Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5,7,9 класса(с блоками по функциональной грамотности")
рабочая программа

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5,7,9 класса(с блоками по функциональной грамотности")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_vneurochka_novaya.docx63.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.

Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных.

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.

Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.

Содержание курса строится по математической функциональной грамотности, а также глобальной компетентности и креативному мышлению. Выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

Программа реализуется в работе с обучающимися 9 класса.

Программа курса рассчитана на один год с проведением занятий 1 раз в неделю, всего 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Читательская грамотность

«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»

Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фак- тологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.

Глобальные компетенции

Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие.

Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.

Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения.

Креативное мышление

Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления.

Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5—9 классов), включая и интегрированные занятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству;

проявление интереса к способам познания;

стремление к самоизменению;

сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом;

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

установка на активное участие в решении практических задач, осознание важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей;

активное участие в жизни семьи;

приобретение опыта успешного межличностного общения;

готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;

проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу;

соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;

готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.

Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

готовность к участию в практической деятельности экологи- ческой направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:

  • овладение универсальными учебными познавательными действиями;
  • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
  • овладение универсальными регулятивными действиями.

Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);

  • способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
  • готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
  • способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
  • способность к совместной деятельности;
  • овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

  1. базовые логические действия:
  • владеть базовыми логическими операциями:
  • сопоставления и сравнения,
  • группировки, систематизации и классификации,
  • анализа, синтеза, обобщения,
  • выделения главного;
  • владеть приемами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания
  • для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
  1. базовые исследовательские действия:
  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
  1. работа с информацией:
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
  • учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
  • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
  • эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

  1. общение:
  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
  • самостоятельно выбирать формат выступления с учетом за- дач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
  1. совместная деятельность:
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
  • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
  • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

  1. самоорганизация:
  • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
  • делать выбор и брать ответственность за решение;
  1. самоконтроль:
  • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
  • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям;
  1. эмоциональный интеллект:
  • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
  • выявлять и анализировать причины эмоций;
  • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
  • регулировать способ выражения эмоций;
  1. принятие себя и других:
  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
  • принимать себя и других, не осуждая;
  • открытость себе и другим;
  • осознавать невозможность контролировать все вокруг.

Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.

Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература».

По учебному предмету «Русский язык»:

- понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста;

- овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;

- представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

- извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

- анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи;

-определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).

По учебному предмету «Литература»:

-овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;

-умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;

-овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Практические работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Модуль : Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (16 ч)

1-2

О любой, в частности русской, орфографии.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

3-4

Весѐлые правила.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

5-6

Части речи и …послание капитана Гранта.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

7-8

О чем говорят имена падежей.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

9-10

Если упали ножницы...(О роде и числе существительных)

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

11-12

Какого цвета платье было на старой графине?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

13-14

Не с глаголами в стране невыученных уроков

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

15-16

Подготовка к конкурсу чтецов

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

16

8

Модуль: Креативное мышление (10 ч)

17-18

Не с глаголами в стране невыученных уроков

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

19-20

Куда наклоняется глагол?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

21-22

О прямых и переносных значениях в морфологии

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

23-24

Загадочная часть речи

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

25-26

Осторожно: местоимения?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

10

5

Модуль: Глобальные компетенции (8 часов)

27-28

Путеводные звезды орфографии

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

29-30

На помощь приходят... матрешки

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

31-32

Муравьи нашей грамматики

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

33-34

Фокусы местоимений

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

8

4

Всего

34

7 класс

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Практические работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Модуль : Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (16 ч)

1-2

Судьба слова

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

3-4

Необычные правила

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

5-6

Путеводные звѐзды орфографии

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

7-8

Каламбур и многозначность

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

9-10

Тайно слово родилось

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

11-12

Хитрый звук «йот»

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

13-14

Слова-тѐзки

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

15-16

Подготовка к конкурсу чтецов

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

16

8

Модуль: Креативное мышление (10 ч)

17-18

Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов»

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

19-20

Проще простого или сложнее сложного.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

21-22

Согласуй меня и помни.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

23-24

Образование бывает разным.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

25-26

Разряд, становись в ряд!

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

10

5

Модуль: Глобальные компетенции (8 часов)

27-28

Обратись ко мне красиво!

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

29-30

Водные или вводные.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

31-32

Сочетай, конструируй и вставляй.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

33-34

Обратись ко мне красиво!

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

8

4

Всего

34

9 класс

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Практические работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Модуль : Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (16 ч)

1-2

Роль языка в развитии личности

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

3-4

Дорога к письменности

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

5-6

Как обходились без письма?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

7-8

Древние письмена.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

9-10

Кто-кто в алфавите живѐт?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

11-12

Как возникла наша письменность?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

13-14

Меня зовут фонема.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

15-16

Подготовка к конкурсу чтецов

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

16

8

Модуль: Креативное мышление (10 ч)

17-18

Как запомнить правило?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

19-20

Волшебное средство - «самоинструкция».

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

21-22

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам.

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

23-24

Память и грамотность

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

25-26

Из чего строятся слова?

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

10

5

Модуль: Глобальные компетенции (8 часов)

27-28

Тайна в имени твоѐм

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

29-30

Именная родня

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

31-32

Братство глагольно

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

33-34

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме

2

1

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

Итого по разделу

8

4

Всего

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.С. Ковалёва, О.Б. Логинова, Н.А. Авдеенко, С.Г. Яковлева; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. — 2-е изд. — М.; СПб.: Просвещение, 2021. — 126 с.: ил. — (Функциональная грамотность для обучающихся в возрасте 10-13 лет. Учимся для жизни). Электронная книга:
  2. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск в 2-х частях: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А.; под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. – 2-е изд. – СПб.: Просвещение, 2022.
  3. Функциональная грамотность. Учимся для жизни. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Часть 1. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой. Москва. Санкт-Петербург. «Просвещение» 2020.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Проведение Дня единого текста в школе: сборник методических материалов / под ред. Н.В. Киселевой. – Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2022. – Текст: электронный. Ступень обучения: основное общее образование.

  1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: Российский учебник, 2018.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности. Диагностические работы Министерства просвещения РФ

2. Электронные формы учебных пособий издательства Просвещение

3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) ИСРО РАО

4. - каталог образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "К тайнам слова" 4 класс.

Программа внеурочной деятельности содержит тематическое планирование курса "К тайнам слова"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...