Курс по выбору «Физические задачи – сложно или просто»
рабочая программа по физике (7 класс)

Элеонора Балсунаева

Предлагаемый курс по выбору «Физические задачи- сложно или просто » рассчитан на 34 часа и состоит из 4 модулей.  

Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса «Физические задачи- сложно или просто» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по базовому курсу физики 7-9 классов и дополнительной подготовки учащихся. Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.

Данный курс дополняет базовый курс физики, автором  которого является Е.М.Гутник, А.В.  Перышкин не нарушая его целостности и логики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_.fizicheskie_zadachi.doc451 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ г. ИРКУТСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ИРКУТСКА ГИМНАЗИЯ №3

Физические задачи – сложно или просто

программа

курса по выбору

для учащихся 7,8,9 классов

Автор:

БАЛСУНАЕВА ЭЛЕОНОРА ВИКТОРОВНА

учитель физики МБОУ гимназия №3

г. Иркутска

Иркутск – 2019


ПАСПОРТ

программы курса по выбору «Физические задачи- сложно или просто»

Раздел (заполняется составителем программы).
а)
Балсунаева Элеонора Викторовна, учитель физики МБОУ г. Иркутска гимназия №3; 664020 г.Иркутск ул. Ленинградская ,75, тел: 32-91-54; 32-91-55.

(фамилия, имя, отчество составителя; учреждение, адрес, телефон)

б) «Физические задачи- сложно или просто», физика, 34 часа

(название программы, предметная область, кол-во часов)

в) 7,8,9 классы, курс по выбору.

(для каких классов предназначена программа, направленность программы: спецкурс, факультативный курс, элективный курс, рабочая программа, модуль к программе, дополнительная общеразвивающая программа)

г) программа реализуется с 20011года на базе МБОУ г. Иркутска гимназия №3.

(с какого времени и на базе какого ОО программа используется)

д) программа курса по выбору «Физические задачи- сложно или просто» направлена на ориентирование обучающегося на предпрофильную и профильную подготовку учащихся, соответствует требованиям ФГОС при формировании предметных и метапредметных результатов. Составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, 2014 год);

с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Физика 7-9 классы. Естествознание 5 класс, М.: «Просвещение», 2014 .-79с.);

с авторской программой (Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия.7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов.- М.: Дрофа, 2011. – 334с.);

(авторская оценка программы, на базе каких образовательных программ, пособий составлена)

II. Раздел (заполняется администрацией образовательной организации).

Программа «Физические задачи- сложно или просто» включает все компоненты структуры, предъявляемые к данному типу программ. Программа используется в практике учебной деятельности МБОУ г. Иркутска гимназии №3. Программа ориентирован на расширение знаний и активизацию познавательной деятельности учащихся.В ходе апробации программы отмечено повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, участие учащихся в олимпиадах и конференциях различного уровня. Администрация МБОУ г. Иркутска гимназии №3 предлагает внести данную программу в муниципальный банк программ для использования её педагогами г.Иркутска с целью повышения качества образования по предмету «Физика».

(оценка программы администрацией ОО, ее востребованность в ОО, рекомендация для внесения в информационный банк муниципального уровня)

М.П. Руководитель МБОУ г.Иркутска гимназии №3 Трошин А.С. : ______________ «__» ______2019г.

  1. Раздел (заполняется методической службой г. Иркутска)

Программа зарегистрирована в МКУ ИМЦРО, дата регистрации ___________ регистр № ______.

Рассмотрено предложение ОО, программа рекомендована для включения в муниципальный банк программ с целью использования в образовательной деятельности педагогическими работниками ОО г. Иркутска. Протокол НМС № _______ от _______________

Директор МКУ ИМЦРО _________________ Т.В. Иванова , «____»_________2019 г.

Оглавление

Пояснительная записка 6

Содержание программы элективного курса 9

Учебный план элективного курса 10

«Физические задачи – сложно или просто » 10

Вид программы 19

Общие 19

цели курса 19

Содержание курса 19

Цели 19

Задачи 19

Образовательные результаты 19

Модуль 1 19

Балсунаева Элеонора Викторовна

учитель физики

МБОУ гимназии № 3

г. Иркутска

Тематический план курса по выбору

«Физические задачи – сложно или просто»

№/№ уроков по порядку, уроков по теме

Тема урока:

Примечания:

Модуль 1 « Движение » ( 7часов )

Блок 1: Относительность движения (3 часа )

1/1

Механическое движение. Тело отсчета. Система отсчета

2/2

Все о векторах и векторных физических величинах

3/3

Относительность траектории, координат. перемещения

Блок 2: Скорость и путь (4 часа)

4/1

Скорость. Чтение и построение графиков

5/2

Путь. Перемещение .

Чтение и построение графиков

6/3

Средняя скорость

7/1

Виды движения. Графическое изображение движений.

Модуль 2 « Масса и сила » (7 часов)

Блок 1 «Масса. Плотность . (3 часа )

8/2

Масса. Центр масс.

9/3

Плотность вещества.

;category_id=5

10/4

Экспериментальное задание

« Измерение плотности вещества»

;category_id=24

Блок 2 «Силы в механике » (4 часа)

11/1

ИСО. неИСО. ИСО и тяготение.

12/2

Виды сил. Графическое изображение сил.

13/3

Архимедова сила . Плавание тел. Решение задач .

;category_id=5

14/4

Экспериментальное задание « Измерение

коэффициента трения»

;category_id=24

Модуль 3 « Энергия » ( 9 часов)

Блок 1 « Работа. Мощность. Энергия» ( 6часов )

15/1

Механическая работа.

;category_id=27

16/2

Мощность

17/3

Экспериментальное задание «определение собственной мощности»

;category_id=24

18/4

Кинетическая и потенциальная энергия.

Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

;category_id=3

19/5

20/6

Экспериментальное задание

« Исследование энергии подошвы»

Блок 2 « Простые механизмы ( 3 часа )

21/1

Момент силы. Принцип действия рычажных весов. ЗСЭ и «золотое правило механики»

;category_id=4

22/2

КПД механизмов и машин

;category_id=4

23/3

Экспериментальное задание « Определение КПД наклонной плоскости»

Модуль 4 « Давление » ( 4 часа)

Блок 1 « Давление » ( 4часа )

24/1

Давление в твердых телах. Решение задач

;category_id=5

25/2

Давление в жидкостях и газах. Закон Паскаля.

26/3

Сообщающиеся сосуды. Гидравлические машины.

27/4

Экспериментальное задание « Измерение давления газа»

Заключение ( 5 часов )

28/1

Физическая викторина «Я лучше знаю физику»

29/2

Выставка и защита проектов : « Моё маленькое изобретение »

30/3

Выставка и защита проектов : « Моё маленькое изобретение »

31/4

Экскурсия в музей занимательной физики

32/5

Эстафета : «Чему я научился»

2 часа - резервное время.

Балсунаева Элеонора Викторовна

учитель физики

МБОУ гимназии № 3

г. Иркутска

«Физические задачи – сложно или просто»

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВННОГО

КУРСА ПО ВЫБОРУ

Пояснительная записка

Количество учебных часов: 34 ч.

Образовательная область: физика.

Возрастная группа: 7,8,9 классы.

Предлагаемый курс по выбору «Физические задачи- сложно или просто » рассчитан на 34 часа и состоит из 4 модулей.

Необходимость разработки и внедрения предметно-ориентированного курса «Физические задачи- сложно или просто» связана с тем, что позволит восполнить недостающие теоретические знания, практические умения и навыки у учащихся по базовому курсу физики 7-9 классов и подготовки учащихся к олимпиадам. Расширение знаний по содержанию базового курса физики актуально для любого учащегося, желающего быть успешно зачисленным в профильный класс с углубленным изучением предмета физика. Курс помогает ученику оценить уровень своей подготовки на данном этапе обучения. Кроме того, способствует развитию личностной ориентации ученика в образовательном процессе и знакомит его со спецификой изучаемого учебного предмета, который станет для него ведущим, в случае, если выбор его будущего профиля будет связан с углубленным изучением физики.

Данный курс дополняет базовый курс физики, автором которого является Е.М.Гутник, А.В. Перышкин не нарушая его целостности и логики.

Целью курса является ориентирование ученика на подготовку учащихся к олимпиадам по физике, предпрофильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение.

Данная цель реализуется посредством решения ряда основных задач:

  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков.
  • Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах.
  • Развивать у учащихся самостоятельность и способность к самореализации.
  • Развивать положительную мотивацию и познавательный интерес к изучению физики на занятиях курса.
  • Расширять представления и углубить теоретические знания
  • Сформировать умения и навыки решения олимпиадных задач .
  • Развивать мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания в привычных и незнакомых ситуациях.

Для успешной реализации поставленных задач используется технология проведения занятий, которая предполагает, наряду с традиционными формами, широкое и действенное использование активных и интерактивных методов и приемов обучения, при проведении текущего и итогового контроля, проведение практических работ исследовательского характера, викторины.

В составленной программе на основе ФГОС, определены требования к результатам освоения образовательной программы основного общего образования.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Личностные УУД: осознают важность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе устойчивых познавательных интересов, активно будут включатся в процесс учения; научатся оценивать свои знания; исходя из личных ценностей, обеспечивающих моральный выбор;

Регулятивные УУД: оценивать и корректировать свою деятельность; научиться ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; определять конечный результат и способы собственных возможностей ее решения, принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность, самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Коммуникативные УУД: научатся сотрудничать в группе и приобретут опыта совместной работы и совместного принятия решения проблемы; решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого, оценивать собственные возможности ее решения и уметь согласовывать свои действия; разовьют умения строить диалог, формулировать свои мысли, толерантное отношение к поведению и к мнению других;

Познавательные УУД: обучающиеся научатся систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать полученные экспериментальным путём, особенности изучаемых явлений, строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм, строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

Ожидаемый результат:

  • Сформированные универсальные учебные действия для получения опережающих знаний по теме;
  • Сформированные политехнические универсальные учебные действия, определяющие выбор профиля обучения;
  • Сформированные универсальные учебные действия для применения знаний в быту (в другой ситуации)

Инструментарий для оценивания результатов

  • Защита тематических задач с дифференциальным подходом;
  • Итоговый контроль- тестирование, проекты.

Результаты образовательной деятельности

  • Участие в различных этапах Всероссийской олимпиады школьников;
  • Участие в дистанционных олимпиадах:
  • Фоксфорд ()
  • Знаниада (Знаниада class="c7">

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Курс по выбору «Физические задачи- сложно или просто» строится на следующих принципах:

    • Целостное представление о мире через формирование физической картины мира
    • Научность и доступность учебного материала
    • Деятельность и творчество
    • Психологический комфорт во время проведения занятий

    Основные формы проведения занятий курса в виде работы в малых группах, индивидуальной и групповой работы.

    Методы контроля осуществляются в виде самопроверки и взаимопроверки, что позволит учащимся научиться, самостоятельно оценивать качество усвоения изучаемого материала. Также и контроль со стороны учителя, позволит оценить успешность изучения и понимания тем курса. Текущий контроль учащихся осуществляется через проведение самостоятельных работ по решению задач, тестов или практических работ. Форма итогового контроля предлагается учащимся на выбор в виде самостоятельной работы, собеседования или защиты собственного проекта по одной из тем курса.

    При подборе расчетных и качественных задач, предпочтение отдавалось интересным и оригинальным задачам, олимпиадного уровня. Большую, чем в основном курсе, долю составляют задачи творческого и исследовательского характера — что делает занятия курса интересными и привлекательными для учащихся. Кроме того, решение задач является эффективным способом применения теоретических знаний на практике, способствует более глубокому и прочному усвоению изученного материала и формированию творческих способностей.

    Привлекательность курса в том, что модули, из которых он состоит, дополняют друг друга, и при этом могут быть представлены в отдельности.

    Модуль 1: «Движение »

    Блок 1: Относительность движения. Механическое движение. Тело отсчета. система отсчета. Векторы и векторные величины. Относительность траектории, координат, перемещения.

    Блок 2: Скорость и путь. Скорость. Путь и перемещение . Чтение и построение графиков. Средняя скорость.

    Модуль 2: «Масса и сила»

    Блок 1: Масса и плотность. Масса. Центр масс. Плотность вещества.

    Блок 2: Силы в механике. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Виды сил. Графическое изображение сил. Архимедова сила. Плавание тел.

    Модуль 3: «Энергия»

    Блок 1: Работа. Мощность. Энергия. Механическая работа. Мощность. Потенциальная и кинетическая энергии. Закон сохранения энергии.

    Блок 2: Простые механизмы. Момент сил. Принцип действия рычажных весов. КПД простых механизмов.

    Модуль 4: «Давление»

    Блок 1: Давление. Давление в твердых телах , жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.

    Заключение. Анализ своей деятельности, достигнутых знаний, умений и навыков.

    Критериями успешного освоения курса является приобретение следующих компетенций учащихся:

    - Осознание физического профиля обучения в старшей школе

    - Формирование целостной и полной физической картины мира

    - Формирование опыта высказывания собственного мнения, обмена мнениями и впечатлениями.

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Содержание программы элективного курса

    «Олимпиадные задачи – сложно или просто »

    ( 34 часа, , 1 час в неделю)

    Модуль 1 «Движение» (7 часов)

    Блок 1 «Относительность движения» (3 часа )

    Механическое движение. Тело отсчета. Система отсчета. Векторы и векторные величины. Относительность траектории, координат, перемещения. Вектор. Действия с векторами — сложение, вычитание, умножение. Векторные величины: перемещение, скорость,

    Блок 2 «Скорость и путь » (4 часа):

    Скорость. Путь и перемещение . Чтение и построение графиков. Средняя скорость.

    Модуль 2 «Масса и сила » (7 часов)

    Блок 1 «Масса и плотность» (3 часа)

    Масса . Центр масс. Плотность вещества.

    Экспериментальное задание « Измерение плотности вещества»

    Блок 2 « Силы в механике» (4 часа )

    Векторная величина сила. Равнодействующая сил. Графическое изображение сил. Действия над векторами силы.

    Экспериментальное задание «Измерение коэффициента трения»

    Модуль 3 « Энергия » (9 часов)

    Блок 1 «Работа. Мощность. Энергия » (6 часов)

    Механическая работа. Мощность. Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения энергии.

    Экспериментальное задание « Определение собственной мощности»

    Экспериментальное задание «Исследование энергии подошвы»

    Блок 2 «Простые механизмы » (3 часа )

    Момент силы. Принцип действия рычажных весов. КПД механизмов и машин.

    Экспериментальное задание «Определение КПД наклонной плоскости»

    Модуль 4« Давление » (4 часа)

    Блок 1 «Давление» (4 часа )

    Давление в твердых телах , жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды. Гидравлический пресс.

    Заключение. Анализ своей деятельности, достигнутых знаний, умений и навыков. Защита проектов. Круглый стол. Экскурсия в музей занимательной физики.

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Учебный план элективного курса

    «Физические задачи – сложно или просто »

    Цель: подготовка учащихся к олимпиадам и ориентирование ученика на предпрофильную подготовку и его дальнейшее успешное обучение в профильной школе.

    Категории: учащиеся 7-9 классов

    Форма обучения: 1 час в неделю по расписанию МБОУ гимназии № 3.

    № п/п

    Наименование разделов

    Всего часов

    Лекции

    Семинары и др формы

    занятий

    Форма контроля

    1.

    Модуль 1 «Движение »

    7

    5

    2

    текущий тест, игра

    2.

    Модуль 2 «Масса и сила»

    7

    2

    5

    экспериментальное задание, контрольный тест.

    3

    Модуль 3 « Энергия»

    9

    5

    4

    экспериментальное задание, контрольный тест.

    4

    Модуль 4 « Давление»

    4

    2

    2

    Контрольная работа

    5

    Заключение

    5

    -

    5

    Эстафета

    6

    Резерв

    2

    -

    -

    -

    итого

    34

    14

    18

    -

    Распределение часов по учебным блокам в курсе по выбору

    «Физические задачи – сложно или просто»

    № п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Лекции

    Семинары

    Практикум

    Конференции

    Форма

    Контроля

    1.

    Модуль 1 «Движение»

    «Введение» (1 час):

    7

    5

    -

    0

    -

    тест

    Блок 1 «Относительность движения»

    3

    3

    -

    -

    -

    -

    Блок 2 «Скорость и путь» :

    4

    2

    -

    0,5

    -

    -

    2.

    Модуль 2 «Масса и сила»

    7

    2

    -

    2

    -

    тест

    Блок 1 «Масса и плотность»

    3

    1

    -

    1

    -

    -

    Блок 2 «Силы в механике»

    4

    1

    -

    1

    -

    Тест

    3.

    Модуль 3 « Энергия»

    9

    3

    -

    3

    0

    Контрольная работа

    Блок 1 «Работа. Мощность. Энергия »

    6

    2

    -

    2

    -

    Блок 2 «Простые механизмы»

    3

    1

    -

    1

    Контрольная работа

    Заключение.

    5

    -

    1

    -

    1

    Защита проектов

    итого

    34


    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Цели курса по выбору

    «Физические задачи- сложно или просто»

    В курсе условно можно выделить две группы целей: общие, которые отражают направление в предпрофильном обучении и специфические для данного курса.

    Все цели имеют сквозную нумерацию, которая будет удобна для использования при представлении структуры курса.

    Общие цели:

    1. Способствовать школьникам в выборе физического профиля обучения в старших классах.
    2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков.
    3. Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях курса.
    4. Сформировать познавательный интерес к изучению физики в старших классах, развить творческие способности.

    Специфические:

    1. Расширить представления и углубить теоретические знания
    2. Сформировать умения и навыки решения задач по применению правил действий с векторными величинами, по расчету кинематических величин тела при его движении под действием сил, построение и чтение графиков, по расчету давления, энергии, расчет задач при использовании простых механизмов
    3. Сформировать практические умения по решению прикладных задач по данным темам при проведении экспериментальных заданий.

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Список используемых источников для учителя

    1. Балашов М.М., Гомонова А.И., Долицкий А.Б. и др.; Физика: Механика: Учеб. пособие для шк. и классов с углубл. изуч. Физики / Под ред. Г.Я. Мякишева. — М.: Просвещение, 1995. — 480 с.
    2. Павлов С.В., Платонова И.В. Сборник конкурсных заданий по физике для поступающих в ВУЗы. — М.: Интеллект-Центр, 2001. —672 с.
    3. Кабардин О.Ф. , Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. М.: Вербум,#1089;.
    4. Волькенштейн В.С. Сборник задач по общему курсу физики. — М.: Наука, 1979. — 352 с.
    5. Пинский А.А. Задачи по физике: Учебное пособие. — М.: Наука, 1977. — 288 с.
    6. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. — М.: Илекса, 2003, — 160 с.
    7. Кирик Л.А Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Давление жидкостей и газов. . — М.: Илекса,1998, — 94 с.
    8. Марон А.Е. 9 класс: Учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. — М.: Дрофа, 2004. — 128 с.
    9. Монжиевская В.В. Занимательные задачи.III ч. Иркутск 1993, -93с.
    10. Небукин Н.Н. Сборник уровневых задач по физике: кн.для учащихся 7-11 кл. общеобразоват. Учреждений –М.: Просвещение,#1089;.
    11. Энциклопедия «Кирилл и Мефодий», мультимедийный диск
    12. Вся физика -мультимедийный диск. Руссобит-педагог-М, 2004
    13. Сайт «Решу ОГЭ»

    Список используемых источников для учащихся

    1. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / Перышкин — М.: Дрофа . 2002. — 192 с.
    2. Б.М. Яворский, Ю.А. Селезнев Справочное руководство по физике для поступающих в ВУЗы и самообразования. — М.: Наука, 1979. — 511 с.
    3. Вся физика: 7-11 класс / автор составитель Е.Н. Изергина. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 491 с.
    4. Трофимова Т.И. Справочник школьника по физике. 7-11 классы. — М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир и Образование, 2002. — 416 с.
    5. Лишевский В.П. Физика вокруг нас. М., «Знание», 1974.
    6. Сайт «Решу ОГЭ»

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Разработка занятия

    Решение задач. Средняя скорость.

    Цель: Сформировать и отработать навыки решения задач по теме.

    Задачи: Повторить теоретический материал

    Отработать алгоритм решения подобных задач

    Создать комфортный психологический климат при решении задач олимпиадного

    уровня.

    Ход урока:

    1. Повторение материала. (Презентация по теме с использованием мультимедийных дисков)
    2. Решение задач.

    Задача 1. Из одного пункта в другой мотоциклист двигался со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью им был проделан обратный путь, если его средняя скорость за все время движения равна 45 км/ч.

    Решение: υср= S:t,

    t1= S1 : υ1,

    t2= S2 : υ2,

    υ2ср· υ1 : 2υ1- υср

    υ2=(45км/ч·60км/ч): 120км/ч- 45км/ч=36км/ч

    Задача 2. Пешеход часть пути прошел со скоростью 3 км/ч , затратив на это две трети времени своего движения. За оставшуюся треть времени он прошел остальной путь со скоростью 6 км/ч. Определить среднюю скорость движения пешехода.

    Решение: υср= S:t, : υср= (S1+S2):t,

    S11·t1,

    S22·t2,

    υср= (υ1·t1+ υ2·t2):t,

    t1= 2/3t, t2= 1/3t, =>

    υср= (υ1·2/3t + υ2·1/3t):t, υср=t (υ1·2/3 + υ2·1/3):t,

    υср=1·2/3 + υ2·1/3

    υср=3км/ч ·2/3 + 6км/ч·1/3= 4 км/ч

    Домашнее задание:

    Задача 3. Внедорожник проехал первую треть пути со скоростью υ1=40км/ч, а вторую со скоростью υ2=60км/ч. С какой скоростью ему нужно проехать оставшуюся часть пути, чтобы средняя скорость движения на всем маршруте была равна 50 км/ч.

    Решение: υ3=60 км/ч

    Задача 4. Барон Мюнхгаузен рассказывает: когда моя лошадь подворачивает ногу я взваливаю лошадь на себя, и мы продолжаем движение, но медленнее. Когда я сверху , наша скорость 120 км/ч, а когда я снизу –всего 30км/ч. Чему равна наша средняя скорость ,если:

    а) я еду полпути, а потом несу лошадь;

    б) я еду половину времени , а потом я несу лошадь;

    Ответ: а) 48 км/ч

    б) 75 км/ч

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Разработка занятия

    Решение задач. Относительность движения.

    Цель: Сформировать и отработать навыки решения задач по теме.

    Задачи: Повторить теоретический материал

    Отработать алгоритм решения подобных задач

    Создать комфортный психологический климат при решении задач олимпиадного

    уровня.

    Ход урока:

    1. Повторение теоретического материала (Презентация по теме с использованием мультимедийных дисков)
    2. Решение задач- работа в подгруппах (группа посещающих факультативное занятие делится на подгруппы )

    Задания для первой группы:

    Задача 1. Против течения мы плывем медленнее, чем в стоячей воде, зато по течению быстрее. Где удается скорее проплыть одно и тоже расстояние на лодке туда и обратно- в реке или в озере, если скорость лодки относительно воды одна и та же.

    Решение :t1 =2S/υ- время движения лодки в стоячей воде

    t2 =S/υ+u +S/u-υ - время движения лодки в реке

    t2 =2Sυ/ υ2-u2,

    вывод: t2>t1, время движения лодки в стоячей воде меньше , чем по реке.

    Задача 2. Поезд –экспресс Москва-Дубна прошел за время t1=9с мимо встречной электрички , двигавшейся с такой же скоростью и имевшей в два раза большую длину. За какое время t2 экспресс пройдет мимо встречного пассажирского поезда, который в два раза длиннее электрички и едет в два раза быстрее? Примечание. Время движения одного поезда мимо другого – это промежуток времени от момента, когда поравнялись их «головы», до момента, когда поравнялись их «хвосты»

    Решение: пусть υ- модуль скоростей экспресса и электрички, L- длина экспресса. Скорость сближения экспресса и электрички υ1= υ+υ=2υ. За время t1они преодолели суммарное расстояние L1=L+2L=3L. Следовательно ,

    t1= L1: υ1= 3L:2υ,

    L: υ=2:3 t1

    скорость сближения экспресса и пассажирского поезда υ2= υ+2υ=3υ . За время t2 они преодолели суммарное расстояние L2=L+4L=5L. Следовательно ,

    t2= L2: υ2=5L:3υ,

    t2=10 t1: 9= 10с

    Задания для первой группы:

    Задача 1. Буксир перемещает баржу длиной L =150м с постоянной скоростью. Мимо баржи проплывает водный лыжник, которого тянет катер, имеющий скорость 45 км/ч. Водный лыжник проходит расстояние от кормы до носа баржи за одну минуту. Найти скорость движения баржи.

    Решение: S= (tк - tб )t, tб= 10м/с

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Задача 2. При попутном ветре скорость почтового голубя 100 км/ч , а при встречном –вдвое ниже. За какое время голубь доставит письмо адресату на расстоянии 850 км и вернется обратно, если туда он летит при попутном ветре , ветер упорно не хочет меняться.

    Решение: 25,5 ч

    t= t1+t2

    t1- время при попутном ветре

    t2-время при встречном ветре

    t1=S: υ1, t2=S: υ2

    t= (850 км: 100км/ч)+ (850км:50км/ч)= 8,5ч+17ч=25,5ч

    #1047;ащита решенных задач каждой группой

    #1044;омашнее задание:

    Задача 1. Пуля, летящая со скоростью 600 м/с, насквозь пробивает вагон шириной 4м. оказалось, что отверстия в стене смещены друг относительно друга на 10 см. с какой скоростью ехал вагон?.

    Решение: за то время , за которое пуля пролетала расстояние S1= 4 м со скоростью υ1= 600 м/с, перпендикулярно рельсам , вагон успел проехать расстояние S2= #1084; с искомой скоростью υ2. имеем два движения с общим временем. Находим это время t по движению пули и, подставляя в формулу для движения вагона находим υ2:

    t = S1: υ1;

    υ2= S2:t= S2· υ1: S1; υ2=15 м/с

    Задача 2. Барон Мюнхгаузен рассказывает: недавно я разминался , бегая вдоль железной дороги. Навстречу мне промчались два поезда – один через 6 мин после другого. Я знал, что оба они идут со скоростью 60 км/ч , причем второй поезд отправился со станции через 10 минут после первого. Я тут же достал блокнот и ручку и прямо на бегу вычислил по этим данным свою скорость. Если и вы сможете её определить, то убедитесь, что бегаю я неплохо.

    Решение : если оба поезда идут с одинаковой скоростью ϑ1 =60 км/ч, и вышли со станции с интервалом t1=10мин=1/6ч, то с момента отправления второго поезда расстояние между ними не меняется : S= ϑ1· t1= 10км- равно расстоянию , которое прошел первый поезд до отправления второго. В момент встречи М. с 1 поездом расстояние между ним и вторым поездом 10 км.

    υсбл = S: t2= 100 км/ч,

    t2-=6 мин- скорость сближения барона со 2 поездом,

    тогда скорость барона υ2= υсбл - υ1= 40 км/ч.

    Задача 3. Буксир перемещает баржу длиной L =150м с постоянной скоростью. Мимо

    баржи проплывает водный лыжник, которого тянет катер, имеющий скорость 45 км/ч.

    Водный лыжник проходит расстояние от кормы до носа баржи за одну минуту. Найти

    скорость движения баржи.

    Решение: S= (υк - υб )t, υб= 10м/с

    Балсунаева Элеонора Викторовна

    учитель физики

    МБОУ гимназии № 3

    г. Иркутска

    Разработка занятия

    Определение начальной скорости.

    Цель: Провести самостоятельно небольшие экспериментальные исследования

    Задачи: Повторить теоретический материал

    Сформировать навыки исследования

    Создать комфортный психологический климат

    Ход урока:

    1. Группа обучающихся делится на подгруппы:

    Задание: Обучающимся предлагается определить начальную скорость мяча с набором инструментов: секундомер, теннисный мяч.

    Предполагаемый метод выполнения задания: один экспериментатор бросает мяч вертикально вверх, второй запускает секундомер в момент броска и останавливает в момент удара мяча о землю. В течение половины измеренного интервала времени мяч поднимается вверх и за это же время падает на землю. Скорость мяча в момент удара о землю равна его начальной скорости при броске вверх. Эту скорость находим, умножив ускорение свободного падения на половину время свободного движения.

    1. Защита проектов –исследовательской работы.
    2. Домашнее задание (ответить на вопросы по выбору и доказать решение):

    Структурная схема элективного курса

    «Олимпиадные задачи- сложно или просто»

    Содержание программы курса по выбору

    Название программы

    Вид программы

    Общие

    цели курса

    Содержание курса

    Кол-во

    часов

    Цели

    Задачи

    Планируемый результат

    Образовательные результаты

    личностные

    метапредметные

    предметные

    «олимпиадные задачи- сложно или просто»

    Предметно-ориентирующая

    1. Способствовать выбору физического профиля обучения в старших классах

    2. Развить самостоятельность и способность к самореализации.

    3. Развить положительную мотивацию к изучению физики на занятиях элективного курса.

    4. Сформировать познавательный интерес к изучению физики в старших классах, развить творческие способности

    5. подготовить учащихся к олимпиадам.

    Модуль 1

    « Движение»

    7

    Расширить и углубить теоретические знания по разделу.

    Сформировать практические умения и навыки при решении физических задач качественного, аналитического и практического характера.

    Научить решать графические, аналитические, качественные и экспериментальные задачи.

    1. Ввести основные понятия - Вектор, действия над векторами.

    2. научить читать и строить графики движения, скорости, координаты.

    3. Рассмотреть различные виды задач олимпиадного уровня

    Знает способы описания движения, Умеет определять и объяснять основные величины движения.

    Развитие самостоятельности в получении знаний.

    Овладение навыками самостоятельного получения знаний, умение самостоятельно представлять, перерабатывать и планировать решение задач, умение выражать мысли, развитие речи.

    Понимание смысла основных законов движения, умение планировать действия с учетом знаний

    Блок 1 «Относительность движения»

    3

    Блок 2 «Скорость и путь»

    4

    Модуль 2

    «Масса и сила »

    7

    1. Ввести основные понятия .

    2. научить рассчитывать величины

    #1074;ыявить связь между величинами.

    4. Рассмотреть различные виды задач олимпиадного уровня

    Знает связи между величинами

    Умеет рассчитывать величины, объяснять результаты измерений и взаимодействий тел.

    Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей в процессе учебно-исследовательской деятельности.

    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, и корректировать по ситуации.

    формирование представлений о закономерной связи, приобретение опыта наблюдения

    Блок 1 «Масса и плотность»

    3

    Блок 2 «Силы в механике »

    4

    Модуль 3

    «Энергия »

    9

    Умеет объяснять явления при использовании механизмов,

    Представляет алгоритм действия механизмов

    Знает и осознает необходимость экономии энергии

    формирование познавательных интересов

    Определять способы действий в рамках предложенных условий

    Развитие умения использования приобретенных знаний в повседневной жизни.

    Блок 1 « Работа. Мощность.

    Энергия»

    6

    Блок 2 «Простые механизмы»

    3

    Модуль 4

    Давление

    4

    #1085;аучить наблюдать, описывать, и объяснять физические явления основанные на давлении

    2. научить рассчитывать давление

    #1056;ассмотреть различные виды задач олимпиадного уровня

    Умеет определять природу давления,

    Знает зависимость давления от других величин

    Формирование самостоятельности в приобретении знаний.

    Формирование умений воспринимать, перерабатывать и представлять и анализировать информацию

    Овладение разнообразными способами решения и расчета задач.

    Блок 1 Давление

    4

    Заключение

    Круглый стол . Защита проектов

    Подведение итогов

    2

    Научить обобщать и систематизировать знания и навыки в ходе проведения защиты проекта, выходного тестирования

    Научить учащихся демонстрировать результаты своей деятельности, применять полученные теоретические знания на практике, отстаивать точку зрения, вести дискуссию

    Знает основные современные и перспективные формы и ресурсы , позволяющие раскрыть тему проекта

    Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей в процессе учебно-исследовательской деятельности.

    Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, и корректировать по ситуации.

    формирование представлений о закономерной связи, приобретение опыта наблюдения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс по выбору: "Олимпиадные задачи"

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов текстовых задач с усложнением и переходом к олимпиадным, формируется в течение первых девяти лет обучения учащихся в школе, поэтом...

Рабочая программа курсов по выбору для 9 класса "Самый простой способ решения непростых неравенств"

                          Муниципальное бюджетное  образовательное  учреждениесредняя    общеобразовате...

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»

Программа курса по выбору «Решение задач повышенной сложности по математике»...

рабочая программа курса по выбору "Решение задач с модулем и параметром""

Содержит характеристику курса и учебно- тематическое планирование...

Программа курса по выбору "Решение задач" для учащихся 11 классов

Программа составлена на основе  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО).Данный курс расширяет возможность закрепления и совершенствования з...