Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс)

Найданова Ринчима Пурбоевна

Рабочая программа по физике для 9 классов

основной общеобразовательной школы

Данная рабочая программа по физике предназначена для обучающихся 9 классов Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Улан-Удэ. Рабочая программа учитывает программу воспитания школы и использует модули урока:

3.4. Модуль «Школьный урок» реализация воспитательного потенциала урока предполагает:

  • организация предметных образовательных событий (проведение олимпиад, предметных декад, конкурсов, викторин, деловых и занимательных игр, и др.) для обучающихся с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

  • Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения на порталах Комитета по образованию, Учи.ру, ЯКласс, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, уроки Онлайн, видеолекции); групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;

  • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивание своей точки зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Администрация железнодорожного района  г. Улан-Удэ

МАОУ "СОШ № 13" г. Улан-Удэ

РАССМОТРЕНО
МО учителей естественно-научного цикла

______________ Бутусина Л.А.
Протокол №1
от "
26августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР МАОУ "СОШ №13"

______________ Кривова А.В.
Протокол № 112
от "
31августа  2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МАОУ "СОШ №13"

______________ Биликов А.Д.


от "
31августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5366970)

учебного предмета

«Физика»

для 9 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год

Составитель: Найданова Ринчима Пурбоевна

учитель физики

г. Улан-Удэ 2023

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 9 классов

основной общеобразовательной школы 

      Данная рабочая программа по физике предназначена для обучающихся 9 классов Муниципального автономного образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа №13» г. Улан-Удэ.     Рабочая программа учитывает программу воспитания школы и использует модули урока:

3.4. Модуль «Школьный урок» реализация воспитательного потенциала урока предполагает:

  • организация предметных образовательных событий (проведение олимпиад, предметных декад, конкурсов, викторин, деловых и занимательных игр, и др.) для обучающихся с различными образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.
  • Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения на порталах Комитета по образованию, Учи.ру, ЯКласс, обеспечивающих современные активности обучающихся (программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, уроки Онлайн, видеолекции); групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  • Инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивание своей точки зрения.

Сведения о программе

Настоящая программа составлена на основе

  • примерной государственной программы по физике для основной школы, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации. (Приказ Минобразования  России от 05. 03. 2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”.) (подготовили: В.О. Орлов, О.Ф. Кабардин, В.А. Коровин, А.Ю. Пентин, Н.С. Пурышева, В.Е. Фрадкин)

и

  • авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Е. М. Гутник., Дрофа, 2014
  • УМК  по физике для 7 – 9  классов для реализации данной авторской программы.
  • Уставом МАОУ «СОШ №13» г. Улан-Удэ и другими локальными нормативными документами.

Программа отражает содержание курса физики основной школы (7-9 классы). Она учитывает цели обучения физике учащихся основной школы и соответствует обязательному минимуму содержания физического образования в основной школе.

Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Место и роль учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

Учебный предмет «Физика» в основной общеобразовательной школе относится к числу обязательных и входит в Федеральный компонент учебного плана.

Роль физики в учебном плане определяется следующими основными положениями.

Во-первых, физическая наука является фундаментом естествознания, современной техники и современных производственных технологий, поэтому, изучая на уроках физики закономерности, законы и принципы:

  • учащиеся получают адекватные представления о реальном физическом мире;
  • приходят к пониманию и более глубокому усвоению знаний о природных и технологических процессах, изучаемых на уроках биологии, физической географии, химии, технологии;
  • начинают разбираться в устройстве и принципе действия многочисленных технических устройств, в том числе, широко используемых в быту, и учатся безопасному и бережному использованию техники, соблюдению правил техники безопасности и охраны труда.

Во-вторых, основу изучения физики в школе составляет метод научного познания мира, поэтому учащиеся:

  • осваивают на практике эмпирические и теоретические методы научного познания, что способствует повышению качества методологических знаний;
  • осознают значение математических знаний и учатся применять их при решении широкого круга проблем, в том числе, разнообразных физических задач;
  • применяют метод научного познания при выполнении самостоятельных учебных и внеучебных исследований и проектных работ.

В-третьих, при изучении физики учащиеся систематически работают с информацией в виде базы фактических данных, относящихся к изучаемой группе явлений и объектов. Эта информация, представленная во всех существующих в настоящее время знаковых системах, классифицируется, обобщается и систематизируется, то есть преобразуется учащимися в знание. Так они осваивают методы самостоятельного получения знания.

В-четвертых, в процессе изучения физики учащиеся осваивают все основные мыслительные операции, лежащие в основе познавательной деятельности.

В-пятых, исторические аспекты физики позволяют учащимся осознать многогранность влияния физической науки и ее идей на развитие цивилизации.

Таким образом, преподавание физики в основной школе позволяет не только реализовать требования к уровню подготовки обучающихся в предметной области, но и в личностной и метапредметной областях, как это предусмотрено ФГОС основного общего образования.

Используемые технологии обучения. Формы организации образовательного процесса. Внеурочная деятельность по предмету.

Реализация Рабочей программы строится с учетом личного опыта обучающихся на основе информационного подхода в обучении, предполагающего использование личностно-ориентированной, проблемно-поисковой и исследовательской учебной деятельности обучающихся сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельной.

Учитывая значительную дисперсию в уровнях развития и сформированности универсальных учебных действий, а также типологические и индивидуальные особенности восприятия учебного материала современными школьниками, на уроках физики предполагается использовать разнообразные приемы работы с учебным текстом, фронтальный и демонстрационный натурный эксперимент, групповые и другие активные формы организации учебной деятельности.

Внеурочная деятельность по физике в авторской программе не предусмотрена. (В рабочих программах учителей возможна ссылка на программу внеклассной работы ОУ)

Формы организации учебного процесса:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • проектная деятельность

Формы контроля: диктанты, тестирование, сочинения, изложения, устные рассказы на лингвистическую тему; орфографический анализ слов; моделирование текста; редактирование текста;  комплексный анализ текста.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок-практикум, урок проблемного обучения.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- групповая работа;

- коллективная работа;

- индивидуально - парная работа.

Сроки реализации рабочей программы: 2022-2023 учебный год.

Информация об используемом учебно-методическом комплекте (особенности его содержания и структуры)

Данный учебно-методический комплект реализует задачу концентрического принципа построения учебного материала, который отражает идею формирования целостного представления о физической картине мира.

Содержание образования соотнесено с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения физики, используя Модуль школьного урока. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Учебник «Физика. 9 класс. Учебник» автор А. В. Перышкин, Е. М. Гутник для общеобразовательных учреждений, входящий в состав УМК по физике для 7-9 классов, рекомендован Министерством образования Российской Федерации (Приказ Минобрнауки России 19 декабря 2012 г. № 1067  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

Информация о количестве учебных часов

Согласно учебному плану на изучение физики в 9 классе отводится 68 часов из расчета: 2 часа в неделю, в том числе  5 контрольных работ,9 лабораторных работ.

Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса

В результате изучения физики в 9 классе ученик должен

знать/понимать:

• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

• смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии.

уметь:

• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, электромагнитную индукцию;

• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;

• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

• решать задачи на применение изученных физических законов;

• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки безопасности радиационного фона.

Результаты освоения курса физики

Личностные результаты:

• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты:

• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;

• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты:

• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;

• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Формы аттестации обучающихся.

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Рабочая программа предусматривает следующие формы аттестации школьников:

  1. Промежуточная (формирующая) аттестация:
  • самостоятельные работы (до 10 минут);
  • лабораторно-практические работы (от 20 до 35 минут);
  • фронтальные опыты (до 10 минут);
  • диагностическое тестирование (остаточные знания по теме, усвоение текущего учебного материала, сопутствующее повторение) – 5 …15 минут.
  1. Итоговая (констатирующая) аттестация:
  • контрольные работы (40 минут);
  • устные и комбинированные зачеты (до 40 минут).

Характерные особенности контрольно-измерительных материалов (КИМ) для констатирующей аттестации:

  • КИМ составляются на основе кодификатора;
  • КИМ составляются в соответствие с обобщенным планом;
  • количество заданий в обобщенном плане определяется продолжительностью контрольной работы и временем, отводимым на выполнение одного задания данного типа и уровня сложности по нормативам ОГЭ;
  • тематика заданий охватывает полное содержание изученного учебного материала и содержит элементы остаточных знаний;
  • структура КИМ копирует структуру контрольно-измерительных материалов ОГЭ.        

Результаты обучения
      Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
      
Знать/понимать включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.
      Уметь включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.
      Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Физика. 9 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник-М.: Дрофа, 2014.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2015.
  3. Физика. 9 класс: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2014.
  4. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2017,2018.
  5. Тесты по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика 9 класс» / О.И. Громцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Оборудование и приборы

  1. Компьютер с выходом в интернет, мультимедиапроектор, экран, комплект электронных пособий по курсу физики 9 класс.
  2. Комплект электроснабжения кабинета физики.
  3. Телевизор, DVD-проигрыватель, видеомагнитофон.
  4. Набор учебно-познавательной литературы.
  5. Комплект лабораторного оборудования «ГИА-лаборатория»: механические явления; тепловые явления; электромагнитные явления; оптические и квантовые явления.
  6. Лаборатория L-микро (демонстрационный эксперимент по физике): механика; геометрическая оптика; электричество (1, 2, 3), набор электроизмерительных приборов постоянного и переменного тока; тепловые явления; газовые законы и свойства насыщенных паров; оптика; волновые явления на поверхности жидкости; комплект по механике поступательного прямолинейного движения (согласованный с компьютерным измерительным блоком).
  7. Лаборатория L-микро (физика в ученическом эксперименте): механика, оптика, электричество, молекулярная физика и термодинамика.
  8. Комплект для изучения свойств электромагнитных волн.
  9. Комплект приборов для изучения принципов радиоприема и радиопередачи.
  10. Набор по электростатике.
  11. Таблицы по физике.

Интернет-ресурсы

  1. Открытый класс. Сетевое образовательное сообщество. http://www.openclass.ru/node/109715
  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://www.fcior.edu.ru/
  4. Интернет урок.
  5. http://interneturok.ru/ru/school/physics/
  6. Газета «1 сентября» материалы по физике. http://archive.1september.ru/fiz
  7. Анимации физических объектов. http://physics.nad.ru/
  8. Физика 7-9 +.http://www.kursk.ru/win/client/gimn http://www.kursk.ru/
  9. Живая физика: обучающая программа. http://www.int-edu.ru/soft/fiz.html
  10. Уроки физики с использованием Интернета. http://www.phizinter.chat.ru/
  11. Физика.ru. http://www.fizika.ru/
  12. Физика: коллекция опытов. http://experiment.edu.ru/
  13. Физика: электронная коллекция опытов.
  14. http://www.school.edu.ru/projects/physicexp
  15. Федеральные тесты по механике. ://rostest.runnet.ru/cgi-bin/topic.cgi?topic=Physics
  16. Ускорение тел. Равноускоренное движение тел. http://www.school363.1t.ru/disthttp://www.school363.1t.ru/


Содержание курса физики в 9 классе

(68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел (26 часов)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения.

График скорости. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона

Свободное падение.  Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения.

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движе6ние. Ракеты.

Вывод закона сохранения механической энергии.

Демонстрации.

Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторные работы.

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

Механические колебания и волны. Звук. (10 часов)

Колебательное движение. Свободные колебания. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания

Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Длина волны. Скорость распространения волн.

Источники звука. Звуковые колебания. Высота тембр и громкость звука.

Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс.

Демонстрации.

Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.

Лабораторная работа.

  1. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины.
  2. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Электромагнитное поле (17 часов)

Магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление  электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения.

Электромагнитная природа света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Демонстрации.

Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы.

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.
  2. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания.

Строение атома и атомного ядра (11 часов)

Радиоактивность. Модели атомов. Радиоактивные превращения атомных ядер.

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект массы. Деление ядер урана. Цепная реакция.

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

Демонстрации.

Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.

Лабораторные работы.

  1. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
  2. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  3. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона
  4. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Строение и эволюция Вселенной (4 часа)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Строение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса

№п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Лабораторные работы

Контрольные работы

Контрольные, самостоятельные, лабораторно-практические работы, уроки развития речи

1

Законы взаимодействия и движения тел

26

22

2

2

  1. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».
  2. Контрольная работа №1 «Равномерное, равноускоренное движение»
  3. Лабораторная работа №2 «Измерение ускорения свободного падения тел».
  4. Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

2

Механические колебания и волны Звук

10

8

1

1

  1. Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины».
  2. Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

3

Электромагнитное поле

17

14

2

  1. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»
  2.  Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»
  3. Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле».

4

Строение атома и атомного ядра

11

6

4

1

  1. Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»
  2. Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям треков»
  3. Лабораторная работа № 8 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям».
  4. Лабораторная работа №9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»
  5. Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».

5

Строение и Эволюция Вселенной

4

4

-

-

-

Итого:

68

54

9

5

14

Календарно-тематическое планирование (ФГОС)

9  класс

Темы разделов и уроков

Тип урока

Виды деятельности, формы работы

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Дата

проведения

Освоение предметных знаний

УУД

план

факт

Законы движения и взаимодействия тел (26 часов)

1

Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчёта.

Перемещение.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность

Знать понятия: механическое движение, материальная точка, тело отсчёта, система отсчёта.

Уметь приводить примеры механического движения.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно ставить цели учебной деятельности

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

1 неделя

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность

Знать понятия: траектория, путь, перемещение.

Уметь объяснять их физический смысл,

определять координаты движущегося тела.

Фронтальная беседа; самоконтроль;

проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

1 неделя

3

Определение координаты движущегося тела.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность

Знать понятия: траектория, путь, перемещение.

Уметь объяснять их физический смысл,

определять координаты движущегося тела.

Фронтальный опрос;

внешний;

проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

1 неделя

5

Перемещение при прямолинейном равномерном движении движение.

Урок общеметодологической направленности

Практическая деятельность;

работа с презентацией с использованием проектора и экрана, составление конспекта, групповая работа – выполнение заданий в рабочей тетради

Знать физический смысл понятия скорость; законы прямолинейного равномерного движения.

Уметь описать и объяснить движение.

Решение задач; взаимоконтроль проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

2 неделя

8

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность; индивидуальная работа

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости,

уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации. Умение формулировать определения, понятия.

Личностные УУДумение применять полученные знания на практике

Регулятивные УУД: умение определять цель работы. Планировать этапы ее выполнения, оценивать полученный результат

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух. Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Физический диктант; внешний; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

3 неделя

9

Скорость равноускоренного прямолинейного движения. График скорости.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность

Знать физический смысл понятия скорости; средней скорости, мгновенной скорости,

уравнения зависимости скорости от времени при прямолинейном равноускоренном движении.

Уметь читать и анализировать графики зависимости скорости от времени, уметь составлять уравнения по приведённым графикам.

Фронтальный опрос;

решение графических задач; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

3 неделя

10

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении.

Урок открытия нового знания

Практическая деятельность

Знать законы прямолинейного равноускоренного движения. Уметь определять путь, перемещение и среднюю скорость при прямолинейном равноускоренном движении, читать графики пути и скорости, составлять уравнения прямолинейного равноускоренного движения.

Фронтальный опрос; решение типовых задач; внешний; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

4 неделя

11

Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

Урок открытия нового знания

Практическая деятельность; работа в парах

Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным начальным условиям.

Решение задач; взаимоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

4 неделя

12

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Урок практического применения знаний

Рефлексивная деятельность;

Групповая и парная экспериментальная работа, отработка навыков оформления лабораторной работы по алгоритму

Уметь определять ускорение равноускоренного движения, записывать результат измерений в виде таблицы, делать выводы о проделанной работе и анализировать полученные результаты; собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку, или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.

Лабораторная работа; контроль и взаимоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

4 неделя

13

Решение задач  « Равномерное, равноускоренное движение»

Урок обобщения и повторений знаний

Систематизация учебного материала

Текущий контроль, самостоятельная работа

Уметь решать задачи на прямолинейное и равномерное и равноускоренное движение

5 неделя

16

Контрольная работа №1 «Равномерное, равноускоренное движение»

Урок проверки и оценки знаний  

Контрольно-оценочная деятельность, индивидуальная работа, формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Познавательные УУД: объяснять физические явления, процессы

Личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Регулятивные УУД: осознавать себя как движущую силу своего научения

Коммуникативные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов

Контрольная работа; контроль и самоконтроль

6 неделя

17

Анализ контрольной работы. Относительность механического движения. Геоцентрическая  и гелиоцентрическая системы мира

Урок общеметодологической направленности

Исследовательская деятельность;  с презентацией с использованием проектора и экрана, составление конспекта, индивидуальная работа – выполнение заданий в рабочей тетради

Уметь использовать разные методы измерения скорости тел.

Понимать закон сложения скоростей.

Уметь использовать закон сложения скоростей при решении задач.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

 Фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

6 неделя

18

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность

Знать формулировку закона инерции, первого закона Ньютона, понятие «Инерциальные системы отсчёта»; вклад зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Уметь объяснять результаты наблюдений и экспериментов: смену дня и ночи в системе отсчёта, связанной с Землёй, в системе отсчёта, связанной с Солнцем; оценивать значение перемещения и скорости тела, описывать траекторию движения одного и того же тела относительно разных систем отсчёта, объяснять применение явления инерции.

Фронтальная беседа; внешний; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

6 неделя

19

Второй закон Ньютона.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность

Знать смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, делать выводы на основе экспериментальных данных.

Знать формулировку Второго закона Ньютона.

Уметь вычислять равнодействующую силы, используя второй закон Ньютона при решении задач, объяснять движение тела под действием силы тяжести.

Фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

7 неделя

20

Третий закон Ньютона.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность

Знать формулировку третьего закона Ньютона.

фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

7 неделя

21

Свободное падение.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность; работа в парах

Знать формулу для расчёта параметров при свободном падении.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном движении.

Уметь объяснить физический смысл свободного падения.

Решение экспериментальных задач; взаимоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

7 неделя

22

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная и парная работа под руководством учителя, самостоятельная работа с текстами задач

Знать формулу для расчёта параметров при свободном падении.

Уметь решать задачи на расчёт скорости и высоты при свободном движении.

Уметь объяснить физический смысл свободного падения.

фронтальная беседа, самоконтроль и взаимоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

8 неделя

23

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения тел».

Урок развивающего контроля и рефлексии

Рефлексивная деятельность;

индивидуальная и парная экспериментальная работа, отработка навыков оформления лабораторной работы по алгоритму

Уметь определять ускорение свободного падения тела.

Исследовать ускорение свободного падения.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию,

 делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Лабораторная работа; контроль и взаимоконтроль

8 неделя

24

Закон всемирного тяготения. Решение задач на закон всемирного тяготения.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная и парная работа под руководством учителя, самостоятельная работа с текстами задач

Знать историю открытия закона Всемирного тяготения.

Знать смысл величин: «постоянная всемирного тяготения», «ускорение свободного падения».

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

фронтальная беседа; внешний;  проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

8 неделя

25

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность; работа в группах

Знать смысл величин: «ускорение свободного падения».

Уметь рассчитывать силу тяготения в зависимости от расстояния между телами, ускорение свободного падения для тела, поднятого над землёй в разных широтах, находящегося на других планетах, объяснять приливы, отливы и другие подобные явления.

Фронтальная беседа; решение задач; взаимоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;  

9 неделя

26

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность; индивидуальная работа

Уметь описывать и объяснять физические явления: движение тела по окружности. Уметь решать прямую и обратную задачи кинематики при движении тел по окружности. Уметь 

записывать уравнения траектории движения тела, определять скорость в любой момент времени.

Решение задач; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

9 неделя

27

Решение задач «Движение по окружности»

Урок рефлексии и развивающего контроля

Практическая деятельность; индивидуальная и парная работа под руководством учителя, самостоятельная работа с текстами задач

Уметь решать расчетные и качественные задачи на равномерное движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью

Решение задач; взаимоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

9 неделя

28

Искусственные спутники Земли.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность; работа в парах

Знать ИЗСусловия их запуска на круговую и эллиптическую орбиты.

Уметь использовать формулу первой космической скорости.

Понимать её назначение и роль при планировании запуска ИЗС.

Уметь пояснять требования к высоте ИСЗ над землёй, приводить примеры конкретных запусков, иметь представление о второй и третьей космических скоростях и соответствующих орбитах, проводить расчёты по формулам.

Решение экспериментальных задач; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

10 неделя

29

Импульс тела. Закон сохранения импульса

Изучение нового материала. Информационно-развивиающий

Исследовательская деятельность;

Знать смысл понятий: взаимодействие, импульс; смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; Уметь описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел

Фронтальный опрос; внешний; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

10 неделя

31

Реактивное движение. Ракеты.

Урок открытия нового знания

Исследовательская творческая  деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Знать сущность

реактивного движения, назначение, конструкцию и принцип действия ракет, иметь представление о многоступенчатых ракетах, владеть исторической информацией о развитии космического кораблестроения и вехах космонавтики.

Уметь пользоваться законом сохранения импульса при решении задач на реактивное движение.

Доклады; самоконт

роль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

11 неделя

33

Вывод закона сохранения механической энергии

Комбинированный

Практическая деятельность; работа с презентацией с использованием проектора и экрана, составление конспекта, индивидуальная работа – выполнение заданий в рабочей тетради

Знать и понимать смысл закона сохранения механической энергии.

Уметь решать задачи на применение закона сохранения механической энергии.

Фронтальный опрос; внешний проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

11 неделя

34

Контрольная работа №2 «Законы Ньютона. Закон сохранения импульса»

Урок изучение материала и первичное закрепление знаний

Контрольно-оценочная деятельность, индивидуальная работа, формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции

Уметь применять полученные знания при решении задач.

Контрольная работа; контроль и самоконтроль

12 неделя

Механические колебания и волны. Звук (10 часов)

35

Анализ контрольной работы. Колебательное движение. Свободные колебания.

Урок изучение нового материала и первичное закрепление знаний

Индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи; постановка проблемы

Уметь определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний в природе, быту, технике.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Фронтальная беседа самоконтроль;  проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

12 неделя

37

Величины, характеризующие колебательное движение.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать понятие математического маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях.

Уметь объяснять превращения энергии при колебаниях, определять амплитуду, период и частоту колебаний нитяного маятника и пружинного маятника.

Фронтальная беседа; решение задач самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

13 неделя

38

Гармонические колебания

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи,  постановка проблемы

Знать понятие математического маятника, пружинного маятника, процесс превращения энергии при колебаниях.

Уметь объяснять превращения энергии при колебаниях, определять амплитуду, период и частоту колебаний нитяного маятника и пружинного маятника.

Фронтальная беседа; решение задач; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

13 неделя

Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины».

Урок-практикум

Выполнение лабораторной работы

Текущий контроль, лабораторная работа

40

Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи,  постановка проблемы

Уметь  объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие существования незатухающих колебаний.

Фронтальный опрос; внешний; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

14 неделя

42

Распространение колебаний в среде. Волны.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волнового процесса.

Фронтальная беседа; внешний; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

14 неделя

43

Длина волны. Скорость распространения волн.

Урок открытия нового знания

Исследовательскаядеятельность;

индивидуальная работа; составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи

Знать определение волны виды механических волн, основные характеристики волн: скорость, длину, частоту, период и связь между ними.

Уметь различать виды механических волн, определять скорость, длину, частоту, период волны.

Фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

15 неделя

44

Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр и громкость звука

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать смысл физических понятий: колебательные движения, гармонические колебания, смысл физических величин: период, частота, амплитуда.

Уметь объяснить превращения энергии при колебаниях, применять полученные знания для решения физических задач по теме «Механические колебания». Определять характер физического процесса по графику, таблице.

Фронтальная беседа самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

15 неделя

46

Распространение звука. Звуковые волны. Отражение звука. Звуковой резонанс

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность; групповая работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать причины распространения звуковых волн в среде, их отражения, возникновение эха. Ультразвук и его применение.

Уметь объяснять различие скоростей распространения в различных средах, приводить примеры явлений, связанных с распространением звука в различных средах.

Фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

16 неделя

49

Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук»

Урок развивающего контроля

Контрольно-оценочная деятельность, индивидуальная работа, формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа; контроль и самоконтроль

17 неделя

Электромагнитное поле (17 часов)

50

 Анализ контрольной работы. Магнитное поле.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать понятие: магнитное поле. Опыт Эрстеда. Взаимодействие магнитов. Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Фронтальный опрос; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

17 неделя

52

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах.

фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

18 неделя

53

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

Урок открытия нового знания

Практическая деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать силу Ампера, объяснять физический смысл. Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Решение задач на силу Ампера и силу Лоренца; самостоятельная работа; контроль и самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок;

18 неделя

54

Индукция магнитного поля.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи,  постановка проблемы

Знать силовую характеристику магнитного поля – индукцию.

Фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

18 неделя

55

Магнитный поток

Урок открытия нового знания

Практическая деятельность;

индивидуальная работа

Знать понятие «магнитный поток», написать формулу и объяснить.

Решение задач по формуле;

19 неделя

56

Явление электромагнитной индукции.

Урок открытия нового знания

Индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Знать понятия: электромагнитная индукция, самоиндукция, правило Ленца, написать формулу и объяснить.

Самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

19 неделя

57

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Рефлексивная деятельность;

Групповая и парная экспериментальная работа, отработка навыков оформления лабораторной работы по алгоритму

Знать понятие «электромагнитная индукция», технику безопасности при работе с электроприборами.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Лабораторная работа;

контроль и самоконтроль

19 неделя

58

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

Коллективная работа под руководством учителя;

Знать физическую суть правила Ленца и формулировать его.

Уметь объяснить опыт.

Экспериментальная работа; внешний; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

20 неделя

59

Явление самоиндукции

Урок открытия нового знания

Исследовательская работа;

групповая работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать и понимать физический смысл индуктивности.

фронтальная беседа; экспериментальная работа; внешний;

проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

20 неделя

60

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Урок открытия нового знания

Творческая и практическая деятельность;

Индивидуальная групповая работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать способы получения электрического тока, принцип действия трансформатора. Уметь объяснить.

Доклады; решение задач; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

20 неделя

61

Электромагнитное поле.

Урок открытия нового знания

Исследовательская работа;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Знать понятие «электромагнитное поле» и условия его существования.

фронтальная беседа; самоконтроль ; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

21 неделя

62

Электромагнитные волны.

Урок открытия нового знания

Проектная деятельность;

индивидуальная  парная работа

Понимать механизм возникновения электромагнитных волн.

Знать зависимость свойств излучений от их длины, приводить примеры.

Проект;

самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

21 неделя

64

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

творческая деятельность; индивидуальная работа

Знать определение колебательного контура.

Уметь решать задачи на формулу Томсона.

Знать о принципах радиосвязи и телевидения.

Фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Доклады, рефераты;

22 неделя

66

Электромагнитная природа света.

Преломление света. Физический смысл показателя преломления

Урок открытия нового знания

Творческая деятельность;

индивидуальная работа

Исследовательская деятельность; индивидуальная и парная работа

Знать историческое развитие взглядов на природу света.

Уметь объяснять физический смысл показателя преломления

Доклады; самоконтроль;

Решение задач на закон преломления света;  проектирование способов выполнение способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

22 неделя

68

Дисперсия света. Цвета тел.

Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров

Урок открытия нового знания

Исследовательская работа;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи,  постановка проблемы

Уметь объяснять суть и давать определение дисперсии света.

Знать о назначении, устройстве, принципе действия и линейчатых спектров.

Знать условия образования сплошных и линейчатых спектров.

фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Доклады

23 неделя

71

Прохождение линейчатых спектров. Инструктаж по ТБ.

Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Рефлексивная деятельность;

индивидуальная и парная экспериментальная работа, работа по учебнику, отработка навыков оформления лабораторной работы по алгоритму

Уметь наблюдать сплошной и линейчатый спектр испускания; анализировать результаты эксперимента и делать выводы; зарисовывать различные типы спектров испускания.

Лабораторная работа; контроль и взаимоконтроль

24 неделя

74

Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле. Электромагнитные колебания и волны».

Урок развивающего контроля

Контрольно-оценочная деятельность, индивидуальная работа, формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Познавательные УУД: объяснять физические явления, процессы

Личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Регулятивные УУД: осознавать себя как движущую силу своего научения.

Коммуникативные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль понятий и алгоритмов

Контрольная работа; контроль и самоконтроль

25 неделя

Строение атома и атомного ядра (11 часов)

75

Радиоактивность.  Модели атомов.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Знать природу альфа-, бета-, гамма-лучей. Уметь описывать опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения.

Знать строение атома по Резерфорду, уметь показать на моделях.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

фронтальная беседа;

самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

25 неделя

77

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Экспериментальные методы исследования частиц.

Урок открытия нового знания

Практическая деятельность;

парная работа

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка пробемы

Знать природу радиоактивного распада и его закономерности.

Знать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений.

Фронтальная беседа;

Решение задач;

самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

26 неделя

79

Лабораторная работа №6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Рефлексивная деятельность;

Индивидуальная и групповая экспериментальная работа, отработка навыков оформления лабораторной работы по алгоритму

Уметь измерять мощность радиационного фона дозиметром; сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым значением.

Лабораторная работа; контроль и самоконтроль

27 неделя

80

Открытие протона и нейтрона.

Состав атомного ядра. Ядерные силы.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

Индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Практическая деятельность;

индивидуальная работа

Знать историю открытия протона и нейтрона.

Знать строение ядра атома; уметь объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое число, изотопы.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок; Решение задач

27 неделя

82

Энергия связи. Дефект масс.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Знать природу ядерных сил, формулу энергии связи и формулу дефекта масс.

фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

28 неделя

84

Деление ядер урана. Цепная реакция.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, постановка проблемы

Уметь описывать процесс деления ядра атома урана, объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса.

фронтальная беседа; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

28 неделя

85

Лабораторная работа №7 «Изучение деления ядра урана по фотографиям треков»

Лабораторная работа №8 «Измерение частиц по готовым фотографиям»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Рефлексивная деятельность;

Индивидуальная и парная экспериментальная работа, работа по учебнику, отработка навыков оформления лабораторной работы по алгоритму

Уметь применять закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана; применять закон сохранения массового числа и заряда для записи уравнения ядерной реакции.

Уметь объяснять характер движения частиц по форме треков.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Лабораторная работа; контроль и взаимоконтроль;

29 неделя

86

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии ядер в электрическую энергию.

Атомная энергетика.

Урок открытия нового знания

Проектная деятельность;

Индивидуальная парная работа; Творческая деятельность

Знать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия.

Знать преимущества и недостатки атомных электростанций.

Проект; самоконтроль; самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок Доклады, рефераты;

самоконтроль;

29 неделя

88

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада.

Урок открытия нового знания

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Знать физические величины: поглощенная доза излучения, эквивалентная доза.

Знать физические величины: уметь записывать формулу закона радиоактивного распада.

Фронтальная беседа; Самоконтроль;  проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

Тест

30 неделя

90

Термоядерная реакция.

Лабораторная работа №9 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Рефлексивная деятельность;

Индивидуальная и парная экспериментальная работа, работа по учебнику, отработка навыков оформления лабораторной работы по алгоритму

Уметь объяснить характер движения заряженных частиц.

Лабораторная работа

Лабораторная работа; контроль и взаимоконтроль;

30 неделя

94

Контрольная работа № 5 «Строение атома и атомного ядра».

Урок развивающего контроля

Контрольно-оценочная деятельность, индивидуальная работа, формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции

Уметь применять полученные знания и умения при решении задач.

Контрольная работа; контроль и самоконтроль

32 неделя

Строение и эволюция Вселенной (4 часа)

95

Состав, строение и происхождение Солнечной системы

Урок открытия нового знания

Творческая работа;

Групповая работа

Знать группы объектов, входящих в Солнечную систему. Уметь приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения, понятия. Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности. 

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, организовать выполнение заданий согласно указаниям учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы

Доклады, рефераты;

самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

32 неделя

96

Большие планеты Солнечной системы.

Урок открытия нового знания

Проектная деятельность;

Индивидуальная и парная работа

Знать планеты земной группы, планеты-гиганты.

Проект;

Самоконтроль; проектирование способов выполнения домашнего задания; комментирование выставленных оценок

32 неделя

97

Малые тела Солнечной системы.

Урок открытия нового знания

Проектная деятельность;

Индивидуальная и парная работа

Знать малые тела Солнечной системы и описывать их по фотографии.

Проект;

самоконтроль

33 неделя

98

Строение и эволюция Солнца и звезд.

Строение и эволюция Вселенной.

Урок открытия нового знания

Творческая деятельность;

Индивидуальная и парная  работа

Исследовательская деятельность;

индивидуальная работа, составление конспекта на основе презентации учителя, расширение понятийной базы, первичное закрепление во внешней речи, фронтальная беседа с постановкой проблемы

Знать физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд.

Знать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; закон Хаббла

Доклады, рефераты, презентации; самоконтроль

33 неделя


Лист корректировки рабочей программы по предмету ___________________

 на 20___-20___ учебный год  

Класс: ____    

Учитель:______________________/_________________

№ урока

Дата

Наименование разделов/ тем

Кол-во часов

Причина корректировки

Способ корректировки

план

факт

по плану

с корректи-

ровкой

СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО

___________________/_______________

Протокол от __________20___г. №_____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...