Технологическая карта урока "Электризация тел.Электрический заряд"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Технология проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_8_klass.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Физика,8 класс, учитель О.А.Матюхова

Тема: Электризация тел. Электрический заряд

Часов на изучение темы: 1

Тип урока: «Открытие « нового знания

В теме: первый урок

Цель урока:

-Познакомить учащихся с  первоначальными представлениями об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов.

-Выяснить сущность процесса электризации тел.

-научить определять знак заряда наэлектризованного тела.

Задачи урока:

Образовательные:

-Проверить теоретические предположения с помощью эксперимента (умение пользоваться приборами).

Развивающие:

-Обеспечение возможности выполнения эксперимента с учетом уровня развития каждого учащегося

-Развитие творческих способностей учащихся

Воспитательные

-Воспитание умения работать в коллективе и группе

-воспитания любознательности

Новые термины и понятия:

Электризация, положительный заряд, отрицательный заряд

Оборудование:

Для учителя:электрофорная машина, бумажные султанчики, эбонитовая палочка,

Для учащихся:пленка полиэтиленовая,полоска бумажная,полоска резиновая,эбонитовая палочка,штатив,нить,карандаш,кусочек меха

Планируемый результат:

УУД

Личностные: сравнивают результаты взаимодействия  двух заряженных тел

Познавательные: выбирают и формулируют познавательную цель,выражают смысл ситуации с помощью различных примеров

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Подготовка к изучению химии, технологии

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Приборы, раздаточный материал, компьютер, презентация

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Оценка результата деятельности ученика

Организационный

1мин

Включение учащихся в учебную деятельность

Приветствую учащихся, сообщаю структуру урока

Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Личностные:самоопределяются настраиваются на урок

Познавательные:ставят перед собой цель: «Что я хочу получить сегодня от  урока

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Готовы к сотрудничество, внимательны, собраны

Актуализация  знаний

5мин

Демонстрирую отрывок из  кинофильма.

-Ребята вы узнали героев?

-А чем управляет Гербиона?

-Как вы думаете, а мы можем создать такую палочку, чтобы воздействовать на предметы?

-Ну что попробуем создать такую палочку?

-Миша иди попробуй(предлагаю ему попробовать управлять ваткой с помощью «волшебной палочкой»

-Получается?

-давай попробуем натереть палочку шерстью. Повтори действие с ваткой.Теперь попробуй рывком оторвать ватку от палочки и подвести опять палочку к ватке(ватка должна парить)

-У тебя получилось

Внимательно смотрят

-да это Гербиона и Рон

-волшебной палочкой

-нет

Да

Нет

Пробует сделать опыт

Познавательные: анализирую, и сравнивают задания, извлекают необходимую информацию

Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие

Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Участие в устной работе, понимание совершенствования знаний по новой теме

Создание проблемной ситуации

6мин

Обсуждение не знакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

-Ребята чем объяснить такое поведение ватки?

-В ваших ответах есть некоторые неточности. Причиной такого поведения ватки является явление, с которым мы познакомимся на уроке. Определить название этого явления нам помогут ваши знания. Ответив правильно, на поставленные вопросы и взяв первую букву поочередно с каждого понятия, мы получим название нового явления

Учащиеся высказывают свои предположения

-отвечают на предложенные вопросы

Познавательные: анализируяизвлекают необходимую информацию для введения нового понятия

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мысли

Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточно полнотой точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, что появляется новое физическое явление, участвуют в диалоге, выводят закономерности взаимодействия тел

Формулирование проблемы: тема и цель урока

3мин

Обсуждение необходимости введения нового знания

-Какое слово получилось?

-Значит, темой нашего урока будет?

-Ребята, а цель нашего урока?

Вывожу на формулировку темы и целей урока. Четко проговариваю тему и цель урока.

-Электризация

-Электризация тел

-научиться электризовать тела,

Записывают в тетрадь тему урока

Познавательные: анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие, формулируют тему, цель.

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточно полнотой точностью, аргументируют свое мнение

Понимают, появляется новое физическое явление, новые понятия , участвуют в диалоге, учатся приводить примеры, записывают тему урока

Открытие нового закона

9мин

Знакомство и фиксирования определений

-Начнем  изучать это явление с примеров из нашей повседневной жизни.

-Кто из вас гладил кошку? А против шерсти? А ночью? Что вы при этом наблюдали?

-Значит, какое явление вы наблюдаете?

- Ребята, а кто ни будь из вас, может сам попробовать сформулировать определение, электризации?

-Хорошо, давайте запишем в тетради определение

-Ребята, действительно, все нами приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в быту и природе.

-А вследствие чего тела электризуются?  

-Каким способом можно наэлектризовать тело?

-Ребята, помогите мне пожалуйста украсить класс, использую конфетти(у каждого на столе лежат несколько цветных кругов, попробуйте их прикрепить к стене

-а что вы делали, чтобы круг держался на стене?

-и что же происходило с кругом при натирании?

-значит, он получил заряд?

-а вы его видели?

-Я сейчас вам продемонстрирую, что действительно тела получают заряды

-в настоящее время электрофорная машина выглядит следующим образом

Демонстрирую опыт

-видели икры, слышали треск.

Приводят свои примеры

-электризацию

-пытаются дать определение

- вследствие взаимодействия

-трением

Познавательные: выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результаты

Регулятивные:  в ситуации затруднения регулируют свою деятельность

Коммуникативные:  планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем

Открывают новые понятия и их применения

-пытаются прикрепить круги к стене

-натирали

-он наэлектризовывался

-да

-нет

наблюдают

Открытие нового знания

Формирование навыков применения электризации тел

Организую работу по проведению лабораторных работ учащимися с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений

Учатся электризовать тела, наблюдают их взаимодействия,  работают в группах

Делают вывод практической работы

Личностные: самоопределяются, осознают ответственность за работу группы.

Познавательные: самостоятельно планируют свою деятельность, применяют полученные знания, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу.

Коммуникативные: планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в группе, координируют свои действия

На конкретных примерах учатся применять полученные знания.

Проговаривают все свои действия, сравнивают полученные результаты, фиксируют их в бланках ответов

Физминутка

2мин

Открытие  нового знания

10мин

Дать понятия двух зарядов

Во время  практической работы мы заметили, что карандаш по-разному взаимодействует с различными телами. Как вы думаете почему?

-Давайте еще раз пронаблюдаем это явление еще раз

-действительно в природе существует два рода зарядов, Условились обозначать «+» и «-»

-Кто- то из вас слышал выражение «Противоположности притягиваются»

-А теперь давайте сами убедимся, что существует два рода зарядов, демонстрирую опыт (электрофорной машины и султанов)

-Ребята, а что необходимо сделать, чтобы лепестки султанов отталкивались друг от  друга

-итак, какие выводы можно сделать

Даю памятки

Делают свои предположения

Распределяют по колонкам положительные и отрицательно заряженные предметы

-нужно что бы они зарядились одинаково, присоединить их к одному шарику

-делают выводы

Самостоятельная работа по закреплению изученного материала

5мин

Обеспечение усвоения понятий электризация тел, взаимодействия заряженных тел

Во время практической работы мы заметили, что карандаш по-разному взаимодействует с различными телами

Проверяем ответы

Учатся применять знания электризация тел взаимодействие заряженных тел, виды зарядов в процессе индивидуальной работы

Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам.

Познавательные: самостоятельно выполняют работу пользуюсь полученными знаниями.

Регулятивные:проявляют познавательную инициативу, контролируют свои действия.

Коммуникативные: осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой

Выполняют задания, определяя взаимодействие заряженных тел

                                     Рефлексия

3мин

Обеспечение осознания учащимся своей учебной деятельности на уроке

-Ребята изучив явление электризации, взаимодействие заряженных тел, видов зарядов, мы можем объяснить поведение ватки?

-А какую цель урока мы ставили

-мы научились? Как можно наэлектризовать тела?

-Ребята давайте определим, какой заряд вы получили к концу урока(если вам все понятно и не было трудностей, поднимите  «+»;если что то не получилось «-»)

-да, ватка и палочка заряжены одинаково, и отталкиваются друг от друга

-научиться электризовать тела

-трением

-поднимают условные обозначения «+»; «-»

Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха).

Познавательные: проводят рефлексию способов и условий своих действий.

Коммуникативные: планируют сотрудничество, используют  критерии для обоснования своих суждений.

Д/з

1мин

Обсуждение домашнего задания

-Ребята на следующем уроке мы будем с вами учиться определять количество заряда, и нам понадобится для этого прибор,который называется электроскоп,попробуйте дома собрать этот прибор.Инструкцию я предлагаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему «Электрические заряды. Электрическое поле»

  Семинар на тему «Электрические заряды. Электрическое поле»...

Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс

Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс...

Презентация к открытому уроку: "Электрический заряд. Закон сохранения заряда".

Настоящая презентация является дополнением к открытому  уроку по теме: "Электрический зараряд. Закон  сохранения заряда", проводимого на первом курсе СПО по специальности "Тех...

Урок «Электрический ток. Источники электрического тока», технологическая карта урока. (8 класс)

Тема   Электрические явления. Урок: «Электрический ток. Источники электрического тока»Базовый учебник: Пёрышкин А.В. «Физика. 8»: учебник  для общеобразовательных учр...