Методическая разработка "Функциональная грамотность"
методическая разработка по физике (11 класс)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА организации и проведении форсайт-сессии по развитию Функциональной грамотности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 382.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ФОРСАЙТ-СЕССИИ ПО РАВЗИТИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Форсайт-сессия - это специальное мероприятие, проводимое для предсказания и прогнозирования будущих событий, тенденций или проблем. В ходе такой сессии участники обычно анализируют текущую ситуацию, выявляют ее возможные проблемы и риски, и разрабатывают планы действий для предотвращения нежелательных последствий и достижения поставленных целей.
Цель форсайт-сессии - помочь участникам принимать осознанные решения на основе анализа данных и прогнозирования возможных последствий. Она также способствует развитию стратегического мышления, улучшению коммуникации и сотрудничества между участниками.
Компетенции:
- читательская грамотность
- математическая грамотность
- естественно - научная грамотность
- креативное мышление
- глобальные компетенции
- финансовая грамотность
- решение проблем в сотрудничестве.
Порядок проведения Форсайта.
Команды-участницы готовят визитку-ролик (не более 3-х минут) для представления команды и названия.
Конкурс состоял из нескольких туров:
1 тур - команды-участницы проходят квест «Сайн байна, мой город» («Здравствуй, мой город») по освоению способов и приёмов работы, позволяющих формировать функциональную грамотность школьников в формате.
2 тур - в рамках Форсайта члены команд участвуют в Чемпионате по функциональной грамотности, в которой выявляются победители и призеры (личное первенство).
Для прохождения квест игры были разработаны маршрутные листы с локацией команд-участниц. В ходе квест игры командам было предложено пройти семь локаций по разным тематикам и компетенциям. Например, в локации «Бытовая химия» представлены задания естественно-научной грамотности: учащиеся должны были определить в каких стаканах находятся растворы поваренной соли, питьевой соды и уксусной кислоты, при этом согласно технике безопасности, ничего нельзя пробовать на вкус. Также в локации «Физика без формул» учащиеся отвечали на блиц-вопросы, такие как: Почему скафандр у космонавта белого цвета? Как при помощи льда добыть огонь?
Задание для формирования математической грамотности «У Министра»: в случае реставрации памятника видному политическому и общественному деятелю, министру образования и науки Республики Бурятия С.Д. Намсараеву, необходимо посчитать площадь облицовочного материала (площадь поверхности), самостоятельно выполнив замеры.
Во втором туре «Чемпионат по функциональной грамотности» разыграли личное первенство среди учащихся. Участники решали задания-кейсы.
Кейс №1 «Дворец, парящий над городом»
Текст №1
Монументальное творение сталинской эпохи, театр оперы и балета в Улан-Удэ по праву считается одним из самых красивых. В 1934 году архитектором А.Н. Федоровым был разработан первый проект, который, однако, не был утвержден. В 1936 году новый проект архитектора был утвержден Всесоюзным комитетом по делам искусств. Но продолжить строительство помешала война. Только к концу 1945 года был одобрен окончательный вариант, и строительные работы затянулись еще на шесть лет.
После войны расчисткой заброшенного котлована, возведением фундамента и первого этажа здания занимались военнопленные японцы, бригада которых была специально переброшена со строительства моста на Левом берегу. В 1948 году японцы были репатриированы на родину. А в 1949 году умер Федоров. Работа над проектом театра в Улан-Удэ стала одним из его последних творений. Строительство завершилось под руководством архитектора Калинина, и это сказалось на здании. Правда, неравноценности некоторых сторон архитектурного решения заметны лишь очень внимательному глазу.
Лучшие мастера Бурятии, японские военнопленные, молодежь со всех крупных строек города трудились в несколько смен. Работы велись в сжатые сроки и обошлись государству в 5 млн рублей. Открытие театра состоялось 1 мая 1952 года, а с 7 ноября театр начал давать спектакли.
Текст №2
В 1920-е годы в Бурят-Монгольской АССР появляется музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. В 1929 году в Улан-Удэ была открыта музыкально-театральная студия, на базе которой в 1931 году был создан техникум искусств. В 1938 году в Бурятском драматическом театре была поставлена первая национальная музыкальная драма «Баир» П. Берлинского на текст Г. Цыдынжапова и А. Шадаева. В 1940 году драма была поставлена во второй редакции совместно Б. Ямпиловым. Во многих национальных театрах СССР в то время музыкальная драма была переходным жанром к опере. 20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР принял постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. В труппу поступили выпускники театральных и музыкальных училищ, увеличились хор и оркестр.
20 октября 1940 года в Москве началась I Декада бурят-монгольского искусства. Театр показал музыкальные драмы «Баир» П. Берлинского и «Эржен» В. Морошкина и первую бурятскую оперу «Энхэ-Булат Батор» по мотивам национального эпоса. Указом Президиума Верховного Совета СССР театр был награждён орденом Ленина. Главному режиссёру Г. Цыдынжапову было присвоено звание народного артиста СССР.
Во время Великой Отечественной войны театр создал несколько концертных бригад, выступавших в воинских частях и госпиталях в Улан-Удэ, Забайкалье и на Дальнем Востоке. Зимой 1943 года концертная бригада под руководством Г. Цыдынжапова провела более 60 концертов в частях Белорусского фронта. В 1943 году театр поставил свой первый балетный спектакль — «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, и оперу «Евгений Онегин» П. Чайковского.
В 1946 году часть молодых исполнителей была отправлена на учёбу в Москву, Ленинградскую консерваторию и хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Г. Цыдынжапов проходил режиссёрскую практику во МХАТе. В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического. На основе музыкального театра был создан Бурятский театр оперы и балета.
Задание 1. Выберите один вариант ответа. Театр оперы и балета возведен в Улан-Удэ
В 1934 году
В 1936 году
В 1945 году
В 1952 году
Задание 2.
Выберите правильные утверждения:
Здание театра строили молодежь со всех крупных строек города, лучшие мастера Бурятии, японские военнопленные.
Премьера первой бурятской оперы «Энхэ-Булат Батор» состоялась на сцене театра оперы и балета.
Архитектор А.Н. Федоров, чьи имя и отчество неизвестны, закончил строительство театра оперы и балета в 1952 году.
Бурятский театр оперы и балета был создан в 1948 году.
Кейс №2 «Прогулка по городу Улан-Удэ»
Город Улан-Удэ - крупный культурный, научный, промышленный центр Восточной Сибири. В административном отношении с 2018 года входит в Дальневосточный федеральный округ (ДФО), где является третьим по численности населения городом, уступая только Владивостоку и Хабаровску.
В исторической части города кварталы правильной геометрической формы, улицы прямые и ровные. Сегодня в Улан-Удэ можно увидеть более 200 памятников истории и архитектуры, религиозные строения, военные монументы, кинотеатры, музеи, парк отдыха, фонтаны, инсталляции, массу торговых центров и живописных окрестностей. В городе имеется много учебных заведений.
Прогуляемся немного по Улан-Удэ и постараемся разглядеть геометрию вокруг нас.
Задание 1. Здание музея истории города Улан-Удэ встречает посетителей выразительным фасадом, балкон украшен ажурным козырьком над входом. Но если внимательно присмотреться, здесь можно увидеть смежные углы.
Найдите уклон козырька – величину острого угла, который образует подкос ВС со стеной, если известно, что он составляет 27% от смежного с ним угла. Ответ дайте в градусах, округлив до целого числа._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. В г. Улан-Удэ есть не только исторические дома. Современная архитектура также отличается интересными находками.
Если представить крышу в форме треугольника, у которого один из углов равен 90о, то высота конька и основание крыши – это стороны H и l соответственно (катеты треугольника), а скат кровли – самая большая сторона с (гипотенуза треугольника). Угол между гипотенузой с и основанием крыши, катетом l, выраженный в процентах, называется уклоном крыши (см. рис. 1).
а) Определите уклон крыши д в г. Улан-Удэ, изображенного на фото, если известны следующие параметры: GF = 4/3 м, EF =1,9 м.
б) Используя таблицу, определите угол ската, соответствующий полученному уклону крыши.
Кейс №3 «Дикая кошка»
Я, Ирбис, появился на свет много лет тому назад. Как и другие дикие кошки, я зверь очень скрытный. Сведения о моем размещении и численности, образе жизни и повадках люди собирают в основном по следам. Потребность же в таких сведениях велика, поскольку я – «та замечательная кошка, живущая только в высокогорьях Центральной и Средней Азии» - подлежу особой охране. - Встречаюсь я Красноярском крае, Хакасии, Туве, Республике Алтай, Бурятии, в горах Восточного Саяна, в частности, на хребтах Тункинские Гольцы и Мунку-Сардык.
Отпечаток моей лапы типично кошачий - округлой формы без штрихов от когтей. Очертания большой подошвенной подушки более угловаты, чем у рыси, с отчетливее выраженной трехдольчатостью - намечающимся членением подушки у ее заднего края на три приблизительно равные части, разделенные узкими продольными углублениями. Я занесен в Красные книги Международного союза охраны природы, нашей страны и отдельных регионов. - В мире осталось не так много мест, где по диким каменистым тропам, нет-нет, да пройдет таинственный скрытый хищник - снежный барс, или ирбис, - пишет про меня окинская газета «Аха». У меня тонкое, длинное, гибкое тело, относительно короткие лапы, небольшая голова и очень длинный хвост. Достигая вместе с хвостом длины 200—230 см, вес мой составляет до 55 кг. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами. Я преимущественно активен в сумерках, но иногда и днём. Охочусь в большинстве случаев перед закатом солнца и утром на рассвете. А теперь, когда ты немного познакомился со мной, я приглашаю тебя в путешествие по нашей республике.
Задание 1. Найдите Ирбиса по внешнему описанию, который дан в тексте.
Задание 2. Опираясь на текст, отметьте, в каких районах республики Бурятия обитает Ирбис
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кейс №4 «Погода в Улан-Удэ»
Синоптики города Улан-Удэ решили изобразить предстоящую погоду в виде рисунков. На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кейс № 5 «Про слонов»
Текст
Слоны — самое крупное животное, обитающее на нашей Планете. В диком виде они встречаются в странах Индо-Малайского биогеографического региона: южной и северо-восточной Индии, на Шри-Ланке, в Непале, Бутане, на юго-востоке Бангладеша, Мьянме, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Вьетнаме, юго-западном Китае (префектуры Сишуанбаньна, Симао), Малайзии, Индонезии и Брунее.
Слоны являются главными персонажами многих легенд и мифов, как и многие другие животные. Все слоновые, по сравнению с другими видами животных, характеризуются большими размерами, поскольку в зависимости от разновидности их приблизительная высота составляет 3,5 метра, то есть в два раза меньше кита. В среднем эти животные вырастают до 4-х с половиной метров в длину, хотя в природе встречаются особи, длина тела которых составляет около 5 метров, что в шесть раз меньше длины кита. В ширину слоны в два раза меньше китовой ширины. Их вес также зависит от видовой принадлежности, поэтому слоны могут весить от 7 до 12 тонн.
Кожа у слонов плотная, неровная, состоящая со складок и бугров, толщиной до 2-х сантиметров, при этом она лишена потовых и сальных желез. Уши слонов играют достаточно важную роль в обеспечении этим животным комфортных условий обитания. Размер ушей зависит от условий обитания: слоны, обитающие в более теплых регионах, имеют более объемные уши и наоборот. По сравнению со всем телом, кожа ушей достаточно тонкая и усеяна множеством капилляров.
Слоны - очень социальные животные, которые живут семьями. Обычно в одной семье около десяти животных, а иногда стадо вдвое больше. И в этой семье нет места взрослым мужчинам. Слоны - настоящие амазонки, уживаются вместе только женщины. Правда, самцы все же в стаде есть - это детеныши. Но когда они становятся старше и достигают половой зрелости, то покидают стадо и ведут обычно одиночный образ жизни. В итоге традиционная слоновья семья - это самая старая и мудрая самка, ее дети, возможно, ее сестра и их детеныши.
Задание 1. Сгруппируйте устойчивые выражения в соответствии с этими признаками в прямом и переносном значении. Записать цифрами
Слон большой, имеет внушительные размеры | |
Слон большой и тяжёлый, неуклюжий | |
Слон большой и неуязвимый |
- делать из мухи слона; 8. тащить слова в гору;
- топать как слон; #1089;лоновья кожа;
- «Ай, моська, знать она сильна, что лает на слона»;
- как слону дробина;
- слона-то я и не приметил;
- толстокожий как слон;
- слон в посудной лавке;
Задание 2. Отметьте на карте места обитания диких слонов.
Задание 3. Сколько слонов поместится внутри синего кита?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Сколько слонов надо поставить друг на друга, чтобы они были высотой с Эверест? Эверест (8850м)?
Кейс№ 6 «Искусственный интеллект – минимизация рисков»
Текст 1
РАСТУЩЕЕ ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Один из прогнозов известного американского футуролога Рея Курцвейла гласит, что однажды искусственный интеллект превзойдет человеческий и начнет сам по себе развиваться с чудовищной скоростью.
С этим прогнозом далеко не все согласны, но мало кто отрицает, что искусственный интеллект будет развиваться дальше и дальше. Нам необходимо понять, какие последствия с точки зрения этики и норм общества это может иметь, поскольку искусственный интеллект вторгается во все новые и новые сферы человеческой деятельности - от здравоохранения до финансов.
Честно говоря, осуществление сценария полного уничтожения человечества искусственным разумом маловероятно, но это не должно помешать нам понять: искусственный интеллект способен изменить нашу жизнь до неузнаваемости.
Не исключено также, что какие-то определенные устройства, управляемые этим интеллектом, из-за технических неполадок могут выйти из-под контроля человека. И тогда возникнет реальная угроза катастрофы мирового масштаба - либо с потерей множества человеческих жизней, либо с потерей миллионов долларов.
Брайан Лафкин BBC Future 1 сентября 2017
Текст 2
«Машины можно назвать разумными, если они заставят человека поверить в то, что перед ним человек» - Алан Тьюринг
Задание 1. Определите риски и возможности использования искусственного интеллекта
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст 3
Греф призвал людей готовиться к потере работы из-за роботизации.
«Внедрение технологий искусственного интеллекта приводит к большему созданию рабочих мест, чем к их сокращению, но люди должны быть готовы к потере работы из-за роботизации и выбирать другие профессии» Председатель правления Сбербанка Герман Греф
Задание 2. Предположите, что нужно делать людям, чтобы не оказаться безработными в эпоху искусственного интеллекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...
Методическая разработка "Развитие читательской грамотности обучающихся на уроках географии, как одного из компонентов функциональной грамотности"
Данная разработка основана на ФГОС и посвящена проблеме развития читательской грамотности обучающихся на уроках географии. Содержит практические наработки. Разработка может быть полезной для учителей ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»
Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». Цель мастер – класса: ...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»
Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование финансовой грамотности обучаю...

