Технологическая карта урока физики 7 класс "Явление тяготения. Сила тяжести"
план-конспект урока по физике (7 класс)

Еремина Елена Анатольевна

Цель урока: сформировать понятия явление тяготения, сила тяжести.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  Явление тяготения. Сила Тяжести. 

Цель урока: сформировать понятия явление тяготения, сила тяжести.

Задачи урока:

Образовательные:

  • сформировать понятия сила, сила тяжести.
  • рассмотреть явление тяготения; организовать деятельность учащихся по первичному закреплению понятий данной темы.

Развивающие:

  • развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе проводить сравнение, выделять главное, формулировать логические выводы; содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений;
  • содействовать овладению методами научного исследования: анализа и синтеза;
  • формировать логическое мышление, умение обобщать;
  • продолжить формирование опыта наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, умение выделять главное, делать выводы; использовать полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • развивать умения анализировать ход эксперимента, на его основе проводить сравнение, выделять главное, формулировать логические выводы;
  • содействовать развитию речи, мышления, познавательных умений, овладению методами научного исследования: анализа и синтеза.

Тип урока: Урок изучение нового материала

Основные понятия: явление тяготения, сила тяжести, ускорение свободного падения.

Межпредметные связи: биология, география

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Явление тяготения. Сила Тяжести», падение ручки

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент.

Приветствие учителя. Проверка наличия учебных принадлежностей.

Приветствуют учителя. Проверяет наличие учебных принадлежностей. Проверка присутствующих.

 

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: 

Прогнозирование своей деятельности.

Личностные: 

Умение выделять нравственный аспект поведения

Актуализация опорных знаний. Устная работа.

Включаются в ритм урока.

Отвечают на вопросы.

  • (Действие одного тела на другое может быть односторонним, оба тела действуют друг на друга, т.е. взаимодействуют)

Приводят примеры

Отвечают на вопросы

Сила

Итак, мы продолжаем изучение раздела «Взаимодействие тел». Повторим важные моменты из данного раздела:

  • Что мы подразумеваем под взаимодействием тел?

  • Приведите примеры взаимодействия тел.

А теперь ребята давайте ответим на вопросы теста:

  1. 1. Может ли тело само изменить свою скорость без действия на него других тел?

А. Может     Б. Не может   В. Иногда может

2. Изменение скорости тела происходит …

   А. Без действия на него другого тела

   Б. Пока действует на него другое тело

   В. До того, как подействует на него другое тело

3. При взаимодействии двух тел…

  А. Оба тела имеют одинаковую скорость.

  Б. Большую скорость приобретает тело с большей массой

  В. Большую скорость приобретает тело с меньшей массой

А теперь сделаем вывод: Что является причиной изменения скорости движения тел?

Закрепляют знания по теме: сила

Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог

Регулятивные: 

Прогнозирование своей деятельности.

Личностные: 

Умение выделять нравственный аспект поведения

Мотивация к деятельности.

Сообщение темы урока

 

Записывают тему урока.

Участвуют в формировании целей и задач урока.

  • Итак, тема нашего урока: Явление тяготения. Сила тяжести.
  • Запишите тему урока в своей тетради.
  • А теперь давайте сформулируем цель нашего урока:
  • Познакомиться с физической величиной- силой.
  • Рассмотреть природу одной из самых ярких сил в природе- силы тяжести.
  • Изучение новой темы.

Сформулируйте задачу урока.

Выдвигают предположения по новой теме

Личностные: 

Самоопределение;

Познавательные:

фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Регулятивные:

Постановка целей занятий, планирование деятельности;

Коммуникативные:

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса

Изучение нового материала

Отвечают на вопросы

Вывод: существует какая-то неизменная сила, которая притягивает все предметы к Земле.

Выдвигают предположения

Выдвигают предположения

Рассмотрим следующие примеры

Поднимем ручку над столом и отпустим ее - она упадет на стол.

Копье, брошенное спортсменом на соревнованиях, будет лететь не прямолинейно и равномерно, а по криволинейной траектории и через некоторое время воткнется в землю.

Наблюдая за игрой в волейбол, мы убеждаемся в том, что, как высоко не подкидывают мяч, как не пасуют его от одного игрока другому, мяч все равно падает на землю.

Ребята, что общего в приведенных мною примерах? Какой можно сделать вывод?

Почему же это происходит?

Земля притягивает к себе все физические тела: людей, автомобили, здания и даже спутник нашей планеты - Луну.

Но и на Землю также действует сила притяжения тел, притягиваемых ею. В том, что нас притягивает Земля, убедится легко: подпрыгните и через несколько секунд вы снова на земле. А вот то, как мы притягиваем Землю, увидеть гораздо сложнее.

А вот в притяжении Луны к Земле и наоборот убедится легче.

Спутник Земли Луна вращается вокруг Земли, она удерживается на орбите силой притяжения Земли.

Луна, притягивая к себе Землю, вызывает приливы и отливы, которые можно наблюдать на берегу океана.

Все тела притягиваются друг к другу, а не только те, что находятся вблизи Земли.

Движение планет солнечной системы, так же обусловлено их притяжением к Солнцу.

Притяжение всех тел друг к другу во Вселенной называется всемирным тяготением.

Впервые его описал английский физик Исаак Ньютон. Он утверждал, что все тела во Вселенной притягиваются друг к другу.

Сила тяжести, это сила с которой Земля притягивает к себе все тела.

В физике сила тяжести обозначается такой же буквой, как и любая другая сила, но с добавлением индекса: Fтяж.

Интересно еще и то, что измерения показали, что у поверхности Земли свободно падающее тело увеличивает за 1с скорость на 9,8 м/с.

Эта величина называется ускорением свободного падения. Обозначается буквой g.

Силу тяжести легко можно найти, зная массу тела и ускорение свободного падения по формуле:

Fтяж = mg.

Откуда g= Fтяж/m, следовательно, g измеряется в Н/кг.

При решении задач g можно принимать 10Н/кг.

Вернемся к Ньютону.

Также он установил, что чем больше массы взаимодействующих тел, тем сила, с которой они взаимодействуют, будет больше. А также рассчитал, что, чем больше расстояние между этими телами, тем сила взаимодействия будет меньше.

Сила тяжести важна для всех, кто живет на Земле. Мы, объекты и предметы нас окружающие, и даже молекулы воздуха – все это удерживается на поверхности Земли только благодаря этой силе. Но с другой стороны – не всякий предмет мы сможем поднять, даже если очень постараемся. Чем тяжелее предметы, тем больше сила, с которой Земля притягивает это тела к себе, и тем больше усилий требуется приложить, чтобы преодолеть силу тяжести.

Как вы думаете, а куда направлена сила тяжести?

Сила тяжести всегда направлена из центра тела, на которое действует, вертикально вниз к центру земли.

Как вы думаете, какие природные явления объясняются действием силы тяжести: испарение, водопад или радуга?

Действием силы тяжести объясняется водопад, ведь под действием силы тяжести вода опускается вниз.

Почему подниматься в гору всегда сложнее, чем спускаться с нее?

Поднимаясь вверх, мы преодолеваем силу тяжести, спускаясь вниз, сила земного притяжения помогает нам спуститься, притягивая нас вниз.

Силу тяжести, как любую силу можно измерить. Для измерения силы используется прибор, который называется динамометр (от греч. «динамис» — сила, «метрео» — измеряю).

Устройство простейшего динамометра основывается на сравнении любой силы с силой упругости пружины.

Простейший динамометр можно изготовить из пружины с крючком, укреплённой на дощечке.

 динамометр.png

К нижнему концу пружины прикрепляют указатель, а на доску наклеивают полоску белой бумаги.

Чёрточкой отметим положение указателя при нерастянутой пружине.

Эта отметка будет нулевой отметкой.

Если подвесить к крючку груз массой 102г, на него будет действовать сила тяжести 1Н, т.к.

Fтяж.=mg=0,102 кг9,8Нкг≈1Н.

Под действием этой силы пружина растягивается.

Это новое положение и показывает силу тяжести.

Изучение явления тяготения, силы тяжести, ускорения свободного падения

Коммуникативные:

Умение принимать учебную задачу.

Регулятивные:

Владение навыками самоконтроля и саморегуляции

Коммуникативные:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные 

Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

Закрепление знаний

Отвечают на вопросы

Решают задачи и отвечают на вопросы

Дано:

m=3,5кг

g=10H/кг

СИ

Решение:

Fтяж=mg

Fтяж=3,5кг * 10H/кг

=35Н

Fтяж-?

Ответ: 35Н

Дано:

m=400г

g=10H/кг

СИ

Решение:

Fтяж=mg

Fтяж=0,4кг∙10Н/кг=4Н

Fтяж-?

Ответ: 4Н

Дано:

m=200кг

g=10H/кг

СИ

Решение:

Fтяж=mg

Fтяж=200кг∙10Н/кг=2000Н=2кН

Fтяж-?

Ответ: 2кН

А теперь мы порешаем задачи на силу тяжести и вес тела. Открываем в учебнике страницу 78, упражнение 10.

Задача 1.Определите силу тяжести, действующую на тело массой 3,5 кг; 400г.

Масса тела на Земле 200 кг, рассчитать силу тяжести, которая действует на него?

Применяют полученные знания для объяснения опытов

формируют познавательный интерес к предмету

Познавательные: 

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов.

Коммуникативные: Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.

Личностные: Формирование мотивации к самосовершенствованию.

Регулятивные: 

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, моделирование.

Рефлексия, подведение итогов урока

Оценивают свою работу

Оценим свою работу на сегодняшнем уроке. Прислушайтесь к себе, своему внутреннему состоянию и продолжите любое из предложений.

  • Я сегодня на уроке открыл для себя…
  • Мне понравилось на уроке то, что…
  • На уроке меня порадовало…
  • Я удовлетворён своей работой, потому что…

                         

построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия

Личностные: Нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные: 

Оценка результатов деятельности, осознание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные: 

Рефлексия способов и условий деятельности,

Коммуникативные: 

Аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества.

Домашняя работа

Записывают домашнее задание

Учебник, § 24,25 читать отвечать на вопросы

Стр 116 упражнение 14 задача 3.

Дополнительное задание: реферат, презентация или сообщение на тему “Ускорение свободного падения на различных планетах”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики "Явление тяготения. Сила тяжести" в 7 классе

Урок направлен на систематизацию знаний учащихся о явлении тяготения, силе тяжести; умений применять имеющиеся знания для решения качественных и количественных задач;  на основе наблюдений и изме...

Технологическая карта урока физики на тему "Сила трения"

Технологическая карта урока позволит учителям физики грамотно распределить задачи урока, время этапов урока и грамотно применять УУД на разных этапах урока для получения качественного результата....

Технологическая карта урока физики по теме "Сила упругости" в соответствии с ФГОС

Проектирование технологической карты урока физики по теме "Сила упругости". 7 класс....

Технологическая карта урока физики для 7 класса по теме "Явление тяготения. Сила тяжести".

Цель данного урока: формирование представлений ободном из видов сил существующих в природе - силе тяжести, ее обозначении на рисунке, схеме, единице измерения и расчета, примеры проявления силы тяготе...

Технологическая карта урока физики 7 класса "Сила упругости. Закон Гука"

Технологическая карта урока физики 7 класса "Сила упругости. Закон Гука"...