Главные вкладки

    Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
    рабочая программа по истории (5 класс) по теме

    Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.

    Цель:

    Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.

    Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов 

    Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

    Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chudesa_i_tayny._rabochaya_programma.docx25.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа к элективному курсу

     «Чудеса и тайны древних цивилизаций»

    5 класс.


    Пояснительная записка.

    Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе.

    Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение учащимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приемов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д.) Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывающие новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия.

    Выбор данной темы не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема сохранение памятников истории, их реставрации, поддержания жизнедеятельности, то в этой связи актуально воспитание в детях чувства прекрасного, умения видеть духовную ценность шедевра для народа, страны будущих поколений. Изучив данный курс, учащиеся могут проследить, как появлялись и исчезали древние города с их  культурным наследием и как закрепилась и органично вошла в наш век эта гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.

    Элективный курс позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал.

    Как известно, одним из дидактических принципов является наглядность. Обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима, чтобы каждое знание опиралось на достаточно ясные, живые восприятия и образы. Представления сюжетов о давно прошедших исторических событиях лишь тогда становятся знаниями, когда они находят свое выражение не только в научных понятиях, но и в чувственно-образном познании.

    Данная программа составлена на основе одноименной авторской программы Добродеевой Л.В..

    Цель:

    Создать условия для формирования представлений детей о письменных и вещественных источниках древней истории человечества.

    Задачи курса:

    Способствовать

    • расширению и углублению содержания истории в 5 классе;
    • расширению кругозора;
    • формированию умения самостоятельной работы с историческими источниками;
    • развитию навыков понимания документальных научных фильмов;
    • воспитанию нравственных качеств, позволяющих правильно решать вопросы,     связанные с историей памятников культуры (компетентность, ответственность и др.)

    Программа рассчитана на один учебный год, всего 30 часов (один час в неделю, 4 часа резерв).

    Она включает в себя материал о различных видах искусства (живопись, скульптура, архитектура), письменности древних народов, а также методах исторического исследования источников, что немаловажно в историческом воспитании школьников. Также, в течение года программа предусматривает посещение тематических экскурсий в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

    Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические.

    Работа выполняется индивидуально, в парах и группах.

    Учебно – тематический план.

    № занятия

    Название темы и содержание занятия

    Количество часов

    Примечания

    1.

    Чудеса и тайны древних цивилизаций. Введение.

    Понятие цивилизация.

    Загадки истории.

    1

    2-3.

    История одной пещеры.

    Открытие пещеры Альтамира

    Открытие пещеры Ласко

    2

    История Древнего востока

    4.

    Как была разгадана тайна египетских иероглифов.

    1

    5.

    Египетские пирамиды.

    1

    6.

    Пирамида Хеопса.

    1

    7.

    Второе рождение Абу-Симбела.

    1

    8.

    Искусство древнего Египта.

    1

    Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    9.

    Висячие сады Семирамиды.

    1

    10.

    Легенда о Вавилонской башне.

    1

    11.

    Таинственные камни.

    Экспедиция в Персиду.

    Гениальная догадка Г.Гротефенда.

    Текст на Бехистунской скале.

    Легенда о Кире Великом.

    Строительство дворцового комплекса.

    1

    12.

    Творческое занятие.

    Письменность народов Востока.

    Расшифровка древнего письма.

    Учимся клинописи.

    Практическая работа детей по созданию «глиняных» табличек, силлабрия и написание с его помощью текста на табличке (работа в парах).

    1

    13.

    Загадки Великой Китайской стены.

    1

    14.

    Тадж-Махал.

    1

    Древняя Греция.

    15.

    Злоключения Парфенона.

    1

    16.

    Статуя Зевса в Олимпии.

    1

    17.

    Храм Артемиды в Эфесе.

    1

    18.

    Мавзолей в Галикарнасе.

    1

    19.

    Колосс Родосский.

    1

    20.

    Александрийский маяк.

    1

    21.

    Искусство Древней Греции.

    1

    Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    22.

    Викторина.

    1

    Древний Рим.

    23.

    Карфаген и его жители.

    1

    24-25.

    Семь чудес Древнего Рима

    2

    26.

    Трагедия Помпеи.

    1

    27.

    Искусство Древнего Рима

    1

    Экскурсия в ГМИИ им. А.С. Пушкина

    28-29.

    Атлантида в Андах.

    2

    30.

    Заключительное занятие.

    1

    Всего:

    30


    Содержание курса.

    Вводная беседа (мотивационного характера)

    Вопросы:

    1. Что такое элективный курс? Какие курсы посещали в начальной школе? Что запомнилось больше всего? Какую пользу принесло вам посещение элективных курсов?
    2. Чем объясняется ваш выбор? Как вы понимаете название курса? Что бы вы хотели узнать?

    Ознакомление с целями и задачами курса.

    Занятия


    Планируемый результат:

    К концу изучения курса предполагается формирование у учащихся представления об исторических источниках, понятия об историческом времени и умений пользоваться датами: соотносить год с веком; определять последовательность и длительность исторических событий во времени; пользоваться линией времени; вести счет лет до н.э.

    Список литературы для учителя:

    1. Варшавский А. Жемчужное ожерелье. М.: «Детская литература» 1975г.
    2. Античная культура. Словарь – справочник. Под. Ред. Ярхо В.Н. М.: «Высшая школа», 1995г.
    3. Древние цивилизации. Под. Ред. Бонгард – Левина Г.М., М.: «Мысль», 1989г.
    4. Древний Восток. Пособие для учителя. М.: «Учпедгиз» 1955г.
    5. Культура древних цивилизаций. Учебник для вузов. Под ред. Елшиной Т.А. Кострома. КГТУ ТОО «Муш» 1977г.
    6. Керрам К. Боги, гробницы, ученые./ Пер. с нем. – изд. «КЭМ» Сп-б, 1994г.
    7. Черняк В.З. Семь чудес света и другие. М.: «Знание» 1983г.

    Список литературы для ученика:

    1. Бутромеев В. Детский Плутарх. Энциклопедия для детей. Минск. «Полипринт» 1994г.
    2. Всемирная история. История первобытных времен. Уч. пособие для школ и гимназий. Омск, 1993г.
    3. Дмитриева Н.А. Искусство древнего мира. М.: «Детская литература» 1986г.
    4. Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира. – Ярославль: «Академия развития» 1998г.
    5. Любимов Л. «Искусство древнего мира». Книга для чтения. М.: «Просвещение», 1980 г.
    6. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Чудеса света. – М.: ООО «Фирма «Изд. АСТ»» 1999г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» для обучающихся 5 класса

    Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и дл...

    Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

       Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....

    Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

    Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

    Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

    Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по обще интеллектуальному направлению «ТАЙНА СЛОВА»

    Содержание и методы обучения курса“Тайна слова” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают ...

    Программа междисциплинарного курса внеурочной деятельности по математике и истории « Загадки древних цивилизаций»

    междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и мате...