Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный турист-эколог"6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Программа расчитана на 1 год обучения,34 часа.Составлена в соответствии с требованиями стандарта общего образования.Рабочая программа направлена на систематизацию знаний о природе и человеке,  воспитание экологической культуры,  проведение практических  работ,информирование населения о прблемах экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.programma_yunyy_turist-ekolog.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

                             Рабочая программа внеурочной деятельности

                                                   юных туристов-экологов

                                               на базе МОУ Павловская СОШ №1

                                                           2014

Пояснительная записка к программе

Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и умеющей активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему.. Эту цель нельзя достигнуть без соответствующего воспитания и образования нового поколения, без становления экологической культуры личности и общества.

по

Опыт показывает, что экологические знания школьников, остаются формальными, если дети не используют свои знания в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково-исследовательская деятельность. Кроме того, что дети приобретают навыки научного анализа явлений природы, они получают возможность ощутить себя полноправными субъектами природоохранной деятельности. Работая по данной программе, школьники столкнутся с фактическими материалами, позволяющими объективно судить об экологическом состоянии местности, найти пути решения местных экологических проблем и реализовать их на практике. Экологическое

образование помогает осознать ценность природы для материальных, познавательных, эстетических и духовных потребностей человека; понять, что человек –часть живой природы; его назначение –познать законы, по которым живет и развивается природа и в своих поступках руководствоваться этими законами; понять необходимость сохранения всего многообразия жизни; понять современные проблемы экологии; осознать актуальность её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; вызвать стремление принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических  проблем. Чем всестороннее и полнее будет развито экологическое образование, тем оно будет интереснее и поучительнее.

Одним из таких проблем рп Павловка, которую можно решить без привлечения больших финансовых средств с участием детей села являются проблемы экологического характера:

1.загрязнение бытовыми отходами окраины леса и берегов рек   поселка ,  улицы;

2.несанкционированные свалки.

Цель программы:

формирование экологической культуры школьников и культуры здорового образа жизни;

Задачи программы:

расширить экологические знания школьников, на основе природных объектов родного края;

обучать туристическим навыкам;

сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе;  

содействовать укреплению психического и физического здоровья школьников.

Особенности программы:

Объем программы  рассчитан на 34 часа в год , 1 час  в неделю.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей и уровнем подготовки учеников 6- классов общеобразовательной школы

Программа включает изучение природы и экологических особенностей Павловского района. Программа предусматривает использование межпредметных связей со школьными учебными предметами:  биологией, географией,    физической культурой.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия, экскурсии и походы.

Практические занятия могут проводиться как в помещении, так и на местности, в природных условиях.

Методы обучения:

-общедидактические (рассказ, лекция, беседа, работа с книгой),

- методов обучения предметам естетственнонаучного цикла (наблюдение, эксперимент),

- методов обучения основам туризма (практические работы, экскурсии, походы).

-практический.

Реализация программы осуществляется через различные

формы организации учебно-познавательной деятельности: акции, викторины, беседы, игры,   проектные и исследовательские работы, ктд, трудовой десант, экскурсии, походы, конкурсы и соревнования.

Принципы реализации программы:

доступность и наглядность принципы индивидуализации и гражданственности, системности  и последовательности, сознательности и творческой активности.

Формы оценки знаний учащихся.    

Текущий контроль:

викторины;

тесты;

самостоятельные работы;

доклады;

участие в походах, в районных и школьных турслетах.

Итоговый контроль:

поход;

школьный  турслет.

районная экологическая конференция

районный школьный турслет.

Планируемые  результаты.

Обучающие смогут:

описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную информацию о нём, используя инструменты ИКТ;

описывать и объяснять существенные признаки

географических объектов и явлений;

находить в разных источниках информацию;

 приводить примеры использования и охраны природы, адаптации

человека к условиям окружающей среды;

соблюдать технику безопасности на тренировках , походах и экскурсиях;

разводить разные типы костров, соблюдать технику пожарной безопасности;

устанавливать палатку;

описать принцип работы компаса;

ориентироваться на местности (с топографической картой , без карты, по компасу);

применить  виды туристических узлов на практике;

оказывать доврачебную помощь, знать состав туристической аптечки.

Тематическое планирование.

     

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие занятия

      Практические

занятия

В поме-

щении

На местности

1

Введение

Техника безопасности при проведении занятий, походов.

1

1

-

2

Понятие о биосфере

 1

1

-

-

3

Понятие экосистемы

1

1

1

4

Туризм и охрана природы

3

1

2

5

 Экологические проблемы села

6

  1

5

6

Оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего

 2

2

1

7

Туристско-бытовые навыки. Основы безопасности в природной среде

3

1

2

8

  Установка и снятие палатки

Туристические узлы Туристическая подготовка

2

2

2

9

 Экскурсии (в лес, на реку Избалык)

2

 2

 

 2

10

 Очистка родников(Самойлов,Попов,Елхов)

3

3

11

Облагораживание бассейнов на улицах Павловки.

2

2

12

Конкурс «Мой чистый двор», «Моя чистая улица»

2

2

13

Туристско-бытовые навыки.

1

1

 

 

14

Личная гигиена туриста

1

1

 

 

15

 Однодневный летний поход

4

 

4

итого

34

14

20

Список литературы

Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. Алексеев А. А. —М., 2006.

Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.1. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010. .

Сборник методических материалов туристско-краеведческой направленности в помощь педагогам дополнительного образования: Выпуск 4: В 2-х частях. Ч.2. – Ярославль: ГОУ ЯО «Центр детей и юношества», ИЦ «Пионер». –2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся

А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов; под ред.

А.Т.Смирнова.  М., 2007.

Туризм и спортивное ориентирование. Составитель В. И. Ганопольский. Москва «Физкультура и спорт»1987.

Бардин К.В. «Азбука Туризма». Пособие для учителей, руководителей туристических походов в школе. М., Просвещение 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы "Моя первая клумба"

Рабочая программа . Внеурочная деятельность 2-3 классы  "Моя первая клумба" Социальное направление...

Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учеб...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...