Дидактический материал для подготовки к ОГЭ «Механические колебания и волны»
методическая разработка по физике (9 класс)

Березовская Наталья Викторовна

 Методические карточки разработаны для подготовки к контрольным работам, мониторингу знаний, к успешной сдаче ОГЭ.  Применение  карточек в подготовке к экзамену отвечает требованиям современного образовательного процесса, ориентированного на индивидуализацию и активизацию учебной деятельности, повышению  учебных результатов и формированию положительного отношения к изучению физики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_dlya_podgotovki_k_oge.docx122.01 КБ

Предварительный просмотр:

Березовская Наталья Викторовна

Рабочая программа утверждена в составе ООП ООО

(приказ № ____ от 30.08.2024 г.)

«Рассмотрено»

Руководитель МО

А.В.Макарова

___________________

Протокол №1 от 30.08.2024 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

Ю.В. Рожкова

_____________________

30.08.2024 г.

«Утверждено»

Директор МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

С.В. Фирсова

_____________________

 02.09.2024 г.

Приложение к рабочей программе приказ № _____ от 02.09.2024 г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Дидактический  материал для подготовки к ОГЭ

 «Механические колебания и волны»

Учитель физики

Березовская Наталья Викторовна

2024/2025 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Мамоновская средняя общеобразовательная школа»

Дидактический  материал для подготовки к ОГЭ

 «Механические колебания и волны»

В условиях современных образовательных реалий, когда требования к качеству знаний и навыков выпускников школ значительно возросли, особую значимость приобретает эффективная подготовка к основному государственному экзамену по физике. Материал по  физике требует не только понимания теоретических знаний, но и умений применять эти знания на практике, в жизни, быту. Дидактические материалы включают в себя задания, способствующие  повышению  функциональной естественнонаучной грамотности учащихся, что в свою очередь мотивирует познавательный интерес учащихся к изучению физики.

 Методические карточки разработаны для подготовки к контрольным работам, мониторингу знаний, к успешной сдаче ОГЭ.  Применение  карточек в подготовке к экзамену отвечает требованиям современного образовательного процесса, ориентированного на индивидуализацию и активизацию учебной деятельности, повышению  учебных результатов и формированию положительного отношения к изучению физики.

Данный материал разработан совместно с учителем музыки.

Комплект карточек для подготовки к ОГЭ по физике, раздел «Механические колебания и волны»

№1 Проекция скорости одной из точек звучащей струны виолончели меняется со временем так, как показано на графике. Определите частоту колебаний проекции скорости

№2 Голосовые связки певца, поющего тенором (высоким мужским голосом), колеблются с частотой от 130 до 520 Гц. Определите максимальную и минимальную длину излучаемой звуковой волны в воздухе. Скорость звука в воздухе 330 м/с.

№3 Из графика видно, как меняется  с течением времени координата точки звучащей арфы Из графика видно, как меняется с течением времени координата точки звучащей струны арфы. Определите период и амплитуду колебаний данной точки.

№4   После того, как ударили по одной из струн гитары, она начала издавать звук с длиной волны мλ=1 м в течении 10 секунд. Сколько колебаний совершила струна за время звучания ?
Скорость звука в воздухе в этой задаче принять мс330 м/с.

№5 Человек может слышать звук с частотой от 20 Гц  до 20 кГц. Скорость звука в воздухе около 340 м/с. Определите наименьшую длину звуковой волны, воспринимаемую человеком

6  Какова глубина моря, если промежуток времени между излучением и приемом сигнала эхолота 4 с, скорость звука в воде 1500 м/с?

№7 Наблюдатель услышал раскаты грома спустя 6 с после вспышки молнии. На каком расстоянии произошел грозовой разряд? (Скорость v звука в воздухе принять равной 1/3 км/с)

№8 Определить длину звуковой волны при частоте 200 Гц, если скорость распространения волны равна 340 м/с.

№9 Звуковые колебания распространяются в воде со скоростью 1480 м/с, а в воздухе - со скоростью 340 м/с. Во сколько раз изменится длина звуковой волны при переходе звука из воздуха в воду?

№10 В частотный диапазон рояля от 90 до 9000 Гц. Найти диапазон длин звуковых волн в воздухе? v звука в воздухе = 340 м/с.

№11 Человек, хлопнувший в ладони, услышал эхо через время t = 1 с. На каком расстоянии S находится препятствие, отразившее звук? Скорость звука в воздухе v = 340 м/с.

№12 Во сколько раз изменится длина звуковой волны при ее переходе из воды в воздух? v звука в воздухе равна 343 м/с, v звука в воде равна 1483 м/с. Учтите, что частота волн при переходе из одной среды в другую не изменяется. (≈ в 4 раза.)

№13 Какова глубина моря, если промежуток времени между излучением и приемом сигнала эхолота t = 4 с, v звука в воде равна 1500 м/с?

№14 Определите скорость звука в воде, если источник звука, колеблющийся с периодом 0,002 с, возбуждает в воде волны длиной 2,9 м.

№15 Определите, во сколько раз будет отличаться длина звуковой волны при переходе из воздуха в воду. Считать, что скорость распространения звука в воздухе 340 м/с, в воде 1450 м/с.

№16 В результате выстрела было услышано эхо через 20 с после произведенного выстрела. Определите расстояние до преграды, если скорость звука составляла https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/1854/2d5bd0759b9ccc45f49357698eccfc6a.gif. В данной задаче мы должны учесть, что эхо – это отраженная волна, значит, звук дошел до преграды и вернулся обратно к наблюдателю, т.е. как раз в то место, где и был произведен выстрел.

№17 Многие ораторы, выступая в большом помещении, говорят медленно, отделяя слова длительной паузой, хотя в обычной речи этого не наблюдалось. Вам тоже предстоит выступать в большом зале. Используете ли Вы этот прием? Ответ аргументируйте.

№18 Пятиклассник Егор учится играть на гитаре. Также он любит физику, хотя в школе в 5 классе физику ещё не преподают. Но Егору всё равно интересно, как происходят разные явления. Например, он хотел бы понять, как возникают звуки. Старшая сестра рассказывала Егору, что звук, который мы слышим, это волны, которые распространяются по воздуху. А источником таких волн бывает какой-то колеблющийся предмет, или, как говорят физики, тело. Какое колеблющееся тело является источником звука при игре на гитаре?

№19 Ученые обнаружили, что тигры используют для коммуникации друг с другом не только рев, рычание и мурлыканье, но также и инфразвук. Они проанализировали частотные спектры рычания представителей трех подвидов тигра – уссурийского, бенгальского и суматранского – и обнаружили в каждом из них мощную инфразвуковую компоненту. Как ты считаешь, в чем отличие ультразвука и инфразвука от звуковых волн, воспринимаемых человеком? Почему инфразвук, в отличие от обычного звука, позволяет тиграм общаться на столь далеких расстояниях? Какие известные вам свойства волн проявляются в данном случае?

№ 20 Однажды, Егор увидел, как музыкант играет на стеклянных бокалах с водой. На этом «инструменте» удавалось создавать самую разную музыку, от классики до рока. Музыкант извлекал звуки, проводя смоченным в воде пальцем по краю бокала. Бокалы были разного размера и с разным количеством воды. Зачем для создания музыки музыканту нужно иметь бокалы разного размера и с разным количеством воды?

№ 21 В 1938 г. Американские исследователи Г.Пирс и Д. Гриффин, применив специальную аппаратуру, установили, что великолепная ориентировка летучих мышей в пространстве связана с их способностью, воспринимать эхо. Оказалось, что во время полета мышь излучает короткие ультразвуковые сигналы на частоте около 8•104Гц.

Почему эти ученые назвали способ ориентировки летучих мышей эхолокацией? Приведите примеры живых существ, которые используют этот способ ориентировки. Где еще используется подобный принцип обнаружения объекта?

№ 22 Эхо, вызванное оружейным выстрелом, дошло до стрелка через 2 с после выстрела. Определите расстояние до преграды, от которой произошло отражение, если скорость звука в воздухе 340 м/с.

№23 Самолёт летит горизонтально с постоянной скоростью. Когда наблюдатель слышит, что самолёт находится над ним, он видит его под углом 600 к горизонту. Какова скорость самолёта? Скорость звука в воздухе принять равной 340 м/с. (Ответ округлить до целых)

№24 Как опытный пчеловод может на слух по жужжанию пчел установить, летят ли они за добычей или возвращаются в улей с нектаром? (Сформулируйте ответ в письменном виде. Полный ответ должен содержать не только ответ на вопрос, но и его развёрнутое, логически связанное обоснование)

№25 Необходимо экспериментально установить, зависит ли частота колебаний пружинного маятника от жёсткости пружины. Какую из указанных пар маятников можно использовать для этой цели?

image%284%29.png

№26 В море на небольшой глубине произведён взрыв. Гидроакустики корабля, находящегося на некотором расстоянии от места взрыва, зафиксировали два звуковых сигнала, второй через 1,5 с после первого. Глубина моря в этом районе 2000 м. На каком расстоянии от места взрыва находился корабль? Скорость звука в воде принять равной 1500 м/с. (Ответ округлить до десятых)

№27 «Вечер душен, ветер воет…», 1857 год
Аполлон Александрович Григорьев
«Вечер душен, ветер воет,
Воет пёс дворной;
Сердце ноет, ноет, ноет,
Словно зуб больной…»
Почему ветер воет?

№28 По одному концу чугунной трубы ударили молотком. В воздухе или чугуне звук дойдет до другого конца трубы за большее время? Во сколько раз это время больше, чем в другой среде?(ύзв. чугуне = 3740 м/с,  ύзв.возд.= 340 м/с.).

№29 Скорость звука в эбоните 2400 м/с, а в кирпиче — 3600 м/с. В каком веществе звуковому сигналу требуется большее время для распространения? Во сколько раз?

№30 Когда мы ставим на огонь кастрюлю с водой или включаем электрический чайник, то по звуку легко определяем момент закипания воды. Вначале раздаётся небольшое шипение, которое постепенно нарастает, а затем уступает место более резкому звуку. Перед самым же кипением этот звук ослабевает и становится мягче. Как вы можете объяснить происхождение этих звуков, особенно смягчение звука перед тем, как вода закипит?

№31 Наблюдатель, находящийся на расстоянии 2 км 150 м от источника звука, слышит звук, пришедший по воздуху, на 4,8 с позднее, чем звук от того же источника, пришедший по воде. Определите скорость звука в воде, если скорость звука в воздухе равна 345 м/с.

№32 Охотник выстрелил, находясь на расстоянии 170 м от лесного массива. Через сколько времени после выстрела охотник услышит эхо?

№33 Скорость звука в воде 1450 м/с. На каком расстоянии находятся ближайшие точки, совершающие колебания в противоположных фазах, если частота колебаний равна 725 Гц?

№34 Мимо неподвижного наблюдателя, стоящего на берегу озера, за 6 с прошло 4 гребня волны. Расстояние между первым и третьим гребнями равно 12 м. Определить период колебания частиц волны, скорость распространения и длину волны.

№35  Длина волны в воздухе 17 см (при скорости 340 м/с). Найти скорость распространения звука в теле, в котором при той же частоте колебаний длина волны равна 1,02 м.

№36 Человек бежит со скоростью 7 м/с, длина одного прыжка при этом беге составляет 77 см. Чему равно время, затрачиваемое на один прыжок?

№37 Мальчик заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

№38 С какой частотой колеблется струна музыкального инструмента, если мы слышим из него звук с длиной волны смλ=68 см ? Скорость звука в воздухе мсv=340 м/с.

№39 Поплавок колеблется на волнах, причем за время t=8c, он совершает N=10 колебаний . Расстояние между соседними гребнями волн составляет мλ=0,8м. Найти скорость распространения волны.

№40 Мальчик крикнул «ау» возле развалин старинного замка. Эхо докатилось до него за полсекунды. На каком расстоянии от стен замка находился мальчик? Скорость звука в воздухе равна 340 м/с.

№41 Наблюдатель, находящийся на 2 км 150 м от источника звука, слышит звук, пришедший по воздуху, на 4,8 с позднее, чем звук от того же источника, пришедший по воде. Определите скорость звука в воде, если скорость звука в воздухе равна 345 м/с.

№42 Звук взрыва, произведенного в воде вблизи поверхности, приборы, установленные на корабле и принимающие звук но воде, зарегистрировали на 45 с раньше, чем он пришел по воздуху. На каком расстоянии от корабля произошел взрыв? Скорость звука в воде равна 1540 м/с, в воздухе  — 340 м/с.

№43 Какова глубина моря в данной точке, если сигнал ультразвукового эхолота возвратился через 0,40 с после выхода? Скорость распространения ультразвука принять равной 1500 м/с.

№44 Какова глубина моря в данной точке, если сигнал ультразвукового эхолота возвратился через 0,40 с после выхода? Скорость распространения ультразвука принять равной 1500 м/с.

№45 Мимо неподвижного наблюдателя, стоящего на берегу озера, за 6 с прошло 4 гребня волны. Расстояние между первым и третьим гребнями равно 12 м. Определить период колебания частиц волны, скорость распространения и длину волны.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Механические колебания м волны .Тест

тест по теме "Механические колебания м волны " поможет проверить и оценить знания учащихся по данной теме...

Механические колебания и волны

презентация урока по физике 8 класса. С помощью данной презентации можно повторить теоретические сведения данной темы и провести контроль знаний. Задания для проверки подобраны нестандартные....

Обобщение и систематизация знаний по теме: "Механические колебания и волны"

Урок повторения материала по главе "Механические колебания и волны", подготовка к контрольной работе...

Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».

Урок физики в 9 классе. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний. На данном уроке отрабатываются навыки решения качественных и количественных задач. Расширяется кругозор обучающихс...

Вопросы к зачёту по темам: "Механические колебания и волны" и "Электростатика"

Зачёты сдаются письменно в формате проверочных работ...

интерактивная инструкция для подготовки к ЕГЭ по разделу "Механические колебания и волны"

эта инструкция поможет учащимся самостоятельно повторить раздел"Механические колебания и волны",прорешать самостоятельно задания из КИМов ЕГЭ ,а также дистанционно обобщить этот разделИнструкция откры...

Подготовка к ЕГЭ. "Механические колебания и волны"

Методические рекоменданции для подготоки учащихся к ЕГЭ по теме "Механические колебания и волны" Разбор теории, задач и практических заданий...