Урок Электризация тел с применением ЦОР
план-конспект урока по физике (8 класс)

Цель урока: сформировать у обучающихся знания о явлении электризации тел; о существование двух типов зарядов и их взаимодействии.

Задачи:

Обучающие

познакомить учащихся с явлением электризации тел, доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

Развивающие

Развивать мыслительные способности у обучающихся: анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы и обобщения, находить примеры электризации тел в технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

воспитательные

воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета

воспитание положительной мотивации к обучению через информационную среду Интернет пространства,

развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности.

  1. Тип урока: урок формирования новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, эвристическая беседа, индивидуальная и групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры для обучающихся; ЕК ЦОР султанчики, электрофорная машина, электрометры, палочки для электризации, кусочки резины и меха, компьютер, проектор и интерактивная доска.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_elektrizatsiya_tel_s_primeneniem_tsor.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Забитуйская СОШ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Электризация тел. Два рода зарядов.»

ФИО (полностью)

Дакуева Татьяна Гавриловна

   Место работы

МБОУ Забитуйская СОШ, п. Забитуй Иркутской области

Должность

Учитель физики

Предмет

физика

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Электрические явления   урок №1

.

Базовый учебник

Перышкин А.В. Физика - 8кл, 2-е изд. М :Дрофа, 2015г

Цель урока: сформировать у обучающихся знания о явлении электризации тел; о существование двух типов зарядов и их взаимодействии.

Задачи:

Обучающие

познакомить учащихся с явлением электризации тел, доказать существование двух типов зарядов и объяснить их взаимодействие.

Развивающие

Развивать мыслительные способности у обучающихся: анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы и обобщения, находить примеры электризации тел в технике, природе, развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;

воспитательные

воспитание аккуратности, бережного отношения к оборудованию кабинета

воспитание положительной мотивации к обучению через информационную среду Интернет пространства,

развивать умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, дисциплинированности.

  1. Тип урока: урок формирования новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, эвристическая беседа, индивидуальная и групповая.

Необходимое техническое оборудование: проектор, компьютеры для обучающихся; ЕК ЦОР султанчики, электрофорная машина, электрометры, палочки для электризации, кусочки резины и меха, компьютер, проектор и интерактивная доска.

Формирование УУД:

Личностные:

  • формирование личностного отношения к предмету, к окружающим, к самому себе.
  • формирование желания выполнять учебные действия;

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формирование учебной цели;
  • структурирование знаний, информационный поиск;
  • анализ, сравнение, выдвижение гипотез;
  • действие со знаково - символическими средствами (моделирование);
  • изменять, творчески переделывать;

Регулятивные:

  • целеполагание, планирование.
  •  прогнозирование
  • самоконтроль, коррекция, самооценка
  • анализировать собственную работу;
  • находить ошибки, устанавливать их причину;

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества.;
  • согласование действий с партнером, постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; построение речевых высказываний
  •  умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи, отвечать на поставленный вопрос

уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос 

План урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний, выведение темы и цели урока через поиск ответа на проблемный вопрос .
  3. Изучение нового материала с использованием фронтального и демонстрационного экспериментов; через выдвижение гипотезы и ее экспериментальное доказательство, работу с дополнительным (историческим) материалом и выступлением учащихся на тему: «Фалес Милетский», «Уильям Гильберт», «Шарль Дюффе». Фронтальный эксперимент. Работа в группах. Исследовательская деятельность.
  4. Физминутка.
  5. Первичное закрепление материала. Просмотр видеоролика.
  6. Закрепление новых знаний. Выполнение теста.
  7. Итоги урока. Рефлексия
  8. Домашнее задание

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Постановка целей урока.

Ученики приветствуют учителя

2

2

Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса

  1. Работа электроскопаhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/b06ffc0a-894e-40ca-b52b-87bb8b6b9595/?(1)

На данном этапе урока учитель ставит проблему, тем самым показывает практическую значимость данной проблемы, мотивируя учащихся к ее изучению. Демонстрирует ресурс. Задает вопрос о том, как обучающиеся могут объяснить наблюдаемое

Смотрят на экран, отвечают на вопросы

5

3

Объяснение нового материала.

Видеодемонстрация "Электризация трением" (N 195009)http://school-collection.edu.ru/catalog/res/e7002cb7-7e1a-44a6-a1ac-6325e282de39/?sort=order&&rubric_id[]=113557

(4)

2.Из истории

Электризация тел(2)

  1. Введение понятия электрического заряда

Электрический зарядhttp://fcior.edu.ru/card/9487/elektricheskiy-zaryad.html (3)

Эксперимент 1.  На столах лежит пластмассовая линейка и кусочки бумаги. А) Приблизьте линейку к кусочкам бумаги и пронаблюдайте за результатом. Б) Протрите линейку о лист бумаги, что изменилось? Вывод------------

Фронтальный эксперимент 2. У вас на столе лежат две полоски из полиэтилена и две полоски из бумаги. Положите на полоску из полиэтилена полоску из полиэтилена. Погладьте их тыльной стороной ладони. Попробуйте их развести, а затем медленно сближайте. Что вы наблюдаете? (отталкивание) Сделайте вывод: Какая  из полосок получила заряд? (обе)

Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)

Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)

Эксперимент 3 ( опыт с полосками бумаги и полиэтилена). Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются) Почему они притягиваются?  Какой заряд у бумажной и у полиэтиленовой полоски?(разный).

Вывод: одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются

Итак, какой  общий вывод можно сделать из 3-х экспериментов: 1.Тела можно

наэлектризовать трением. 2. В электризации участвуют всегда два тела. 3. Электризуются оба тела. В результате трения образуются 2 вида зарядов: одноименные заряды отталкиваются, разноименные- притягиваются.

Запишите все выводы в тетрадь.

Много ли разновидностей зарядов?

Учитель знакомит учащихся с историей появления знаний об электризации и тел. Задает учащимся вопросы: 1. Как можно определить , заряжены ли тела? 2. Как показать, что при соприкосновении электризуются оба тела? 3. Назовите вещества, электризацию которых вам приходилось наблюдать в домашних условиях. При каких обстоятельствах это происходило?

Учитель демонстрирует ресурс и поясняет.

Учитель задает вопросы по фильму:

1.Как взаимодействуют между собой две эбонитовые палочки, потертые мехом?

2. Как взаимодействуют эбонитовая палочка, натертая мехом и стеклянная палочка , натертая шелком?

Ученики выполняют экспериментальные работы в группах,наблюдают, делают выводы, записывают в тетради

прослушивают , смотрят на экран участвуют в обсуждении , делают выводы и ведут записи в тетради.

Ученики смотрят, отвечают на вопросы, записывают определение электрического заряда

Работают с ЭОР ресурсом.

Выступление ученика на тему: « два вида зарядов»

12

4

Физминутка

Руководит физкультминуткой (у учащихся на груди «+» или «-«   Как вы будете себя вести?

Школьники либо «притягиваются» друг к другу, либо «отталкиваются» друг от друга

1

5

Первичное закрепление новых знаний.

Грозовые тучи.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5930a8d-5403-444f-8bc6-5dbba75b315c/8_2.swf

Учитель предлагает учащимся решить качественные задачи:

  1. Какие опыты доказывают, что существуют электрические заряды двух видов?
  2. Иногда при окраске пульверизатором металлической поверхности ей сообщают заряд одного знака, а капелькам краски—заряд противоположного знака. Для чего это нужно?
  3. Можно ли наэлектризовать эбонитовую палочку трением об эбонитовую пластинку?

Учащиеся  смотрят видеоролик, затем отвечают на предложенные вопросы.

5

6

Закрепление новых знаний.

Выполнение теста.

http://fcior.edu.ru/card/12292/elektrizaciya-tel.html(5)

Или http://www.fcior.edu.ru/card/8781/elektrizaciya-tel.html

Ученики решают (самостоятельно).

самопроверка

  8

8

Итоги урока.

Рефлексия

Домашнее задание

- Что нового узнали на уроке?

- Где применяются знания сегодняшнего урока?

Сделайте вывод.

Учитель оценивает работу: учитывает правильность, самостоятельность, оригинальность.

На обратной стороне доски начала предложений (Учащиеся выборочно дописывают) 1. Я понял, что...      2. Теперь я могу…     3 У меня получилось…     4. Меня удивило…    5. Я смог

Дома: п25, 26, №1169, 1171, 1172 по сборнику задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой.1 вар. -вред электризации.

2 вар. - польза электризации

Отвечают на вопросы учителя

Записывают задание в дневник

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Электризация тел. Два рода зарядов." 8 класс

Урок разработан на основе деятельностного подхода....

Модульная программа "Электрические явления" для 8 класса с технологической картой урока "Электризация тел" с учётом особенностей восприятия учеников.

Карта разработана в соответствии с интегрированно-дифференцированным подходом для 1 модуля программы. Рекомендуется применять после определения типа восприятия учеников. Материал расчитан на 1 урок, и...

план- конспект к уроку "Электризация тел. Два рода электрического заряда" 8 класс

план -конспект к уроку "Электризация тел. Два рода электрического заряда" 8 класс к учебнику Перышкину А.В. с презентацией....

Конспект к уроку "Электризация тел"

Конспект к уроку "Электризация тел"...

Презентация к уроку " Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов."

Данный урок является первым в главе 3 "Электрические явления"...

Урок "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел" 8 класс физика

Цели урока:·         Познакомить с  первоначальными  представлениями  об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел,  с...