Проблемы АПК и пути их решения
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Быстрова Зинаида Ивановна

Цели: Обсудить проблемы агропромышленного комплекса, научить учащихся принимать участие в дискуссии, аргументированно выступать, слушать выступления других. Закрепить знания о составе, размещении АПК.

Метод: проблемное изложение материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_apk_i_puti_ih_resheniya.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 8 класс

Тема: Проблемы АПК и пути их решения

Даже самая промышленно развитая страна не может обойтись без своего сельского хозяйства, которое производило бы достаточный минимум продовольствия. Это вопрос не экономики, а государственной безопасности.

Тип урока: комбинированный.

Цели: Обсудить проблемы агропромышленного комплекса, научить учащихся принимать участие в дискуссии, аргументированно выступать, слушать выступления других. Закрепить знания о составе, размещении АПК.

Оборудование: атлас, компьютер, мультимедийный проектор, статистические данные, карточки с проблемами АПК на группу.

Методы: проблемное изложение материала.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель раздает на группы учащихся карточки. На карточке указана проблема АПК. В течение 7-10 минут учащиеся обсуждают проблему в группе. Намечают возможные пути решения проблемы. Готовят аргументированный ответ, решение проблемы, свою точку зрения. Она может быть правильной или неправильной.

II. Дискуссия

Карточка №1

Вопрос: Многие годы из села уезжали молодые люди, многие из которых поступали в высшие учебные заведения, техникумы, училища. Отбор трудовых ресурсов шел не пользу села. В то же время хозяйства крестьянина многогранное, предъявляет к хозяину высокие требования.

В 1924 году были сформулированы качества, которые необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство:

Здоровье.

Сила и привычка к систематической работе в любое время года.

Способность предвидеть, какие части хозяйства непрерывно улучшать.

Умение разбираться, что существенно и несущественно, чем лучше заняться в настоящее время. А что пока отложить.

Знание культурных растений данной местности, животных, почвы, погоды.

Сотрудничество с соседями.

Задание: Обсудите указанные качества, какие еще качества необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство (фермеру) и почему?

Карточка №2

Вопрос: Министр царского правительства, великий реформатор П.А. Столыпин считал, что «…не беспорядочная раздача земли, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силой, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности».

Задание: Что вы думаете по поводу продажи и покупки земли в частную собственность? Не может ли оказаться, что люди, имеющие крупные суммы денег, будут владельцами колхозов и совхозов, а крестьяне превратятся в батраков, ведь денег на выкуп земли у крестьян нет?

Другая сторона проблемы: земли могут быть использованы не для производства сельскохозяйственной продукции, а, например, для строительства полигона для захоронения опасных отходов, для строительства развлекательных учреждений. Главное – частный капитал не покупает землю, чтобы вести хозяйство.

Карточка №3

Вопрос: В марте 2012 года в России было зарегистрировано 308 тысяч фермерских хозяйств. В 2006 г. насчитывалось 255 400 хозяйств, общая земельная площадь их сельскохозяйственных угодий составила 21,6 млн. га (со средним размером участка 81 га). Из этих угодий пашня составляла 15 млн. га. Из имеющихся фермерских хозяйств сельскохозяйственную деятельность осуществляли в 2006 году только 124 700. 107 000 фермеров относятся к категории «прекративших сельскохозяйственную деятельность». Еще 21400 хозяйств считаются «приостановившими сельскохозяйственную деятельность». В 2009 г. фермерские хозяйства произвели 7,5% всей валовой сельскохозяйственной продукции РФ, в 2010 г. – 6,8%. В расчете на 1 га посевных площадей продуктивность полуразрушенных сельхозпредприятий в 2010 г. была в 1,8 раза выше, чем у фермеров.

Задание: Почему так мал процент производства сельскохозяйственной продукции фермерами России? В какой природной зоне фермеры имеют больше шансов на существование? Почему? Какие проблемы развития фермерства вы можете назвать? Дайте прогноз развития фермерства в России?

Карточка №4

Вопрос: За последние годы в сельском хозяйстве России доля государственного сектора снизилась до 12%. Более 50 % продукции сельского хозяйства производится в индивидуальных хозяйствах. Например, картофель - 90% , овощи – 77%. Фермерские хозяйства дают около 7% сельскохозяйственной продукции России.

В 1990 году убыточные хозяйства составляли 3-5%, а сейчас почти 90%. Прибыльные хозяйства только в Ставрополье, Башкирии и Краснодарском крае. Многие земли в Нечерноземье не обрабатываются.

Задание: Подумайте, может быть, не стоит развивать сельское хозяйство в России, а перейти на импортное продовольствие? Или пусть каждый горожанин сам выращивает на садово-огородных участках сельхозпродукцию? Каково ваше мнение?

Карточка №5

Вопрос: Вы решили заняться фермерской деятельностью. Приобрели землю для сельскохозяйственного использования около города.

Задание: Какой сельскохозяйственной деятельностью вы будете заниматься (какие культуры выращивать, какие виды домашних животных будете разводить) и почему? Составьте бизнес- план развития своего хозяйства.

Карточка №6

Вопрос:         Экологически чистые продукты питания всегда дорогие, производить их выгодно во всем мире.

Задание: Что бы вы предприняли по производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции?

Учащиеся могут работать с дублерами, т. е. одну проблему обсуждают две группы. Мнения могут быть разными. При появлении абсурдных мнений в дискуссию вступает учитель.

Домашнее задание

§51-52

Составить 10 вопросов по теме «АПК» (дать ответы на вопросы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Проблемы подростка и пути их решений».

«Проблемы подростка и пути их решений». 1.     Взаимоотношения родителей. Ребенок – плод  взаимоотношений родителей.- Мы корни дерева, каковы к...

Подходы к оценке качества работы учителя в рамках НСОТ: проблемы и возможные пути их решения

Поиск эффективных механизмов оценки качества труда учителя привёл нас к необходимости разработки новой системы внутришкольного контроля и мониторинга....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Портфолио ученика: проблемы и возможные пути их решения…

Портфолио ученика: определение портфолио, его виды, возможные ошибки при работе с портфолио, электронное портфолио (где создавать и его возможности)....

Урок- дискуссия по теме : "Проблемы экологии и пути их решения". 8-9 классы

Урок - дискуссия был разработан как итоговый урок по теме: "Проблемы экологии и пути их решения". На данном уроке присутствуют два класса 8 и 9. Этот урок расчитан на развитие монологической речи и яв...

Социальный проект по английскому языку: «Проблемы экологии и пути их решения» для 8 класса

Проект предназначен для учащихся 8-х классов. Задача учащихся использовать материалы учебника, дополнительных источников для подготовки презентации или фильма об экологических проблемах и способах их ...

Тема «Проблемы преемственности и пути их решения при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено».

Вопрос о преемственности между начальной и средней школой далеко не новый. Другое дело, что данная проблема получила свое отражение в новых документах, касающихся ФГОС....