Задания для формирования функциональной грамотности при изучении темы "Топливная промышленность" (География, 9 класс)
статья по географии
Изучение топливной промышленности в 9 классе – это не просто запоминание названий месторождений и объемов добычи. Это возможность понять, как эта отрасль влияет на нашу жизнь, экономику страны и даже на глобальные процессы. Чтобы сделать изучение этой темы более интересным и полезным, предлагаю использовать задания, направленные на развитие функциональной грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания для формирования функциональной грамотности при изучении темы "Топливная промышленность" (География, 9 класс)
Изучение топливной промышленности в 9 классе – это не просто запоминание названий месторождений и объемов добычи. Это возможность понять, как эта отрасль влияет на нашу жизнь, экономику страны и даже на глобальные процессы. Чтобы сделать изучение этой темы более интересным и полезным, предлагаю использовать задания, направленные на развитие функциональной грамотности.
Что такое функциональная грамотность? Это умение применять полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. В контексте географии это означает умение анализировать информацию, делать выводы, принимать решения и оценивать последствия, связанные с использованием природных ресурсов и развитием отраслей экономики.
Вот несколько примеров заданий, которые помогут развить функциональную грамотность при изучении топливной промышленности:
1. Читательская грамотность:
- Задание: Прочитайте статью о влиянии добычи нефти на экологию Западной Сибири. Составьте список аргументов "за" и "против" добычи нефти в этом регионе. Сделайте вывод о том, какие меры необходимо предпринять для минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
- Цель: Развитие навыков критического чтения, анализа информации, выделения ключевых аргументов и формулирования собственного мнения.
2. Математическая грамотность:
- Задание: Используя данные о запасах нефти в разных странах, постройте круговую диаграмму, отражающую структуру мировых запасов нефти. Рассчитайте, на сколько лет хватит мировых запасов нефти при текущем уровне потребления.
- Цель: Развитие навыков работы с числовыми данными, построения графиков и диаграмм, проведения расчетов и прогнозирования.
3. Естественнонаучная грамотность:
- Задание: Изучите процесс образования нефти и газа. Объясните, почему эти ресурсы относятся к невозобновляемым. Предложите альтернативные источники энергии, которые могут заменить ископаемое топливо. Оцените преимущества и недостатки каждого из предложенных источников.
- Цель: Развитие понимания природных процессов, осознание ограниченности природных ресурсов, формирование экологического мышления и умения оценивать альтернативные решения.
4. Финансовая грамотность:
- Задание: Проанализируйте динамику цен на нефть за последние 10 лет. Объясните, какие факторы влияют на изменение цен на нефть. Как изменение цен на нефть может повлиять на экономику России?
- Цель: Развитие понимания экономических процессов, умения анализировать финансовые данные и оценивать влияние внешних факторов на экономику страны.
5. Глобальные компетенции:
- Задание: Проведите исследование о роли России на мировом рынке нефти и газа. Оцените влияние России на энергетическую безопасность других стран. Предложите пути развития международного сотрудничества в области энергетики.
- Цель: Развитие понимания глобальных взаимосвязей, умения оценивать роль страны в мировом сообществе и предлагать решения для укрепления международного сотрудничества.
Примеры заданий, ориентированных на конкретные навыки:
- Решение проблем: Представьте, что вы – мэр города, в котором находится крупный нефтеперерабатывающий завод. Жители жалуются на загрязнение воздуха. Разработайте план мероприятий по снижению негативного воздействия завода на окружающую среду.
- Критическое мышление: Прочитайте два разных источника информации о влиянии добычи сланцевой нефти на окружающую среду. Сравните представленные аргументы и сделайте вывод о том, какой из источников кажется вам более достоверным и почему.
- Креативность: Разработайте рекламную кампанию, направленную на популяризацию использования альтернативных источников энергии.
Важно помнить:
- Задания должны быть связаны с реальными жизненными ситуациями.
- Необходимо использовать разнообразные источники информации (тексты, графики, диаграммы, видео).
- Ученикам должна быть предоставлена возможность работать в группах и обсуждать свои решения.
- Оценивание должно быть направлено не только на проверку знаний, но и на оценку умения применять эти знания на практике.
Использование таких заданий позволит сделать изучение топливной промышленности более интересным, полезным и актуальным для учеников, а
также подготовит их к решению реальных проблем, связанных с использованием природных ресурсов и развитием экономики.
Например, можно предложить ученикам разработать проект по энергосбережению для своей школы или дома. Это потребует от них анализа текущего потребления энергии, выявления возможностей для экономии и разработки конкретных мер по снижению энергозатрат. Такой проект не только позволит им применить полученные знания на практике, но и внесет реальный вклад в улучшение экологической ситуации.
Другой вариант – организация дебатов на тему "Добыча нефти и газа: благо или зло?". Ученики должны будут подготовить аргументы "за" и "против" добычи ископаемого топлива, используя различные источники информации и представляя разные точки зрения. Это поможет им развить навыки критического мышления, аргументации и публичных выступлений.
Кроме того, можно использовать игровые формы обучения, например, деловые игры, в которых ученики будут выступать в роли руководителей нефтяных компаний, представителей правительства или экологов. В ходе игры они должны будут принимать решения, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой нефти и газа, учитывая экономические, экологические и социальные факторы.
Важно также обращать внимание на региональный компонент. Изучение топливной промышленности должно быть связано с особенностями региона, в котором живут ученики. Например, если регион является крупным производителем нефти и газа, можно изучить историю развития отрасли в регионе, ее влияние на экономику и экологию, а также перспективы развития.
В заключение, использование заданий на формирование функциональной грамотности при изучении темы "Топливная промышленность" позволит сделать обучение более эффективным, интересным и полезным для учеников. Это поможет им не только усвоить знания о топливной промышленности, но и развить навыки, необходимые для успешной жизни в современном мире. Это умение анализировать информацию, критически мыслить, решать проблемы, работать в команде и принимать ответственные решения. Все это, безусловно, пригодится им в будущем, независимо от того, какую профессию они выберут. Ведь понимание роли энергетики в современном мире – это ключ к пониманию многих глобальных процессов и вызовов, стоящих перед человечеством. И чем лучше наши ученики будут подготовлены к этим вызовам, тем больше шансов у нас на устойчивое и процветающее будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания на формирование функциональной грамотности обучающихся 5-6 классов.
Задания на формирование функциональной грамотности направлены на развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разных жизненных ситуациях. Эта способность включает в се...

Пример заданий на формирование функциональной грамотности при работе с текстами итогового собеседования в 9 классе
На примере текста о знаменитом враче, кардио-хирурге Лео Бокерия разработаны задания на формирование функциональной грамотности. Некоторое задания придумывали сами ученики....
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности
Урок по теме "Реки" в 8 классе с использованием заданий по формированию функциональной грамотности. Задания использованы из банка заданий по формированию математической грамотности ФИПИ и ба...

Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста
Задания для формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в 8 классе. Задания на основе несплошного текста....
Методическая разработка "Формирование функциональной грамотности при изучении произведения Д. Дефо "Робинзон Крузо" в 5 классе.
Чтобы сформировать функционально грамотную личность, необходимо работать над данной компетенцией на всех ступенях образования на всех учебных дисциплинах....

Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка для обучающихся 6-8 классов
Данный сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка для обучающихся 6-8 классов состоит из 4 текстов и заданий к ним, которые помогут учащ...
