ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. ЕДИНИЦЫ НАПРЯЖЕНИЯ. ВОЛЬТМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ
план-конспект урока по физике (8 класс)
УРОК ПО ФИЗИКЕ. 8 КЛАСС.
Учебник «Физика 8 класс» А.В. Перышкин М, Дрофа, 2021 г.
Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС для основного общего образования 2 часа в неделю, по рабочей программе «Физика. 8 класс», составленной на основе программы « ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ». Автор программы: А.В. Перышкин. 8 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.73 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ФИЗИКЕ. 8 КЛАСС
ПО ТЕМЕ: ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ. ЕДИНИЦЫ НАПРЯЖЕНИЯ. ВОЛЬТМЕТР. ИЗМЕРЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ.
Автор Шаравии О.О. – учитель физики
МБОУ СОШ № 11, г. Кызыл, Республика Тыва
Проводился в 8 общеобразовательном классе.
Продолжительность урока 40 минут.
Учебник «Физика 8 класс» А.В. Перышкин М, Дрофа, 2021 г.
Урок разработан в соответствии с требованием ФГОС для основного общего образования 2 часа в неделю, по рабочей программе «Физика. 8 класс», составленной на основе программы « ФИЗИКА. 7-9 КЛАССЫ». Автор программы: А.В. Перышкин. 8 класс.
Сборник «Физика. Программы для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классы ». Дрофа 2021г.
Представленная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения по физике для основного общего образования.
Тип урока: Комбинированный. Изучение и первичное закрепление новых знаний, лабораторная, самостоятельная работа обучающихся, исследовательская работа, решение задач.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- активизировать познавательную деятельность учащихся путём решения проблемной задачи;
- ввести понятие электрического напряжения на участке цепи;
- Познакомить учащихся с единицей измерения напряжения
- Научить обучающихся пользоваться вольтметром;
- продолжить формирование умения собирать электрические цепи, измерять напряжение на различных участках цепи
- закрепить полученные ранее знания по теме "Электрический ток".
Воспитательные:
- содействовать формированию у учащихся умения совместной работе в группе при рациональном разделении труда, умения внимательно слушать учителя и друг друга;
- содействовать формированию у учащихся умения осознавать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль;
Развивающая:
- развитие речи;
- коммуникативных способностей;
- развитие умения логически излагать свои мысли;
- развитие познавательного интереса учащихся.
Оборудование:
1. Экран, мультимедийный проектор;
2. Демонстрационное оборудование: источник питания, две лампочки разной мощности, вольметр -2 шт., ключи -2 шт.
3. Лабораторное оборудование: лабораторный вольтметр (15 штук), гальванический элемент (15 штук), ключ (15 шт), лампочки (15 штук), соединительные провода.
Виды контроля: устный, фронтальное письменное тестирование.
Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.
Используемые на уроке технологии обучения (ФГОС): исследовательская, проблемное обучение, критического мышления, смыслового чтения, личностно-ориентированного обучения
Методы обучения: диалогическое общение, эвристическая беседа, проблемно-сообщающие, исследовательские, метод демонстрации, лабораторный метод.
Приемы обучения: Последовательное раскрытие причинно-следственных связей, применение сравнения и аналогии.
Форма работы: групповая
Планируемые результаты (УУД):
Предметные: Знать/понимать смысл величины «напряжение»; знать правила включения в цепь вольтметра, уметь измерять напряжение в цепи
Личностные: способность принимать самостоятельные решения, выстраивать аргументацию, приводить примеры
Познавательные: проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя
Этапы урока:
- Повторение.
- Мы сегодня продолжим изучение раздела физики (темы) «Электричество». На последних уроках у вас была тема «Сила тока». Давайте вспомним, чему равна сила тока? Какой буквой обозначается сила тока? Какова единица измерения силы тока? Написать на доске формулу. (Ответ: Сила тока равна отношению электрического заряда q, проходящего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения t. Обозначается буквой I. Единица измерения – 1 Ампер. Формула:
- Каким пробором измеряется сила тока? (Амперметр).
- Как нужно подключить в цепь амперметр, чтобы измерить силу тока лампы?
- Упр 25 с. 144 .
- №1. Пир включении в цепь амперметра так, как показано на рисунке 62, а, сила тока была 0,5 А. каковы будут показания амперметра при включении его в ту же цепь так, как изображено на рис. 62, б? (При соединении проводников так, что конец одного проводника соединяется с началом другого, сила тока во всех участках цепи одинакова. Значит второй амперметр показывает 0,5А)
- №2. Как можно проверить правильность показаний амперметра с помощью другого амперметра, точность показаний которого проверена? (Нужно эти два амперметра включить в цепь последовательно и одновременно. При совпадении показания приборов, показания исследуемого амперметра будут правильными, в противном случае – нет).
- Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи.
Демонстрация опыта 1. (2 мин.): Учитель демонстрирует электрическую цепь, состоящую из двух лампочек, соединённых последовательно с потребителем. Одна из лампочек горит значительно ярче, чем вторая.
- Каковы будут значения силы тока при измерении амперметром силы тока на каждом из участков цепи? (Какова сила тока на каждом участке цепи?)
Ученики знают, что при последовательном соединении сила тока на каждом из участков одинаковая.
- Создание ситуации затруднения. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация: Создаётся проблемная ситуация - в чём причина в различии яркости лампочек? (Ученики последовательно отвечают на поставленные вопросы, вспоминая понятие “механическая работа”, приходят к выводу о совершении работы электрическим полем, на примере перемещения заряда).
- Что такое электрический ток? (Электрическим током называется упорядоченное движение заряженных частиц).
- Чем создается электрический ток? (Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник электрический ток?) (Электрический ток создается электрическим полем).
- При помощи какого устройства можно создать электрическое поле? (Источника тока)
- Когда заряженные частицы начинают перемещаться упорядоченно? (Заряженные частицы начинают перемещаться упорядоченного в результате действия электрических сил).
- Источники тока бывают различные, но что происходит в них для перемещения заряженных частиц? (Во всяком источнике совершается работа по разделению положительно и отрицательно заряженных частиц).
Вывод проведенного опыта: Силы электрического поля, создающего электрический ток, совершают работу, которая называется работой тока.
- От чего зависит работа тока?
Ответы: - От силы тока.
- Работа тока зависит только от силы тока?
- Вы замечали случаи, когда вечером, иногда лампочки начинают тускнеть, а потом снова становятся яркими? Что говорят в таких случаях? Чем объяснить то, что горящие лампочки иногда тускнеют? Ведь через них проходит ток одинаковой величины? (Скачок напряжения).
- Сообщение темы. Итак, тема нашего урока:
Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.
Постановка цели и задач урока: что вы должны сегодня на уроке узнать?
Давайте определим, что такое напряжение? Учебник с. 145 (90).
Напряжение – это физическая величина, характеризующая электрическое поле.
Обозначается буквой U.
Что показывает напряжение? (с. 146 (91))
Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле при перемещении единичного положительного заряда из одной точки в другую.
Формула: U=A/q.
Где: работа электрического поля по перенесению заряда, Дж;
заряд, Кл.
Задание уч-ся: Определить из полученной формулы работу тока и электрический заряд.
Фрагмент видеоурока. Электрический ток подобен течению воды в реках и водоемах, …
Единица измерения: [U] = 1B названа вольтом в честь итальянского ученого Алессандро Вольта. - обозначение в электрической цепи.
Доклад «Алессандро Вольт»
вольтмет
Демонстрация опыта 2. Измерение напряжения лампочки в электрической цепи.
Учитель рассказывает об особенностях работы с вольтметром, рисует схему подключения вольтметра для измерения напряжения на участке цепи.
Инструктаж по ТБ. Учитель рассказывает правила техники безопасности с электроприборами.
- Мотивирование к учебной деятельности
Мини исследование. Знакомство с новым измерительным прибором – вольтметром. Определить предел измерения, цену деления, погрешность измерения прибора. Измерить напряжение на концах гальванического элемента. (Приложение 1).
2 мин. Физкультминутка
- Закрепление изученного материала. Вопросы к классу:
- Что вы нового сегодня на уроке узнали?
- Что такое напряжение? Как обозначается? Единица измерения?
- Что показывает напряжение?
- Какова формула вычисления напряжения?
- Решение задач.
Самостоятельно в группах решить № 6, 7 на карточках на столе учащихся. Возможна взаимопроверка, взаимопомощь. Решение задач проверяется у доски. К доске вызывается ученик, первым решивший задачу.
- Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Выполнить задания теста. (Приложение 2). Возможна взаимопроверка в группе. Тесты сдать через 10 минут.
- Подведение итога урока.
- Оценки. Рефлексия.
- Домашнее задание. П. 39, 40, 41. Упр 16.
Приложение 1
Лист-инструкция к прибору. Вольтметр лабораторный.
Назначение
Прибор предназначен для определения напряжения.
Правила пользования
1. Изучите шкалу прибора. Определите:
- верхний и нижний пределы измерения;
- цену деления шкалы;
- даваемую прибором абсолютную погрешность.
2. Приведите прибор в рабочее положение: горизонтальное.
3. Вспомните, как включают прибор в электрическую цепь.
4. Клемму прибора, около которого поставлен «+», соедините с «+» источника тока.
5. Клемму прибора, около которого поставлен «-», соедините с «-» источника тока.
Правила безопасного обращения
1. Прежде, чем подключить в электрическую цепь с вольтметр, проверьте правильность включении этого прибора.
2. Прикиньте: какую силу тока в цепи вы ожидаете, и сравните с верхним пределом измерения прибора.
Помните: превышать предельно допустимое напряжение нельзя, так как прибор может выйти из строя.
3. Пропускать через амперметр длительное время ток, напряжение которого близка к предельно допустимой, не рекомендуется, так как прибор может быть поврежден.
Приложение 2. Проверочный тест «Напряжение».
1. Какой буквой принято обозначать электрическое напряжение:
А) J; Б) U; В) R; Г) q.
2. Как называют единицу измерения электрического напряжения:
А) Джоуль (Дж); Б) Ампер (А); В) Ом (Ом); Г) Вольт (В).
3. Упорядоченным движением каких частиц создается электрический ток в металлах?
А) положительных ионов; Б) отрицательных ионов; В) электронов.
4. Необходимо измерить силу тока в лампе и напряжение на ней. Как следует включить вольтметр и амперметр в цепь?
А) амперметр и вольтметр последовательно;
Б) амперметр последовательно, вольтметр параллельно;
В) амперметр параллельно, вольтметр последовательно.
6. Дорисуйте к данной схеме соединение источника тока, укажите полярность источника тока и вольтметра, укажите направление тока.
Решить задачи:
7. При перемещении заряда, равного 5 Кл, током была совершена работа 300 Дж. Каково напряжение на данном участке цепи?
8. В цепи, находящейся под напряжением 220 В, электрический ток совершил работу 8 кДж за 3 минуты. Какова сила тока в этой цепи?
Приложение 3. Рефлексия «Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
Словарь
Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия
Виды рефлексии «Для меня сегодняшний урок…»
(По типу урока: после изучения новой темы. Способ проведения – таблица. По форме деятельности – фронтальная. По цели – содержания, деятельности…) по содержанию – письменная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по физике для 8 класса "Вольтметр. Измерение напряжения"
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний по физике для 8 класс по теме "Вольтметр. Измерение напряжения"...

Презентация "Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр."
Данная презентация предназначена для учащихся 10 класса коррекционной школы I,II вида. Она может быть использована на уроках физики в 8 классе общеобразовательной школы....
Конспект урока по физике по теме "Электрическое напряжение. Единицы напряжения"
Конспект урока представлен в виде обучающего модуля. Такой урок позволяет осуществлять самообучение, регулировать темп работы, содержание учебного материала....

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения.
Урок посвящен рассмотрению понятия электрического напряжения, его обозначению и единицам измерения. Вторая часть урока отведена преимущественно для демонстрации приборов измерения напряжения на участк...

Технологическая карта к уроку по теме: "Электрическое напряжение. Единицы напряжения" в 8 классе
Конспект урока по физике по теме: "Электрическое напряжение. Единицы напряжения" в 8 классе...

Презентация к уроку: "Электрическое напряжение. Единицы напряжения" в 8 классе"
Презентация к уроку: "Электрическое напряжение. Единицы напряжения" в 8 классе"...

Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Измерение напряжения.
Урок изучения и первичного закрепления знаний...






