Методическая разработка "Формирование функциональной грамотности при изучении произведения Д. Дефо "Робинзон Крузо" в 5 классе.
методическая разработка по литературе (5 класс)

Чтобы сформировать функционально грамотную личность, необходимо работать над данной компетенцией на всех ступенях образования на всех учебных дисциплинах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности  при изучении произведения Д.Дэфо «Робинзон Крузо» в 5 классе.

                                       

Никогда   никакими силами вы не заставите            

                                                читателя  познать  мир через скуку.

                                                Читать должно быть интересно.

                                                                                                    А. Н. Толстой

Современная школа должна научить учащегося применять полученные знания для решения повседневных жизненных задач в различных сферах жизнедеятельности, для выстраивания социальных отношений. У школьника кроме элементарной грамотности, как умения читать, писать и считать, необходимо сформировать «функциональную грамотность».

По словам лингвиста, доктора психологических наук Алексея Алексеевича Леонтьева, «функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений». Таким образом, организуя урочную и внеурочную деятельность учащихся, педагог работает над формированием требуемых стандартом универсальных учебных действий: коммуникативных (умения продуктивно общаться с незнакомыми людьми, работать в команде), регулятивных (умения организовать дело, слаженно работать в процессе его осуществления, беспристрастно оценивать свои результаты), познавательных (находить информацию в любых источниках и эффективно использовать ее для получения желаемого результата). Необходимо обратить внимание и на такие моменты. Если мы внимательно вчитаемся в определение понятия «функциональная грамотность», данном в Большом толковом социологическом словаре, то увидим, что функциональная грамотность предполагает не просто способность человека вступать в отношения с внешней средой, но и «максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней». Авторы словаря  подчеркивают, что «в отличие от грамотности как устойчивого свойства личности, функциональная грамотность является ситуативной характеристикой той же личности. Функциональная грамотность обнаруживает себя в конкретной статичной ситуации, так же, как и функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности». Исходя из этого следует, что ребенок будет каждый раз попадать в ситуацию с новыми исходными данными, а значит полученные знания, сформированные навыки и умения в школе, он должен научиться применять, подстраиваясь под ситуацию. И мы понимаем, чтобы сформировать функционально грамотную личность, необходимо работать над данной компетенцией на всех ступенях образования на всех учебных дисциплинах. Но я сделаю акцент на читательскую грамотность, одну из составляющей функциональной грамотности, а именно на приемы формирования функциональной грамотности на уроках литературы.

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществом (или) ценных для индивида. Работая с текстом произведения учащийся должен уметь оценивать его содержание, достоверность; умение ориентироваться в тексте и выделять нужную информацию; осмысливать и выделять основную мысль или проблему, видеть ключевые слова в тексте, обнаруживать противоречия; интепретировать текст, создавать собственное высказывание. Это далеко не все умения, которыми должен овладеть учащийся. И при этом он должен уметь работать индивидуально и в команде, иметь возможность на взаимопроверку и взаимовыручку, владеть навыками рефлексии. Причем большая часть заданий должна быть направлена на перенос учебных знаний в жизненные реалии, в нестандартную для учащихся обстановку.

Именно поэтому для сегодняшнего выступления я выбрала произведение Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», при чтении которого учащиеся 5–го класса вместе с главным героем попадают в нестандартную для них ситуацию.

Современная жизнь предлагает нам много возможностей и инструментов для проведения уроков, и один из источников, которым я пользуюсь при изучении этого произведения – рабочая тетрадь  Лужбининой Марины Маратовны (@nauchu_russkomu). С фрагментами этой тетради я сегодня вас познакомлю.

Чему может научить Робинзон Крузо?

  • Что неприятности случаются и случиться могут с каждым.
  • Что судьба человека, вне зависимости от внешних обстоятельств, всегда в его руках.
  • Что в жизни человека не должно быть места отчаянию, так как из любой ситуации может быть найден выход.
  •  Что мужество, упорство, трудолюбие, ум, смекалка, непрерывное обучение и    совершенствование - практически является гарантией не только выживания, не только надежды, но и полноценной жизни и получению нового шанса.
  • Что человек, даже лишенный общества, может многое, в том числе и вернуться в это самое общество.
  • Что постоянная работа над собой и окружением может сохранить рассудок и трезвость мысли даже на протяжении долгих лет одиночества.

Какие образовательные приемы помогут создать условия для формирования функциональной грамотности? Их достаточно много, например, «Лови ошибку», «Напиши письмо литературному герою», «Отсроченная отгадка», «Ассоциации» и другие. Рассмотрим некоторые приемы, используемые нами на уроках. Конечно, эти приемы не новы, но они достаточно апробированы. На уроках литературы позволяют достичь желаемого результата, кроме того, учащимся нравится выполнять такие задания.

 При использовании приёма «Отсроченная отгадка», можно научить учащихся анализировать и сопоставлять факты, прогнозировать события, находить решение имеющимися ресурсами. Этот прием можно по-разному интерпретировать и использовать в любой части урока в зависимости от цели педагога. Например, на уроке учащиеся начинают изучать произведение. Читают текст, учитель прерывает чтение в определенных моментах и предлагает закончить сюжет, предположить развитие событий, а потом проверить правильность своего предположения, прочитав произведение дальше или до конца. Выполняя данную работу, учащимся приходится не только подключать свою фантазию, но и применить весь свой жизненный опыт решения подобных ситуаций.

Прием «Лови ошибку» направлен на формирование навыка внимательного прочтения, понимания содержания текста произведения. Дети пересказывают фрагмент текста, намеренно допуская ошибку. Для этого они должны хорошо знать текст произведения, быть особенно внимательны к деталям. Они должны не только указать на ошибку, но и аргументированно объяснить, в чем был не прав ученик-рассказчик.

Прием «Напиши письмо литературному герою» позволяет ученику обратиться к персонажу напрямую, проанализировать его поступки с точки зрения собственного опыта, аргументированно высказать свою позицию и предложить иные способы выхода из сложившейся ситуации. Главная ценность этого приема заключена в том, что он позволяет увидеть, как близко ученик пропустил через себя события, насколько он знаком с жизненными ситуациями, реально ли он их оценивает. Это огромная нравственная составляющая. Данный прием хорошо применять на заключительных этапах работы с произведением.

На этапе актуализации для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего использую прием: «Чтение с остановками». Дети читают фрагмент текста, отвечают на вопросы, требующие рассуждений.

 Приём «Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкими» условно называются вопросы, на которые можно дать однозначный ответ. «Толстые» — вопросы проблемного характера, требующие развёрнутого ответа, знания материала. 

Тонкие вопросы                                                      Толстые вопросы

 кто...?                                                                       дайте объяснение, почему...?

 что...?                                                                       почему вы думаете…?

 когда...?                                                                    почему вы считаете…?

 может...?                                                                   в чем разница…?

будет...?                                                              предположите, что будет, если…?

 мог ли...?                                                          что, если…?

 как звали...?                                      

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом уроке:

·        обучает ребёнка на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;

·        отрабатывает умение формулировать вопросы; отвечать на них полно и кратко, строить сложные высказывания;

·         воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Еще один прием  - СИНКВЕЙН - применяются на стадии рефлексии, помогают обобщить изученный или прочитанный материал, сделать выводы

Синквейн:

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

 2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом

4 строка - Предложение – отношение автора  к объекту

5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта

Робинзон Крузо
Смелый, Любознательный
Адаптировался, выживал, изучал
Вызвал одобрение у читателей.
Путешественник.

С большим интересом дети  разгадывают кроссворды и ребусы.

 Этап рефлексии. Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке литературы я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки литературы проходят……

3. Больше всего на уроках литературы я люблю….

Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»). 

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности  имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

•        творческая работа (подготовьте рассказ о самом грустном и самом радостном дне Робинзона на острове и объясните свой выбор)

•        подготовка иллюстраций (нарисуйте маршрут Робинзона Крузо)

•        рисование обложек к произведению

•        художественное чтение

  

Все эти приемы и методы является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках литературы. Ведь наша цель – воспитать ученика, умеющего обучатьcя, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетeнций, споcобного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5- 6 классах

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в 5- 6 классахВо всем мире растет осознание того, что «ключ к будущему, к решению нынешних и предстоящих проблем выживания человеческ...

Функциональная грамотность на уроках английского языка в 7 классе.

Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день. Функционально грамотная личность – способна использовать все приобретаемые знания, умения и нав...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в средних классах

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в средних классах...