Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс
учебно-методический материал по физике (8 класс) на тему

Десятова Елена Сергеевна

Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта по теме «Дискретность электрического заряда. Электрон.», 8 класс. Десятова Е.С

Класс, предмет: 8 класс, физика

Тема урока: Дискретность электрического заряда. Электрон.

Тип урока: Изучение нового материала

Вид урока: Комбинированный урок

Цели урока:

   Образовательная: Убедить учащихся в делимости электрического заряда. Дать представление об электроне, как частице с наименьшим     электрическим зарядом.  

Развивающая:  систематизировать и обобщить знания учащихся о понятии “электрический заряд”, “сила тяжести”;

развивать внимание и любознательность путём выполнения опытов при объяснении нового материала;

формировать умения объяснять окружающие явления, происходящие в природе.

Воспитательная:  вырабатывать устойчивое внимание при объяснении нового теоретического материала; развивать правильную речь, используя физические термины; достичь высокой активности и организации класса.

       Оборудование: 

  • электроскопы, металлическая проволока с изолированной ручкой, стеклянная и эбонитовая палочки, куски меха, шёлка;
  • "султаны" на подставке, электрофорная машина;

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный этап.

Проверка готовности к уроку. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

2.Актуализация опорных знаний

- Повторение и закрепление материала, пройденного на предыдущем уроке.)

Проводит опрос по материалу предыдущего урока. Проверка домашнего задания.

Карточки:

Уровень 1.

  1. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Приведите примеры
  2. Как взаимодействуют между собой две стеклянные палочки, натертые шелком?

Уровень 2.

  1. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.
  2. Отрицательно заряженное тело притягивает подвешенный на нити шарик, а положительно заряженное тело отталкивает. Можно ли утверждать, что шарик заряжен? Если да, то каков знак заряда?

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей.

Выполняют задание

- Постановка учебной задачи. Формулирование темы и целей урока (фронтально)

  1. Демонстрация опыта:  Возьмем  два  электроскоп,  один из которых зарядим эбонитовой палочкой потертой о шерсть,  соединим  проводником оба электроскопа.  

Демонстрируя опыт по переносу заряда с заряженного электроскопа на незаряженный,  вопрос классу:

-        Как вы думаете, можно ли электрический заряд делить бесконечно? (Выслушиваются предположения учащихся.)

Как вы считаете,  какая тема нашего урока?

- Какие новые знания мы должны получить сегодня на уроке?

Размышляют.

Выслушиваются предположения учащихся

Формулируют тему и образовательные цели урока.

3.Изучение нового материала

Возникают  вопросы: как долго можно дробить первоначальный заряд?  Существует ли  предел  подобного деления? Школьные электрометры  - не очень чувствительные приборы. Довольно скоро их заряд настолько уменьшится, что электрометр перестанет его фиксировать. Чтобы ответить на эти вопросы нужно проводить более сложные и точные опыты. Их провели два физика: российский ученый Абрам Федорович  Иоффе и американский  ученый Роберт   Милликен.

Изучая действие электрического поля на мельчайшие заряженные пылинки цинка, которые можно было наблюдать только в микроскоп, установил очень важную закономерность: заряд пылинок изменялся только в целое число раз (в 2, 3, 4 и т. д.) от какого-то наименьшего его значения. Этот результат можно объяснить только так: к пылинке цинка присоединяется или от нее отделяется только наименьший заряд (или целое число таких зарядов).

Вопрос классу:

-        Так, могут ли тела или частицы иметь заряд в 1,5 раза больше или меньше наименьшего заряда?

  1. Электрон.   Из этого опыта был сделан вывод о существовании в природе частицы, имеющей наименьший заряд, который более не делился. Эту частицу назвали электроном.

Электрон обладает массой и энергией. Масса электрона составляет 9,1 • 10-31 кг. Заряд принято обозначать буквой q. За единицу электрического заряда принят один кулон (обозначается 1 Кл). Эта единица названа в честь французского физика Шарля Кулона открывший основной закон взаимодействия электрически заряженных тел.

Значение заряда электрона определил американский ученый Роберт Милликен. Он установил, что электрон имеет отрицательный заряд, равный 1,6* 10-19Кл.

Мы знаем, что все тела состоят из молекул, а молекулы из атомов. Значит, внутри атома находится электрон. Он ведь должен где - то находится!  А если внутри атома находится электрон, то какой заряд будет иметь  атом? Правильно отрицательный. Возможно ли такое???  А мы с вами установили, что имеется два рода заряда – отрицательный и положительный. И при этом одноименные заряды отталкиваются, а разноименные притягиваются. Так если атом будет иметь отрицательный заряд, то, что будет? Правильно, все атомы будут отталкиваться друг от друга! Такого молекулярного строения не было!  А атом должен быть заряжен. Нет.  Так что вы думаете, только один электрон там сидит в нутрии атома? Правильно, нет! Каждому действию есть противодействие. Отрицательному заряду есть противодействие положительный заряд. И чему должен быть равен положительный заряд, чтобы итого атом был нейтральным, т. е.  не имел заряда? Правильно заряд положительной частицы должен быть равен +1,6*10-19Кл. А если так, то нас все устраивает!

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Задают вопросы учителю и отвечают на вопросы учителя

отвечают на вопросы учителя

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем

Задают вопросы учителю и отвечают на вопросы учителя

4.Физкультминутка

5.Закрепление изученного

  Разноуровневые тесты

1.Палочка, потертая о сукно, получила отрицательный заряд. Масса палочки

A)         увеличилась в 2 раза.

B)         уменьшилась в 3 раза. 

C) уменьшилась.

D)     незначительно увеличилась.

 E)  уменьшилась в 2 раза.

2.Капля дождя, несущая положительный электрический заряд 2q, соединилась с каплей дождя, несущей отрицательный электрический заряд  -3q. Общий заряд капли стал

A) q. B)       1,5q. C)       -5q. D)        -q. E)       5q.

3. Минимальный заряд, существующий в природе

A)     10-12 Кл. B)  1,6·10-19 Кл. C)  1,9·10-16 Кл.

D)     1·10-9 Кл. E)  1 Кл.

4. Если одинаковые металлические шары, имеющие заряды +q и +q, привести в соприкосновение и развести на прежнее расстояние, то модуль силы взаимодействия


A)        изменится в зависимости от размеров шаров.

B)      не изменится. 

C)      уменьшится.

 D)  увеличится.

 E)     будет равен 0.

5. Два одинаковых точечных заряда взаимодействуют в вакууме с силой 0,1 Н. Расстояние между зарядами 6 м. Величина этих зарядов  (k = 9·109 )

A)     q1 = q2 = 60 мкКл.    

 B)         q1 = q2 = 20 мкКл.   

C)          q1 = q2 = 30 мкКл.

  D)     q1 = q2 = 50 мкКл.

E) q1 = q2 = 40 мкКл.

Комментирование оценок с использованием листов оценивания

Самостоятельная работа учащихся

6.Домашнее задание. 

Пар. 28, р.т. стр. 70

Тв. Задание: Исследуйте в домашних условиях синтетическую и натуральную одежду. Какая электризуется сильнее. Напишите отчёт.

Записывают домашнее задание в дневник

7. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по теме "Деление обыкновенных дробей", 6 класс

Технологическая карта учителя включает в себя подробный подбор учебного материала как для урока, так и для домашнего задания. На каждом уроке используются УУД по новым стандартам обучения, все они про...

Технологическая карта изучения темы по биологии в 6 классе (ФГОС)

Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Поэтому обязательным условием  в биологии является конструирова...

Технологическая карта по теме "Насекомые" для учащихся 7 класса

Такие карточки позволяют организовать самостоятельную работу ребенка на уроке....

Презентация к уроку по теме: "Делимость электрического заряда". 8 класс. Физика

Презентация к уроку по  теме: "Делимость электрического заряда". 8 класс. Физика. По учебнику А.В. Перышкина....

Технологическая карта по теме "Метод подстановки" (алгебра, 7 класс).

Урок открытия новых знаний по теме "Метод подстановки"....

Презентация и технологическая карта на тему "Круговые диаграммы", математика 5 класс

Презентация к открытому уроку на тему "круговые диаграммы", математика 5 классТехнологическая карта...