Тема урока Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Модели атомов. Опыт Резерфорда. |
Тип урока: «открытие» новых знаний |
Вид урока: комбинированный |
Методы обучения: Метод развития критического мышления через чтение и письмо |
Форма урока: урок-путешествие в прошлое |
Цели урока: Обучающая 1) изучение явления радиоактивности; 2) изучение строения атомов; 3) изучение опытов Резерфорда. Развивающая - развитие представления об явлении радиоактивности, о строении атома, об оптах Резерфорда;
- развитие познавательного интереса к физике, к теме «Квантовые явления»
- развитие способности к анализу, умению систематизации информации, делать выводы
Воспитательная - умение работать в группах;
- развитие коммуникативных умений.
|
Учитель: Акиньшина Светлана Павловна, учитель физики МБОУ «Хохольский лицей» |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
|
|
| познавательные | регулятивные | коммуникативные | личностные |
|
Организационно-мотивационный этап (1 мин) Цель этапа: настроить учащихся на работу |
Приветствует учащихся | Приветствуют учителя |
| Получают сигнал к началу учебной деятельности |
| Готовность к самообразованию, выражение учебно- познавательной мотивации и интереса к учению. |
Мотивационный. Постановка целей и задач урока.(4 мин) Цель этапа: Вовлечение в учебную деятельность, осознание потребности к построению нового способа действий |
Задает вопрос: «Почему линейчатые спектры у различных химических элементов различные?». | Вспоминают о строение атомов из ранее изученного материала. | Рассматривают видение эволюционных взглядов на природу атома; видение проблемы (недостаточности знаний), осознание возникших трудностей | Понимание цели учебной деятельности | Участие в коллективном обсуждении проблемы, интерес к чужому мнению и высказывание своего собственного | Осознание недостаточности знаний, проявление интереса к новому материалу |
Рекомендует вспомнить с каких времен люди знают о строении атомов. | Знакомятся с 1-ым абзацем на стр. 226 учебника |
Просит объяснить: менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем. | Предлагают различные ответы на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов |
Актуализация знаний (20 мин) Цель этапа: Активизировать имеющиеся знания по теме. Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации. |
Рассказывает о случайном открытии неизвестного излучения А. Беккерелем. (используя презентацию) | Слушают, находят уран в таблице Менделеева. | Осознание сложности строения атома по результатам накопленных фактов и явлений; умение выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании; умение формулировать определения нового физического понятия, объяснять результаты и смысл опыта Резерфорда; умение ориентироваться, умение воспринимать тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи | Умение принимать предложенный способ решения проблемы; принимать и сохранять учебную цель и задачу. | Умение слушать других учащихся; строить понятные для собеседника высказывания; готовность к совместной работе; эффективно сотрудничать, с достаточной точностью выражать свои мысли. | Понимание границ собственного знания и незнания |
Просит назвать явление, о котором идет речь. | .Дают различные определения, находят определение в учебнике. |
Предлагает поделиться своими знаниями о явлении радиоактивности. | Высказывают правильные и ошибочные предположения. |
Предлагает систематизировать работу в виде таблицы «Уже знаю», «Хочу узнать». | Оформляют в тетради таблицу «Уже знаю», «Хочу узнать». |
Заполняет колонки «Уже знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже). | Участвуют в заполнении таблицы |
Предлагает высказать и записать свои предложения в колонке «Хочу узнать». | Вносят свои предложения |
.Рассказывает о свойствах радиоактивного излучения, обнаруженных Беккерелем, о поисках других радиоактивных элементов.(используя презентацию) | Слушают. Работают с таблицей Менделеева |
Предлагает рассмотреть опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения. (используя презентацию) | Рассматривают рисунок опыта Резерфорда Делают предположения о трех составляющих радиоактивного излучения
|
Практический этап (13 мин) Цель этапа: Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов |
Раздает карточки с текстом и таблицей. Просит подписать карточки. Предлагает обсудить в парах и вставить в текст пропущенные слова. В центре атома находится массивное _________________________заряженное__________, занимающее _________________объем атома. Вокруг ядра движутся ___________________, масса которых значительно ______________ массы ядра. Атом электрически _________________________, т.к. заряд ядра __________________ модулю суммарного заряда __________________________.
| Получают карточки, подписывают Заполняют пропуски в тексте. | Закрепление учебных и логических умений и навыков; освоение новых способов действия | Умение контролировать, корректировать, оценивать свою учебную деятельность | Проведение коллективных и индивидуальных исследований | Понимание значимости фундаментальных представлений о сложном строении атома для формирования целостной естественно- научной картины мира |
Просит прочитать текст без пропусков и произвести самопроверку и оценивание. | Читают и обсуждают нет ли ошибок, если есть исправляют. Ставят оценку
|
Рекомендует заполнить таблицу, работая индивидуально
| Заряд | Природа | Проникающая способность | Альфа-лучи |
|
|
| Бета-лучи |
|
|
| Гамма-лучи |
|
|
|
| Заполняют таблицу |
Рекомендует обменяться карточками в парах и проверить правильность заполнения таблицы | Проверяют и обсуждают нет ли ошибок, если есть исправляют Ставят оценку |
Просит дежурного собрать карточки для проверки и последующего оценивания | Сдают карточки |
|
|
|
|
Рефлексия: применили полученные знания для объяснения новых фактов. |
Рефлексивно-оценочный этап (4 мин) Цель этапа: Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности. |
Предлагает внести в таблицу «Уже знаю», «Хочу узнать» третью колонку «Узнал на уроке» и внести в нее свои добавления. | Вносят информацию в таблицу | Начинают владеть понятийным аппаратом физики | Саморегуляция. Оценка степени достижения цели | Продуктивное взаимодействие с учителем и с обучающимися | Понимание границы собственного знания и незнания |
Рефлексия: Подводят итог по работе с таблицей. |
Информация о домашнем задании (3 мин) Цель этапа: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний |
Задает и поясняет домашнее задание: § 55; разбирает вопросы; рекомендует подготовить сообщение по теме: «Открытие протона и нейтрона.». После прочтения параграфа рекомендует завершить колонку таблицы «Узнал». | Записывают домашнее задание: параграф, таблицу завершить, колонку «Узнал», сообщение. |
| Зрительное знакомство с содержанием домашней работы. Определение области применения полученных знаний Самостоятельное определение степени сложности выполнения задания Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний. | Обсуждение, правильная формулировка задаваемых вопросов |
|
Рефлексия: Поняли явление радиоактивности, строение атома, отработали навыки самостоятельной работы и проанализировали презультата учения. Выяснили, что урок понравился. Поблагодарили за работу друг друга и учителя. |