Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный физик»
учебно-методический материал по физике

Михалёва Наталия Сергеевна

 

Аннотация

 

Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов «Физика вокруг нас» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предназначена для учеников 4-х классов. Программа направлена на развитие интереса к естественным наукам и формирование элементарных физических понятий и знаний, способствующих повышению уровня учебно-познавательной активности младших школьников.

 

Цель программы — расширить знания учащихся по ключевым темам окружающего мира («Природные явления», «Строение и свойства веществ», «Электрические явления», «Воздух», «Вода») посредством увлекательного изучения физики. Особенностью курса является сочетание теоретического материала с практическими экспериментами и наблюдениями, позволяющими детям лучше усвоить материал.

 

Основные направления:

 

Образовательная задача:

 

Формирование у детей понимания основных принципов физики, включая способность наблюдать природные процессы, самостоятельно анализировать и интерпретировать полученные данные.

 

Воспитательная задача:

 

Развитие социальной ответственности, коммуникативных навыков и стремления активно взаимодействовать в коллективе сверстников.

 

Развивающая задача:

 

Стимулирование развития логики, аналитических способностей, памяти и внимания через проведение экспериментов и выполнение заданий.

 

Особое внимание уделяется активному вовлечению каждого ребенка в процесс познания, созданию благоприятных условий для раскрытия индивидуальных возможностей и талантов. Важным аспектом является интеграция различных форм организации занятий: подгрупповые задания, игры, самостоятельная работа, упражнения и интерактивные элементы, такие как физминутки и викторины.

 

Таким образом, рабочая программа помогает формировать важные учебные компетенции, необходимые для дальнейшего успешного обучения и гармоничного личностного развития детей младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2024_fizika_4_vneurochka.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

           МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет образования и науки Курской области

Управление образования, опеки и попечительства Администрации Дмитриевского района

МКОУ «Первоавгустовская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

________________________

Васекина Т.А.

Протокол №1 от «31» 08   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Шалыгина С.П.

Приказ №1 от «01» 09    2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности «Юный физик»

с использованием средств обучения и воспитания центра образования естественно-научной и технической направленностей «Точка роста»

для обучающихся 4 класс

на 2023-2024 учебный год

Составитель Михалева Наталия Сергеевна

Учитель математики

п.Первоавгустовский 2023

 Рабочая программа внеурочной деятельности для начальных классов «Физика вокруг нас» составлена на основе содержания начального образования, требований к результатам освоения основного начального образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Программа рассчитана на младших школьников – обучающихся 4 класса составлена на 34 часа.  Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по 1 часу продолжительностью 40 минут.

Объем и содержание необходимых стартовых знаний учащихся определяется требованиями общеобразовательного минимума для данной возрастной категории.

          Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.

         Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Нужно так строить обучение, чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, чтобы он был активным участником реализации этих целей – субъектом деятельности.

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес, а чтобы он не угас, следует сочетать в ходе занятия рациональное и эмоциональное, факты и общение, различные виды деятельности, дидактические игры.

Желательно, чтобы каждое занятие содержало проблему, требующую решения, - это заставляет ученика излагать собственное мнение, выдвигать гипотезы, искать решения. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, делают выводы, выясняют закономерности, планируют свою деятельность.

Диалог «учитель – ученик» делает обучение посильным, воспитывает уверенность  в себе, способствует осознанию себя личностью. В процессе обучения необходимо плавно уменьшать помощь учителя и увеличивать долю самостоятельной деятельности ученика. Разнообразить уроки позволяют игры, музыкальные заставки, стихи, картины, рисунки, видеозаписи. Всё это развивает и обогащает не только мыслительную, но и чувственную сферу.

           Цель программы: углубление и расширение знаний обучающихся, полученных в курсе «Окружающего мира»  по темам:  «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические явления», «Воздух», «Вода».

          Задачи программы:

  1. Образовательная:
  • формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения законов природы.
  • развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие способности учащихся.
  • формировать умения работать с оборудованием.
  1. Воспитательная:
  • формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную эффективность в коллективной деятельности.
  1. Развивающая:
  • развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
  • формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
  • формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
  • развивать  умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

        Принципы программы:

Актуальность.
Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.

Научность.

Кружок  – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.

Системность.

Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в лабораторных условиях.  

Практическая направленность.
Содержание занятий кружка направлено на освоение некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего мира.

Формы работы:

подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные

  • игры;
  • упражнения;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий, например:

  • Разминка.
  • Основное содержание занятия – изучение нового материала.
  • Физминутка.
  • Занимательные опыты
  • Рефлексия.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД: 

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

           

Содержание курса

Раздел №1.  Введение. Введение. Правила по ТБ. Природные и физические явления. Наблюдения и опыты.

Раздел №2.  Магнетизм. Магнит. Компас. Принцип работы. Магнитное поле Земли. Магнит и игла. Магнитные маятники. Магнитная руда. Температура и магнит. Магнит с одним полюсом.

Раздел №3.   Электричество. Электричество на расческах. Электроскоп. Электризация жидкости. Как зажечь лампу? Как управлять электрическими приборами. Соединение ламп: последовательно или параллельно? Короткое замыкание. Геркон.

Раздел №4. Свет. Свет и геометрия. Как увидеть луч света. Камера обскура. Ощущение цвета.

Цветовая температура. Цветовое зрение. Почему ночью все кошки серы, или Чем палочки отличаются от колбочек. Отражение света. Поглощение света. Преломление света.

Раздел №5. Звук вокруг нас. Источники звуков. Экскурсия.  Звуки природы. Звучание различных предметов. Низкие и высокие звуки. Извлекаем звук. Высокий и низкий тембр. Резонанс.

Раздел №6. Необычное в привычном. Плотность. Поверхностное натяжение. Сила сцепления. Волны на поверхности. Цунами. Игра-викторина «Юный физик».

Календарно - тематическое планирование

Тема

Дата

Количество часов по плану

 

Раздел №1.  Введение

2

1

Введение. Правила по ТБ.

06.09.2023

1

2

Природные и физические явления. Наблюдения и опыты.

13.09.2023

1

 

Раздел №2.  Магнетизм   

6

3

Магнит. Компас. Принцип работы.

27.09.2023

1

4

Магнитное поле Земли. Магнит и игла.

04.10.2023

1

5

Магнитные маятники

11.10.2023

1

6

Магнитная руда

18.10.2023

1

7

Температура и магнит.

25.10.2023

1

8

 Магнит с одним полюсом

08.11.2023

1

 

Раздел №3.   Электростатика

8

9

Электричество на расческах.

22.11.2023

1

10

Электроскоп.

29.11.2023

1

11

Урок с использованием ресурсов «Точка роста».

Электризация жидкости

06.12.2023

1

12

Как зажечь лампу?

13.12.2023

1

13

Урок с использованием ресурсов «Точка роста».

Как управлять электрическими приборами.

20.12.2023

1

14

Урок с использованием ресурсов «Точка роста».

Соединение ламп: последовательно или параллельно?

27.12.2023

1

15

Урок с использованием ресурсов «Точка роста».

Короткое замыкание.

10.01.2024

1

16

Геркон.

17.01.2024

1

17

Раздел №4. Свет

10

18

Свет и геометрия.

24.01.2024

1

19

Как увидеть луч света. Камера обскура.

31.01.2024

1

20

Ощущение цвета.

07.02.2024

1

21

Цветовая температура.

14.02.2024

1

22

Цветовое зрение.

21.02.2024

1

23

Почему ночью все кошки серы, или Чем палочки отличаются от колбочек.

28.02.2024

1

24

Отражение света.

06.03.2024

1

25

Поглощение света.

13.03.2024

1

26

Преломление света.

27.03.2024

1

 

Раздел №5. Звук вокруг нас

4

27

Источники звуков. Экскурсия.  Звуки природы

03.04.2024

1

28

Звучание различных предметов. Низкие и высокие звуки.

10.04.2024

1

29

Извлекаем звук. Высокий и низкий тембр.

17.04.2024

1

30

Резонанс.

24.04.2024

1

 

Раздел №6. Необычное в привычном

4

31

Плотность.

08.05.2024

1

32

Поверхностное натяжение. Сила сцепления.

15.05.2024

1

33

Волны на поверхности. Цунами.

22.05.2024

1

34

Подведение итогов. Игра-викторина «Юный физик»

29.05.2024

1

 

ИТОГО

34

 

 

 Список литературы.

Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир: 2010.

Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.

Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва 2002г.

Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000

Приёмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический поиск»2002г

Интернет ресурсы.

Физика для самых маленьких wwwmani-mani-net.com.

Физика для малышей и их родителей. wwwsolnet.ee/school/04html .

Физика для самых маленьких wwwyoube.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик"

рабочая программа внеурочной деятельности  по математике 5 класс по общеинтеллектуальному направлению. рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный турист» для 5 класса расчитана на 1 час в неделю...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  во...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"

Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный географ»

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно см...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный физик» 7класс

Программа внеурочной деятельности «Юный физик» 7 класс относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Актуальность программы определена тем...