Урок-соревнование по физике в 8 классе «Путешествие в город Экспериментов»
методическая разработка по физике (8 класс)

Урок, который можно провести в неделю физики

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок-соревнование по физике в 8 классе «Путешествие в город Экспериментов»

Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в  предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных  применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Задачи:

  • повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
  • стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
  • научить применять знания в новой ситуации, а также  грамотно объяснять происходящие физические явления;
  • продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
  • формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать  в группах, умения оценивать деятельность товарища;
  • формировать умение объективно оценивать своих товарищей.

Оборудование:  компьютер,  видеопроектор, приборы для эксперимента, карточки с заданиями , таблица для подсчета очков

Задание

Команда

«Физические величины»

«Всем известный метр...»

«Физические загадки»

«Согласны ли вы с тем, что... »

 «Знатоки физики»

«Соревнование капитанов. Экспериментальное задание»

Всего баллов

1 команда

2 команда

Объяснение учителя перед игрой:

  1. В игре участвуют две команды в составе 4-5 обучающихся в 8 классе. Из оставшихся выбираем двух человек, которые будут вести подсчет баллов.
  2. Игрой руководит учитель физики, ему помогают обучающиеся восьмого класса, не занятые в команде.
  3. Время длительности каждого конкурса определяет учитель физики перед началом игры.
  4. Перед  конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов.

Примерный план

Учитель предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.

Конкурс №1. Лабиринт «Физические величины»

В лабиринте зашифровано 5 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Т

Е

П

Т

Н

Р

Е

П

О

Л

О

О

Г

Н

Р

М

П

Л

С

И

Э

О

А

А

Ь

Т

Я

М

В

С

С

О

Б

Ъ

Ё

О

Д

Н

О

С

Т

Ь

Ответы к конкурсу № 1:  теплопроводность, плотность, масса, объём, энергия.

Конкурс №2. «Всем известный метр...»

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...

Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.

Например: термометр – температура

Ответы к конкурсу №2:

  • динамометр – сила;
  • метр – длина;
  • спидометр – скорость;
  • барометр – атмосферное давление;
  • манометр – давление;
  • гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
  • электрометр – электрический заряд;
  • амперметр – сила тока;
  • вольтметр – напряжение;
  • ваттметр – мощность и  др.

Конкурс №3. «Физические загадки»

Каждый правильный ответ приносит  1 балл команде. Задание читается командам по очереди. Если команда не даёт правильный ответ, то может отвечать другая команда и получить за это 1 балл.

  1. Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
  3. Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают(Реостат)
  4. Книги читают, а грамоты не знают(Очки)
  5. Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
  6. Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
  7. Что с земли не поднимешь? (Тень)
  8. Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
  9. Чист и ясен, как алмаз,  дорог не бывает, он от матери рожденсам ее рождает(Лед)
  10. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что... »

Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.

  1. ...водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)
  2. ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)
  3. ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)
  4. ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)
  5. ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)
  6. ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)
  7. ...гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)
  8. … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)
  9. …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)
  10. …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)

Конкурс №5. «Знатоки физики»

Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):

  1. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)
  2. Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)
  3. Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)
  4. Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)
  5. Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)
  6. Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)
  7. Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)
  8. Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)
  9. Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)
  10. Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)

Конкурс №6. «Соревнование капитанов. Экспериментальное задание»

Задание капитану 1 команды:

Определить толщину проволоки. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно)

Задание капитану 2 команды:

Определить плотность металлического цилиндра. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно)

Помощники учителя подсчитывают баллы.

Заключительное слово учителя: Хочется закончить наше мероприятие словами инженера-исследователя: «В основе всего происходящего лежит физика. Поэтому, если хочешь разобраться в явлениях, проанализируй их с точки зрения физики»

Используемая литература:

  1. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
  2. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
  3. Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок соревнование по физике в 8 классе «Путешествие в город Экспериментов» Учитель физики Захарова Татьяна Юрьевна

Слайд 2

Лабиринт «Физические величины» Т Е П Т Н Р Е П О Л О О Г Н Р М П Л С И Э О А А Ь Т Я М В С С О Б Ъ Ё О Д Н О С Т Ь В лабиринте зашифровано 5 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.

Слайд 3

«Всем известный метр...» Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях... Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют. Например: термометр – температура

Слайд 4

«Физические загадки» Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака . Клубится , а не дым, ложится, а не снег . Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают . Книги читают, а грамоты не знают . Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? Висит груша – нельзя скушать . Что с земли не поднимешь? Видно нет у нее ума: ест она себя сама . Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден , сам ее рождает . Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает.

Слайд 5

«Согласны ли вы с тем, что... » Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».

Слайд 6

«Знатоки физики» Дать ответы на вопросы

Слайд 7

«Соревнование капитанов. Экспериментальное задание» Задание капитану 1 команды: Определить толщину проволоки. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно) Задание капитану 2 команды: Определить плотность металлического цилиндра. (Приборы для эксперимента выбрать самостоятельно)

Слайд 8

Всех благодарю за совместную плодотворную работу!!! Желаю успехов в изучении физики!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц»

Контрольно – обобщающий урок по теме «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» в 5 классе «Путешествие в Город Мастериц» в форме учебно технологической игры. Класс делится на две коман...

Классный час в 7 классе «Путешествие в Город мастеров»

Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и   уважение ...

Урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие по городу Числительску"

На уроке представлены разные виды работы: описание картины, разгадывание загадок, редактирование предложений по теме "Имя числительное", подбор пословиц и поговорок. Это урок обобщения и повторения ма...

Урок по русскому языку в 6 классе "Путешествие по городу Числительску"

На уроке представлены разные виды работы: описание картины, разгадывание загадок, редактирование предложений по теме "Имя числительное", подбор пословиц и поговорок. Это урок обобщения и повторения ма...

Презентация на тему по физике в 7 классе "Путешествие в страну эксперимента"

Применение понятия силы при решении задач через эксперимент....