сценарий урока "Вынужденные колебания. Резонанс" 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс)

Ольга Валентиновна Баласанова

Предмет: физика

Класс: 9

Тема урока: Вынужденные колебания. Резонанс.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель  урока:

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий с помощью технологии «Педагогическая мастерская»

Образовательная: расширение понятий базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов

Задачи урока:

Образовательные – подготовить обучающихся, которые:

  • узнают определения понятий: вынужденные колебания, резонанс, собственная частота колебаний;
  • смогут называть признаки и причины возникновения резонанса в колебательной системе;
  • узнают область применения вынужденных колебаний и резонанса.

Развивающие:

  • содействовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
  • обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять в ней главное;
  • содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
  • обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся: строить исследовательский проект и защищать его;
  • способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
  • способствовать развитию умений слушать выступающего и уметь корректировать его ошибки.

Воспитательные:

  • создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением технических средств;
  • обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;
  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии;
  • создать условия, обеспечивающие воспитание чувства сопереживания за товарищей,
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к физике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока31.39 КБ

Предварительный просмотр:

Автор урока: Баласанова Ольга Валентиновна

Место работы, должность: МАОУ СОШ №28 г. Балаково Саратовской области, учитель физики

Предмет: физика

Класс: 9

Тема урока: Вынужденные колебания. Резонанс.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель  урока:

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действий с помощью технологии «Педагогическая мастерская»

Образовательная: расширение понятий базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов

Задачи урока:

Образовательные – подготовить обучающихся, которые:

  • узнают определения понятий: вынужденные колебания, резонанс, собственная частота колебаний;
  • смогут называть признаки и причины возникновения резонанса в колебательной системе;
  • узнают область применения вынужденных колебаний и резонанса.

Развивающие:

  • содействовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
  • обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять в ней главное;
  • содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных условиях;
  • обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся: строить исследовательский проект и защищать его;
  • способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач;
  • способствовать развитию умений слушать выступающего и уметь корректировать его ошибки.

Воспитательные:

  • создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением технических средств;
  • обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся;
  • создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии;
  • создать условия, обеспечивающие воспитание чувства сопереживания за товарищей,
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к физике.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, наблюдение, решение проблемных ситуаций, анализ жизненного опыта.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экспериментальное оборудование для демонстрации вынуженных колебаний и резонанса в колебательной системе, в том числе два хрустальных бокала на ножке, зубочистка, стакан с водой. раздаточный материал по количеству человек в классе.

Информационные источники: А.В. Пёрышкин «Физика – 9 класс», учебник для общеобразовательных учебных учреждений; профессиональные интернет - ресурсы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые  УУД

Организационный этап.

(2 мин)

Презентация к уроку

Слайд №2. Приветствие. Настрой на урок. Прослушиваем отрывок Шаляпина. Спрашиваю, почему бокал разбился? Формирую познавательный интерес по теме. Предлагаю вспомнить изученный материал. Разделяю детей на шесть групп.

Переключают внимание и настраиваются на урок.

Самоопределение к деятельности;

сотрудничество с учителем, сверстниками

I. Актуализация знаний (7 мин)

  1. Мотивационный этап.

1.2. Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

1.3. Выявление затруднения и разработка плана по выходу их создавшегося затруднения.

Вспомним важные понятия изученному материалу в виде небольших исследований.

Группа 1,2 исследуют нитяной маятник (приложение 1)

Группа 3,4,5 исследуют пружинный маятник (приложение 2)

Группа 6 (эксперты) получают отдельное задание по новой теме (приложение 3)

Представители малых групп показывают результат: частота и период зависят от параметров колебательной системы (длины нити для нитяного маятника и массы груза для пружинного)

Как называются такие колебания? (свободные)

Но если они прекращаются со временем, то они что  делают? (затухают)

Подумайте, что надо создать в системе, чтобы колебания не прекращались? (действовать внешней силой).

Обращаюсь к группе один: получилось ли у вас вызвать колебания одного маятника с помощью другого? Как мы назовем эти колебания? (вынужденные)

Задайте тему урока, сформулируйте цели  (Слайд №3)

Вспоминают название установки.

Анализируют, какие характеристики можно исследовать.

Строят логическую цепь рассуждений, как подтвердить или опровергнуть гипотезу.

Находят информацию в конспекте.

Работают у доски.

Обобщают изученный ранее материал.

Находят путь к изучению нового материала.

Задают тему урока.

Самоопределение;

мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

II. Операционно-исполнительский этап (22 мин).

2.1. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Этап открытия нового знания


«Индукция»: вызываю представителя группы 6 для демонстрации исследования установки №1. Индуктор –  «внешняя сила».  Объяснение исследования по плану (приложение 3)

«Деконструкция»: Предлагаю обсудить характеристики короткого маятника: его частота колебаний будет равна частоте колебаний длинного? (нет)

Тогда, как мы назовем частоту колебаний короткого маятника? (собственная частота)

«Работа с материалом»: обращаю внимание на экран. Предлагаю выбрать из предложенных картинок те, на которых есть примеры вынужденных колебаний (Слайд №4)

«Индукция»: обращаю внимание на установку №2 (бокалы). Провожу опыт с бокалами и зубочисткой. Индуктор –  «резонанс».  Склоняю учащихся к наблюдению.

Раздаю задания в группы:

Группа 1,2 готовят план по объяснению опыта с зубочисткой

Группа 3,4 работает с текстом из учебника пар.27

Группа 5,6 получает два разных бокала, работают с заданием (приложение 4)

«Деконструкция»: демонстрацию какого явления вы наблюдали? (резонанс). Запишем определение в тетрадь. Назовите основные причины появления резонанса? (совпадение частот). Какая величина резко увеличивается при резонансе? (амплитуда)

«Работа с материалом»: Посмотрите на слайд (резонансная кривая) и объясните, что означает пик на этой кривой (резкое увеличение амплитуды при совпадении частоты внешней силы и собственной частоты колебаний системы) (Слайд №5)

Найдите частоту и амплитуду резонанса. Повторите на других примерах.

Наблюдают, отвечают на поставленные вопросы.

Находят затруднения, задают вопросы, сотрудничают в парах, исправляют ошибки.

Сопоставляют между собой данные полученные из двух экспериментов.

Работают с материалом учебника, находят новую информацию и применяют ее на практике.

Ведут записи в маршрутном листе.

Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение);

фиксирование индивидуальных затруднений при выполнении задания;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

целеполагание;

самостоятельное выделение и формирование цели;

планирование сотрудничества;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

установление причинно-следственной связи;

построение логической цепи рассуждения и доказательств.

III. Оценочно-рефлексивный этап (7мин).

3.1. Интерпретация полученных данных и вывод по результатам исследовательской работы.
3.3. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
3.4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

Организую рефлексию деятельности:

-обращаю внимание на слайд №6.

-задаю вопросы: по чему произошло обрушение моста? Как можно было предотвратить?

-раздаю задания группам (Слайд №7)

группы 1,2

группа 3,4

группа 5,6

-организую выполнение задания в формате ОГЭ (Слайд №8)

Вы хотели бы поделиться полученными знаниями с друзьями?

Организует эмоциональную рефлексию: если вам понравился урок, то уходя, положите белую бусинку, а правую чашу весов или черную бусину - в левую чашу. Весы и бусины находятся на столе у выхода.

Применяют только что открытое новое знание для решения поставленной задачи.

Выражают свои мысли, приводят аргументы для обоснования своего выбора.

Работают у доски.

Выражают эмоции по усвоению нового материала.

Оценивают свой результат.

Самоопределение;

волевая саморегуляция;

мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Самооценка на основе критерия успешности;

адекватное понимание успешности и неуспешности.

IV. Домашнее задание (2мин).

Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.

(Слайд №9)

П.26-27, изучить, упр.25 письменно. В домашних условиях повторить опыт с бокалами и объяснить данное явление.

Выбирают уровень выполнения домашнего задания.

Контроль и оценка способов своей деятельности.


Приложение 1

Используя нитяной маятник, секундомер и линейку, докажите, что частота и период колебаний зависят от длины нити.

Для этого:

-отмерьте длину нити 30 см

-отсчитайте 10 колебаний

-с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________

Рассчитайте частоту колебаний____________________

Повторите опыт для длины нити 15 см

-время__________

-частота___________________

Сделайте устный вывод

Приложение 1

Используя нитяной маятник, секундомер и линейку, докажите, что частота и период колебаний зависят от длины нити.

Для этого:

-отмерьте длину нити 30 см

-отсчитайте 10 колебаний

-с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________

Рассчитайте частоту колебаний____________________

Повторите опыт для длины нити 15 см

-время__________

-частота___________________

Сделайте устный вывод

Приложение 1

Используя нитяной маятник, секундомер и линейку, докажите, что частота и период колебаний зависят от длины нити.

Для этого:

-отмерьте длину нити 30 см

-отсчитайте 10 колебаний

-с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________

Рассчитайте частоту колебаний____________________

Повторите опыт для длины нити 15 см

-время__________

-частота___________________

Сделайте устный вывод

Приложение 2

Используя пружинный маятник и секундомер, докажите, что частота и период колебаний зависят от массы груза.

Для этого:

-закрепите один груз массой 100 г на пружине

-отсчитайте 10 колебаний

-с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________

Рассчитайте частоту колебаний____________________

Повторите опыт для 2-х грузов массой 100 г

-время__________

-частота___________________

Сделайте устный вывод

Приложение 2

Используя пружинный маятник и секундомер, докажите, что частота и период колебаний зависят от массы груза.

Для этого:

-закрепите один груз массой 100 г на пружине

-отсчитайте 10 колебаний

-с помощью секундомера измерьте время этих колебаний ________

Рассчитайте частоту колебаний____________________

Повторите опыт для 2-х грузов массой 100 г

-время__________

-частота___________________

Сделайте устный вывод

Приложение 3

Перед вами два маятника, висящие на общей нити.

Приведите в колебательное движение короткий маятник.

Объясните, почему длинный маятник тоже начал колебаться.

Ответьте на вопросы:

-Относятся ли колебания длинного маятника к свободным? _______________________

-Действует ли короткий маятник на длинный с некоторой силой?________________________

-Как можно назвать эту силу?________________

-Как можно назвать колебания длинного маятника?___________________________

Карточки разрезать, положить в лотки с оборудованием. Лотки положить на столы так, чтобы уместилось 4-5 человек в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механические колебания 11 класс

Повторительно – обобщающий урок в 11 классе. Вид учебных занятий: комбинированный урок с применением информационных технологий обучения.Цель урока: Закрепить знания, полученные на уроках фи...

Электрические колебания (11 класс)

Открытый урок с применением ИКТ...

разработка урока по теме "Механические колебания" 9 класс

Данный урок разработан по технологии концентрированного обучения, являлся открытым показательным уроком на семинаре по  применению технологии концентрированного обучения...

Тест по теме :"Электромагнитные колебания" 11 класс

Тест по теме :"Электромагнитные колебания" 11 класс составлен в формеЕГЭ. Работа рассчитана на 45 минут....

Урок - повторение по теме: "Электромагнитные колебания", 11 класс.

Презентация используется для углубленного изучения по данной теме....

Разработка сценария урока по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс

Разработка сценария урока по физике по теме "Звук. Звуковые колебания" 9 класс...

Зачёт "Механические и электромагнитные колебания" 11 класс

Представлены вопросы к зачёту по указанной теме уровня А и В с разделением на микротемы....