Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный физик»
учебно-методический материал по физике
Аннотация
Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов «Физика вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для учеников 4-х классов. Программа направлена на развитие интереса к естественным наукам и формирование элементарных физических понятий и знаний, способствующих повышению уровня учебно-познавательной активности младших школьников.
Цель программы — расширить знания учащихся по ключевым темам окружающего мира («Природные явления», «Строение и свойства веществ», «Электрические явления», «Воздух», «Вода») посредством увлекательного изучения физики. Особенностью курса является сочетание теоретического материала с практическими экспериментами и наблюдениями, позволяющими детям лучше усвоить материал.
Основные направления:
Образовательная задача:
Формирование у детей понимания основных принципов физики, включая способность наблюдать природные процессы, самостоятельно анализировать и интерпретировать полученные данные.
Воспитательная задача:
Развитие социальной ответственности, коммуникативных навыков и стремления активно взаимодействовать в коллективе сверстников.
Развивающая задача:
Стимулирование развития логики, аналитических способностей, памяти и внимания через проведение экспериментов и выполнение заданий.
Особое внимание уделяется активному вовлечению каждого ребенка в процесс познания, созданию благоприятных условий для раскрытия индивидуальных возможностей и талантов. Важным аспектом является интеграция различных форм организации занятий: подгрупповые задания, игры, самостоятельная работа, упражнения и интерактивные элементы, такие как физминутки и викторины.
Таким образом, рабочая программа помогает формировать важные учебные компетенции, необходимые для дальнейшего успешного обучения и гармоничного личностного развития детей младшего школьного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования и науки Курской области
Управление образования, опеки и попечительства Администрации Дмитриевского района
МКОУ «Первоавгустовская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета ________________________ Васекина Т.А. Протокол №1 от «31» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Шалыгина С.П. Приказ №1 от «01» 09 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Юный физик»
с использованием средств обучения и воспитания центра образования естественно-научной и технической направленностей «Точка роста»
для обучающихся 4 класс
на 2023-2024 учебный год
Составитель Михалева Наталия Сергеевна
Учитель математики
Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов «Физика вокруг нас» составлена на основе содержания начального образования, требований к результатам освоения основного начального образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Программа рассчитана на младших школьников – обучающихся 4 класса составлена на 34 часа. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 40 минут.
Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.
Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, следует сочетать в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.
Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.
Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.
Цель программы: углубление и расширение знаний обучающихся, полученных в курсе «Окружающего мира» по темам: «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».
Задачи программы:
- Образовательная:
- формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
- развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
- формировать умения работать с оборудованием.
- Воспитательная:
- формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
- Развивающая:
- развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
- формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
- формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
- развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;
Принципы программы:
Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность.
Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.
Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.
Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные
- игры;
- упражнения;
- самостоятельная деятельность детей;
- рассматривание;
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физминутка.
- Занимательные опыты
- Рефлексия.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Содержание курса
Раздел №1. Введение. Введение. Правила по ТБ. Природные и физические явления. Наблюдения и опыты.
Раздел №2. Магнетизм. Магнит. Компас. Принцип работы. Магнитное поле Земли. Магнит и игла. Магнитные маятники. Магнитная руда. Температура и магнит. Магнит с одним полюсом.
Раздел №3. Электричество. Электричество на расческах. Электроскоп. Электризация жидкости. Как зажечь лампу? Как управлять электрическими приборами. Соединение ламп: последовательно или параллельно? Короткое замыкание. Геркон.
Раздел №4. Свет. Свет и геометрия. Как увидеть луч света. Камера обскура. Ощущение цвета.
Цветовая температура. Цветовое зрение. Почему ночью все кошки серы, или Чем палочки отличаются от колбочек. Отражение света. Поглощение света. Преломление света.
Раздел №5. Звук вокруг нас. Источники звуков. Экскурсия. Звуки природы. Звучание различных предметов. Низкие и высокие звуки. Извлекаем звук. Высокий и низкий тембр. Резонанс.
Раздел №6. Необычное в привычном. Плотность. Поверхностное натяжение. Сила сцепления. Волны на поверхности. Цунами. Игра-викторина «Юный физик».
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема | Дата | Количество часов по плану | |
| Раздел №1. Введение | 2 | ||
1 | Введение. Правила по ТБ. | 06.09.2023 | 1 | |
2 | Природные и физические явления. Наблюдения и опыты. | 13.09.2023 | 1 | |
| Раздел №2. Магнетизм | 6 | ||
3 | Магнит. Компас. Принцип работы. | 27.09.2023 | 1 | |
4 | Магнитное поле Земли. Магнит и игла. | 04.10.2023 | 1 | |
5 | Магнитные маятники | 11.10.2023 | 1 | |
6 | Магнитная руда | 18.10.2023 | 1 | |
7 | Температура и магнит. | 25.10.2023 | 1 | |
8 | Магнит с одним полюсом | 08.11.2023 | 1 | |
| Раздел №3. Электростатика | 8 | ||
9 | Электричество на расческах. | 22.11.2023 | 1 | |
10 | Электроскоп. | 29.11.2023 | 1 | |
11 | Урок с использованием ресурсов «Точка роста». Электризация жидкости | 06.12.2023 | 1 | |
12 | Как зажечь лампу? | 13.12.2023 | 1 | |
13 | Урок с использованием ресурсов «Точка роста». Как управлять электрическими приборами. | 20.12.2023 | 1 | |
14 | Урок с использованием ресурсов «Точка роста». Соединение ламп: последовательно или параллельно? | 27.12.2023 | 1 | |
15 | Урок с использованием ресурсов «Точка роста». Короткое замыкание. | 10.01.2024 | 1 | |
16 | Геркон. | 17.01.2024 | 1 | |
17 | Раздел №4. Свет | 10 | ||
18 | Свет и геометрия. | 24.01.2024 | 1 | |
19 | Как увидеть луч света. Камера обскура. | 31.01.2024 | 1 | |
20 | Ощущение цвета. | 07.02.2024 | 1 | |
21 | Цветовая температура. | 14.02.2024 | 1 | |
22 | Цветовое зрение. | 21.02.2024 | 1 | |
23 | Почему ночью все кошки серы, или Чем палочки отличаются от колбочек. | 28.02.2024 | 1 | |
24 | Отражение света. | 06.03.2024 | 1 | |
25 | Поглощение света. | 13.03.2024 | 1 | |
26 | Преломление света. | 27.03.2024 | 1 | |
| Раздел №5. Звук вокруг нас | 4 | ||
27 | Источники звуков. Экскурсия. Звуки природы | 03.04.2024 | 1 | |
28 | Звучание различных предметов. Низкие и высокие звуки. | 10.04.2024 | 1 | |
29 | Извлекаем звук. Высокий и низкий тембр. | 17.04.2024 | 1 | |
30 | Резонанс. | 24.04.2024 | 1 | |
| Раздел №6. Необычное в привычном | 4 | ||
31 | Плотность. | 08.05.2024 | 1 | |
32 | Поверхностное натяжение. Сила сцепления. | 15.05.2024 | 1 | |
33 | Волны на поверхности. Цунами. | 22.05.2024 | 1 | |
34 | Подведение итогов. Игра-викторина «Юный физик» | 29.05.2024 | 1 | |
| ИТОГО | 34 |
Список литературы.
Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.
Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.
Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г
Интернет ресурсы.
Физика для самых маленьких wwwmani-mani-net.com.
Физика для малышей и их родителей. wwwsolnet.ee/school/04html .
Физика для самых маленьких wwwyoube.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"
рабочая программа внеурочной деятельности по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке, во...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"
Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ»
Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно см...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный физик» 7класс
Программа внеурочной деятельности «Юный физик» 7 класс относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем...
