Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" для 5-6 классов
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Свитина Елена Владимировна

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" рассчитана на 35 часов для обучающихся  5 или 6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_k_taynam_slova_na_35_chasov.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №2

к общеобразовательной программе

 основного общего образования  ФГОС  

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

 г.  Калининграда

средней общеобразовательной школы № 5

утверждено

приказом от  26.05.2017г, № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  внеурочной деятельности

«К тайнам слова»

в 5 классе 

на 2017 -2018 учебный год

                                               

                                      Разработана

учителем русского языка и литературы:

    Свитиной Е.В.,I КК

                                           

                                                                                     

                                         

г. Калининград 2017

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии

  • с п.  22 ст. 2; п.п. 1, 5 ст. 12; п. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48  Федерального  закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  •  приказом Министерства образования РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  •  приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014 г. № 253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» на 2015/2016 учебный год»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования»;
  •  постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189  «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Положением о рабочей программе учебного предмета, курса в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении г. Калининграда  средней общеобразовательной школе № 5;
  • учебным планом основной общеобразовательной программы основного общего образования ФГОС ООО на 2017-2018 учебный год.
  •  Уставом МАОУ СОШ № 5.

Рабочая программа внеурочной  деятельности является частью основной общеобразовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденной приказом директора МАОУ СОШ № 5(далее –школа) от 28.05.2015г. № 43.

Рабочая программа реализуется в течение учебного года   в объеме 35 часов ,  1 час  в неделю.

Курс направлен на достижение следующих целей:

Создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»;  формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц; проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении раздела «Лексика и фразеология»; формирование навыков анализа результатов исследовательской  и творческой деятельности

Содержание программы  направлено на решение следующих задач:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку;
  • углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
  • пробуждение  потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
  • формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

• воспитание культуры обращения с книгой;

• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

• воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы

Развивающие:

• развивать смекалку и сообразительность;

• приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;

• развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

• учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельностного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.

Принципы реализации программы внеурочной деятельности:

• непрерывность образования и воспитания личностных качеств школьника как механизма

 обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса;

• признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с родителями и педагогами;

• принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

• принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследо-

вательской) деятельности;

• принцип учета возрастных особенностей учащихся;

• принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

  1. Общая характеристика курса.

Данная программа рассчитана на обучающихся 5 классов в возрасте 10-11 лет. У пятиклассников над всеми психическими процессами доминируют словесно-логическое и образное мышления, на которые опирается материал предметов 5-го класса. В пятом классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. С приходом к разным учителям изменяются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Таким образом, программа направлена на развитие познавательного интереса к русскому языку, приобретение знаний и умений в составлении творческого проекта, развитию мотивации. Рабочая  программа курса «К тайнам слова» разработана на основе авторской программы для 5–9 классов общеобразовательных учреждений «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология»  как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы», разработанной Трунцевой Т.Н. кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры филологии ГБОУВПО МО «Академия социального управления».

Формы и режим занятий:

- урочная форма;

- консультации;

- круглые столы;

- самостоятельная работа;

- проектная работа.

3. Место предмета:

Согласно действующему в школе учебному плану  календарно-тематический план предусматривает организацию учебного процесса обучения в объеме 1 часа в неделю в течение года у целого класса. Программа ориентирована на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов школьников.

Личностные результаты:

• понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

• осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления на-

циональной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

• достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Главным результатом реализации рабочей программы внеурочной деятельности должно стать создание ситуации для творческой самореализации учащегося.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

• способности извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой

информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользо-

ваться словарями различных типов, справочной литературой;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

• умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,

стилистических особенностей и использованных языковых средств;

• способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности

(индивидуальной и коллективной), последовательность действий.

Коммуникативные:

  • умение воспроизводить прослушанный  или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
  • умение создавать устные или письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • владение разными видами монолога и диалога;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая все нормы речевого этикета;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
  • умения находить  грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

Рефлексивные:

  • оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности;
  • применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.

В процессе формирования метапредметных результатов создается особая деятельностная среда, в которой изменяется позиция учителя и ученика.

Учитель:

  •  сопровождает реализацию индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в выполнении учебного, метапредметного, личностно ориентированного действия;
  • Создает условия для положительных эмоций, интереса, мотива учебной деятельности;
  • Помогает в постановке личностно значимой цели, достичь которой будет важно для самоактуализации самореализации учащегося;
  • Создает условия для возможности формирования предметных и метапредметных результатов школьников.

Ученик:

  •  Становится субъектом самостоятельной и коллективной проектной, исследовательской, творческой деятельности;
  • Реализует индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в учебной, метапредметной, личностно ориентированной деятельности, а также программ творческого саморазвития в перспективе профессионального самоопределения.

Формированию метапредметных результатов обучения (УУД) во внеурочной деятельности способствуют педагогические технологии, отвечающие современным требованиям, которые предъявляются также к качеству обучения: проектное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, саморазвития личности, игровые технологии обучения,  обучение в сотрудничестве, информационные образовательные технологии.

Методическое и ресурсное обеспечение программы внеурочной деятельности

1.Лингвистические словари.

2. Компьютер

3. Интернет-материалы

Содержание программы «К тайнам слова»

Тема

Количество

аудиторных

часов

Перечень универсальных действий обучающихся

1

Что я умею, что могу? Формирование Творческой лаборатории пректирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении разделов предмета «Русский язык» (лексика, фразеология)

1

Познавательные УУД – проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Коммуникативные УУД – участвуют в обсуждении содержания материала, учатся формулировать собственное мнение и позицию, осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Регулятивные УУД – принимают и сохраняют учебную цель и задачи, осуществляют самоконтроль.

Личностные УУД -  действие смыслообразования, то есть установление обучащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, действие  нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

2

Через тернии к звездам. Совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о лексическом, фразеологическом составе русского языка.

1

3

Эврика! Выбор эффективных форм решения задачи: Творческая мастерская юного исследователя художественного текста.

1

4

Эврика! Творческая лаборатория работы с этимологическим словарём.

1

5

Эврика! Составление плана исследовательской, аналитической работы, выбор необходимой научной, справочной литературы, определение круга проблем исследователя.

1

6

Имена вещей. Обучение умению пользоваться различными лингвистическими словарями.

1

7

В царстве смыслов много дорог. Знакомство с многозначными словами. Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов»

1

8

В царстве смыслов много дорог. Игра «Грамматический аукцион»

1

9

Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии.

1

10

Приготовим многослойный пирог, или о многозначности слова. Работа с толковыми словарями. Ролевая игра «Прямое и переносное значение слова».

1

11

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)?  Исследование художественных произведений С.Есенина, В. Маяковского.

1

12

Как и почему появляются новые слова (неологизмы)? Коллективный проект: составление презентации «Лингвистический портрет  поэта (писателя), использовавшего  в своем творчестве неологизмы»

1

13

Откуда катится каракатица, или О словарях, которые рассказывают об истории слов. Работа с разными этимологическими и историческими словарями. Групповой проект: «Иллюстрируем этимологический словарь»

1

14

Об одном и том же разными словами. Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Индивидуальный проект: Составление тематических словариков синонимов («Описание осеннего леса», «Воспоминание о летнем дожде») Коллективный проект: «Какого слова не хватает?» (редактирование текстов школьных сочинений)

1

15

Слова-антиподы. Беседа по стихотворению В.Полторацкого «Слово о словах». Понятие «антонимы». Груповая работа с пословицами и поговорками. Работа со словарем антонимов русского языка. Индивидуальный проект: Составление тематических словариков антонимов («Как я выполнял домашнюю работу по…», «В походе»,» «Однажды утром»)

1

16-18

Ума палата, или О фразеологических оборотах. Понятие «фразеологический оборот». Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». Инсценирование запомнившихся фразеологизмов.

3

19

Словари «чужих» слов. Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Коллективный проект: «Найди замену заимствованному слову в словах исконно русских»

1

20

«Он весь свободы торжество» Языковые особенности произведений А.С.Пушкина. понятия «литературный язык», «народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А.С.Пушкина»

1

21

Мы говорим его стихами.  Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Коллективный проект: «Крылатые выражения в произведениях А.С Пушкина, И.А.Крылова, Н.В.Гоголя»

Индивидуальный проект: «Крылатые выражения и фразеологизмы» (редактирование школьных сочинений)

1

22

Слова уходящие. Понятия «архаизмы», «историзмы». Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов»

1

23-24

Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. Способы образования паронимов и их виды.

Игра «Что? Где? Когда?» по итогам изучения употребления паронимов.

2

25-26

Словарь-грамотей. Работа со словарной статьей орфографического словаря. Коллективный проект: составление тематических словариков с использованием слов из орфографического словаря («Алиса в стране чудес», «Приключения Вити Малеева») Индивидуальный проект: устное лингвистическое рисование рисование с использование слов орфографического словаря». Выставка рисунков по словарным словам.

2

27

Научная этимология.  Словарная статья этимологического словаря. Индивидуальные проекты: (с использованием этимологического словаря): «История происхождения слов «вол», «волк», «волынка»», «Родственные ли слова «запонка» и «запятая»?» 

1

28

Какие бывают имена? Понятие «ономастика». Коллективный проект: «Способы и причины образования омонимов среди имен собственных». Работа с этимологическими словарями. Грамматическое иллюстрирование.

1

29-30

Древнерусские имена. История образования древнерусских имен. Особенности древнерусских имен. История происхождения  русских имен. Коллективный проект: «Значение древнерусских имен» 

2

31

Отчество и фамилия. История появления отчеств и фамилий в русском языке. Коллективный проект: «Объяснение происхождения фамилий» (на примере стихотворения С.Михалкова).

1

32

Времена года. Название месяцев. Индивидуальный проект: «Как назывались месяцы в древней Руси». Конкурс иллюстраций с использованием лингвистического материала.

1

33

О том, что мы носим. Коллективный проект: «Название некоторых предметов одежды»

1

34

Растения – почему их так называют? Индивидуальный проект: «Название некоторых растений». Лингвистическая игра. 

1

35

Птицы и звери – почему их так называют? Коллективный проект: «Название некоторых животных». Инсценирование, устное иллюстрирование на лингвистическом материале.

1

Перечень информационно-методических и материально-технических  условий

1 п/п

Состав оборудования, входящего в модуль

Количественный состав

Педагог

Обучающиеся

Русский язык: Методическое обеспечение

1.

УМК «Русский язык» Разумовская М.М. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2015.

1

12

2.

Даль В.В. Толковый словарь живого велико

русского языка. Т. 1–4. М.: Русский язык, 1981

1

12

3.

Жуков В.П. Школьный фразеологический

словарь русского языка. М.: Просвещение, 2014

1

12

4

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка, М.: Дрофа, 2014

1

12

5.

Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981

1

12

6.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

1

12

7.

Баш Л.М. и др. Современный словарь иностранных слов, М.: Просвещение, 2005

1

12

8.

Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка. М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2008

1

1

9.

Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Волгоград, 2009

1

1

10.

Загадки-шарадки. Ине только…Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях. Волгоград, 2009

1

1

Русский язык: «Технические средства обучения»

1.

Персональный компьютер с предусмотренным программным обеспечением

1

1

2.

Интерактивный комплекс / доска

1

1

3.

Проектор мультимедийный

1

1

4.

Копировально-множительная техника

1

1

5.

Стол учителя

1

1

6.

Парты

12

 

Формы контроля и подведения итогов реализации программы

  • Фронтальная / индивидуальная проверка выполненной работы.
  • Устные выступления по заданным темам.
  • Презентация индивидуального / группового проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

Рабочая программа. Внеурочная деятельность по русскому языку «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» 5-6 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена с учетом содержания программы по русскому языку и  в соответствии с требованиями ФГОС...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5,7,9 класса(с блоками по функциональной грамотности")

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5,7,9 класса(с блоками по функциональной грамотности")...