Разработка урока по теме " Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда."
план-конспект урока по физике (9 класс)

Акиньшина Светлана Павловна

Тема урока «Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда».

Тип урока: «открытие» новых знаний

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: Метод развития критического мышления через чтение и письмо

Форма урока: урок-путешествие в прошлое

На уроке обучающиеся знакомятся с новой темой и узнают всё о радиоактивности как свидетельстве сложного строения атомов, когда и кем впервые была открыта радиоактивность и почему она подтверждает сложное строение атомов. Также узнают об опыте Беккереля с солями урана, на основе которого была установлена эта сложность, узнают об опыте Резерфорда, на основе которого была определена планетарная модель атома.

Урок физики организован в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Урок ориентирован на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу, и использованию информации. В начале изучения новой темы рекомендуется восстановить в памяти обучающихся основные понятия, относящиеся к данной теме. Вначале изучения новой темы используется прием - путешествие в прошлое. Таким образом, создается ситуация, которая подталкивает к формулировке новой познавательной задачи. Мультимедийные средства обучения на уроке повышают интерес обучающихся к предмету, вызывают у обучающихся новые образы. Обучающиеся в течение урока много работают самостоятельно, развивают предметные и общеучебные умения: наблюдения, выдвижение гипотезы, сравнения, применение полученных ранее знаний для объяснения разнообразных физических явлений. Ребята учатся размышлять, анализировать, делать выводы. Проверка полученных знаний проводится путем само- и взаимопроверки. Домашнее задание выдаётся, предоставляется право выбора задания. В конце урока происходит рефлексия по самооценке полученных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akinshina_s._p._urok.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Тип урока«открытие» новых знаний

Вид урока: комбинированный

Методы обучения: Метод развития критического мышления через чтение и письмо

Форма урока: урок-путешествие в прошлое

Цели урока: 

Обучающая

1) изучение явления радиоактивности;

2) изучение строения атомов;

3) изучение опытов Резерфорда.

Развивающая

  1. развитие представления об явлении радиоактивности, о строении атома, об оптах Резерфорда;
  2. развитие познавательного интереса к физике, к теме «Квантовые явления»
  3. развитие способности к анализу, умению систематизации информации, делать выводы

Воспитательная

  1. умение работать в группах;
  2. развитие коммуникативных умений.

Учитель: Акиньшина Светлана Павловна, учитель физики МБОУ «Хохольский лицей»

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

личностные

Организационно-мотивационный этап (1 мин)

Цель этапа: настроить учащихся на работу

Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Получают сигнал к началу учебной деятельности

Готовность к самообразованию, выражение учебно- познавательной мотивации и интереса к учению.

Мотивационный. Постановка целей и задач урока.(4 мин)

Цель этапа: Вовлечение в учебную деятельность, осознание потребности к построению нового способа действий

Задает вопрос: «Почему линейчатые спектры у различных химических элементов различные?».

Вспоминают о строение атомов из ранее изученного материала.

Рассматривают видение эволюционных взглядов на природу атома;

видение проблемы (недостаточности знаний), осознание возникших трудностей

Понимание цели учебной деятельности

Участие в коллективном обсуждении проблемы, интерес к чужому мнению и высказывание своего собственного

Осознание недостаточности знаний, проявление интереса к новому материалу

Рекомендует вспомнить с каких времен люди знают о строении атомов.

 Знакомятся с 1-ым абзацем на стр. 226 учебника

Просит объяснить: менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем.

Предлагают различные ответы на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов

 Актуализация знаний (20 мин)

Цель этапа: Активизировать имеющиеся знания по теме. Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации.

Рассказывает о случайном открытии неизвестного излучения А. Беккерелем. (используя презентацию)

Слушают, находят уран в таблице Менделеева.

Осознание сложности строения атома по результатам накопленных фактов и явлений;

 умение выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; умение

формулировать определения нового физического понятия, объяснять результаты и смысл опыта Резерфорда; умение

ориентироваться, умение воспринимать тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи

Умение принимать предложенный способ решения проблемы;

принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Умение слушать других учащихся; строить понятные для собеседника высказывания; готовность к совместной работе;

эффективно сотрудничать, с достаточной точностью выражать свои мысли.

Понимание границ собственного знания и незнания

Просит назвать явление, о котором идет речь.

.Дают различные определения, находят определение в учебнике.

Предлагает поделиться своими знаниями о явлении радиоактивности.

Высказывают правильные и ошибочные предположения.

Предлагает систематизировать работу в виде таблицы «Уже знаю», «Хочу узнать».

 Оформляют в тетради таблицу «Уже знаю», «Хочу узнать».

 Заполняет колонки «Уже знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже).

Участвуют в заполнении таблицы

 Предлагает высказать и записать свои предложения в колонке «Хочу узнать».

Вносят свои предложения

.Рассказывает о свойствах радиоактивного излучения, обнаруженных Беккерелем, о поисках других радиоактивных элементов.(используя презентацию)

Слушают. Работают с таблицей Менделеева

Предлагает рассмотреть опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения. (используя презентацию)

Рассматривают рисунок опыта Резерфорда Делают предположения о трех составляющих радиоактивного излучения

Практический этап (13 мин)

Цель этапа: Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов

Раздает карточки с текстом и таблицей. Просит подписать карточки.

Предлагает обсудить в парах и вставить в текст пропущенные слова.

В центре атома находится массивное _________________________заряженное__________, занимающее _________________объем атома.

Вокруг ядра движутся ___________________, масса которых значительно ______________ массы ядра.

Атом электрически _________________________, т.к. заряд ядра __________________ модулю суммарного заряда __________________________.

 Получают карточки, подписывают

Заполняют пропуски в тексте.

Закрепление учебных и логических умений и навыков; освоение новых способов действия

Умение контролировать, корректировать, оценивать свою учебную деятельность

Проведение коллективных и индивидуальных исследований

Понимание значимости фундаментальных представлений о сложном строении атома для формирования целостной естественно- научной картины мира

Просит прочитать текст без пропусков и произвести самопроверку и оценивание.

Читают и обсуждают нет ли ошибок, если есть исправляют. Ставят оценку

Рекомендует заполнить таблицу, работая индивидуально

Заряд

Природа

Проникающая способность

Альфа-лучи

Бета-лучи

Гамма-лучи

Заполняют таблицу

Рекомендует обменяться карточками в парах и проверить правильность заполнения таблицы

Проверяют и обсуждают нет ли ошибок, если есть исправляют

Ставят оценку

Просит дежурного собрать карточки для проверки и последующего оценивания

Сдают карточки

Рефлексия: применили полученные знания для объяснения новых фактов.

Рефлексивно-оценочный этап (4 мин)

Цель этапа: Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.

Предлагает внести в таблицу «Уже знаю», «Хочу узнать» третью колонку «Узнал на уроке» и внести в нее свои добавления.

Вносят информацию в таблицу

Начинают владеть понятийным аппаратом физики

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели

Продуктивное взаимодействие с учителем и с обучающимися

Понимание границы собственного знания и незнания

Рефлексия: Подводят итог по работе с таблицей.

Информация о домашнем задании (3 мин)

Цель этапа: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Задает и поясняет домашнее задание: § 55; разбирает вопросы; рекомендует подготовить сообщение по теме: «Открытие протона и нейтрона.». После прочтения параграфа рекомендует завершить колонку таблицы «Узнал».

Записывают домашнее задание: параграф, таблицу завершить, колонку «Узнал», сообщение.

Зрительное знакомство с содержанием домашней работы.

Определение области применения полученных знаний Самостоятельное определение степени сложности выполнения задания

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

Обсуждение, правильная формулировка задаваемых вопросов

Рефлексия: Поняли явление радиоактивности, строение атома, отработали навыки самостоятельной работы и проанализировали презультата учения. Выяснили, что урок понравился. Поблагодарили за работу друг друга и учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. 9 кл.

Урок объяснения нового материала в 9кл. с  элементами  методики Шаталова....

Технологическая карта к уроку "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов".

Технологическая карта к урокуПредмет: физика                      ,    класс...

презентация к уроку "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома" 9 класс физика

Научное познание вело человечество от мысли, что все вещества состоят из 4 стихий к современным моделям, долгие тысячелетия. В данном материале собраны основные теории о строении вещества, молекул, ат...

Физика 9 класс . Технологическая карта урока по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"

Физика 9 класс . Технологическая карта урока  по теме "Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов"...