Классный час в 7 классе «Путешествие в Город мастеров»
план-конспект урока (7 класс) по теме

Катулина Галина Викторовна

Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;

2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и   уважение           к русской народной культуре;

          3) развивать познавательный интерес и творческие способности учеников.

Форма внеклассного мероприятия: игра-путешествие.

Предварительная подготовка:

1) 5 учеников готовят выступление – роль «мастера». Каждый «мастер» представляет 

 народный промысел (посадские платки, гжель, жостово, палехская лаковая миниатюра, хохлома).

2) подготовить презентацию о промыслах;

3) ребята готовят вопросы «мастерам»;

4) организовать выставку книг, иллюстраций  о промыслах;

 предложить ученикам принести из дома изделия народных промыслов;

5) ученики готовят краткий рассказ (с демонстрацией) о том, каким творчеством занимаются в их семьях – вышивание, шитье, выжигание, вязание и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_gorod_masterov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«СОШ №2 городского округа город Волгореченск Костромской области»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Классный час в 7 классе

«Путешествие в Город мастеров»

  Автор: Катулина Галина Викторовна,

 учитель русского языка и литературы

Классный час в 7 классе

«Путешествие в Город мастеров».

Цели:1) познакомить учащихся с русскими промыслами и традициями;

2) приобщить ребят к ценностям русской культуры; воспитывать интерес и   уважение           к русской народной культуре;

          3) развивать познавательный интерес и творческие способности учеников.

Форма внеклассного мероприятия: игра-путешествие.

Предварительная подготовка:

1) 5 учеников готовят выступление – роль «мастера». Каждый «мастер» представляет  

 народный промысел (посадские платки, гжель, жостово, палехская лаковая миниатюра, хохлома).

2) подготовить презентацию о промыслах;

3) ребята готовят вопросы «мастерам»;

4) организовать выставку книг, иллюстраций  о промыслах;

 предложить ученикам принести из дома изделия народных промыслов;

5) ученики готовят краткий рассказ (с демонстрацией) о том, каким творчеством занимаются в их семьях – вышивание, шитье, выжигание, вязание и т.д.

Ход классного часа:

1). Вступительное слово учителя.

Каждый народ должен знать свои корни, свою культуру. Только так мы можем сохранить своё национальное достояние.

        Наша русская земля богата талантами. Во многих семьях можно найти мебель, платки, шкатулки, матрешки, которые изготовлены народными умельцами. Эти изделия мы увидим и во многих уголках земного шара, т.к. туристы покупают их и везут к себе на родину. Поэтому искусные мастера славятся на весь мир.

        Мы с вами сегодня отправляемся в Город мастеров. Туда прибыли и 5 мастеров, представителей русских промыслов.

        В добрый путь!

2). Презентация. Выступление «мастеров».

Перед вами карта (слайд 3,приложение 1), где расположены центры всемирно известных русских ремесел.

Обратимся к народным промыслам Центральной России (слайд 4, приложение 1):

Павловский Посад, Гжель, Жостово, Палех, Хохлома.

         «Мастера» покажут вам свои изделия, расскажут о промыслах, ответят  на ваши вопросы.

Итак,  мы с вами  отправляемся в Павловский Посад, что в Московской области.

1. Выступает «мастер» из Павловского Посада (слайды 5-8, приложение 1).

«Плат узорный...»

А ты все та же — лес да поле,

                                                                                                  Да плат узорный до бровей...

Эти строки поэт Александр Блок посвятил России. Узорные платки и шали носили и в городах, и в деревнях. Красовались в них и молоденькие девушки, и почтенные матери семейств. Издавна, по народной традиции, платок был самым желанным подарком. Платок не просто головной убор, а символ любви и красоты...

Вполне возможно, что «плат узорный», который воспел поэт, был изготовлен мастерами из старинного города на реке Клязьме. Имя города — Павловский Посад.

Когда-то жители села Павлово уходили на заработки в большие города, нанимались на шелкоткацкие мануфактуры и в красильные мастерские. А потом возвращались в родные края. Те, кому повезло разбогатеть, открывали ткацкие, красильные фабрики. Появились и свои умелые мастера, и искусные художники-резчики для набивного дела.

В Павлове шумели богатые ярмарки. Приезжали сюда за товаром из самых дальних уголков. Торговали тканями, хлебом, гжельской сине-белой посудой. И, конечно же, знаменитыми набивными павловскими платками. Расходились они по всей России. Да разве можно не купить такую красоту! Платки яркие, нарядные — глаз не отвести! Красные розы, букетики полевых цветов, зеленые листья и травы сплетаются в узоры — и все это на разноцветном фоне: черном, белом, красном, золотистом, васильковом, коричневом... Есть платки с кистями и бахромой, большие и поменьше. Всем павловские платки и шали к лицу!

А почему их называют набивными? Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в XIX веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных печатных досок с вырезанным рельефным
узором. Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки». Иногда узор не вырезали, а в доску вбивали металлические пластинки, проволочки, гвоздики. И на каждый цвет будущего рисунка на платке должна быть своя печатная доска. Для сложного красочного рисунка может потребоваться не один десяток «цветок»!

Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Вот так и возникло название «набойка», «набивная ткань». Сложное, трудоемкое, но интересное это дело — ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины. Но в Павловском Посаде всегда бережно хранили традиции народного промысла.

Накинет на плечи праздничный платок женщина, взглянет в зеркало и улыбнется... Красавица! [1]

Обратите внимание на образцы платков, что представлены на выставке!

(Ответы на вопросы учеников).

2. Выступает «мастер» из Гжели (слайды 9-11, приложение 1).

                       

                                                                         Синяя Гжель                    

                         

                                                                       Русская жемчужина,

                                                                                               Нас чаруешь ты.

 Синяя фантазия — море красоты!

Эти стихи поэт М.Г. Аверьянов посвятил Гжели. «Гжелью» сегодня называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. Есть даже огромные камины и изящные наборы шахматных фигурок. Но все это — белоснежная керамика с синей росписью. Всего два цвета — белый синий, а какая Гжель нарядная, праздничная!

Может быть, секрет этого чуда — в белоствольных березках, пушистом снеге и голубом чистом небе России? Или в скромных ромашках, склонившихся над тихой рекой, в которой отражаются белые облака?

В этих местах, в нескольких десятках километров от Москвы, издавна жили искусные гончары. Великий князь московский Иван Калита упоминал о Гжели в завещании своим сыновьям. А знаменитый русский ученый М.В. Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей где на свете... для фарфора употребляемая, какова у нас гжельская... нигде не видел я белизною превосходнее».

От дедов к внукам передавали свои секреты гжельские гончары. Вся посуда лепилась и расписывалась вручную. Особенно славились гжельские кувшины — кумганы-квасники. У них необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. Как приятно в жаркий день отведать прохладный, вкусный квас! И выпить его из кружки с секретом «напейся — не облейся». Но славилась  Гжель прежде всего знаменитым сочетанием белого фона и синей росписи.

Кистями разной величины, мазками длинными и короткими гжельцы создают гамму до 30 оттенков синевы!   И расцветают удивительные синие розы и другие цветы сказочной красоты. Мелкие цветочки сплетаются в гирлянды, в чудесные узоры. Но, кроме цветочных орнаментов, можно увидеть и картинки из народной жизни, пейзажи. Любят художники Гжели изображать сказочных птиц, правда, в них мы узнаем «своих» голубей, журавлей, задиристых петухов. Но Гжель – это не только роспись синей краской – кобальтом. Очень часто гжельскую посуду украшают искусно вылепленные фигурки людей, забавных животных. Тут и герои сказок, и озорные ребятишки, и музыканты, и хозяйки за рукоделием или иной работой, кот-мурлыка и собачки. Создают гжельские мастера и небольшие скульптуры-статуэтки. И хотя эти скульптуры ведут свою родословную от народной глиняной игрушки, сколько фантазии, выдумки и доброго юмора вкладывали в них гжельские умельцы!

Расписные бело-синие фигурки людей на картине убирают урожай, поют песни, работают и отдыхают, катаются на лодках и гуляют на свадьбах...

          Мастера и художники Гжели не забывают и старинные традиции промысла: возродилось производство майолики (керамики, покрытой глазурью). Оказывается, Гжель может сиять не только позолотой, но и нежным многоцветьем красок.

    История Гжели насчитывает не одно столетие, но интерес к этому художественному промыслу не угас. И, значит, сказочные синие цветы Гжели будут цвести по-прежнему.[1]

    Обратите внимание на то, что находится на нашей  выставке!

(Задаются вопросы).

3. Выступление «мастера» из города Жостово (слайды 12-15, приложение 1). 

              Жостовские подносы

Какие свежие, яркие и прекрасные букеты цветов! Розы — белые, чайные, алые -   раскрыли свои нежные лепестки, пионы красуются пышными шапками, огненные маки и астры, словно большие лучистые звезды, красочные георгины и еще какие-то незнакомые, необычные, но не менее прекрасные цветы.

А разве не очаровательны букеты из скромных полевых цветов: ромашек, незабудок, фиалок? Среди крупных, почти прозрачных, налитых соком виноградных гроздей порхают маленькие, яркие птицы. А еще можно увидеть корзинки спелых фруктов и ягод. И мы, кажется, ощущаем тонкий и нежный аромат, свежесть влажных от росы листьев... Нет, мы не в саду и не в цветочном магазине.

Все эти чудесные букеты... нарисованы на знаменитых подносах из Жостова.

Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос — нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовские подносы нравятся всем!

Сначала в подмосковной деревеньке Жостово делали из папье-маше лакированные табакерки, коробочки, чайницы, шкатулки на манер знаменитых федоскинских, только попроще. Но известность жостовским мастерам принесли расписные металлические подносы. И не только букеты цветов можно увидеть на них. Тут и пейзажи, и сценки народных гуляний, катания на лодках, свадеб и чаепитий.

Иногда живопись светится особым, мерцающим светом — это мастер использовал на картине перламутровые кусочки, накладывая их прямо на поднос.

Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. Художник сначала лишь намечает будущую роспись, рисует свободно, быстрыми и точными мазками. И даже повторяя рисунок, мастер импровизирует, добавляет что-то новое: красочный блик, цветовой оттенок. Так что каждый поднос — уникальная авторская работа.

Уральский сказочник П.П. Бажов писал об уральских расписных подносах, но его слова можно смело отнести и к жостовским: «Нарисуют что-либо на железном подносе и покроют лаком. А лак такой, что через него все до капельки видно, и станет та картинка как влитая в железо... Ни жаром, ни морозом ее не берет. Сила мастерства...»

Да, «сила мастерства» художников из подмосковного Жостова творит настоящие чудеса.

Поднос из обычной, нехитрой вещи превратился в настоящее произведение искусства.[1]

Обратите внимание на то, что находится на нашей  выставке!

            (Задаются вопросы).

4.Слово «мастеру» из села Палех, что в Ивановской области. Это родина лаковой миниатюры (слайды16-18, приложение 1).

                    Палехская лаковая живопись

Старинное предание рассказывает: в земли Владимиро-Суздальского княжества пришли люди, спасаясь от набегов вражеских орд. Среди лесных чащоб расчистили место для поселения и пашни, а пни от вековых деревьев сожгли, спалили. Потому и назвали село Палехом, а тихую и чистую речку Палешкой.

Палешане славились как искусные иконописцы. С ранних лет отдавали мальчиков для обучения этому ремеслу. О том, как выглядела обычная иконописная мастерская, можно узнать из повести «В людях» Максима Горького: «Комнаты тесно заставлены столами, за каждым столом сидит, согнувшись, иконописец, за иными -  по двое. С потолка спускаются на бечевках стеклянные шары; налитые водой, они собирают свет лампы, отбрасывая его на квадратную доску иконы белым, холодным лучом». Над иконой трудилось несколько мастеров: кто-то рисовал одежды или пейзажи, кто-то лица и руки — такого мастера называли «личник».

 Палехские иконописцы расписывали чудесными фресками церкви и храмы по всей России. Даже в Московском Кремле, в «золотой», как ее иногда называли, Грановитой палате работали мастера из Палеха - братья Белоусовы.

Но время шло, искусство Палеха оказалось вдруг никому не нужным. Обиделись многие художники и уехали из родных мест в поисках лучшей доли. «Палех уже умирает или вымирает, его не воскресить», - еще в 1901 году писал А.П. Чехов.

Новую славу Палеху принесло искусство лаковой живописи на шкатулках из папье-маше. И живы традиции старинных мастеров-иконописцев.

...Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона,  на  высоком тереме красна девица ждет удалого молодца... Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки...

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой...

Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Пишут палехские мастера яркими темперными красками, иногда густыми, плотными мазками, а чаще — тонкими, подобно акварели, прозрачными слоями — «плавью», как говорят палешане. Золотые блики, орнаменты расцвечивают миниатюру, и шкатулочка из папье-маше превращается в драгоценную, чудесную, сказочную вещь.

Палехские ларцы-шкатулочки, броши и сувениры охотно покупают туристы из других стран — в память о России.[1]

Обратите внимание на красивые шкатулки, что находятся на нашей  выставке!

            (Ответы на вопросы).

 

 5. «Мастер» из Хохломы Нижегородской области (слайды 19-21, приложение 1).

            Золотая Хохлома.

Прекрасна осенняя пора... Выглянет солнышко из-за темных туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнем. Золотом горят листья березок и кленов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная, красочная деревянная посуда, которой издавна торговали на веселых ярмарках в старинном селе Хохлома. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно.

Нарисованы на ней травы, листья, цветы, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Но не для царских столов создавали мастера посуду с хохломской росписью, украшала она крестьянские праздники да свадьбы. Хозяйка выставляла ее для дорогих гостей. Пусть и не богатое угощение, но от всей души...

Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название — «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Сначала мастер вырезает из дерева заготовку — будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, что гончары лепят. А потом еще надо ее льняным маслом пропитать. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Этот секрет знали еще иконописцы Древней Руси. Вместо дорогого золота, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки».

И происходит чудо: деревянная расписная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляника, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон.

Ах, как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой.

Не боится хохлома ни жара, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.[1]

  «Золотая хохлома» представлена на нашей выставке.

  (Ответы на вопросы).

3). Конкурс для внимательных.

 Учитель задаёт вопросы:

  1. Какой из перечисленных промыслов самый древний? (Хохлома – 700 лет).
  2.  На какой росписи не встретишь синего цвета?  (На хохломской).
  3. Почему посуда из Гжели белая? (Добавляют известь).
  4. Какое изделие изготовляют из металла? (Подносы).
  5. Как расписывают Павловские платки? (Печатают, делая деревянные заготовки).
  6. Какой фон чаще встречается на палехских шкатулках? (Черный).

Продолжите пословицу: Дерево смотри в плодах, а человека  - …(в делах).

4). Выставка «Умелые руки».

(Ребята показывают и рассказывают о своих изделиях - образцах – шитье, вязание, вышивание,…  Чем можно гордиться.)

 5). Заключительное слово классного руководителя.

    Понравился ли вам наш классный час?  Какие чувства у вас возникли от  увиденного и услышанного?

(Дети делятся впечатлениями)

Да, сегодня мы узнали о многих народных промыслах. Эти прекрасные изделия поражают нас своей красотой! Глядя на них, мы лучше представляем, как же богата наша русская земля и как мы должны бережно относиться к русской культуре, нашим традициям.

А еще мы убедились, что и в нашем классе, в ваших семьях есть таланты! Художники, чудесные швеи, вышивальщицы, рукодельницы. Не оскудеет наша земля, коли есть такие таланты! Берегите свой талант, развивайте и дальше! Продолжайте семейные традиции. Вам в будущем это пригодится.

Использованная литература:

1) А.Клиентов. Народные промыслы. / Серия «История России». - М., 2006.

2) Комплект буклетов «Путешествия в мир народного искусства Подмосковья»/Сост. С.В.Горожанина. – М., 2006:

    - Гжельский керамический промысел.

    - Художественная обработка дерева и растительных материалов.

    -  Художественные лаки.

    -  Художественный текстиль.

    -  Художественное дерево Сергиево – Посадского края.

3) Классные часы: 5 класс./Авт.- сост. А.В.Давыдова. – М.,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в город Мастеров"

Внеклассное мероприятие  "Путешествие в город Мастеров" по профориентации  учащихся начальной школы. Краткое содержание: знание пословиц о труде, викторина, загадки о профессиях, игра "...

Внеклассное мероприятие "Путешествие в город Мастеров"

Внеклассное мероприятие  "Путешествие в город Мастеров" по профориентации  учащихся начальной школы. Краткое содержание: знание пословиц о труде, викторина, загадки о профессиях, игра "...

Внеклассное мероприятие по трудовому обучению "Путешествие в город мастеров"

С целью закрепления полученных в течении учебного года знаний по трудовому обучению,повышеня интереса к урокам труда, а также  расширени кругозора, развития навыков коммуникативного общения...

Конспект урока английского языка по теме : «Путешествие в город- мастеров» в 4-м классе с использованием ИКТ.

Урок обобщения знаний по теме "Професии" с использованием ИКТ. Цель урока : активизация монологической и диалогической речи.Развитие критического мышления....

классный час "веселое путешествие по городу мастеров"

Данный классный час посвящен профориентации обучаущихся с ОВЗ...

Сценарий внеклассного мероприятия «Конкурсная программа «Путешествие в город Мастеров» (8-9 классы)

Мастер – это самый уважаемый человек. На мастерах держится жизнь. Всё, что нужно человеку, сделано руками мастеров. На мероприятии "Путешествие в город Мастеров" наши ребята показали с...

Квест "Путешествие в город мастеров" технология 5 класс

Квест-игра развивает интерес к предмету, творческие способности. Проходя квест, школьники учатся формулировать проблему, планировать свою деятельность, самостоятельно добывать и систематизироват...