Конспект урока «Экологические проблемы автотранспорта и пути их решения»
методическая разработка по физике (10 класс)

Махова Наталья Борисовна

Урок включает рассмотрение физических основ работы ДВС, экологических проблем, статистических данных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_ekologicheskie_problemy_avtotransporta.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Экологические проблемы автотранспорта и пути их решения».

Махова Наталья Борисовна, учитель физики высшей квалификационной категории

МОУ г.Мурманска сош №49

Цели урока:

Образовательные:

1.Обощить знания учащихся о строении и принципе действия  двигателя внутреннего сгорания.

2.Проанализировать экологические проблемы, связанные с использованием автотранспорта, установить их причины.

3. Установить пути решения экологических проблем.

Развивающие задачи:

1.Продолжить развитие мотивации к изучению физики на основе раскрытия практической значимости рассматриваемой темы.

2.Продолжить формирование умения анализировать информацию, сравнивать, обобщать и систематизировать материал в виде таблиц и схем.

3. Продолжить развитие исследовательской культуры.

5. Продолжить развитие коммуникативной культуры.

6. Продолжить развитие эмоциональной сферы учащихся.

Воспитательные задачи:

1. Продолжить работу по воспитанию целеустремленности в процессе познания.

2. Продолжить работу по воспитанию культуры научного труда посредством наблюдения, усвоения научной информации.

3. Продолжить формирование здоровьесберегающего мировоззрения.

4. Содействовать воспитанию экологического сознания.    

   

Ход урока:

1.Вступление.

Начать нашу сегодняшнюю встречу мне бы хотелось со старых фотографий, которые хранятся в музейных архивах нашего города. Мурманск 60—70 годов прошлого века. А это те же улицы, но в наше время. Отличия поразительны. Город вырос и похорошел. Но главное отличие, конечно же, состоит не в этом.  А в чем? Огромное количество автомобилей заполонило улицы Мурманска.

Если в  1990 году на 1000 жителей приходилось 78 автомобилей, то сейчас - 284  (он есть у каждого четвертого мурманчанина).

Автомобиль превратился в основное средство передвижения населения.  В целом ряде секторов автомобильному транспорту нет альтернативы. Это и обеспечение розничной торговли, и перевозки дорогостоящих и срочных грузов, и транспортное обеспечение малого и туристического бизнеса.

Эффективность развития автотранспорта  во многом определит эффективность и темпы экономических реформ. Но, наряду с преимуществами, которые обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями — огромным экологическим ущербом. Как же не допустить экологической катастрофы?

На этот вопрос мы и должны постараться найти ответ на сегодняшнем уроке.

Итак, тема нашего урока «Экологические проблемы автотранспорта и пути их решения».

2. Своим беспрецедентным распространением по всему миру автомобиль обязан главным образом двигателю внутреннего сгорания, созданному больше 100 лет назад, но до сих пор не имеющему конкурентов. В чем же состоят его достоинства и недостатки?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте более подробно вспомним историю создания ДВС, его устройство и принцип действия.

Из истории создания ДВС.                          

Итак, какие факторы можно отнести к достоинствам ДВС?

3. Принцип действия ДВС.                          

 Анализируя принцип действия двигателя, нетрудно ответить на вопрос: «Что же является существенным недостатком работы ДВС?».                                                                                             4.  Итак, существенным недостатком ДВС мы отметили   загрязнение окружающей среды, которым сопровождается его использование. Какова же динамика выбросов вредных веществ в атмосферу в Мурманской области за последние годы?

Давайте проанализируем информацию, изложенную в ежегодных докладах о состоянии окружающей среды Мурманской области. Эта информация представлена в таблице.

Задание 1.Выбросы вредных веществ в атмосферу в Мурманской области

Год

2000

2002

2005

Выброс от стационарных источников, тыс. тонн

371,3

332,5

301,1

Выбросы от автотранспорта, тыс. тонн

169,8

182

212,7

Численность зарегистрированного автотранспорта на территории области, тыс. единиц

154,9

159,6

172,2

в том числе индивидуальный, тыс. единиц

137,5

150,1

156,2

Расход топлива, тыс. тонн

552,9

496,9

640,6

из них бензина, тыс. тонн

104,64

134,4

151,1

Порядок анализа данных таблицы:

  1. Рассчитайте изменения (по годам) выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта, выразите эти изменения в процентах.                      
  2.  Найдите процентное соотношение численности зарегистрированного автотранспорта на территории области в 2002 году к 2000 году, в 2005 - к 2002 году?
  3. Найдите процентное соотношение расхода топлива автотранспортом Мурманской области в 2002 году к 2000 году, в 2005 - к 2002 году?

Результаты запишите в таблицу:

Изменения, %

2000-2002

2002-2005

Выбросы от автотранспорта

Численность зарегистрированного автотранспорта

Расход топлива

  1. Установите зависимость между изменениями выбросов вредных веществ и изменениями численности автотранспорта и расхода топлива, сделайте вывод.

      Сколько процентов от всех выбросов вредных веществ составляют выбросы автотранспорта?

Анализ данных:

Изменения, %

2000-2002

2002-2005

Выбросы от автотранспорта

7%

17%

Численность зарегистрированного автотранспорта

3%

8%

Расход топлива

10%

29%

Вывод: с ростом численности автопарка Мурманской области и увеличением потребления топлива, количество выбросов вредных веществ от автотранспорта выросло с 7%  до 17%. Процентное соотношение выбросов вредных веществ от автотранспорта по сравнению с валовыми продолжает расти (31%, 35%, 41%).

Какие же вредные вещества содержат выбросы двигателя и каково их влияние на биосферу и организм человека?

Таким образом,

Достоинства ДВС

Недостатки ДВС

При сравнительно небольшой массе он развивает значительную мощность, достаточно надежен, экономичен, работает на сравнительно недорогом топливе.

ДВС гарантирует высокие скорости и хорошие тяговые свойства автомобиля в любых условиях движения.

Негативное влияния на окружающую среду:

  • загрязнение атмосферы
  • загрязнение почвы
  • повышение температуры атмосферы
  • шумовые загрязнения, вибрации
  • проблемы утилизации отработанных автомобилей

Может ли человечество отказаться от использования ДВС на транспорте? Несмотря на многочисленные попытки заменить двигатель внутреннего сгорания каким-либо другим, не выделяющим токсичные вещества, альтернативы ему пока нет. А если принципиально новый двигатель и появится, то переналадка производства для его крупносерийного выпуска потребует грандиозных капиталовложений и произойдет далеко не сразу.

Вместе с тем уже сейчас человечество  подошло к той черте, когда без экологически чистого автомобиля просто не обойтись. И выход пока видится один - надо если не полностью исключить, то, во всяком случае, свести к минимуму вредные выбросы ДВС.

7. Каковы же возможные пути уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу двигателем автомобиля?

Результаты оформим в виде таблицы:

Факторы, влияющие  на количество выбросов двигателем в атмосферу

Возможные пути уменьшения выбросов

 1.Конструкция двигателя

  • Современные конструкции двигателей

2.Техническое состояние двигателя и автомобиля

  • Законодательные ограничения
  • Использование нейтрализаторов

3.Качество и вид применяемого топлива

  • Замена бензиновых двигателей на дизельные
  • Использование альтернативных видов топлива: 

сжиженный углеводородный

газ  и сжатый природный газ –

метан, водородное топливо.

  • Электромобили

4.Режим работы двигателя

  • Развитие транспортной инфраструктуры и организация дорожного движения.

От каких факторов зависит количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу с выхлопными газами?

Обсуждение факторов, влияющих  на количество выбросов двигателем в атмосферу и возможные путей их уменьшения.

  • Замена бензиновых двигателей на дизельные.

Состав выбросов дизельных двигателей отличается от бензиновых. В дизельном двигателе происходит более полное сгорание топлива. Поэтому принято считать их более экологически чистыми. Давайте проанализируем сравнительную таблицу:

Количество токсичных компонентов (в г), образующееся при сгорании 1 кг топлива

Бензин

Дизельное топливо

Оксид углерода

465

21

Углеводороды

23

4

Оксиды азота

15

18

Диоксид серы

2

8

Альдегиды

1

1

Сажа

1

5

Свинец

0,5

0

Всего:

507,5

57

Как видно из данных таблицы, выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Образуется меньше окиси углерода и несгоревших углеводородов. Но, вместе с этим, за счет избытка воздуха в дизеле образуется большее количество оксидов азота.                                                                                                                                                    Кроме того, дизельные двигатели характеризуются также повышенной дымностью. Важной особенностью выбросов дизельных автомобилей является содержание канцерогенных ароматических углеводородов, среди которых наиболее вреден бензапирен. Последний, так же как и свинец, относится к первому классу опасности загрязняющих веществ. Всего при сгорании 1 кг бензина может выделяться более 500 г загрязняющих веществ и около 50 г при сгорании 1кг дизельного топлива. Кроме того, о выбросах токсичных продуктов с отработавшими газами автомобилей нужно судить с учетом удельного расхода топлива.

Задача:   Рассчитать удельный расход топлива (расход на 1кВт.ч. работы) для карбюраторного двигателя ЗИЛ-130(самосвал) с  и для дизельного двигателя  с  1кВ.ч.=3,6·10Дж.                                                                                                                           Удельная теплота сгорания топлива: бензин  q=46·10Дж/кг,  дизельное топливо q=42·10Дж/кг.

                        m-?

Ап=3,6Дж.                                  

q=46·10Дж/кг

q=42·10Дж/кг

           

 Ответ: mк = 313г;  mд = 226г.

Вывод: удельный расход топлива больше у карбюраторных двигателей, значит количество выбросов такими двигателями тоже больше.

  • Режим работы двигателя.

В зависимости от режима работы двигателя автомобиль выбрасывает разное количество вредных веществ. Давайте проследим эту зависимость с помощью графика и таблиц.

Элементарный цикл езды автомобиля

                                           скорость

                                                                                                         

                                                                                                                                  Время

Установив по графику вид движения автомобиля, заполните таблицу:

Участок движения в цикле

Вид движения автомобиля

Режим работы
двигателя

Оксиды углерода,
% по объему

Углеводороды,
мг/л

Оксиды азота, мг/л

1

холостой ход

4–12

2–6

2

полные нагрузки

2

0,7–0,8

4–8

3

средние нагрузки

0–1

0,8–1,5

2,5–4

4

принудительный холостой ход

2–4

8–16

Вывод: Максимальное количество выбросов приходится на разгон и торможение автомобиля, а также на время остановки с работающим двигателем.

8. Заключение. Итак, сегодня на уроке мы обсудили лишь некоторые пути решения проблем, связанных с использованием автотранспорта. Заполнение таблицы вам необходимо продолжить дома. А в заключении мне бы хотелось вернуться к фотографиям нашего необыкновенно красивого и любимого города.   Рефлексия: поднимите, пожалуйста, руку те, кто согласен с утверждением: «Я люблю свой город!», «Сохраним воздух города чистым!», «Решение проблем в руках человека!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Проблемы подростка и пути их решений».

«Проблемы подростка и пути их решений». 1.     Взаимоотношения родителей. Ребенок – плод  взаимоотношений родителей.- Мы корни дерева, каковы к...

Проблемы АПК и пути их решения

Цели: Обсудить проблемы агропромышленного комплекса, научить учащихся принимать участие в дискуссии, аргументированно выступать, слушать выступления других. Закрепить знания о составе, размещении АПК....

Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения

Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Урок- дискуссия по теме : "Проблемы экологии и пути их решения". 8-9 классы

Урок - дискуссия был разработан как итоговый урок по теме: "Проблемы экологии и пути их решения". На данном уроке присутствуют два класса 8 и 9. Этот урок расчитан на развитие монологической речи и яв...

План-конспект урока "Экологические проблемы"

План-конспект урока "Экологические проблемы"...

Конспект урока "Экологические проблемы Якутии"

Экологические проблемы - самые актуальнык проблемы современности. На уроках экологии собучающимися 9-11 классов в форме деловой игры рассматриваются такие проблемы как: - загрязнение воздуха, загрязне...