Конспект урока физики 7 класс "Сила"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Наталья Рябова

План урока по теме "Сила"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx22.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока учителя физики, 7 класс


Тема: «Сила.»

Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: урок с использованием метапредметных

                                                Технологий

Участники: учащиеся 7 класса

Цель: сформировать понятие силы, как физической величины;

            сформирование научного – мировоззрения, духовности человека,

            через физические понятия.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; построение самостоятельного процесса поиска информации, определение числового значения ускорения свободного падения через практическую деятельность.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  определение цели, функций участников, способов взаимодействия при выполнении работы; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи; оценка; осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Личностные УУД: формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе литературных произведений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, творческого мышления.

Межпредметные связи: литература, математика.

Ресурсы: мультимедийный проектор, ПК, презентация.

Лабораторное оборудование: на каждую парту: динамометр, весы с разновесами, металлический шарик, кусочек пластилина.

Ход урока:

Ребята, сегодня на уроке говорить мы будем как всегда о законах физики. Делать мы это будем через произведения русских писателей.

Я предлагаю познакомиться с биографией очень интересного человека, не побоюсь этого слова великого человека.

Родился 25 декабря 1642 года в Англия, в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Когда ребенку исполнилось три года, его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив его на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...
Подумайте и закончите это предложение.
(Предположения и высказывания….)
…выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом.
Сэр Исаак Ньютон. Вся его жизнь — это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромное трудолюбие и упорство в достижении цели. 

Он открыл:
• знаменитый закон всемирного тяготения;
• сформулировал основные законы механики;
• впервые объяснил движения и формы планет;
• пути комет, приливы и отливы океана;
• первый исследовал разнообразие световых лучей;
• сконструировал один из первых термометров;
• впервые построил отражательный телескоп...

Скажите, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке?
(Предположения и высказывания..)
Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:
• духовная сила: сила убежденья, сила красноречия;
• сила ума;
• сила воли;
• нравственная сила;
• силою разума постигать, заключать и изобретать.

Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.

Итак, мы говорим о понятии «сила», рассмотрели влияние силы в становлении личности человека, а теперь перейдем к теме нашего урока. Тема урока: «Сила».
Что мы должны узнать на уроке, какая наша цель?
Цель урока:
Сформировать понятие «сила»:
1. Сила, как физическая величина;
2. Сила, как проявление духовности человека.
Задачи урока:
• Образовательная: сформировать понятия сила, сила тяжести. Рассмотреть явление тяготения.
• Развивающая: продолжить формирование опыта наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, выделять главное, делать выводы. Использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
• Воспитательная: продолжать работать над совершенствованием качеств, отражающих отношение к другому человеку: дисциплинированность, вежливость, добросовестность, товарищество. Видеть, понимать, чувствовать красоту науки и культурные традиции.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютеры, мультимедийный
проектор, демонстрационный материал.
Перечень используемых ЭОР:
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

Ход урока:

I. Изучение нового материала.
Итак, как сказал Бернард Шоу: Деятельность – это единственный путь к знанию. Я предлагаю вам на уроке активно действовать, но не бездействовать.
1. Введение понятия “Сила”.
1. Перед вами лежат физические тела. Посмотрите на шарик.
В каком состоянии он сейчас находится?

Толките аккуратно шарик рукой? Что сейчас происходит?
В этом опыте, тело под действием другого тела (вашей руки) приходит в движение. В этом случае говорят, что тела взаимодействуют, или на тело действует сила.
Результатом действия силы является…..?
Вывод: Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения и изменения направления движения.
Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть является мерой взаимодействия тел.
2. Возьмите в руки пластилин и сожмите его. Что произошло?
Изменилась его скорость?
Какой можно сделать вывод?
Вывод 2: Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется.
Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.
Виды деформации:
Упругая – тело принимает первоначальную форму после внешних воздействий
1. сдвиг;
2. кручение;
3. изгиб;
4. деформация сжатия.
Пластическая – тело не принимает первоначальную форму после внешнего воздействия
Подведем итог выше сказанному. Результатом действия силы является изменение скорости движения, формы и размеров тела.
Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить, у нее есть обозначение и единицы измерения.
Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H].
Демонстрация на рабочем столе:
Перед вами стоит машинка. Приложите к ней силу (тянут шнурок). Объясните, наблюдаемое явление.
Машинка приобретает скорость из-за действия на нее силы (сила тяги) и начинает двигаться в т уже сторону, куда направленна приложенная к ней сила.
Вывод: направление скорости совпадает с направление силы.
Если физическая величина характеризуется помимо числового значения направлением, то….?( является векторной величиной.
Эксперимент: вызывается к доске ребенок и ему предлагается открыть входную дверь. Но сначала приложив усилие возле ручки, а затем около дверных петель. Результат разный.
Вывод: Результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.
На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.
Прибор позволяющий определить числовое значение силы называется динамометр.
(Демонстрация прибора)
Итак мы с вами познакомились с понятием сила. Сделали главные выводы о силе. Теперь рассмотрим одно из проявлений силы в природе.

А для этого я предлагаю послушать филиппинскую сказку Цапля и буйвол:
Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.
«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начинается отлив!
-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.
Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.
- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.
Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. »
Кто выпил больше воды?
Кто оказался сильнее?
В чем сила цапли? (сила разума)
Вывод: не всегда физическая сила преобладает над силой разума.
В этой сказке прослеживается другое физическое явление. Какое? (приливы и отливы)
Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?
Ученик: Сила тяжести . Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле. .
Для всех живущих на Земле особенное значение имеет сила притяжения к Земле.
Вывод 7:
Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется силой тяжести.
Обозначается: Fтяж = mg
Вывод 8:
Из формулы видно, что сила тяжести прямо пропорциональна массе этого тела.
Назовите мне основные способы познания окр. Мира. (Наблюдения и опыт)
Какой наиболее простой? ( наблюдения)
Наиболее эффективный? (опыт)
Я предлагаю вам выполнить практическую работу по определению числового значения постоянной g.
Практическая работа по нахождению ускорения свободного падения.
Цель работы: определить числовое значение ускорения свободного падения.
Приборы и материалы: динамометр, весы с разновесами, гиря.
Ход работы:
1. определяем массу тел
2. с помощью динамометра измеряем силу тяжести
3. рассчитайте ускорение свободного падения используя формулу g = Fтяж /m
Вывод.

II. Закрепление нового материала.
Итак, давайте вспомним все основные выводы о силе, которые мы записали в ходе урока и решим задачи.
Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях.
Задача 1.
Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак"
Когда в товарищах согласия нет,
на лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Ребята, как вы думаете почему воз и ныне там?
Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума?
Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу.
Ребята приведите пример литературного творчества, где эти силы действовали сообща. Сказка про репку.

Задача 2. Басня И.А. Крылова " Слон и моська "
По улицам Слона водили,
Как видно напоказ –
Известно, что Слоны в диковинку у нас –
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.
Увидевши Слона, ну на него метаться,
И лаять, и визжать, и рваться,
Ну, так и лезет в драку с ним.
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Кто из животных обладает большей силой тяжести?
Кто на ваш взгляд сильнее духом?
В чем заключается жизненный смысл?
Мораль Сила духа преобладает над силой тяжести.
Как вы понимаете слова:
Иной раз силе приходится поклониться мудрости.
Рик Риордан
III. Подведение итогов. Рефлексия
Ребята давайте вспомним все о чем говорилось на уроке и подведем итог. Для этого посмотрите на экран и закончите предложения:
1. Сегодня на уроке я узнал….
2. Сегодняшний урок показал мне….
3. Самым трудным для меня было…
4. Самым интересным мне показалось…
Урок мне хочется закончить словами: Конфуций «Три пути ведут к знанию: путь размышлений – это путь самый благородный,
путь подражаний – это путь самый легкий, и путь опыта - это путь самый горький»
Не важно, каким путем человек получает знания, важен результат. И я надеюсь, что сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики 10 класс "Аморфные и кристаллические тела"

Конспект урока  физики по теме "Аморфные и кристаллические тела"Урок рассчитан на 45 минут.Рекомендации: за 4 недели до урока создать практическую группу по выращиванию кристаллов соли, за 1 неде...

Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)

Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».

Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....

План-конспект урока физики в 8 классе (комбинированный урок) Электрическое напряжение.

Дидактическая цель: создать условия для приобретения учащимися блока новой учебной информации, развития их познавательного интереса к физике, формирования общих учебных умений. Цели урока:образов...

конспект урока физики в 7 классе "физика и техника"

План-конспект урока физики в 7 классе "Физика и техника"...

Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку

Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...