РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему

Красильникова Лариса Александровна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 11-х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные).......................................................................................... 3

2.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

организации и видов деятельности ………………………………………………………………………………. 4

3.

Тематическое планирование.......................................................................  7

Приложения: ………………………………………………………………11

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

         Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 11-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями)
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
  5. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
  6. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
  7. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2018-2019 уч. год.
  8. Годовой календарный учебный график на 2018-2019 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

Цели курса:

 обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по изучаемым темам; приобретение практических навыков выполнения заданий, повышение математической подготовки школьников.

 Задачи курса:        

  1. вооружить учащихся системой знаний по решению уравнений;
  2. сформировать навыки применения данных знаний при решении разнообразных задач различной сложности;
  3. формировать навыки самостоятельной работы;
  4. формировать навыки работы со справочной литературой;
  5. формировать умения и навыки исследовательской деятельности;
  6. способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся;
  7. развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» предполагает достижение следующих результатов:

в личностном направлении:

  • Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  • Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
  • Формирование качеств мышления;
  • Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
  • Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
  • Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

в метапредметном направлении:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы, действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

в предметном направлении:

  • Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
  • Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
  • Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
  • Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
  • Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика. Решение задач с параметром» следующие:

  • лекция,
  • беседа,
  • практикум по решению задач,
  • тренировочные упражнения,
  • зачёт,
  • самостоятельная работа.

         Основные виды учебной деятельности  на занятиях:

  • решение занимательных задач;
  • участие в дистанционных математических олимпиадах,
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы;
  • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.

Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром»  включает следующие критерии:

  • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
  • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
  • Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.

Содержание курса:

1.Линейное и квадратное уравнения. Решение линейных и квадратных уравнений с параметром.

Решение линейных уравнений с параметром, в том числе при наличии дополнительных условий. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Решение квадратных уравнений с параметром. Исследование знаков и расположения корней квадратного уравнения в зависимости от параметра.

2.Алгебраические уравнения степени n > 2. Некоторые методы их решения.

Метод разложения на множители: вынесение общего множителя за скобки, формулы сокращенного умножения, выделение полного квадрата, группировка, метод неопределенных коэффициентов. Метод введение параметра, замена переменной, комбинирование различных методов. Симметрические и возвратные уравнения. Умножение на функцию. Решение рациональных уравнений вида  Р(х)/ Q(х)= 0.

3.Решение алгебраических неравенств.

Простейшие способы решения алгебраических неравенств. Обобщенный метод интервалов. Решение рациональных неравенств.

4.Решение линейных и квадратных неравенств с параметром.

Решение линейных неравенств с параметром, в том числе с дополнительными условиями. Решение квадратных неравенств с параметром. Примеры решения линейных и квадратных неравенств с параметром из ЕГЭ.

  1. Календарно-тематическое планирование

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Линейное и квадратное уравнения. Решение линейных и квадратных уравнений с параметром.

8

2.

Алгебраические уравнения степени n > 2. Некоторые методы их решения.

14

3.

Решение алгебраических неравенств.

6

4.

Решение линейных и квадратных неравенств с параметром.

7

Итого

35


Календарно-тематическое планирование

11 класс

№ занятия

Дата

Тема занятия

Количество

часов

Характеристика деятельности

обучающегося

план

факт

Линейное уравнение с параметром.

1

Определение параметра. Решают линейные уравнения, содержащие параметр.

Решение линейных уравнений с параметром с дополнительным условием.

1

Решение уравнений первой степени, содержащих параметр

Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета.

1

Решение квадратных уравнений и приложения теоремы Виета, содержащих параметр

Решение квадратного уравнения с параметром.

1

Решение уравнений второй степени, содержащих параметр

Знаки корней квадратного уравнения.

1

Решение уравнений второй степени, содержащих параметр

Расположение корней квадратного уравнения в зависимости от параметра .

1

Решение рациональных уравнений, содержащих параметр

Решение квадратных уравнений с параметрами.

1

Решение рациональных уравнений, содержащих параметр

Решение квадратных уравнений с параметрами.

1

Применение свойств при решении уравнений

Разложение на множители (вынесение общего множителя за скобки, формулы сокращенного умножения).

1

Решение текстовых задач с использованием параметра, составление математической модели

Выделение полного квадрата. Группировка.

1

Решение иррациональных уравнений с параметрами

Метод неопределенных коэффициентов.

1

Зависимость количества решений  от параметра и условий, налагаемых на него

Метод введения параметра.

1

Решение уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями

Метод введения новой переменной.

1

Решение уравнений, неравенств и их систем с дополнительными условиями

Комбинация различных методов.

1

Определение и основные свойства модуля

Симметрические уравнения  третьей степени.

1

Определение симметрических уравнений третьей степени.

Симметрические уравнения четвертой степени.

1

Определение симметрических уравнений четвертой степени.

Возвратные уравнения

1

Определение возвратных уравнений

Решение возвратных уравнений.

1

Решение возвратных уравнений

Умножение на функцию.

1

Правила умножения на функцию.

Решение рациональных уравнений вида Р(х)/Q(х)= 0

1

Способы решение рациональных уравнений вида Р(х)/Q(х)= 0

Решение рациональных уравнений методом замены переменной.

1

Решение рациональных уравнений методом замены переменной

Решение рациональных уравнений методом замены переменной.

1

Решение уравнений и неравенств при п>2

Простейшие способы решения алгебраических неравенств.

1

Решение алгебраических неравенств

Метод интервалов.

1

Решение алгебраических неравенств методом интервалов.

Обобщенный метод интервалов.

1

Решение алгебраических неравенств методом интервалов.

Решение рациональных неравенств с помощью обобщенного метода интервалов.

1

Решение алгебраических неравенств методом интервалов.

Решение рациональных неравенств методом замены переменной.

1

Решение неравенств, содержащих модуль.

Решение рациональных неравенств методом замены переменной.

1

Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль

Решение линейных уравнений с параметром.

1

Решение линейных уравнений с параметром

Решение линейных неравенств с параметром с дополнительным условием.

1

Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием.

Решение квадратных неравенств с параметром.

1

Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием.

Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием.

1

Решение квадратных неравенств с параметром с дополнительным условием.

Решение неравенств с параметром .

1

Примеры решений различных упражнений.

Решение неравенств с параметром с дополнительным условием.

1

Примеры решений различных упражнений.

Зачет.

1

Примеры решений различных упражнений.

Итого                                                                        

35

Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

  1. С.А.Субханкулова. Задачи с параметрами./ — М: Илекса.  2010.
  2. Алгебра. Углубленный курс с решениями и указаниями (ЕГЭ, олимпиады, экзамены в вуз) / Золотарева Н.Д., Попов Ю.А. и др. – М.: Изд-во Московского Университета, 2011.
  3. Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2015
  4. Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
  5. Васильева В. «Тригонометрия и параметры»,Математика № 25\2010 г.
  6. Власова А.П. «Задачи с параметрами. Логарифмические и показательные уравнения, неравенства, системы уравнений. 10-11 классы», Дрофа, Москва, 2005 г.
  7. Горштейн П.И., Болтянский В.Б., Якир М.С. «Задачи с параметрами», М., Илекса, 1998 г.
  8. Кожухов С.К. «Различные способы решения задач с параметром», Математика в школе №6\ 1998 г.
  9. Кочагин В «Курс: Уравнения и неравенства с параметрами», Математика № 27-28\2002 г.
  10. Кочарова К.С. «Об уравнениях с параметрами и модулем», ж.Математика в школе № 2\1995 г.
  11. Мордкович А. «Уравнения и неравенства с параметрами», Математика № 38\1994 г.
  12. Полякова Е.А. «Уравнения и неравенства с параметрами в профильном 11 классе», ИЛЕКСА Москва, 2010г.
  13. Шарыгин И.Ф. «Факультативный курс по математике», М., Просвещение, 1991 г.
  14. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. «Справочник по методам решения задач по математике», М., Наука, 1998 г

Технические средства обучения:

 Мультимедийный компьютер

 Мультимедийный проектор

       Экран навесной.

 Доска магнитная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуально...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для учащихся 5 классов Направление - общеинтелектуальное

ОглавлениеРезультаты освоения курса внеурочной деятельности3Содержание курса внеурочной деятельности5Тематическое планирование5...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная химия"

Программа по курсу внеурочной деятельности с рецензией...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 5 класс 3 часа в неделю

Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Закона Российской Федерации «Об об...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов

Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельн...

Рабочая программа по курсу «внеурочная деятельность» «Занимательная английская грамматика»

Программа “Занимательная грамматика” имеет познавательное направление и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 5-х классов....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»...