Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.
рабочая программа по русскому языку на тему

Ерхова Татьяна Андреевна

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «К тайнам слова» составлена на основе  пособия Трунцевой Т.Н. «Рабочая программа по русскому языку: 5-6 классы. Внеурочная деятельность по русскому языку. "К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология". ФГОС», М., «Вако», 2015г.

Согласно учебному плану МБОУ «Мисцевская ООШ №2» для 4 класса на 2017-2018 учебный год на изучение курса отведено 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю,34 учебные недели.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «К ТАЙНАМ СЛОВА»  4 КЛАСС

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;
  • Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические  и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

4. 
Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке

Воспитывающие: 

  • воспитание культуры языка;
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие

  • развивать смекалку и сообразительность;
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой и другими источниками информации.

Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные:

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «К ТАЙНАМ СЛОВА» 4 КЛАСС

I. Введение. Слово красит человека: речевой этикет (3 часов)

Тема 1. Правила речевого этикета.(1 ч.)

Понятие «речевой этикет». Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии.

Тема 2.Формулы речевого этикета (1 ч.)

Понятие «формулы речевого этикета». Этикетные речевые ситуации: приветствие, обращение, привлечение внимания, знакомство, просьба, приглашение, благодарность, извинение, пожелание, поздравление, комплимент, одобрение, утешение, прощание.

Тема 3. Речевой этикет  гарант коммуникативного успеха. (1ч.)

Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

II.Фонетика и орфоэпия .(5 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема  2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с  понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема  3.        Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой,  правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии  « буквы»  от «звука». Составление транскрипций.

Тема  4.        Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема  5.        Кис- кис! Мяу!, или «Кое- что о звукоподражаниях». (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных  языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

III.  Слово о словах (18 часов)

Тема 1. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)

Знакомство с терминами «лексика», «лексическое значение». Лингвистические словари русского языка, особенности словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 2. В царстве смыслов много дорог. (1 ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова. Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

Тема 3. О многозначности слова. (1 ч.)

Многозначность слова (выделение отличительных признаков омонимии многозначности). Работа с толковыми словарями. Занимательные игры по теме.

Тема 4. Как и почему появляются неологизмы? (1 ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 5. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2 ч.)

Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Строение словарной статьи этимологического словаря. Определение первоисточников слова.

Тема 6. Об одном и том же разными словами. (2 ч.)

Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов. Особенности синонимического ряда слов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов.

Тема 7. Слова  антиподы. (1 ч.)

Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 8. О фразеологических оборотах. (2 ч.)

Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи. Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов».

Тема 9. Словари «чужих» слов. (1 ч.)

Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов».

Тема 10. Мы говорим его стихами. (2 ч.)

Языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А. С. Пушкина». Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 11. Слова уходящие. (1 ч.)

Понятия «архаизмы», «историзмы». Особенности устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 12.  Паронимы. (2 ч.)

Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».

Тема 13.  Словарь - грамотей. (1 ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

VI. «Что в имени тебе моём…» (7 часов)

Тема 1. Научная этимология. (1 ч.)

Словарная статья этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем. Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».

Тема 2. Какие бывают имена? (1 ч.)

Понятие «ономастика». Коллективный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа с этимологическим словарём.

Тема 3. Древнерусские имена. (1 ч.)

История образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен.

Тема 4. Отчество и фамилия. (1 ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».

Тема 5.   Времена года. (1 ч.)

Названия месяцев, времён года. История происхождения названий. Коллективный проект: «Обрядовые праздники  на Руси ».

Тема 6. Растения  почему их так называют?(1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений».

Тема 7. Птицы и звери  почему их так называют?(1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.

V. Заключение (1 час)

 Тема 1. Итоговое занятие. (1 ч.)

Подведение итогов работы за год.

                                       ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Введение. Слово красит человека: речевой этикет

3ч.

2.

Фонетика и орфоэпия

5ч.

3.

Слово о словах

18ч.

4.

«Что в имени тебе моём…»

7 ч.

5.

Заключение

1ч.

Итого:

34ч.

        «Согласовано»

Руководитель ШМО

классных руководителей

_____________ В.С. Капалина

«28» августа  2017 г.


Содержание программы «Тайны русского языка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 6 классов "К тайнам слова"

Работа по данной программе в способствует созданию деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лекси...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5 класса «Секреты орфографии».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты орфографии» рассчитана на расширение представлений учащихся о русском языке. Занятия позволяют учащемуся наблюдать над лексической ...