Интеллект. Интерес. Исследование. Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 классов
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Левина Оксана Евгеньевна

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учебного материала, ростом эмоционального неблагополучия ученика, с другой.  Федеральный государственный стандарт основного общего образования ориентирован на снятие данного противоречия, ставя перед педагогами задачу формирования у обучающихся универсальных способов деятельности.  Овладение ими сделает дальнейшую социализацию ученика успешной, позволит ему обучаться на уровне, удовлетворяющем современное информационное общество.

Мы считаем, что выделение задачи интеллектуального развития как приоритетной обосновано необходимостью психолого-педагогической поддержки ученика в процессе обучения, своевременной коррекции трудностей, снижающих эффекты социализации, а также помощи в личностном развитии обучающихся. Именно это обусловливает актуальность предлагаемой программы.

Вслед за авторами концепции «Школа-2100» мы выделяем следующие познавательные универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся 5-6 классов в результате освоения образовательной программы (курсивом выделен повышенный уровень):

  1. находить достаточную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
  2. владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
  3. самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения;
  4. анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
  5. классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
  6. сравнивать объекты по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
  7. устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне;
  8. устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;
  9. представлять информацию в разных формах.

Ученики 5 класса, как свидетельствует практика, не всегда готовы к обучению в основной школе в силу разных причин, в том числе и из-за недостаточной сформированности необходимых УУД начального образования.

Поэтому цель данной программы заключается в создании условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, что будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

  1. организовать учебное взаимодействие в игровой         форме на основе доверия;
  2. обеспечить преемственность в развитии познавательных универсальных учебных действий между начальной и основной ступенями образования;
  3. формировать универсальные учебные действия  в ходе групповых занятий;
  4. обеспечить оперативную диагностику и коррекцию уровня овладения универсальными учебными действиями.

В ходе реализации данной программы предполагается проведение групповых занятий в форме психологического тренинга с использованием активных методов обучения:

  • игра,
  • дискуссия, полемика, дебаты,
  • модерация,
  • проектная деятельность,
  • исследовательская деятельность,
  • презентация результатов исследования;
  • психологический тренинг,
  • работа с текстом,
  • самостоятельная творческая работа и др.

    Структура программы предполагает распределение учебного времени на три тематических блока:

    1. Диагностический. Цель – выявление актуального уровня развития познавательных универсальных учебных действий  у учащихся, завершивших освоение программы начального общего образования.
    2.  Формирующий. Цель – формирование познавательных универсальных учебных действий на достаточном и повышенном уровне.
    3. Заключительный. Цель – закрепление позитивных изменений, заключительная диагностика, определение перспектив личностного развития учащихся.

    Программа ориентирована на учащихся 5 классов, которые окончат начальную школу в 2012/2013 учебном году по базисному учебному плану 2004 года и не будут иметь сформированных УУД начального образования. Это поможет им осуществить переход на обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного образования и базисному учебному плану 2008 года.

    В дальнейшем программа может быть использована для организации коррекционно-развивающих занятий с учениками 5 классов, испытывающими учебные затруднения.

    Программа рассчитана на 35 часов учебного времени, периодичность занятий – 1 занятие в неделю в течение учебного года.

    Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levina.docx975.12 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей №17»

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Интеллект. Интерес. Исследование.

Рабочая программа внеурочной деятельности

для 5 классов

Составитель:

Левина Оксана Евгеньевна,

учитель обществознания

МБОУ «Лицей №17»

Контактный телефон: 8(923)617-08-47

        Березовский

2013

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………...

3

Учебно-тематический план…………………………………………….

11

Содержание программы………………………………………………..

18

Список литературы……………………………………………………..

22

Приложение…………………………………………………………….

24


Пояснительная записка

В современной образовательной практике, на наш взгляд, выявляется противоречие между возросшими требованиями к уровню подготовки выпускника, с одной стороны, и нарастающими трудностями в усвоении учебного материала, ростом эмоционального неблагополучия ученика, с другой.  Федеральный государственный стандарт основного общего образования ориентирован на снятие данного противоречия, ставя перед педагогами задачу формирования у обучающихся универсальных способов деятельности.  Овладение ими сделает дальнейшую социализацию ученика успешной, позволит ему обучаться на уровне, удовлетворяющем современное информационное общество.

Основная образовательная программа МБОУ «Лицей №17» определяет задачу формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) для каждого предмета, входящего в учебный план, а также для программ внеурочной деятельности.

Фундаментальное ядро основного общего образования определяет универсальные учебные действия в широком значении как умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Мы считаем, что выделение задачи интеллектуального развития как приоритетной обосновано необходимостью психолого-педагогической поддержки ученика в процессе обучения, своевременной коррекции трудностей, снижающих эффекты социализации, а также помощи в личностном развитии обучающихся. Именно это обусловливает актуальность предлагаемой программы.

Вслед за авторами концепции «Школа-2100» мы выделяем следующие познавательные универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у учащихся 5-6 классов в результате освоения образовательной программы (курсивом выделен повышенный уровень):

  1. находить достаточную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;
  2. владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию;
  3. самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения;
  4. анализировать и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;
  5. классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
  6. сравнивать объекты по заданным или самостоятельно выбранным основаниям;
  7. устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне;
  8. устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач;
  9. представлять информацию в разных формах.

Ученики 5 класса, как свидетельствует практика, не всегда готовы к обучению в основной школе в силу разных причин, в том числе и из-за недостаточной сформированности необходимых УУД начального образования.

Поэтому цель данной программы заключается в создании условий для формирования познавательных универсальных учебных действий, что будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

  1. организовать учебное взаимодействие в игровой         форме на основе доверия;
  2. обеспечить преемственность в развитии познавательных универсальных учебных действий между начальной и основной ступенями образования;
  3. формировать универсальные учебные действия  в ходе групповых занятий;
  4. обеспечить оперативную диагностику и коррекцию уровня овладения универсальными учебными действиями.

В ходе реализации данной программы предполагается проведение групповых занятий в форме психологического тренинга с использованием активных методов обучения:

  • игра,
  • дискуссия, полемика, дебаты,
  • модерация,
  • проектная деятельность,
  • исследовательская деятельность,
  • презентация результатов исследования;
  • психологический тренинг,
  • работа с текстом,
  • самостоятельная творческая работа и др.

Программа реализуется на принципах, определенных Основной образовательной программой МБОУ «Лицей №17»:

  • принцип диалогического общения со значимым другим, предполагающий равноправное субъектное взаимодействие педагога и обучающихся в педагогическом процессе;
  • принцип идентификации как обеспечение условия развития ценностно-смысловой сферы личности подростка;
  • принцип совместного решения значимых личностных и общественных проблем как выражение психолого-педагогической поддержки в процессе личностного роста;
  • принцип системно-деятельностной организации воспитания как интеграции важнейших компонентов воспитательно-образовательной практики;
  • аксиологический принцип как основа формирования системы ценностей подростка.

В содержании программы интегрированы знания из различных областей: русский язык, математика, природоведение, история.

Структура программы предполагает распределение учебного времени на три тематических блока:

  1. Диагностический. Цель – выявление актуального уровня развития познавательных универсальных учебных действий  у учащихся, завершивших освоение программы начального общего образования.
  2.  Формирующий. Цель – формирование познавательных универсальных учебных действий на достаточном и повышенном уровне.
  3. Заключительный. Цель – закрепление позитивных изменений, заключительная диагностика, определение перспектив личностного развития учащихся.

Программа ориентирована на учащихся 5 классов, которые окончат начальную школу в 2012/2013 учебном году по базисному учебному плану 2004 года и не будут иметь сформированных УУД начального образования. Это поможет им осуществить переход на обучение по Федеральному государственному образовательному стандарту основного образования и базисному учебному плану 2008 года.

В дальнейшем программа может быть использована для организации коррекционно-развивающих занятий с учениками 5 классов, испытывающими учебные затруднения.

Программа рассчитана на 35 часов учебного времени, периодичность занятий – 1 занятие в неделю в течение учебного года.

Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Планируемые результаты освоения программы

Исходя из целей данной программы, мы планируем достижение следующих метапредметных результатов:

  1. познавательные УУД: владение навыками работы с информацией, основными операциями познавательной деятельности (достижение определяется содержанием программы);
  2. регулятивные УУД: владение навыками самоорганизации, способность к целеполаганию, выбору стратегии, планированию путей, достижению результатов, самооценке;
  3. коммуникативные УУД: умение излагать свою позицию, использовать основные методы дискуссии и полемики, понимать позицию собеседника, работать в команде, преодолевать конфликты (формирование регулятивных и коммуникативных УУД осуществляется в ходе тренинга, т.е. определяется формой организации занятий);

Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: способности к аргументированной оценке поступков, осознание своих сильных сторон и слабостей, уважительно-доброжелательное отношение к партнерам,  способность осуществлять осознанный и ответственный выбор. Этих результатов можно достичь за счет синергетического эффекта командного взаимодействия.

Уровни результатов освоения программы

Программа может быть освоена на четырех уровнях, характеристика которых представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Достижение планируемых результатов освоения программы

Уровень

Получение представлений

Воспроизведение операций

Формирование навыков и умений

Получение опыта самостоятельного действия

Характеристика уровня

Ученик знаком с программным материалом

Ученик может выполнять учебное действие по алгоритму

Ученик может выполнять действия, алгоритм которых изучен, но содержание и условия выполнения новые

Ученик способен проявлять продуктивную активность, применяя изученную информацию для решения жизненных задач

Виды деятельности

Беседа, упражнение, игра-соревнование на скорость и качество выполнения

Ролевая игра, викторина, олимпиада, выполнение самостоятельного задания по подбору примеров, действие по аналогии

Проект, исследование, презентация результатов самостоятельной работы, ролевая игра со сложным сценарием, дискуссия, дебаты

Формы учета результатов освоения программы

В процессе оценки достижения результатов планируется использование следующих диагностических материалов:

  • тесты интеллекта;
  • результаты самоанализа и самооценки;
  • результаты педагогического наблюдения;
  • результаты учебной деятельности (динамика текущей успеваемости по предметам);
  • результаты интервью учителей-предметников;
  • анализ документов;
  • творческие продукты учеников: проекты, исследовательские и творческие работы.

Критерии, показатели и диагностический инструментарий измерения результатов освоения программы охарактеризованы  в Таблице 2.

Таблица 2

Критерии и показатели

измерения результатов освоения программы

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность основ формально-логического мышления (познавательные УУД)

Владеет навыками анализа и синтеза

Методика ГИТ (групповой интеллектуальный тест)

Тест Векслера

Методика самооценки функциональной грамотности «Профиль умений»

Оценка функциональной грамотности с помощью ситуационных задач

Владеет навыками обобщения

Тест Амтхауэра

Способен к выделению существенных признаков объекта

Тест «Существенные признаки»

Способен к осуществлению умозаключения

Результаты логических игр, Лингвистический субтест для подростков

Способен к аналогии

Числовой субтест теста Айзенка

Сформированность навыков самоорганизации (регулятивные, личностные  УУД)

Способен планировать собственную деятельность

Анкета «Режим дня»

Методика выявления актуальных функциональных умений

Способен действовать по инструкции

Тест ГИТ

Тест интеллектуальной лабильности

Способен относиться к собственной жизни как результату собственного выбора

Тест «Уровень субъективного контроля»

Сформированность адекватной самооценки (регулятивные УУД)

Способен конструктивно анализировать собственные поступки

Тест самооценки на основе ранговой корреляции

Способен к преодолению трудностей

Педагогическое наблюдение

Сформированность навыков конструктивного взаимодействия (коммуникативные УУД)

Способен конструктивно преодолевать конфликты

Тест Томаса, педагогическое наблюдение

Способен отстаивать собственную точку зрения, владеет навыками ведения дискуссии и полемики

Результаты деловой игры

Оценка общекультурной компетентности в форме дебатов

Сформированность навыков проектной и исследовательской деятельности (познавательные УУД)

Владеет проектными и исследовательскими умениями на уровне, соответствующем возрасту. Осуществляет проектную и исследовательскую деятельность под контролем педагога

Результаты проектной и исследовательской деятельности

Сформированность навыков презентации результатов собственной интеллектуальной деятельности (коммуникативные УУД)

Умеет презентовать результаты исследования

Результаты презентации


Учебно-тематический план

Тема, содержание занятия

Количество часов

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

Диагностический этап

1.

«Я и мы»

Виды работы: вводная беседа, упражнение «Ассоциации», телесно ориентированные разминки, упражнения на групповое взаимодействие, обсуждение и принятие коллективного решения.

1

Выражают ожидания от совместной работы. Определяют свои личностные особенности через построение ассоциативных рядов. Достигают состояния эмоционального комфорта. Вырабатывают правила безопасного общения. Выстраивают стратегию совместного достижения цели. Осознают свои чувства.

  • личностные (развитие рефлексии)
  • коммуникативные (достижение согласия, умение договариваться)
  • регулятивные (умение ставить цель и искать пути ее достижения)

2.

«Мыслю – следовательно, существую»

Виды работы: вводная беседа, тест, обсуждение результатов работы, осознание своих чувств, телесно ориентированные разминки, упражнения на развитие командного взаимодействия

2

Выполняют задания на выявление логических умений.

Осознают свои чувства, учатся говорить о сильных и слабых сторонах своей деятельности. Получают поддержку от группы. Учатся оказывать поддержку партнеру. Вырабатывают стратегию совместных действий.

  • познавательные (осуществление логических операций)
  • личностные (осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умение чувствовать состояние партнера)
  • регулятивные (целеполагание и целедостижение)
  • коммуникативные (умение работать в команде)

Формирующий этап

3.

«Клуб имени Штирлица»

Виды работы: вводная беседа, тест на выявление особенностей восприятия, обсуждение полученных результатов, упражнения на развитие способности целостного восприятия объекта, на внимательность, на способность определить состояние человека по невербальным проявлениям. Упражнения на групповую сплоченность, на невербальную коммуникацию.

Игры на определение размера, объема и др. Групповая дискуссия.

Домашнее задание: подобрать игры на развитие восприятия для группы; определить эмоциональное состояние героев мультфильма

3

Узнают о механизмах восприятия, о каналах восприятия, о восприятии другого человека. Выполняют диагностические упражнения. Работают в малых группах. Осознают свои чувства. Учатся делать предположения и логически обосновывать их. Учатся концентрировать внимание на выполнении задачи. Учатся определять эмоциональное состояние партнера по общению. Учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения. Учатся выражать благодарность вербально и невербально.

  • познавательные (развитие механизмов восприятия);
  • коммуникативные  (развитие социальной компетентности):
  • регулятивные (развитие произвольности);
  • личностные (развитие рефлексии)

4.

«Сила ума»

Виды работы: вводная беседа, выполнение заданий, подготовленных для группы учениками, логические игры, выполнение заданий, диагностирующих и развивающих логические умения, индивидуальные и групповые викторины и конкурсы, разминки («Найди пару», «Исключи лишнее» и др. ). Игры на узнавание предмета по признаку, языковые игры на разгадывание синонимов и антонимов, выполнение заданий на обобщение понятий, построение кластеров.

Домашнее задание: составить картотеку понятий, изученных на разных предметах за неделю; подобрать три примера причинно-следственных отношений, изученных на уроках; подобрать три примера синонимичных и антонимичных отношений, изученных на уроках; составить кластер любых изученных понятий.

5

Узнают о признаках и принципах построения понятия. Учатся определять объем понятия. Выполняют задания на выделение существенных признаков понятия. Узнают о функциональных отношениях между понятиями. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Учатся самостоятельно подбирать примеры, характеризующие отношения между понятиями. Учатся оценивать свою работу по критериям оценки. Узнают о соотношении понятий. Учатся сравнивать понятия, используют полученные знания для разрешения игровых ситуаций. Узнают о правилах и критериях классификации. Самостоятельно классифицируют, учатся исключать понятия. Работают в группе и коллективно.

  • познавательные (умение работать с понятиями);
  • регулятивные (развитие произвольности, способности к самооценке);
  • коммуникативные (командное взаимодействие, аргументация).

5.

«Школа Шерлока Холмса»

Виды работы: вводная беседа, выполнение тестов, логические игры, телесно ориентированные разминки, обсуждение, оценка и самооценка результатов выполнения заданий.

Домашнее задание: подобрать по три примера из учебников, в которых используются разные виды умозаключений.  

5

Узнают о суждении, учатся различать суждения на основе фактов и на основе субъективных оценок, определять истинность и ложность суждения. Узнают об умозаключении, правилах простого силлогизма, видах умозаключений, индукции и дедукции. Выполняют задания на развитие умений строить суждение, делать умозаключение. Выполняют задания в группе. Учатся анализировать результаты своей работы и работы группы.

  • познавательные (умение работать с суждениями и умозаключениями);
  • регулятивные (развитие произвольности, способности к самооценке);
  • коммуникативные (аргументация).

6.

«Уроки Цицерона»

Виды работы: вводная беседа об искусстве спора, ролевая игра (дискуссия, дебаты, полемика), речевые разминки,  разминки на групповую поддержку, обсуждение результатов.

Домашнее задание: подготовить небольшое выступление по интересующему вопросу

2

Учатся умению вести спор, приводить доказательства. Выполняют упражнения на развитие речевых навыков. Выполняют задания индивидуально, в парах, в группах. Оценивают результаты работы.

  • познавательные (умение работать с умозаключениями);
  • регулятивные (развитие способности к самооценке);
  • коммуникативные (умение вести спор, доказывать свою точку зрения);
  • личностные (осознание ценности общения)

7.

«Путь познания»

Виды работы: вводная беседа,  упражнения на поиск информации в тексте, формирование  начальных умений работы с информацией, командная игра со сложным сюжетом («Найди клад» - успех зависит от способности получить информацию), телесно ориентированные разминки, обсуждение результатов работы, самооценка качества работы.

Домашнее задание: составить библиографию по интересующему вопросу.

2

Узнают о тексте и  рациональных приемах интеллектуальной работы с текстом. Получают начальные  библиографические умения: составление списка литературы и аннотации. Учатся работать с текстом в ходе командной игры. Оценивают результаты своей работы и работы группы.

  • познавательные (информационные умения);
  • регулятивные (способность ставить цель и строить групповую стратегию ее достижения, способность к самооценке);
  • коммуникативные (командное взаимодействие).

8.

«А вы умеете читать?»

Виды работы: вводная беседа, работа с текстами нравственной проблематики, разминки на групповую поддержку,  театрализация, обсуждение результатов работы.

Домашнее задание: прочитать какой-либо источник по интересующей теме и подготовить рассказ о том, что удалось узнать

3

Учатся разным видам продуктивного чтения. Участвуют в групповой дискуссии, обсуждая нравственную проблему текста. Самостоятельно инсценируют текст, осуществляя групповое взаимодействие. Осмысливают  нравственные проблемы, мотивирующие поступки героев. Подводят итоги групповой работы, оценивают результаты.

  • познавательные (продуктивное чтение);
  • регулятивные (способность ставить цель и строить групповую стратегию ее достижения, способность к самооценке);
  • коммуникативные (командное взаимодействие);
  • личностные (способность к нравственной оценке поступков персонажей).

9.

«А вы умеете писать?»

Виды работы: вводная беседа, выполнение различных упражнений на преобразование текста (план, конспект, реферат). Работа в группах. Обучение методам кластерного анализа. Групповая дискуссия по поводу концепта текста.

Домашнее задание: составить кластеры по интересующей теме

3

Учатся работать с информацией и перекодировать тексты: составлять простой и сложный план, тезисы, конспект, реферат. Выполняют упражнения в группах. Проводят кластерный анализ понятий. Презентуют результаты работы. Оценивают качество ее выполнения. Самостоятельно работают с литературой по интересующему вопросу и учатся представлять результаты своего исследования.

  • познавательные (переработка текста);
  • коммуникативные (умение презентовать результаты своей работы).

10.

«Свой мир мы строим сами»

Виды работы: вводная беседа, ознакомление с технологией проектной деятельности, групповая работа над проектом, разминки.

Домашнее задание: подготовить проект по интересующей теме

5

Учатся работать  в группе над учебным проектом, презентовать результаты проектной деятельности

  • познавательные (проектная деятельность);
  • регулятивные (способность ставить цель и строить групповую стратегию ее достижения, способность к самооценке);
  • коммуникативные (командное взаимодействие, презентация результатов работы);
  • личностные (воспитание взаимоуважения).

Заключительный этап

11.

«Главные уроки»

Цель: диагностика достигнутого уровня развития, определение перспектив развития личности школьника

2

Упражнения на самопознание, самооценка собственных успехов. Карта жизни. Формирование индивидуального образовательного маршрута. Выполнение интеллектуальных тестов

  • познавательные (формально-логические умения);
  • коммуникативные (командное взаимодействие);
  • личностные (воспитание взаимоуважения).

12.

«Вместе весело шагать»

Цель: завершение группового взаимодействия. Закрепление позитивного опыта внутригрупповой коммуникации

2

Напутствие друзьям. Обратная связь от группы.

  • коммуникативные (командное взаимодействие);
  • личностные (воспитание взаимоуважения).

Содержание программы

Диагностический этап

Тема 1. «Я и мы» (1 час)

Выявление мотивов участников группы. Диагностика внутригрупповых отношений. Формирование мотивации совместной деятельности, открытого тренингового стиля общения. Выработка и принятие правил группового общения. Сплочение группы.

Тема 2. «Мыслю – следовательно, существую» (2 часа)

Операции формальной логики. Диагностика уровня сформированности  формально-логических умений. Осознание того, что способность к интеллектуальной деятельности является существенным признаком  человеческого сознания. Воспитание уважения к результатам преобразующей деятельности человека.

Развитие внутригрупповых отношений. Развитие рефлексии, лежащей в основе самооценочной деятельности.

Формирующий этап

Тема 3. «Клуб имени Штирлица» (3 часа)

Диагностика и развитие процессов восприятия. Знакомство с видами восприятия, иллюзиями восприятия. Тренировка наблюдательности. Развитие навыков социальной перцепции. Развитие навыков невербальной коммуникации. Развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять групповому давлению.

Развитие групповой сплоченности, умения оказывать поддержку партнерам.

Текущий контроль: самостоятельный подбор игровых заданий для группы

Тема 4. «Сила ума» (5 часов)

Диагностика и развитие умений работать с понятиями (определять объем, выделять общее и частное, существенные признаки, устанавливать функциональные отношения между понятиями, классифицировать, обобщать, исключать лишнее, строить кластер)

Формирование навыков оценивания результатов своей деятельности.

Развитие умения работать в команде.

Текущий контроль: самостоятельная работа с понятиями.

Тема 5. «Школа Шерлока Холмса» (5 часов)

Диагностика и развитие способности строить суждение. Знакомство с видами и свойствами суждений (простые и сложные, атрибутивные, суждения существования, суждения с отношениями). Умение отличать истинные суждения от ложных, суждения на основании фактов и мнений.

Диагностика и развитие способности к умозаключению. Знакомство с видами умозаключений (дедуктивные, индуктивные, по аналогии). Формирование алгоритмов построения выводов. Знакомство с доказательством. Умение различать корректные и некорректные доказательства. Использование доказательств в споре.

Развитие умения работать в команде.

Текущий контроль: самостоятельный анализ учебного материала, поиск суждений и умозаключений разных видов, осмысление законов их использования в познавательной деятельности человека.

Тема 6. «Уроки Цицерона» (2 часа)

Развитие речи. Формирование навыков ведения дискуссии, аргументировано отстаивать свою точку зрения, вести дискуссию, полемику, дебаты.

Развитие навыков группового взаимодействия,  умения противостоять групповому давлению, конструктивного поведения в конфликте.

Текущий контроль: самостоятельная подготовка выступления по актуальной теме.

Тема 7. «Пути познания» (2 часа)

Формирование умений извлекать информацию. Получение знаний о документе, алгоритмах информационного поиска. Формирование начальных библиографических умений: составление библиографического списка, аннотации.

Развитие умения работать в команде.

Текущий контроль: самостоятельное составление списка литературы по интересующей теме.

Тема 8. «А вы умеете читать?» (3 часа)

Формирование навыков продуктивного чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, рефлексивного), умения работать с фактуальной, подтекстовой и концептуальной информацией.

Осмысление нравственной проблематики текста.

Развитие творческих умений, умения работать в команде.

Текущий контроль: изучающее чтение самостоятельно выбранных источников по интересующей теме.

Тема 9. «А вы умеете писать?» (3 часа)

Формирование умения перерабатывать информацию, преобразовывать ее из одного вида в другой. Знакомство с методом составления фреймовых опор, кластеров. Составление  простого и сложного плана, конспекта, тезисного плана, реферата. Составление таблиц, схем, опорных конспектов на основании текста.

Развитие творческих умений, умения работать в команде.

Текущий контроль:  переработка самостоятельно выбранного текста по интересующей теме.

Тема 10. «Свой мир мы строим сами» (5 часов)

Освоение технологии учебного проекта. Формирование навыков проектной деятельности. Развитие способности к целеполаганию и целедостижению. Групповая работа над проектом.

Развитие умения работать в команде.

Итоговый контроль: групповой (по выбору – индивидуальный) проект.

Заключительный этап

Тема 11. «Главные уроки» (2 часа)

Диагностика и осознание достигнутого уровня развития познавательных и коммуникативных действий. Знакомство со способами проектирования личностного развития. Определение личностных целей на ближайшую и отдаленную перспективу.

Осознание ценности человеческого общения.

Тема 12. «Вместе весело шагать» (2 часа)

Завершение группового взаимодействия. Закрепление позитивного опыта групповой коммуникации.

Воспитание благодарности к участникам совместной работы.

Список литературы

  1. Батаршев, А.В., Алексеева, И.Ю., Майорова, Е.В. Диагностика профессионально важных качеств [Текст] / А.В. Батаршев, И.Ю. Алексеева, Е.В.Майорова. – СПб.: Питер, 2007. – 192с.
  2. Бершадский, М.Е. Понимание как педагогическая категория [Текст] / М.Е. Бершадский. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 176 с. – (Серия «Библиотека образовательных технологий»).
  3. Гендина, Н. И., Колкова, Н. И., Стародубова, Г. А., Уленко, Ю. В. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины [Текст] / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. 2006.  –  512 с.
  4. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков [Текст] / А.Г. Грецов. – СПБ.: Питер, 2009. – 160с.
  5. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] : Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. (Стандарты второго поколения).
  6. Гусев, Д.А. Логика [Электронный ресурс] : учебный курс. – http://www.e-college.ru/xbooks/xbook005/book/index/index.html?go=part-007*page.htm 
  7. Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность [Текст] : Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 222с. – (Работаем по новым стандартам).
  8.  Криволапова, Н.А. Внеурочная деятельность [Текст] : Программа  развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47с. – (Работаем по новым стандартам).
  9. Кунигель, Т.В. тренинг «Активизация внутренних ресурсов подростка» [Текст] / Т.В. Кунигель. – СПб.: Изд-во «Речь», 2006. – 101с.
  10. Михайлова, С.Ю., Нефедова, Р.М. Учимся писать конспекты, рефераты, изложения [Текст] : Пособие с тестами и ключами /С.Ю. Михайлова, Р.М. Нефедова. – М.: ЮНВЕС, 2008. – 256 с.
  11. Образовательные технологии [Электронный ресурс] : Сборник материалов в помощь педагогам. – М.: Баласс, 2008 - http://www.school2100.ru/upload/download/sborniki/sb_obr_teh_2008.pdf . - (Образовательная система «Школа – 2100»).
  12. Основы формальной логики [Электронный ресурс]  – http://vsempomogu.ru/urist/logika/692-8.html 
  13. Планета загадок: Рабочая программа внеурочной деятельности – Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Текст]: учебно-методическое пособие : в 3 ч./ авторы-сост.: В.Г. Черемисина, Е.А. Пахомова, О.Б. Лысых и др. ; под общей ред Н.Э Касаткиной, Е.Л. Рудневой. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. – с. 40-115.
  14. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования [Текст] /Г.Н. Сартан. – СПб.: Изд-во «Речь», 2007. – 187с.
  15. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 240 с., ил.
  16. Фреймовые опоры [Текст] : Методическое пособие / Р.В. Гурина, Е.Е. Соколова, О.А. Литвинко, А.М. Тарасевич. – М.: НИИ школьных технологий, 2007. – 96с.
  17. http://www.psiholocator.com/iq/index2.php
  18. http://bitnet.ru/psycho/
  19. http://www.iqtest.net.ru/
  20. http://www.mytests.ru/view/12_1496_0_0.html
  21. http://psyberia.ru/work/diagnost 

Приложение

Дидактические материалы к занятиям по программе  

Восприятие величины предметов

Оптические иллюзии

Иллюзии движения


Линии на самом деле параллельные


Неоднозначное восприятие


Восприятие эмоций


Диагностика восприятия

327

425

722

ноги

рука

калина

слон

мел

бак

доска

калитка

621

нос

стол

437

497

629

752

Инструкция: Посмотрите на этот лист, на котором расположены слова, числа, картинки. На своем листе бумаги запишите то, что смогли запомнить. Постарайтесь быть максимально точными.

Оценка результата: нормальное восприятие 7±2.


Тренировка восприятия

Задания для тренировки восприятия:

  1. Сколько раз встречаются белые квадраты?
  2. Сколько раз встречаются черные квадраты?
  3. Сколько раз встречаются белые круги?
  4. Сколько раз встречаются черные круги?
  5. Сколько раз встречаются белые прямоугольники?
  6. Сколько раз встречаются черные прямоугольники?
  7. Сколько раз встречаются белые треугольники?
  8. Сколько раз встречаются черные треугольники?

 

Диагностика сформированности

и развитие мыслительных процессов

Логические способности

Тест состоит из 30 пунктов. Каждый пункт имеет вид:

 Условие  –

a. первое следствие

b. второе следствие

c. третье следствие

«Условие» - это условие задачи, некоторые обстоятельства, которые считаются ранее каким-то образом доказанными и всегда истинными.
«Следствие»  - это логическое следствие из условия. Из трех следствий одно и только одно правильно. Ваша задача - проверить свою способность отделять правильные логические следствия от неправильных.

Тест не требует специальных математических знаний. Все слова в тесте надо толковать так, как это делается в обычном повседневном русском языке, но не так, как в математике или иной специальной области. Все слова в тесте надо толковать буквально, никаких метафор или намеков в тесте не предусмотрено.

В тесте вы можете обнаружить незнакомые слова, такие, как "куздра". Эти слова предназначены для того, чтобы оценить вашу способность к логическому мышлению, отделив ее от других ваших знаний об окружающем мире. Считайте, что эти слова могут означать все, что угодно, но так, чтобы фраза в условии была правдивой по смыслу. Например, если написано, что "куздра бежит", это означает, что куздра действительно умеет бегать и, по-видимому, имеет ноги или лапки, это может быть к примеру человек, животное или шагающий механизм:)

Иногда в тесте встречаются противоположные по смыслу слова и выражения, например "умеют" и "не умеют", "большой" и "маленький" и т.п. Во всех таких случаях предполагается, что промежуточные варианты ("умеет, но плохо", "средний") не рассматриваются.

  1. Начало формы

1. Шмурдик боится как мышей, так и тараканов.
a. шмурдик не боится тараканов;

b. шмурдик боится мышей;

c. шмурдик боится мышей больше, чем тараканов, но и тараканов боится тоже.
2. Известно, что грымзик обязательно или полосат, или рогат, или то и другое вместе.

a. грымзик не может быть безрогим;

b. грымзик не может быть однотонным и безрогим одновременно;

c. грымзик не может быть полосатым и безрогим одновременно.
3. Если запырку отравить, то она сразу начнет пускать пузыри.

a. если запырка пускает пузыри, то она была отравлена;
b. если запырку не отравить, то она не будет пускать пузыри;

c. если запырка не пускает пузыри, то она не отравлена.

4. Все охлотушки умеют играть в шашки

a. не бывает охлотушек, которые не умеют играть в шашки;

b. все, кто умеет играть в шашки, являются охлотушками;

c. не бывает охлотушек, которые умеют играть в шашки.

5.Дубараторы бывают либо хорошими, либо плохими. Неправда, что этот дубаратор не плохой.

a. этот дубаратор хороший;

b. этот дубаратор средненький;

c. этот дубаратор плохой.

6.В природе обнаружено более десятка тиалей. Все обнаруженные тиали сплошь красного цвета.

a. по крайней мере некоторые из тиалей красного цвета;

b. по крайней мере некоторые из тиалей зеленые;

c. некоторые тиали (из тех, что уже обнаружены) могут оказаться не красными.

7. Существуют шакалы с больной мухропендией.

a. не всякий шакал может похвастаться здоровой мухропендией;
b. не всякий шакал может похвастаться больной мухропендией;
c. существуют шакалы со здоровой мухропендией.
8. Неправда, что наша тумельница большая и круглая.
a. наша тумельница маленькая и некруглая;

b. наша тумельница маленькая, или некруглая, или то и другое вместе;

c. наша тумельница маленькая, или некруглая, но не то и другое вместе.
9. Джон всегда либо урдит, либо мурлит.

a. Джон иногда урдит;

b. Джон иногда урдит, а иногда мурлит;

c. Джон никогда не занимается одновременно и урдением, и мурлением.

10.Журналисты наврали, что бздыш болотный безграмотен и нахален.

a. на самом деле бздыш болотный образован и тактичен;

b. на самом деле бздыш болотный безграмотен, но не нахален;

c. те журналисты солгали.

11.Если тряхнуть бурдылькой, то начнется стрельба. Бурдылькой тряхнули.
a. стрельба уже началась;

b. стрельба начнется когда-нибудь;

c. стрельба начнется когда-нибудь или уже началась.
12. Если тряхнуть перпелькой, то немедленно начнется стрельба. За последний час стрельбы не было.

a. в течение последнего часа перпелькой не трясли;

b. в течении последнего часа перпелькой трясли;

c. а нечего было трясти чем попало.

13.Огромный бутряк напугал деревенского старосту.

a. старосте приснился ночной кошмар;

b. староста попробовал некачественной выпивки;

c. староста был напуган.

14. Если почесать угубку за ухом, он начнет довольно шипеть. Если угубок довольно зашипит, то молоко поблизости скиснет.
a. если не чесать угубка за ухом, то молоко поблизости не скиснет;

b. если почесать угубка за ухом, молоко поблизости скиснет;

c. молоко вдалеке никогда не скисает от чесания угубков.

15. Всех, кто громко обуривает, обязательно съедают. Все ухмырки постоянно громко обуривают.

a. все, кто громко обуривает,- ухмырки;

b. всех ухмырков обязательно съедают;

c. некоторых ухмырков не съедают.

16. В реках близ Тимуграда обитает и вобла, и щука.

a. в реках близ Тимуграда не бывает воблы;

b. в реках близ Тимуграда обитает щука;

c. в реках близ Тимуграда обитает только вобла и щука.

17. Все пуфелки радуют умом или красотой, а иногда даже и тем, и другим.
a. пуфелка не может быть глупой;

b. не бывает глупых некрасивых пуфелок;

c. не бывает умных красивых пуфелок.

18. Когда вы спите, вы всегда мухряете.

a. если вы мухряете, значит, вы спите;

b. если вы не спите, вы не мухряете.

c. если вы не мухряете, значит, вы не спите.

19. Все болельщики любят ыгу.

a. не бывает болельщиков, которые не любят ыгу;

b. все, кто любит ыгу, болеет за кого-нибудь;

c. не бывает болельщиков, которые любят ыгу.

20. Есть только два вида здунцов: красные и синие. Что касается этого конкретного здунца, то он оказался вовсе не синим.
a. этот здунец синий;

b. этот здуней синекрасный;

c. этот здунец красный.

21. Найдено множество останков быдлозавров. Но все они очень плохо сохранились.
a. некоторые останки быдлозавров очень плохо сохранились;
b. по крайней мере некоторые останки быдлозавров в отличном состоянии;
c. некоторые найденные останки быдлозавров сохранились хорошо.
22. Некоторые лапухондрии не стабильны.

a. не всякая лапухондрия не стабильна;

b. существуют стабильные лапухондрии;

c. не всякая лапухондрия стабильна.

23. Говорили, что дукни и острые, и твердые. Оказывается, это вовсе не так.
a. на самом деле дукни тупые и мягкие;

b. на самом деле дукни тупые или мягкие или то и другое сразу;

c. на самом деле дукни тупые или мягкие, но не то и другое сразу.
24. Кафля всегда либо бегает, либо дышит.
a. Кафля дышит на бегу;

b. Кафля не дышит стоя;

c. Кафля не дышит на бегу.

25. Информация о том, что завтрашнее совещание будет посвящено альным утятам, оказалась ложной.

a. информация оказалась ложной;

b. совещание будет посвящено не утятам;

с. совещание будет посвящено утятам, но вовсе не альным.

26. Если облить уузку водой, она испортится сразу же. Эта уузка не испорчена. Сейчас я оболью ее водой.

a. не надо обижать уузку;

b. уузка испортится;

c. уузка не испортится.

27. Если облить уузку водой, она испортится сразу же. Эта уузка не была испорчена.
a. уузку не обливали;

b. уузку обливали;

c. да отстаньте вы от уузки.

28. Вася бросил проходить этот тест, ответив только на 28 вопросов.
a. Вася устал, проходя тест;

b. Вася заколебался, проходя тест;

c. Вася не закончил тест.

29. Если покормить бушку, она успокоится. Спокойную бушку можно доить.
a. если бушку не кормить, ее нельзя будет доить;

b. бушку можно доить, но не кормить, она сама чего-нибудь найдет и съест;

c. после кормления бушку можно доить.

30. Если обрадовать бушку, она даст молока. Бушка обрадуется, если дернуть ее за хвост.

a. если дернуть бушку за хвост, она даст молока;

b. никто не обрадуется, если дернуть его за хвост;

c. если не дернуть бушку за хвост, она не даст молока.

Ваши результаты:

26-30 очков:
У вас отлично развито логическое мышление. Если вы и делаете ошибки в рассуждениях, то в основном по случайности или от усталости, но не из-за неумения. Тем не менее, помните, что все хорошее всегда можно улучшить - если, конечно, оно вам надо.
20-25 очков:
У вас хорошо развито логическое мышление. Однако вы можете делать ошибки в нестандартных или запутанных случаях. Получив какой-нибудь вывод в результате рассуждения, не торопитесь принимать его за истину. Возьмите за правило перепроверять свои выводы, искать в них ошибки и просто слабые места. Не удивляйтесь, не возмущайтесь, если вас поправляют: возможно, за дело.
14-19 очков:
Вариант 1.
У вас не хватило терпения пройти весь тест, вы сделали его только отчасти, а оставшиеся пункты выбрали наугад.
Вариант 2.
Ваше логическое мышление неразвито. Если вы попытаетесь публично рассуждать, то, вполне возможно, вас будут высмеивать. Вам придется обратиться к другим сильным сторонам вашей личности, если вы хотите кого-то в чем-то убедить или что-то узнать. Однако, может быть, вы не совсем безнадежны, если попробуете подучиться.
6-13 очков:
Вариант 1.
Вы проходили тест, тыкая в пункты наугад.
Вариант 2.
У вас логическое мышление отсутствует вообще. Тот результат, который получили вы, можно получить простым тыканием наугад. Не стоит пытаться "рассуждать логически", особенно прилюдно. Вас могут принять за сумасшедшего.
3-5 очков:
Вы не захотели проходить тест.
1-2 очка:
У вас отлично развито логическое мышление. Если вы и делаете ошибки в рассуждениях, то в основном по случайности или от усталости, но не из-за неумения. Тем не менее, помните, что все хорошее всегда можно улучшить - если, конечно, оно вам надо. В данном случае вы решили повыпендриваться и отвечать на вопросы намеренно неправильно.

http://www.puzzlle.ru/logtest.php 

Способность выделять существенные признаки

Инструкция:  Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово и пять слов, заключенных в скобки. Необходимо из этих слов подчеркнуть два,  которые являются наиболее связанными со словом перед скобками.

Например, «сад» может существовать без забора, садовника и собаки, но без деревьев и земли не может. Значит, надо подчеркнуть слова «деревья» и «забор».

Продолжительность работы – три минуты по секундомер

  1. Сад (деревья, садовник, собака, забор,  земля)
  2. Мышь (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка)
  3. Река (берег, рыба, рыболов, тина,  вода)
  4. Лев (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза)
  5. Лицо (цвет, волосы, очки, нос, усы)
  6. Лес (звери, сосны, деревья, грибы, небо)
  7. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
  8. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)
  9. Бензин (автомобиль, запах, утечка, лейка, жидкость)
  10. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
  11. Канцелярия (машинистка, бумага, часы, стол, порядок)
  12. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  13. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать)
  14. Железо (холодность, гладкость, ржавчина, вес, твердость)
  15. Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово)
  16. Митинг (радио, люди, флаги, оркестр, голоса)
  17. Гражданин (отечество, ремесло, преимущество, собственность, право голоса)
  18. Газета (правда, приложения, бумага, телеграммы, редактор)
  19. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
  20. Сказка (колдун, вымысел, король, полезность, творчество)

Ключ к тесту

  1. деревья, земля
  2. спина, глаза
  3. берег, вода
  4. уши, глаза
  5. цвет, нос
  6. деревья, небо
  7. здание, улица
  8. крыша, стены
  9. запах, жидкость
  10. углы, сторона
  11. бумага, стол
  12. делимое, делитель
  13. диаметр, округлость
  14. вес, твердость
  15. глаза, слово
  16. люди, голоса
  17. отечество, право голоса
  18. бумага, редактор
  19. игроки, правила
  20. вымысел, творчество

Оценка результатов

Количество правильных ответов

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Оценка в баллах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Интеллектуальная лабильность

Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действия. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые зачитывает экспериментатор.

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.

Нормы выполнения

0-4 ошибки – высокая лабильность, хорошая обучаемость

5-9 – средняя лабильность

10-14 – низкая лабильность, трудности в переобучении

15 и более – трудности в деятельности

№ задания

квад

рата

Задание

Время выполнения

секунды

1.

1

Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года

3

2.

4

Напишите слово «пар» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике

3

3.

5

Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями

4

4.

6

Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3

3

5.

7

Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и квадрат имеют общую площадь

3

6.

8

Разделите второй круг на три, а четвертый – на две части

4

7.

10

Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву своего имени

3

8.

12

Поставьте в первом треугольнике плюс, третий зачеркните, а в шестом поставьте 0

4

9.

13

Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике

4

10.

15

Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные

4

11.

17

Продлите боковые стороны трапеции до соединения друг с другом и обозначьте точку пересечения последней буквой названия вашего города

4

12.

18

Если в слове «синоним» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1

3

13.

19

Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшей

3

14.

20

Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3

3

15.

21

Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними

2

16.

22

Разделите первую линию на три части, вторую – на две, а оба конца третьей соедините с точкой А

4

17.

23

Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а нижний конец второй – с верхним концом четвертой

3

18.

24

Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные

5

19.

25

Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией

4

20.

26

Под буквой А поставьте стрелку, направленную вверх, под буквой В – стрелку, направленную вниз, под буквой С - галочку

3

21.

27

Если слова «дом» и «дуб» начинаются на одну букву, поставьте между ромбами минус

3

22.

28

Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа – плюс, в середине проведите диагональ

3

23.

29

Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А

3

24.

30

Если в слове «подарок» третья буква не «и», напишите сумму чисел 3 и 5

3

25.

31

 Слове «салют» обведите кружком согласные буквы, а в слове «дождь» - зачеркните гласные

4

26.

32

Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника

3

27.

33

Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными числами и над нечетными

4

28.

34

Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните

3

29.

35

Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную вверх

5

30.

36

Напишите слово «мир» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая – в прямоугольнике

3

31.

37

Укажите стрелками направление горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх

5

32.

39

Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй

3

33.

40

Отделите вертикальными линиями нечетные числа от четных

5

34.

41

Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией – стрелку, направленную влево

2

35.

42

Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник

4

36.

43

Суму чисел 5 и 2 напишите в прямоугольнике, а их разность – в ромбе

4

37.

44

Зачеркните числа, делящиеся на три, и подчеркните остальные

5

38.

45

Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник

3

39.

46

Подчеркните буквы и обведите кружками четные числа

5

40.

47

Поставьте нечетные числа в квадратные скобки, а четные – в круглые

5


1

4

5

6

7

8

10

12

13

15

16

17

18

19

20

21

79542_8954

22

_____________

_____________

_____________

             .

            А

23

24

        5 9 4 1 6 2

25

26

АВС

27

28

29

VIIVVII

30

31

САЛЮТ

дождь

32

33

12345748

34

35

КПАИРО

36

37

39

40

5166347

41

42

МКО

43

44

46359

45

46

1А7

Б2С

47

  1. 4

        9



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...

рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа по математике для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия". В качестве учебного пособия предполагаетс использование книги Шарыгина "Наглядная геометрия"....

Рабочая программа внеурочной деятельности - 5 класс.

Кружковая работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по данному предмету. Её следует увязывать с текущим программным материалом, но эта связь не должна быть стро...