Программа междисциплинарного курса внеурочной деятельности по математике и истории « Загадки древних цивилизаций»
методическая разработка по истории (5, 6 класс)

Волкова Галина Николаевна

междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и математика.

Особенностью данного курса  является то, что он восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим  и математическим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе изучения материала. Так же содержание курса позволяет в реальной действительности применить математические и исторические знания   в их взаимодействии на примере возникновения и развития исторических цивилизаций. Данный курс позволяет решить на наш взгляд самую важную проблему  современного образовательного процесса – получать знания не ради знаний, а уметь их применять в реальной действительности, уметь воспользоваться ими в незнакомой ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagadki_tsivilizatsiy.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  «Верхнемазинская средняя школа имени Д.В. Давыдова»

Радищевского района  Ульяновской области

Программа междисциплинарного курса

внеурочной деятельности по математике  и истории

 « Загадки древних цивилизаций»

(5-6 кл.)

(68 часов)

                                                             Составители: учитель истории

                                                и обществознания  высшей  

                                                      квалификационной категории

                                                   Волкова Галина Николаевна

                                    учитель математики

высшей квалификационной категории                                

                                                     Шибилист Нина Дмитриевна

                Адрес:

                                        Ульяновская область

                                       Радищевский район

                                с.Верхняя Маза

                                           ул.Строителей д1.кв.4

                                          телефон:89276331009

                                                ул. Молодёжная  д 3 кв 1

                                                                    телефон: 89278290615

Верхняя Маза

2018

Пояснительная записка

1.ВВЕДЕНИЕ

Внеурочная деятельность, согласно п.13 ФГОС Требования к основной образовательной программе основного общего образования, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная деятельность достаточно эффективно способствует реализации одной из идей стандартов - достижение метапредметных результатов обучения. Их реализация может проводиться путем включения в учебный процесс междисциплинарных (по терминологии ФГОС - интегрированных) курсов. Под междисциплинарными курсами (далее МДК) следует понимать учебные дисциплины, содержание которых ориентировано на максимальную адаптивность к требованиям и потребностям учеников. Междисциплинарность курсов определяется взаимосвязью с несколькими науками и предметными областями, максимальной гибкостью содержания, высокой степенью свободы учителя в выборе форм и методов обучения. Содержание МДК определяется познавательными и возрастными особенностями учеников, логикой изложения МДК, научными предпочтениями учителя и требованиями к результатам обучения.

Нами реализуется междисплинарный курс на начальной ступени основного общего образования в 5-6 классах ««Загадки древних цивилизаций», в рамках которого интегрируются такие предметы как история и математика.

Особенностью данного курса  является то, что он восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим  и математическим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе изучения материала. Так же содержание курса позволяет в реальной действительности применить математические и исторические знания   в их взаимодействии на примере возникновения и развития исторических цивилизаций. Данный курс позволяет решить на наш взгляд самую важную проблему  современного образовательного процесса – получать знания не ради знаний, а уметь их применять в реальной действительности, уметь воспользоваться ими в незнакомой ситуации.

Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории математики, исторические задачи сближают эти два школьных предмета. История обогащает математику гуманитарным и эстетическим содержанием, развивает образное мышление учеников. Математика, развивающая логическое и системное мышление, в свою очередь занимает достойное место в истории, помогая лучше ее понять.

Как добиться того, чтобы ученики с интересом занимались математикой, как научить их решать задачи, как убедить в том, что математика нужна не только в повседневной жизни, но и для изучения других предметов?

           Используя элементы истории на уроках математики ученики узнают о древних единицах измерения длины, площади, массы. Интересны сведения о системе записи чисел у разных народов. Короткие биографии ученых-математиков рассказывают об их важнейших открытиях. Еще один пример того, как можно учить, не отпугивая от математики, - интеграция исторических знаний и математических задач, связанных с этими знаниями. Ученикам гораздо интереснее решать именно такие задачи. В то же время наибольшую трудность у них вызывает математика. Может быть, в какой-то мере интеграция исторических и математических знаний на примерах задач исторического содержания поможет привить интерес и к истории, и к математики. Cуществует большое разнообразие направлений реализации межпредметных связей математики с историей. Их использование учителем в образовательном процессе является несомненным достоинством  и способствует более полной реализации целей изучения математики в школе.

Цели курса: 

 Личностные:

 - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с

исторически сложившимися культурными, религиозными,

этнонациональными традициями;

- воспитание   уважения к истории и традициям народов;

-способствовать преодолению трудностей в усвоении учебного материала;

- Развитие интеллектуального мышления у обучающихся.

Метапредметные:

-  развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

- овладение основами исследовательской  деятельности;

- овладение основами проектной деятельности;

- овладение основами моделирования;

- развитие и расширение знаний в процессе познавательно-экскурсионной деятельности;

- развитие творческих способностей через моделирование, театрализацию и д.;

-умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 

Предметные: 

-формировать представления о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

- овладение разнообразными методами исторического познания;

-умение работать с различными источниками исторической информации;

-формировать  вычислительные навыки у обучающихся;

-формировать  и развивать у учащихся умения и навыки применения основных математических понятий, формул  при решении различных типов задач, в том числе и повышенной сложности ;

-показать нестандартные приёмы решения задач;

-формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.

Задачи:

 В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

-контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий: 

-практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности;

- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования;

-речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению

опыта регуляции собственного речевого поведения как основы  коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий: 

-практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности, творческой деятельности;

- развитие стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

  • ознакомление со способами организации и поиска информации;

- создание условий для самостоятельной творческой деятельности;

- развитие пространственного воображения, логического и визуального

мышления;

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   КУРСА

Элективный курс «Загадки древних цивилизаций» изучается  в 5-6 классах. Программа рассчитана на год обучения, предполагает изучение курса в течение 68 часов , из расчета 2 учебных часа в неделю. Предусмотрены  2 часа резерва для  расширения и  углубления знаний в процессе познавательных экскурсий.

3.  МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      В 5-м классе учащиеся начинают систематическое изучение истории и продолжают изучение математики, начатое на ступени начального образования. Важно, чтобы с первых занятий у них возник интерес к изучаемому материалу. А этот интерес может возникнуть, только если ребёнок будет понимать тот материал, который он изучает. Ведь очень часто детское “не интересно” означает “не понимаю”. Изучение истории начинается с очень интересного, но и очень сложного курса “Древний мир”. Во – первых, десятилетнему человеку трудно представить себе столь далёкое время. Во вторых, сложно представить технологии ведения хозяйства в древности. В - третьих, устройство древних обществ и мировоззрение древних людей очень отличались от современности. Все эти сложности сложно преодолеть только в рамках урока. Для того, чтобы понять историю, необходимо “прожить” её, “увидеть изнутри”. Математика же занимает определяющее место среди предметов  формирующих интеллект  и имеет огромную практическую значимость. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, полученные на уроках, но и способствует формированию универсальных  (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям,  развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Изучение элективного курса «Загадки древних цивилизаций» с использованием метода проектов, исторических задач,  даёт возможность учесть образовательные потребности детей; осуществить индивидуальный и дифференцированный подход к каждому из учащихся; раскрыть познавательные, интеллектуальные и творческие способности учеников.  

4. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА  

Личностные результаты: 

- Устойчивая мотивация к изучению учебного материала, готовность

и способность обучающихся к саморазвитию;

 -Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

  -Навыки самоанализа и самоконтроля, взаимоконтроля.

- Углубление  и расширение интереса  к математике и истории;

- Повышение  профессионального, жизненного  самоопределения.

-  Развитие коммуникативных и речевых способностей обучающихся;

-Формирование самостоятельности суждений, нестандартности мышления.

 Предметные результаты:

- самостоятельное приобретение и применение знаний в различных ситуациях для решения практических задач различной сложности, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

- владение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества;

-умение пользоваться справочниками, дополнительной литературой,  предметным указателем энциклопедий и для нахождения информации;

- выполнение  арифметические преобразования выражений, применение их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям;

- умение самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты выполнения заданий с учётом  условий реальностей жизни;

- формирование умения определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

-использовать историческую карту как источник информации;

-применение  знаний в новой ситуации;

-объяснение того, как могут быть использованы полученные знания в различных жизненных ситуациях, в той или иной профессии.

-расширение представления об истории  мировой культуры в связи с историей математики

-усвоить основные базовые знания по математике и истории; овладение  способами исследовательской и проектной деятельности;

-формирование творческого мышления;

- улучшение качества решения задач различного уровня сложности обучающимися.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- Умение ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; 

- Сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания.

- Развитие основ логического и алгоритмического мышления(анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин), конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи).

- Развитие умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- Расширение кругозора  учащихся;  

- Формирование познавательных интересов, направленных на развитие представлений ;

- Формирование умения видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни; самостоятельно выбирать способы решения проблемы творческого и поискового характера.

-  Формирование умения строить логичные рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей;

- Развитие творческих способностей, навыков исследовательской и проектной деятельности ;умение выдвигать гипотезы и их обосновывать,

- Отработка умения работать с различными источниками информации;

- Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- Формирование способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий, пониманию смысла поставленной задачи; к осознанию уровня и качества усвоения результата;

- Составление  плана и последовательности действий;

- Проектирование траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

- Умение выполнять учебное действие в соответствии с целью;

-умение использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических, математических наук 

Коммуникативные:

-  умение адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции

- умение работать совместно в атмосфере сотрудничества

-формирование стремления  устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  1. 5. СОДЕРЖАНИЕ  И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА  ( Приложение№1)

  Содержание элективного курса «Загадки древнейших цивилизаций.

Тематическое планирование

Примерные сроки

№ недели

раздел

Тема

история

математика

сентябрь

1

Первобытно-общинный строй

Вводное занятие  клуба «Что?Где?Когда?»

Загадки древнейших цивилизаций.

2

Занятия древних людей (охота, собирательство, рыболовство и др.)

Счёт у древних людей.

3

Условия жизни и образ жизни первобытных людей

Как научились измерять и считать время

4

Религия и искусство древних людей. Зарождение научных знаний.

Числа и цифры

октябрь

5

Древний Египет

Жизнь земледельцев на берегах Нила

Строители пирамид

6

Жизнь земледельцев на берегах Нила

Происхождение мер. Изобретения  египтян

7

Мир египетских пирамид. Путешествие в «долину смерти»

Работа над проектом «Макет пирамиды Хеопса»

8

Защита проекта

9

Занятие клуба «Что? Где? Когда?»

ноябрь

10

Древняя Греция

Природа и население Древней Греции..

Знакомство с Древней Грецией

11

Период расцвета Греции. Афинский Акрополь. Греческая архитектура и скульптура. Философия. Наука. Образование.

Работа над проектами «Школа Пифагора»  «Ученые-математики древней Греции»

12

Боги и герои Древней Греции. Мифы Древней Греции. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Работа над проектом «Мифы Древней Греции в задачах»

Декабрь

13

Греки и критяне. Держава Миноса.

Работа над проектами «Лабиринты»  и «Теория музыки»

14

Древнегреческий театр. Олимпийские игры в Элладе.

Работа над проектами «Золотой прямоугольник»

«Стомахион Архимеда»

15

Защита проектов

16

Занятие клуба «Что? Где? Когда?»

Январь

17

Вавилон

Рождение цивилизации между реками Тигр и Евфрат.

Развитие математики в Вавилоне

18

Культура Шумера.

Изобретение колеса

19

Культура Шумера.

Астрономия в древнем Вавилоне

февраль

20

Древний Вавилон.

Задачи Вавилона

21

Древний Китай

Первая Китайская империя.

Зарождение математики в Китае

22

Древняя мудрость и изобретения китайцев.

Работа над проектом «Карманные солнечные часы»

23

Великая Китайская стена.

Работа над проектом «Макет великой китайской стены»

март

24

Работа над проектами

25

Из поучений Конфуция.

Решение задач из «Математики в девяти книгах»

26

Занятие клуба «Что? Где? Когда?»

апрель

27

Рим

Рим завоевывает Италию.           Превращение Рима в мировую державу.

Римляне-завоеватели

28

«Золотой век» Римской империи.

Римские цифры

29

Римляне и повседневная жизнь.

Римские цифры

30

Древняя Индия

Возникновение христианства.

Свет с Востока

31

Ранние цивилизации Древней Индии.

Великое открытие индийских учёных

32

Устройство общества в Древней Индии.

Изобретение шахмат

33

Резерв

Экскурсии

34

Занятие клуба «Что? Где? Когда?»

  1. 6.Формы проведения занятий:
  • Комбинированное тематическое занятие;
  • Проектно-исследовательские занятия;
  • Занятия по моделированию;
  • Творческие мастерские;
  • Интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?»

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ   ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методические пособия для учителя истории:

1.    Борзова Л.П. Игры на уроке истории: пособие для учителя / Л.П. Борзова. - М.: ВЛАДО, 2005.

2.   Борзак Е. Олимпиады по истории. 5-9 классы: пособие для учителя / Е. Борзак. - Волгоград: Корифей, 2006.

3.Вяземский, Е.Е. Методические рекомендации учителям истории. Основы профессионального мастерства: практ. пособие / Е. Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М. : ВЛАДОС, 2003.

4.    Я иду на урок истории. Древнейшая и древняя история. М.: «Первое сентября» 2000

5.    Уколова И.Е. История Древнего мира. Задания, тесты, задачи : метод, пособие / И. Е. Уколова.-М.: Росмэн, 2005.

6.     М.А. Гузик «В поисках  золотого руна» М.: «Просвещение» 1994

1000 вопросов и ответов по истории : учебное пособие / под общ. ред. А.Н.Алексашкиной   М.: АСТ, 1996.

7.    К. Куманецкий. История культуры Древней Греции и Рима М.: Высшая школа 1990

 Методические пособия для учителя математики:

1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. –М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).

  2.  Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и

  методические материалы: Часть 1 / Ф.С. Мухаметзянова;  под общей  ред. В.В. Зарубиной. — Ульяновск: УИПКПРО, 2012.

 3.Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. для учителя. – М.: Прсвещение, 2001. -96 с.

 4. Кордемский Б.А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел: (Матем. головоломки и задачи для любознательных): Кн. для учащихся. – М.:Просвещение, 1996. – 144 с.

  5.  Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл./О.С.Шейнина, Г.М.Соловьева  – М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2004г.

 6.    Вопросы внеклассной работы по математике в школе в 5-11классах/ А.П. Подашев.-М.: Просвещение, 1979г.

  7. Математические кружки в школе.5-8 классы/А.В. Фарков.-М.:Айрис-пресс,2007.

8.     Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. Книга для учителя./В.Д.Степанов.-М.: Просвещение,1991г.

9. Задачи по математике для 4-5классов./Баранов И.В Москва, Просвещение,1998г

10. Спасибо за урок ,дети./Окунев А.А.-М.:Просвещение,1988.

11. Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1998

12. Русанов В.Н. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2001.

13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.: «Просвещение», 2005

14. Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2000.

15. Ступницкая М. А . Учебный проект .2004.

Дополнительная литература для учащихся по истории:

1.Афонъкин С. Боги Олимпа: школьный путеводитель / С. Афонькин. - М.: Узнай мир, 2001

2.    Ботвинник М.Н. Жизнеописание знаменитых греков и римлян. Греки: пособие для учащихся / М. Н. Ботвинник. - М.: Просвещение, 2008.

3.    100 великих сокровищ: энциклопедия для школьников / сост. Н.М. Ионина. - М. : Вече, 2007.

4.    История мировой культуры: справочник школьника / сост. Ф.С. КапицаТ.М. -  М.: Слово, 1996.

5.    Всеобщая история: новейший справочник школьника / сост. Ф.С. Капица В.А. Григшев, Е.П. Новикова. - М.: АСТ, 2010.

6. Энциклопедия для детей. Т 1 : Всемирная история / сост. С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1999.

10.   Камышанова З.А. 300 вопросов и ответов по истории и культуре Древнего мира: энциклопедия / З.А. Камышанова, К.А. Камышанов. - М.: Академия развития, 2005.

11.   Пономарёв М.В. История Древнего мира: хрестоматия для учащихся / М. В. Пономарев С.В. Колпаков А.В. Абрамов. - М.: Дрофа, 2007.

Дополнительная литература для учащихся по математике:

 1. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения

учащимися 5—6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.:

Просвещение, 2009.

2. В царстве смекалки./ Е.И. Игнатьев.-М.:Наука. Главная редакция Ф-М литературы    1979г.

3. Тысяча и одна задача по математике: Кн.: для учащихся 5-7 кл./ А.В.Спивак.-М.: Просвещения,2002г.

4. Математические олимпиады в школе, 5-11кл./А.В.Фарков.-М.: Айрис-пресс,2004г.

5. Задачи на резанье./М.А.Евдокимов.М.:МЦНМО,2002Г.

6. Как научиться решать задачи./Фридман Л.М.-М.:Просвещение,1989г.

7. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. А.П.Савин. –

 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 360 с.

   8. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1988

9.  Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6

классы.- М.: «Просвещение», 2005.

10.   Онучкова, Л.В. Введение в логику. Некоторые методы решения

логических задач: Учеб. пос. для 5 класса.- Киров: ВГГУ, 2004.

11.   Зубелевич Г.И. Занятия математического кружка: Пособие для

учителей. – М.: Просвещение, 2000.

12. Депман И. Я. Мир чисел.  Ленинград, Детская литература, 1982

Учебно-методическое обеспечение:

История Древнего мира. Уроки Всеобщей истории Кирилла и Мефодия. СД.

Технические средства обучения.

Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Интерактивная доска. 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс

    Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федер...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуально...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 5 класс 3 часа в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Закона Российской Федерации «Об об...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 6-7 класс 2 часа в неделю

Занятия  внеурочной деятельностью по математике в 6-7 классах являются важнейшим средством для пробуждения у людей нового видения окружающего нас мира. Они направлены на развитие  логическог...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика для 9 класса 2 часа в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Эрудит» соответствует:• Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки Росс...