Викторина "Знаменитые физики"
методическая разработка по физике (10 класс)

Дмитренко Татьяна Владимировна

Данную викторину можно проводить как на уроке,  так и во время декады по физике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Знаменитые физики тысячелетия».

В викторине принимают участие 2-3 команды произвольной численности.

Цель игры: раньше соперников определить имя и фамилию ученого, используя сведения о нём, которые последовательно (информацию за информацией) приводит ведущий; в каждом случае дается 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой информации – на счёт команды поступает 5 баллов; если после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, четвертой – 2 балла, пятой – 1 балл.

Задание № 1

«Открытия вопреки убеждениям»

1.Карьеру свою он начал военным врачом в Потсдаме, а закончил президентом Физико-технического института.

2.Этот физик, сделавший ряд открытий, был, как ни странно, последователем философа Канта, отрицавшего возможность познания мира.

3.Учёный первым измерил скорость распространения возбуждения в нервах.

4.Он разработал физическую и физиологическую теории восприятия звуков и распределил звук на основной тон и обертоны, построил модель уха.

5.Им разработана теория аккомодации глаза и изобретено глазное зеркало, которое используют врачи во всем мире.

(Ответ: Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц.)

Задание № 2

«Учитель Бонапарта»

1.Этот французский физик, астроном и математик был одним из преподавателей Наполеона Бонапарта в военной школе. На великого завоевателя он произвёл такое впечатление, что, придя к власти, Наполеон сразу же назначил своего бывшего учителя министром внутренних дел. Правда, дела на этом поприще у ученого плохо, и через 6 недель он был смещен со своего поста.

2.Истории известен его ответ на вопрос Наполеона о боге: «В своей теории о происхождении Солнечной системы я не нуждаюсь в гипотезе о существовании бога».

3.В 1790 г. он был назначен председателем Палаты мер и весов Франции и руководил внедрением в жизнь метрической системы.

4.Про этого учёного современники писали, что он рождён «довести всё до совершенства, решить всё, что решению поддаётся», некоторые его называли Ньютоном своего времени. Он и умер в месяц кончины Ньютона – в марте, но ровно через 100 лет.

5.В 1809 г. он вывел формулу для расчёта скорости распространения звука в воздухе, а в 1821 г. установил закон изменения плотности воздуха с высотой, выведя барометрическую формулу.

(Ответ: Пьет Симон Лаплас.)

Задание № 3

«Самый учёный рыцарь»

1.Именно этот английский учёный, получивший за свою научную деятельность рыцарский титул, направил сподвижнику Петра I, крупному военачальнику Александру Даниловичу Меншикову извещение о том, что тот избран членом Королевской Академии наук Великобритании; парадокс состоял в том, что Меншиков был неграмотным.

2.В 1695 г. он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании, а через 4 года – директора; ему была поручена чеканка всех монет страны.

3.Увлечение естественными науками он сочетал с увлечением религией. К концу жизни он написал сочинение о пророке Данииле и толкование Апокалипсиса. Тем не менее богу, по словам Ф.Энгельса, он оставил только первый толчок, но запретил всякое дальнейшее вмешательство в Солнечную систему.

4.Это учёный-физик одновременно является автором двух важнейших методов: дифференциального и интегрального исчислений.

5.Философ Г.Гегель шутил: три яблока сгубили мир: яблоко Адама, яблоко Париса и его яблоко.

(Ответ: Исаак Ньютон.)

Задание № 4

«Баловень богов»

1.Этот будущий физик родился на свет очень слабым ребенком; врачи утверждали, что он не жилец на белом свете. Умер он в 37 лет от заражения крови.

2.Ко всем делам, за которые брался этот человек, он проявлял огромные способности. Его наставник по токарному делу, узнав, что ученик стал учёным, заметил: «Жаль. Из него мог бы получиться отличный токарь». А известный физик Г.Л.Ф.Гельмгольц, бывший его научным руководителем, назвал нашего героя «баловнем богов».

3.Именно он экспериментально обнаружил электромагнитные волны, предсказанные великим максвеллом, и наблюдал их отражение, преломление, интерференцию, поляризацию.

4.Тем не менее известно его письмо в Дрезденскую коммерческую палату о том, что исследования радиоволн надо запретить как бесполезные.

5.Имя и фамилия этого учёного составляли содержание первой в мире радиограммы, переданной А.С.Поповым.

(Ответ: Генрих Рудольф Герц.)

Задание № 5

«Учёный, писатель и политик»

1.Этот учёный в 27 лет стал одним из самых популярных писателей Америки. Выпускаемый им «Альманах бедного Ричарда» выходил в свет около 30 лет; он издавал также «Пенсильванскую газету» и организовал первую в США публичную библиотеку.

2.Этот человек участвовал в составлении «Декларации независимости» США.

3.Он был пятнадцатым ребёнком в семье мелкого ремесленника, прожил 84 года, из которых физикой занимался только 7 лет. За это семилетие успел многое сделать в науке: ввёл понятия «положительное» и «отрицательное» электричество, «батарея», «конденсатор», «проводник», «заряд», «разряд», «обмотка».

4.Главным его изобретением стал молниеотвод (громоотвод), а главным открытием – установление электрической природы молнии.

5.На его бюсте вырезаны слова: «Он отнял молнию у небес и власть у тиранов».

(Ответ: Бенджамин Франклин.)

Задание № 6

«Физик, почти не знавший математики»

1.Этот великий английский физик вынужден был подрабатывать смотрителем маяков и судебным экспертом по качеству промышленных товаров.

2.Известный физик Гэмфри Дэви в конце жизни признал, что главным достижением его жизни стало открытие этого учёного.

3.Наш герой первым ввел в физику понятия: поле, катод, анод, электролит.

4.Он сделал величайшее изобретение: создал модель электродвигателя.

5.Этот физик-самоучка плохо знал математику, в результате, по выражению учёного Роберта Милликена, облечь его плебейски обнажённые научные представления в аристократические одежды математики пришлось Максвеллу.

(Ответ: Майкл Фарадей.)

Задание № 7

«Учёный-чудак»

1.Этот физик был скорее уродлив, чем некрасив, одевался плохо и был явно неряшлив, всегда ходил с огромным зонтом, был неуклюж и неловок.

2.Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывали, что однажды с сосредоточенным видом он варил в воде три минуты свои часы, держа яйцо в руке.

3.Он был малоизвестен при жизни. Имя же его сына-поэта знал чуть ли не каждый.

4.Кроме физики он занимался математикой, ботаникой, химией и даже был членом комиссии по изданию классиков литературы.

5.Этот учёный сделал ряд важнейших открытий, известных теперь почти каждого; он по праву считается одним из создателей электродинамики.

(Ответ: Андре Мари Ампер.)

Задание № 8

«Создатель первого источника тока»

1.Этот физик, будучи ребёнком, первое слово свое сказал в 4 года, и это было слово «нет».

2.Он открыл и исследовал газ метан.

3.Этот человек был не только физиком, но и химиком, физиологом, изобретателем. С 1815 по 1819 г. он занимал пост директора философского факультета Падуанского университета.

4.По иронии судьбы все приборы и личные вещи учёного – виднейшего специалиста в области электричества, сгорели на выставке, посвящённой его памяти, в результате пожара, вызванного неисправностью электропроводки.

5.Он открыл взаимную электризацию разнородных металлов при их контакте и расположил их в ряд по величине возникающей между ними разности потенциалов.

(Ответ: Алессандро Вольта.)

Задание № 9

«Самый математичный физик»

1.Этот учёный в детстве учился плохо, особенно по арифметике, но когда началось изучение геометрии, быстро стал лучшим учеником своей школы.

2. «Самый математичный физик» - так его называли современники. Он между делом осуществил первую в мире цветную фотографию и разработал способ радикального выведения жировых пятен с одежды, но всемирную известность ему принесло совсем не это.

3.Свои работы он подписывал псевдонимом: dр/dt.

4.Его труды относятся почти ко всем разделам, но главные – к молекулярной физике и электродинамике.

5.По словам Генриха Герца, «Формулы этого физика живут собственной жизнью, обладают собственным разумом – кажется, что эти формулы … умнее даже самого автора». Система его взглядов выражена его уравнениями; это основа теории электромагнитного поля.

(Ответ: Джеймс Клерк Максвелл.)

Задание № 10

«Исключение из правил»

1.Этот учёный свой трудовой путь начал в качестве школьного учителя, а в дальнейшем выполнял роль эксперта в патентном бюро Берна.

2.Нобелевскую премию он получил в 1921 г. за физико-математические исследования и открытие законов фотоэффекта.

3.Его письмо президенту США в 1940 г.

стимулировало организацию ядерных исследований в этой стране.

4.Он долгое время работал в Германии и он – единственный еврей, чей бюст находится среди нескольких сот бюстов великих немцев в Пантеоне национальной славы Германии Вальгалла близ Регенсбурга.

5.Этот учёный – один из основателей современной физики, создатель общей теории пространства – времени – тяготения.

(Ответ: Альберт Эйнштейн.)

Выращивание кристаллов

Кристаллы встречаются нам повсюду: мы ходим по кристаллам, строим из них, выращиваем их в лабораториях и в заводских установках, создаем приборы и изделия из кристаллов, широко применяем их в технике и в науке, едим кристаллы, лечимся ими, находим кристаллы в живых организмах, выходим на просторы космических дорог, используя приборы из кристаллов.

Ребятам предлагается дома провести следующий опыт.

Рост кристалла начинается тогда, когда в растворе есть центр кристаллизации, например в виде маленького кристаллика, пылинки. Чтобы вырастить один большой кристалл, в неостывший насыщенный раствор надо подвесить на нити небольшой кристалл-затравку. Сначала он немного растворится, а потом начнёт расти до больших размеров.

В сосуд с насыщенным раствором соли опустите нитку, на которой есть несколько кристаллических частичек; на них образуются кристаллики, в результате вырастет «нитка бус» из многогранных кристалликов. Можно опускать веточки лиственницы с шишечками, зонтики сныти или борщевика. Для окраски можно добавить в раствор сок свеклы или зелёнку.

Проведение уроков самоуправления

Предварительно с ребятами 2-го курса обговаривается, кто будет проводить уроки, в каких группах 1-го курса, по какой теме.

Затем каждая пара ребят с учителем составляет план урока, разбирает и повторяет тему, прорешивает все задачи, продумывает опрос учащихся и дополнительный материал к уроку. Учитель дает рекомендации по организации работы на уроке, рассказывает об учащихся той группы, в которой предстоит вести урок, о специфике группы. Обычно ребята, которые ведут урок, предпочитают, чтобы учитель не присутствовал на нём (их это стесняет).

По завершению уроков учитель обсуждает с ребятами, что удалось, что – нет на уроке, их впечатление от группы, удалось ли держать дисциплину. «Учителям» также выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".

Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...

Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""

Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...

формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА

ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА,  АТОМНАЯ ФИЗИКА...

Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса

Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.

Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....

презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"

Презентации   к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...