

  При ремонте и конструировании простейших приборов, особое внимание уделить развитию навыков и умений работы со слесарным инструментом и электрооборудованием,формированию умений определять неисправность по параметрам измерительных приборов, внешнему виду оборудования.      Выработке основ алгоритмических  действий при применении электроинструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по физике 8 класса по теме "Электрические явления"

Контрольная работа, предназначенная для определения уровня образовательных  достижений учащихся 8 класса по теме "Электрические явления"...

Обобщающий урок по физике 8 класс по теме"Электрические явления"

Данная презентация позволяет повторить материал по теме"Электрические явления"...

Занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 9 класс по теме «Электрические явления и постоянный электрический ток» (практикум решения задач)

В рамках дистанционного обучния разработан план занятий кружка для обучающихся 9 классов физикоматемаического и инженерного профиля....

Занятия кружка «Олимпийская школа юного физика» 9 класс по теме «Электрические явления и постоянный электрический ток» (практикум решения задач)

В рамках дистанционного обучения разработан план занятия кружка на базе материалов Всероссийской олипиады по физике САнкт-Птербурга....

Рабочая программа дополнительного образования по физике на базе образовательного центра Точка роста для 9 классов «Экспериментальная физика»

Цель программы: формирование устойчивых знаний по курсу физики, необходимых для применения в практической деятельности, постановки опытов, решения задач, для изучения смежных дисциплин, для продолжени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по физике «Мир занимательной физики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования по физике  «Мир занимательной физики»...

Рабочая программа дополнительного образования по физике с использованием оборудования "Точка роста" "Физика вокруг нас"

Программа курса направлена на повышение интереса к физике и способствует лучшему усвоению материала, на создание условий...