Колебания и волны
план-конспект по физике

Баранова Татьяна Ивановна

Урок получения знаний

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации

Слайд 2

Цели урока: Образовательная – сформировать представление об особенностях перехода вещества из жидкого состояния в газообразное и наоборот; об энергетических изменениях в процессах парообразования и конденсации; осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений. Развивающая – создать условия для развития творческих и исследовательских навыков, совершенствовать мыслительную деятельность (умения сравнивать, размышлять, выделять главное, сопоставлять, делать выводы); развивать речь. Воспитательная – продолжить формирование коммуникативных умений; способствовать привитию культуры умственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.

Слайд 3

Задачи урока: Знать: определения парообразования; испарения; конденсации; насыщенного пара; ненасыщенного пара; зависимость скорости испарения жидкости от температуры, площади поверхности, рода вещества, наличия ветра. Уметь: объяснять процесс испарения с точки зрения молекулярного строения; решать качественные задачи .

Слайд 4

Подготовка к восприятию нового материала. 1. Каковы основные положения молекулярной теории строения вещества? 2.Какая существует связь между скоростью движения молекул и температурой тела? 3.Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? Вследствие взаимодействия? 4.Какую энергию называют внутренней? 5.Какими способами можно изменить внутреннюю энергию? 6. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? 7.Может ли вещество одновременно находиться в трех агрегатных состояниях? 8.Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое?

Слайд 5

Задание Описать явление природы изображенное на рисунке

Слайд 7

Испарение – это переход вещества из жидкого состояния в газообразное (парообразование), происходящий на свободной поверхности жидкости.

Слайд 8

Вследствие теплового движения молекул испарение возможно при любой температуре. При этом с поверхности жидкости вылетают те молекулы, кинетическая энергия которых превышает работу против сил молекулярного сцепления в жидкости, т.е. наиболее быстрые молекулы. Поэтому в процессе испарения жидкость охлаждается.

Слайд 9

Фронтальная экспериментальная работа Экспериментально доказать, что при испарении внутренняя энергия уменьшается, имея оборудование : термометр, шарик которого обёрнут ватой, ацетон Ход работы 1. Заметьте начальное показание термометра. 2. Шарик термометра, обёрнутый ватой, обмакните в ацетон. Заметьте наименьшую температуру, которую через некоторое время покажет термометр. 3. Сделайте вывод

Слайд 10

Фронтальные экспериментальные работы 1 группа: Зависимость испарения от рода вещества Оборудование: 3 стеклянные пластины, сосуды с жидкостями: вода, спирт, эфир, пипетка. Ход работы: капните на три чистые стеклянные пластины по капле воды, спирта, эфира. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от рода жидкости.

Слайд 11

2 группа : Зависимость испарения от температуры Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд с водой, пипетка, электрическая лампа. Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле воды, одну из пластин поместите под электрической лампой. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от температуры.

Слайд 12

3 группа : Зависимость испарения от площади поверхности Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд с ацетоном, пипетка. Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле ацетона так, чтобы капля в первом случае не растеклась, а во втором - сильно растеклась. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения от площади поверхности.

Слайд 13

4 группа: Зависимость испарения от наличия ветра Оборудование: 2 стеклянные пластины, сосуд со спиртом, веер. Ход работы: капните на две чистые стеклянные пластины по капле спирта. Обмахивайте веером одну из пластин. Сделайте вывод о зависимости скорости испарения жидкости от наличия ветра.

Слайд 14

Конденсация – это переход вещества из газообразного состояния в жидкое (конденсированное). Происходит при охлаждении или сжатии газа.

Слайд 15

Процессы, происходящие в закрытом сосуде: 1. процесс испарения, скорость которого постепенно уменьшается 2. конденсации, скорость которого постепенно возрастает

Слайд 16

С течением времени в сосуде устанавливается динамическое равновесие ( число молекул, покидающих жидкость в единицу времени, равно числу молекул, возвращающихся в жидкость)

Слайд 17

Насыщенный пар – пар , находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью. Название «насыщенный» подчеркивает, что в данном объеме при данной температуре не может находиться большее количество пара. Ненасыщенный пар – это пар, не достигший динамического равновесия со своей жидкостью. При данной температуре давление ненасыщенного пара всегда меньше давления насыщенного пара. При наличии над поверхностью жидкости ненасыщенного пара процесс парообразования преобладает над процессом конденсации, и потому жидкости в сосуде с течением времени становится все меньше и меньше.

Слайд 18

Решение качественных задач Когда быстрее высохнет скошенная трава: в ветреную или безветренную погоду? Выйдя в жаркий день из реки, вы ощущаете прохладу, это ощущение усиливается в ветреную погоду. Объясните, почему это происходит? Что остынет быстрее при одинаковых условиях: жирный суп или чай? Объясните, почему? Нам часто приходится стирать и сушить белье. В какую погоду это лучше всего делать? Что необходимо, чтобы быстрее высохло бельё? Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой? Когда бельё высохнет быстрее при открытой или закрытой форточке? Для чего вы дуете на горячий чай? Как вы будите жарить картофель: накрывая сковороду крышкой или нет? Если хотите получить хрустящий картофель?

Слайд 19

Тестирование Вариант 1 Испарение происходит… А. при любой температуре Б. при температуре кипения В. при определенной температуре для каждой жидкости При увеличении температуры жидкости скорость испарения… А. уменьшается Б. увеличивается В. не изменяется При наличии ветра испарение происходит... А. быстрее Б. медленнее В. с такой же скоростью, как и при его отсутствии 4. Внутренняя энергия при испарении жидкости... А. не изменяется Б. увеличивается В. уменьшается 5. Какое явление называют конденсацией? Это явление, при котором происходит... А. испарение не только с поверхности, но и изнутри жидкости Б. перехода молекул из жидкости в пар В. перехода молекул из пара в жидкость

Слайд 20

Вариант 2 Испарением называют явление... А. перехода молекул в пар с поверхности и изнутри жидкости Б. перехода молекул из жидкости в пар В. перехода молекул из пара в жидкость Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается…температуры жидкости. А. понижением Б. повышением При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения… А. не изменяется Б. увеличивается В. уменьшается При конденсации жидкости происходит…энергии. А. поглощение Б. выделение 5. Насыщенный пар - это: А. максимальное количество пара, которое может содержаться в данном объеме при данных условиях Б. пар, находящийся в равновесии со своей жидкостью В. и то, и другое верно

Слайд 21

Домашнее задание - Подготовить доклад «О практическом использовании процесса испарения в быту и технике» - Подготовить презентацию «Роль испарения в мире животных»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перемещение

Слайд 2

Цели урока 1 . Повторить и углубить понятия: «механическое движение», «траектория», «путь», «материальная точка». 2. Ввести понятие «перемещение». 3. Акцентировать внимание учащихся на то, что путь и перемещение – разные физические величины. 4. Показать связь между перемещением тела и его координатами.

Слайд 3

Вопросы для повторения пройденного материала Что называют механическим движением? Что такое траектория? Что называют путем, пройденным телом? Что называется материальной точкой? Приведите пример, показывающий, что одно и то же тело в одной ситуации можно считать материальной точкой, а в другой – нет. Что такое система отсчета ? Как можно определить положение тела? В каком случае положение движущегося тела можно задать с помощью одной координатной оси?

Слайд 4

Путь и перемещение L 1 L 2 s A B L 3 s – перемещение, L – путь.

Слайд 5

Решение задач на расчет пути и перемещения 1 . Тело из точки 1 переместилось вправо на расстояние 3 м в точку 2, а затем переместилось вправо в точку 3 на расстояние 4 м. Найти путь и перемещение. Путь L= s 1-2 + s 2-3 = 7 м. Перемещение s = s 1-2 + s 2-3 = 7 м. 1 2 3 s s 2-3 s 1-2

Слайд 6

2 . Тело из точки 1 переместилось вправо на расстояние 3 м в точку 2, а затем переместилось влево в точку 3 на расстояние 4 м. Найти путь и перемещение. Путь L = s 1-2 + s 2-3 = 7 м. Перемещение s = s 2-3 - s 1- 2 = 1 м. 1 2 3 s s 1-2 s 2-3

Слайд 7

3. Тело из точки 1 переместилось вправо на расстояние 3 м в точку 2, а затем переместилось перпендикулярно предыдущему направлению в точку 3 на расстояние 4 м. Найти путь и перемещение. s = √ s 1 2 + s 2 2 = √9 м 2 +16м 2 = 5 м. Путь L = s 1 + s 2 = 7 м. 1 2 3 s s 1 s 2

Слайд 8

4. Точка совершила один полный оборот по окружности радиуса 50 см. Найти путь и перемещение. s = 0. L = 2 π R , где π =3,14. L = 2∙3,14∙0,5 м = 3,14 м. 1 2 R

Слайд 9

Выводы Путь – скалярная величина, перемещение – векторная. Тело из точки 1 в точку 2 может переместиться по разным траекториям, пройдя разные пути. Перемещение может быть только одно. Путь и перемещение измеряются в единицах длины (метрах, км и т.д.) Путь и перемещение совпадают по численным значениям при прямолинейном движении тела в одном направлении. В остальных случаях путь больше перемещения. При движении тела по замкнутой траектории его перемещение равно 0.

Слайд 10

Проекция вектора на координатную ось O X a x > 0 a s s x < 0 A B A 1 B 1

Слайд 11

5. Тело из точки М 1 с координатами x 1 = -5 м, y 1 = -3 м переместилось в точку М 2 с координатами x 2 = 7 м, y 2 = 6 м. Сделать чертеж, найти перемещение и его проекции на оси координат. s x = x 2 –x 1 . s x = 7 м – (-5 м) = 12 м. s y = y 2 –y 1 . s y = 6 м – (-3 м) = 9 м. s = √s x 2 + s y 2 = = √ ( 12 м) 2 + (9 м) 2 = = √144 м 2 + 81 м 2 = = √225 м 2 = 15 м. М 1 М 2 s s x s y

Слайд 12

Выводы Зная начальные координаты тела (точки) и проекции вектора перемещения на координатные оси за время t , можно найти координаты тела в момент времени t : x = x 0 + s x , y = y 0 + s y , где x 0 и y 0 – начальные координаты ( координаты в момент времени t = 0). Зная проекции любого вектора на координатные оси, можно найти модуль этого вектора, например, вектора перемещения: s = √s x 2 + s y 2 .

Слайд 13

Домашнее задание Задачи . Определить путь и перемещение конца минутной стрелки Кремлевских курантов за 15 минут, 30 минут, 45 минут, 1 час. Длина минутной стрелки 3,3 м. 2. Тело переместилось из точки с координатами x 1 = 0, y 1 = 2 м в точку с координатами x 2 = 4 м, y 2 = -1 м. Сделать чертеж, найти перемещение и его проекции на оси координат.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колебания и волны. Контрольная работа по физике для 9 класса.

В контрольной работе 5 заданий по теме "Колебания и волны" - четыре задачи расчетные и одна качественная. Предлагается 4 варианта данной контрольной работы. 1 вариант 1. Груз, повешенный на ...

Тестирование в 9 классе. "Колебания и волны".

Коротенький тест из пяти заданий для контроля усваения учениками 9 классов основных понятий по теме "Колебания и волны". Предложены 2 варианта заданий на 5-7 минут. Я даю этот тест в конце урока на 5-...

Колебания и волны

Тестовая работа ...

Механические колебания м волны .Тест

тест по теме "Механические колебания м волны " поможет проверить и оценить знания учащихся по данной теме...

Механические колебания и волны

презентация урока по физике 8 класса. С помощью данной презентации можно повторить теоретические сведения данной темы и провести контроль знаний. Задания для проверки подобраны нестандартные....

Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Физика 8 класс.

Разаработка урока по физике 8 класса. Обобщающий урок по теме "Колебания и волны". Сопутствующая конспекту презентация, заинтересует ребят и настроит их на рабочий лад....

Мастер класс для учителей физики по теме Колебания и волны

В период преобразования нашего общества одной из главных задач обучения становится развитие творческого мышления учащихся.  При этом нужно учитывать  одно хорошо известное обстоятельство: се...