«Приёмы и методы формирования функциональной грамотности при изучении физики»
учебно-методический материал по физике

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа «город Дербент»

«Гимназия культуры мира»

Республики Дагестан

Доклад

Приёмы и методы формирования функциональной грамотности при изучении физики.

ГМО учителей физики

Магамедова Ж.Я.

 «Мыслить легко,

 действовать достаточно сложно,

а привести свои мысли в действие- самое сложное в мире»

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Актуальность темы определяется необходимостью в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных планов. Это вызвано значительными технологическими изменениями в производственных и гуманитарных сферах деятельности и катастрофическим увеличением информационных потоков.

Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным идти на компромисс и вести себя в обществе, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим ИТ, умеющим подать себя - выделяет лидирующего и конкурентно-способную человека. У этого человека хорошо сформированы навыки и умения, критическое и творческое мышления, он обладает знаниями. И он является функционально грамотной личностью, сформировать которую, с помощью читательской и математической грамотностью, помогает естественнонаучная грамотность при изучении физики. Достичь желаемого результата педагогу помогают известные и современные методы и приемы, применение которых способствует развитию перечисленных выше компетенций.

Ключевые слова.

Естественнонаучная грамотность, экспериментальное задание, креативное мышление, критическое мышление, приемы, методы, кластер, синквейн, мозговой штурм, игра, кейс-метод, визуализация, индивидуальные домашние задания, групповые приемы, контроль.

Функциональная грамотность включает в себя несколько составляющих, основными в процессе изучения физики являются:

- читательская грамотность (формирование которой может происходить с помощью плана-конспекта параграфа, следуя которому обучающийся изучает информацию в тексте, понимает, осмысливает, извлекает и интерпретирует, заполняя конспект по плану);

- математическая грамотность (формирование которой может происходить не только при решении расчетных задач, но и при выполнении заданий, например «Вычисление мощности человека», где обучающийся, используя математический аппарат, производит вычисления физических, переводит единицы измерения физических величин в систему единиц СИ);

- естественнонаучная грамотность (формирование которой происходит, в большей степени, с помощью экспериментальных заданий, которые закладывают навыки использования естественнонаучных знаний для понимания физических процессов и явлений в окружающем нас мире).

Задача педагога заключается в формирования ключевых компетенций, то есть в формировании у обучающегося, готовности использовать усвоенные знания, умения, навыки и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Для этого педагогу необходимо увлечь и заинтересовать ребенка, мотивировать его на изучение предмета, а также разнообразить урок, используя разные виды деятельности в процессе обучения.

В этом педагогу поможет физический эксперимент, который занимает при формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика». Демонстрационный, лабораторный, фронтальный, домашний эксперимент можно рассматривать как метод активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающегося. Он никогда не используется как уединенный метод, только в сочетании со словесными методами и с другими средствами наглядности. Эксперимент развивает у обучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов. 

Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами.

Образовательная функция физического эксперимента: способствует формированию у обучающихся теоретических знаний; интеллектуальных и практических умений и навыков, в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты, обращаться с приборами.

Развивающая функция физического эксперимента: способствует развитию мышления обучающихся, т.к. побуждает их к выполнению умственных операций.

Воспитывающая функция физического эксперимента: способствует развитию самостоятельности и инициативы.

Методы познавательной деятельности, которые должны быть использовании при формировании естественнонаучной грамотности - это объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение знаний, частично-поисковый, исследовательский. Целью данных методов является знакомство обучающихся с готовыми знаниями и образцами деятельности, усвоение знаний, обучение творческой и поисковой деятельностям.

Менее затратные по времени подготовки преподавателя и по выполнению обучающегося:

- кластер/граф (см. рис.1) (графически организованная информация, где выделяются основные смысловые единицы, фиксирующиеся в виде схемы с обозначением связей (стрелок) между ними),

Кластер. Рис.1

- синквейн (см. рис.2)  (короткое нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое позволяет раскрыть понятие, тему, определение),

Синквейн. Рис.2

- пропущенные слова (см. рис.3), несоответствия в тексте (см. рис.4).

Пропущенные слова в тексте. Рис.3

Несоответствия в тексте. Рис.4

Более затратные по времени подготовки преподавателя и по выполнению обучающегося: экспериментальное задание, «Мозговой штурм» (вопросы, для того, чтобы на них ответить, надо обладать знаниями и уметь применять их), игра «Силы» (с приемами и заданиями, описанными ранее), кейс-метод (см. рис.5) (ситуация, которая позволяет, решив поставленные вопросы, увидеть неоднозначность проблем в реальной жизни).

Пример вопросов для «Мозгового штурма»:

- Как быстро можно охладить горячий чай в стакане?

_ какая вода закипит быстрее кипяченая или сырая при одинаковой начальной температуре?

Кейс-метод. Рис.5

Значительную роль в развитии функциональной грамотности играет использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, при этом развивается самостоятельное и креативное мышления появляется интерес, но также и учитываются индивидуальные особенности учащихся.

Примеры:

- визуализация текста (представление текстовой информации в наглядном виде: списки, таблицы, диаграммы, фотографии, схемы, рисунки),

- «Узнать плотность риса или любой другой крупы»,

- Вырастить кристалл (задание делается в соответствии с материалами, предложенными учителем, под присмотром взрослых, с соблюдением техники безопасности),

Приемы для привлечения внимания и мотивации обучающихся: от частного к общему, от общего к частному, Сорбонка, «Я знаю, что…», «Радуга внимания», «Комментированное описание понятий, явлений», Древо мудрости, Корзина идей, Помоги мне, Смысловые пропуски в тексте, Фантастическая добавка, Отсроченная загадка.

Сорбонка –это карточка, где с одной стороны записывается вопрос, а с другой — ответ. Использование Сорбонки позволяет заучивать определения, понятия, формулы, теоремы, даты, значения.

Приёмы на концентрацию внимания, помогают создать тишину в классе, привлечь к занятию: «Радуга внимания», «Комментированное описание понятий, явлений».

Приёмы, развивающие творческое мышление: «Оратор», «Автор», «Фантазёр», «Профи».

Приёмы, мотивирующие учащихся на активную работу во время урока: «Я знаю, что…», корзина идей.

Групповые приёмы - объяснения явлений и фактов: Что будет если? Попробуйте объяснить!

Методы познания: Как узнать? Как сделать?, Как получить? Сделайте вывод!

Методы контроля: «Мои успехи», зашифрованные диктанты, оценка – не отметка, лови ошибку, цепочка, кредит доверия, толстый и тонкий вопрос, «Физическое королевство».

Лист самоконтроля (см. рис. 6) показывает личностные достижения каждого обучающегося, служит для выявления пробелов или недоработок по изучаемой теме.

Лист самоконтроля.Рис.6

       Методы и приемы, описанные выше, перекликаются друг с другом, дополняют и способствуют стимулированию у обучающихся работы критического и креативного мышлений. Мотивируют их на изучение предмета, концентрируя внимание, формируя самостоятельность, ответственность, коммуникативность, а соответственно и функционально грамотную личность.

Список литературы.

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.  СПб.: Питер, 2013г.
  1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015г..
  1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011г.
  1. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе  М.:  Знание, 2009г.
  1. Богоявленский Д.Н. Приемы умственной деятельности и их формирование у школьников Вопросы психологии. – 1999г.
  1. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004г.
  1. Н.В. Клюева Педагогическая психология - М.: ВЛАДОС, 2006г.
  1. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников - М.: Педагогика,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель:  формирование функциональной грамотности у обучающихся  на уроках русского языка и литературы.Задачи:1.      Поделиться опытом работы  применения  ме...

приёмы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физиеи

В статье описаны приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физики основной школы. Актуальность темы определяется необходимостью в формированиифункциональной грамотностиу всех у...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Актуальность темы  определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения  и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...

Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.

Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...

Методическая разработка "Формирование функциональной грамотности при изучении произведения Д. Дефо "Робинзон Крузо" в 5 классе.

Чтобы сформировать функционально грамотную личность, необходимо работать над данной компетенцией на всех ступенях образования на всех учебных дисциплинах....

Активные методы формирования функциональной грамотности (читательской) на уроках немецкого языка в средней школе.

В ст                  В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, по...