Главные вкладки
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.
Цель:
Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.
Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов
Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа к элективному курсу
«Чудеса и тайны древних цивилизаций»
5 класс.
Пояснительная записка.
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.
Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д.) Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывающие новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия.
Выбор данной темы не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема сохранение памятников истории, их реставрации, поддержания жизнедеятельности, то в этой связи актуально воспитание в детях чувства прекрасного, умения видеть духовную ценность шедевра для народа, страны будущих поколений. Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, как появлялись и исчезали древние города с их культурным наследием и как закрепилась и органично вошла в наш век эта гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.
Элективный курс позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал.
Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании.
Данная программа составлена на основе одноименной авторской программы Добродеевой Л.В..
Цель:
Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.
Задачи курса:
Способствовать
- расширению и углублению содержания истории в 5 классе;
- расширению кругозора;
- формированию умения самостоятельной работы с историческими источниками;
- развитию навыков понимания документальных научных фильмов;
- воспитанию нравственных качеств, позволяющих правильно решать вопросы, связанные с историей памятников культуры (компетентность, ответственность и др.)
Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов (один час в неделю, 4 часа резерв).
Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.
Работа выполняется индивидуально, в парах и группах.
Учебно – тематический план.
№ занятия | Название темы и содержание занятия | Количество часов | Примечания |
1. | Чудеса и тайны древних цивилизаций. Введение. Понятие цивилизация. Загадки истории. | 1 | |
2-3. | История одной пещеры. Открытие пещеры Альтамира | 2 | |
История Древнего востока | |||
4. | Как была разгадана тайна египетских иероглифов. | 1 | |
5. | Египетские пирамиды. | 1 | |
6. | Пирамида Хеопса. | 1 | |
7. | Второе рождение Абу-Симбела. | 1 | |
8. | Искусство древнего Египта. | 1 | Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
9. | Висячие сады Семирамиды. | 1 | |
10. | Легенда о Вавилонской башне. | 1 | |
11. | Таинственные камни. Экспедиция в Персиду. Гениальная догадка Г.Гротефенда. Текст на Бехистунской скале. Легенда о Кире Великом. Строительство дворцового комплекса. | 1 | |
12. | Творческое занятие. Письменность народов Востока. Расшифровка древнего письма. Учимся клинописи. Практическая работа детей по созданию «глиняных» табличек, силлабрия и написание с его помощью текста на табличке (работа в парах). | 1 | |
13. | Загадки Великой Китайской стены. | 1 | |
14. | Тадж-Махал. | 1 | |
Древняя Греция. | |||
15. | Злоключения Парфенона. | 1 | |
16. | Статуя Зевса в Олимпии. | 1 | |
17. | Храм Артемиды в Эфесе. | 1 | |
18. | Мавзолей в Галикарнасе. | 1 | |
19. | Колосс Родосский. | 1 | |
20. | Александрийский маяк. | 1 | |
21. | Искусство Древней Греции. | 1 | Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
22. | Викторина. | 1 | |
Древний Рим. | |||
23. | Карфаген и его жители. | 1 | |
24-25. | Семь чудес Древнего Рима | 2 | |
26. | Трагедия Помпеи. | 1 | |
27. | Искусство Древнего Рима | 1 | Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина |
28-29. | Атлантида в Андах. | 2 | |
30. | Заключительное занятие. | 1 | |
Всего: | 30 |
Содержание курса.
Вводная беседа (мотивационного характера)
Вопросы:
- Что такое элективный курс? Какие курсы посещали в начальной школе? Что запомнилось больше всего? Какую пользу принесло вам посещение элективных курсов?
- Чем объясняется ваш выбор? Как вы понимаете название курса? Что бы вы хотели узнать?
Ознакомление с целями и задачами курса.
Занятия
Планируемый результат:
К концу изучения курса предполагается формирование у учащихся представления об исторических источниках, понятия об историческом времени и умений пользоваться датами: соотносить год с веком; определять последовательность и длительность исторических событий во времени; пользоваться линией времени; вести счет лет до н.э.
Список литературы для учителя:
- Варшавский А. Жемчужное ожерелье. М.: «Детская литература» 1975г.
- Античная культура. Словарь – справочник. Под. Ред. Ярхо В.Н. М.: «Высшая школа», 1995г.
- Древние цивилизации. Под. Ред. Бонгард – Левина Г.М., М.: «Мысль», 1989г.
- Древний Восток. Пособие для учителя. М.: «Учпедгиз» 1955г.
- Культура древних цивилизаций. Учебник для вузов. Под ред. Елшиной Т.А. Кострома. КГТУ ТОО «Муш» 1977г.
- Керрам К. Боги, гробницы, ученые./ Пер. с нем. – изд. «КЭМ» Сп-б, 1994г.
- Черняк В.З. Семь чудес света и другие. М.: «Знание» 1983г.
Список литературы для ученика:
- Бутромеев В. Детский Плутарх. Энциклопедия для детей. Минск. «Полипринт» 1994г.
- Всемирная история. История первобытных времен. Уч. пособие для школ и гимназий. Омск, 1993г.
- Дмитриева Н.А. Искусство древнего мира. М.: «Детская литература» 1986г.
- Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира. – Ярославль: «Академия развития» 1998г.
- Любимов Л. «Искусство древнего мира». Книга для чтения. М.: «Просвещение», 1980 г.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса света. – М.: ООО «Фирма «Изд. АСТ»» 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся 5 или 6 классов....

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и в соответствии с требованиями ФГОС...

Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают ...

междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и мате...