план- конспект к уроку "Электризация тел. Два рода электрического заряда" 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс) по теме

Панова Наталья Ильинична

план -конспект к уроку "Электризация тел. Два рода электрического заряда" 8 класс к учебнику Перышкину А.В. с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrizatsiya_tel._dva_roda_elektricheskogo_zaryada.rar614.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Электризация тел. Два рода электрического заряда

(Тема урока)

  1.  Цель  урока: Сформировать новые знания и умения по теме «Электризация тел. Два рода электрического заряда»

2. Задачи:

  • познакомить с начальными представлениями об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов зарядов;
  • научить решать качественные задачи по теме
  • развивать мышление, умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы;
  • пробудить у учащихся интерес к научно – популярной литературе, к изучению предпосылок открытия существования  двух видов зарядов и их взаимодействия.

Предметные результаты:

Знать:

  • электризацию тел,
  • взаимодействие заряженных тел,
  • два рода зарядов

Уметь:

  • объяснять электризацию тел;
  • решать качественные задачи по теме

Метапредметные результаты:

  • анализировать объекты;

Тип урока: формирование новых знаний и умений.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компюьтерный класс (один компьютер - один ученик), компьютер, мультимедийный проектор. Стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха,шёлка,бумага,линейки пластмассовые, воздушные шары.

Дидактические средства: ЦК ЭОР, Презентация

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Обучение ведется по учебнику А.В.Перышкина «физика 8».

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Актуализация знаний учащихся по теме электрические явления

Презентация (слайд 1-3)

Ресурс №1

Учитель демонстрирует слайд(1) и задает вопросы учащимся на повторение материала о взаимодействии тел и ставит проблемный вопрос(опыт электризация детского воздушного шарика)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (текущий контроль в форме фронтального опроса).

Учащиеся анализируют свои ответы

5

2

Формирование новых знаний:

Электризация тел трением. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Ресурс №1

Учитель демонстрирует слайды(2-9), на которых показаны Электризация тел трением. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов

Учащиеся  наблюдают опыты, записывают  в рабочую тетрадь, что при трении заряд получают оба тела, зарисовывают схематично взаимодействие зарядов.

7

3

Формирование умений:

Определять как взаимодействуют заряженные тела

Презентация (слайд 4)

Ресурс №2

Учитель демонстрирует слайды теста, комментирует ответы

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы (текущий контроль в форме фронтального опроса).

Учащиеся анализируют свои ответы сравнивая с ответами демонстриру-емого теста,  проверяя себя.

5

4

Формирование умений: самостоятельной работы, работы в гуппах

Презентация (слайд 5)

Учитель предлагает учащимся разделится на три группы и выполнить эксперименталь-ные задания

Приложение 1

Задание 1.

Задание 2.

Задание 3.

Учащиеся проводят эксперимент и отвечают на вопросы карточки анализируя свои ответы и ответы учащихся других групп сравнивая, и делают выводы и записывают в тетрадь.

10

5

Закрепление новых знаний и умений.

Презентация (слайд 6,7)

Учитель на закрепление изученного материала предлагает учащимся выполнить мини-тест с последующей самопроверкой

 Приложение 2

тест

Учащиеся работают индивидуально

5-7

6

Домашнее задание

Презентация (слайд 8,9)

Учитель задает контрольные вопросы, подводит итоги урока и записывает домашнее задание на доске

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают домашнее задание в дневник

6


                Приложение к плану-конспекту урока

Строение атомов

 (Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ.

№ ресурса в уроке

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Электрические явления. Строение атомов. Ионы

Информационный  ресурс

Электронная лекция

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669ba063-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/3_1.swf

2

Строение атомов. Ионы.

Контрольный ресурс

тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b7953-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

Приложение 1

Задание 1.

Изучение электризации различных тел.

Приборы и материалы (рис 1.) 1) пленка полиэтиленовая, 2) полоска бумажная, 3) полоска резины, 4) эбонитовая палочка, 5) штатив, 6) нить, 7) карандаш, 8) кусочек меха.

Порядок выполнения работы

1. На нитях подвешен карандаш к лапке штатива, как показано на рисунке 1.

2. Положите полиэтиленовую пленку на стол и натрите ее полоской резины. Поднесите полиэтилен и резину поочередно к концу подвешенного карандаша. Что вы при этом наблюдаете? Карандаш ___________________.

3. Натрите эбонитовую палочку о мех и проделайте тоже самое, поднося поочередно к подвешенному карандашу.

Карандаш ___________________.

4. Положите на бумажную полоску полиэтиленовую пленку и сильно прижмите полоски рукой. Разведите полоски, а затем приблизьте их друг к другу.

Полоски ______________________.

Вывод: тела можно наэлектризовать ____________________. В электризации участвуют всегда _____________ тела и электризуются после разделения_____________ тела.

Мы сделали очень важный вывод:

1) Один из видов электризации-это трение, соприкосновение тел.

2) При этом участвуют всегда два (или больше) тела.

3) Электризуются оба тела.

Задание 2.

Изучение взаимодействия заряженных тел. Два рода зарядов.

Приборы и материалы: 1) пленка полиэтиленовая на нити, 2) пленка полиэтиленовая, 3) полоска бумажная, 4) штатив, 5) эбонитовая палочка, 6) полоска резины.

Порядок выполнения работы.

1. Полиэтиленовую пленку, подвешенную на нити к лапке штатива, потрите осторожно кусочком бумаги

2. Наэлектризуйте бумажную и полиэтиленовую полоски. Для этого на бумажную полоску положите полиэтиленовую пленку и разгладьте рукой. Поднимите полоски за концы, разведите их и медленно поднесите друг к другу.

Как они взаимодействуют? _______________________.

3. Поднесите поочередно бумажную и полиэтиленовую полоски к пленке, висящей на нити, и наблюдайте их взаимодействие:

Пленка с пленкой ________________________________;

Бумажная полоска с пленкой _____________________________;

4. Поднесите к заряженной полиэтиленовой пленке, висящей на нити, эбонитовую палочку, натертую о резину. Пленка и эбонитовая палочка ________________________.

Пленка и резина _______________________________.

Вывод: в природе существуют ____________________ вида электрических зарядов. Тела, имеющие электрические заряды одинакового знака _____________________, а тела имеющие заряды противоположного знака _________________________.

Задание 3.

Два рода зарядов. Взаимодействие зарядов. Взаимодействие двух заряженных тел

Приборы и материалы: два детских воздушных шарика, газета, стеклянная палочка, кусочек шелковой ткани (бумаги).

Порядок выполнения работы

  1. Наэлектризуйте шарики трением о газету (поочередно).
  2. Подвесьте их на длинных нитях рядом.
  3. Наблюдайте отталкивание шаров.
  4. Объясните наблюдаемые явления.
  5. Подумайте, как, имея в своем распоряжении стеклянную палочку и кусочек шелковой ткани (бумаги), определить знак заряда на шарике. Проделайте опыт, подтверждающий ваше предположение.
  6. Объясните результаты опыта.

Какие выводы можно сделать из экспериментов?

  • В природе существуют два вида электрических зарядов.
  • Одноименные заряды взаимно отталкиваются, а разноименные – притягиваются.
  • Одно и то же тело при электризации может зарядиться в одном случае положительно, а в другом – отрицательно, в зависимости от вещества тела, с которым оно соприкасается.

Приложение 2

Вариант 1

1. При трении о шелк стекло заряжается...

         А. положительно. Б. отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, потертой о мех, то оно...

А. не имеет заряда. Б. заряжено положительно.

В. заряжено отрицательно.

3. На рисунке   изображены легкие шарики, подвешенные на шелковых нитях. Какой из рисунков соответствует случаю, когда шарики имеют одноименные заряды?

А.1. Б.2.

4. К шарику поднесена потертая о мех палочка.   Какой по знаку заряд имеет шарик?

А. Положительный. Б. Отрицательный.

Вариант 2

1. При трении эбонитовой палочки о мех она заряжается...

               А. положительно.      Б. отрицательно.

2. Если наэлектризованное тело притягивается к стеклянной палочке, потертой о шелк, то оно...

А. заряжено положительно.   Б. заряжено отрицательно.

В. не имеет заряда.

3. На рисунке   изображены шарики, подвешенные на шелковых нитях. На каком из рисунков показаны шарики, заряженные разноименными зарядами?

А.1. Б.2.

4. К шарику поднесена потертая о шелк  стеклянная палочка. Какой по знаку заряд имеет шарик?

А. Отрицательный. Б. Положительный.

Приложение 3

 далее контрольные вопросы:
• С каким явлением вы сегодня познакомились?
• Какие вы знаете заряды? Как они создаются?
• Как ведут себя заряженные тела?
• Сколько тел участвует в электризации?
• Если заряженное тело притягивается к стеклянной палочке потёртой о шелк, то оно заряжено….?
• Если два заряженных тела отталкиваются друг от друга, то они заряжены…?
• Если погладить кошку рукой, то рука зарядится…,а мех животного…?
• Почему слово «янтарь» связывают с понятием электризации?
Рефлексия 1.Скаким настроением вы работали на уроке, было вам интересно или нет?
2.Каквы оцениваете свою деятельность на уроке, все ли было понятно?
3.Как считаете, новый материал полезен в жизни, производстве, быту?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока по УМК “Enjoy English» в 4 классе на тему «Home,Sweet Home».

Данный урок является заключительным уроком по данной теме, это урок обобщения и систематизации знаний учащихся....

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

План-конспект учебного занятия спецкурса «Политология» для обучающихся 9 классов в рамках «рекламы» спецкурса для социально-экономического профиля в 10 классе

Данное учебное занятие в 9 классе  проводится в рамках «рекламы» профильного 10 класса, где курс «Политология» преподается в рамках спецкурса для социально-экономического профиля. Тема учебн...

План-конспект открытого урока по физической культуре в 6 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс

Аннотация к Плану-конспекту открытого урока по физической культурев 6 классе МОУ СОШ № 88Ульев А. А. Тема урока: Волейбол, 6 класс...

План-конспект на тему "Откуда ты родом? Англоговорящие страны и города."

Знакомство с англоязычными странами, с культурой и флагами, с особенностями разговора и мышления....

План - конспект урока "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерпные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые" в 7 классе

Конспект урока составлен на основе системно - деятельностного метода обучения....

План-конспект урока по учебному предмету «Математика» в 6 классе по теме «Отношения» УМК: «Математика.6 класс» А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир

Тема урока:        ОтношенияТип урока:Урок изучения нового материалаЦели деятельности учителя:Создание условий для знакомства учащихся с понятиями: «отношение...