Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс
    рабочая программа (9 класс) на тему

    Красильникова Лариса Александровна

     

                Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:


    СОДЕРЖАНИЕ

    1.

    Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные).......................................................................................... 3

    2.

    Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм

    организации и видов деятельности ………………………………………………………………………………. 4

    3.

    Тематическое планирование.......................................................................  7

    Приложения: ………………………………………………………………10

    Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности


    1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

     

             Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающихся 9-х классов с использованием следующих нормативно-правовых документов:

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.
    1.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(с изменениями);
    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
    3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию(протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
    4. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
    5. Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД1552/03).
    6. Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2018-2019 уч. год.
    7. Годовой календарный учебный график на 2018-2019 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.

    Цели курса:

    1. Расширение и углубление знаний по приобретению методов решения текстовых задач
    2. Закрепление теоретических знаний и развитие практических навыков и умений.
    3. Развитие логического мышления и вычислительных навыков.
    4. Развитие графической  культуры учащихся.

    Задачи курса:

    1. формирование и развитие у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
    2. расширение и углубление курса математики;
    3. формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
    4. формирование навыка работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов;
    5. развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.

    Освоение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» предполагает достижение следующих результатов:

    • в личностном направлении:
    1. Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
    2. Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
    3. Формирование качеств мышления;
    4. Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
    5. Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
    6. Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
    • в метапредметном направлении:
    1. Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;
    2. Формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
    3. Развитие умений работать с учебным математическим текстом;
    4. Формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;
    5. Развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
    6. Развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
    7. Формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;
    • в предметном направлении:
    1. Овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
    2. Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
    3. Овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
    4. Освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
    5. Понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

    1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

    Формы организации учебных занятий по курсу «Занимательная математика. Мир текстовых задач» следующие:

    • лекция,
    • беседа,
    • практикум по решению задач,
    • тренировочные упражнения,
    • зачёт,
    • самостоятельная работа.

             Основные виды учебной деятельности  на занятиях:

    • решение занимательных задач;
    • участие в дистанционных математических олимпиадах, международной игре «Кенгуру»,
    • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
    • проектная деятельность;
    • самостоятельная работа;
    • работа в парах, в группах;
    • творческие работы;
    • подготовка и проведение мероприятий, позволяющих повысить интерес к математике.

    Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» включает следующие критерии:

    • участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
    • участие в городских, региональных, российских  творческих и интеллектуальных мероприятиях;
    • итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
    • Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в портфолио ученика.

    Содержание курса:

    1. Понятие текстовой задачи и их роль в школьном курсе математики (1 ч.)
    Понятие текстовой задачи. История использования текстовых задач в России. Текстовые задачи в зарубежной школе. Решение старинных задач.

    2. Решение текстовых задач арифметическим способом (2 ч.)
    Задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решение задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

    3. Решение текстовых задач на составление числа (2ч)                                                      Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Задачи на составление многозначного числа по известным зависимостям между его цифрами.

    4. Задачи на движение (7 ч.)
    Движение навстречу друг другу, движение в одном и противоположных направлениях. Движение по реке. Движение по кольцевым дорогам.  Движение протяжённых тел. Движение с косвенно выраженной скоростью.

    5. Задачи на совместную работу (5 ч.)
    Понятие работы и производительности, рассмотреть алгоритм решения задач на работу. Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Задачи на конкретную и абстрактную работу.

    6. Задачи на проценты (5 ч.)
    Процент. Отношения. Нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Простой и сложный процентный рост. Формула сложных процентов.

    7. Задачи на смеси и сплавы (5 ч.)
    Масса смеси. Массовая концентрация вещества. Процентное содержание вещества. Объёмная концентрация вещества. Задачи на концентрацию и процентное содержание. Переливание и процентное содержание.

    8. Задачи на прогрессии (3 ч.)
    Формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Бесконечная геометрическая прогрессия при |q|<1. Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

    9. Нестандартные способы решения текстовых задач (5 ч.)
    Переформулировка задачи. «Лишние» неизвестные. Использование делимости. Решение задач в общем виде.

    1. Календарно-тематическое планирование

    Учебно-тематический план


    п/п

    Тема

    Кол-во часов

    1.

    Понятие текстовой задачи и их роль  в школьном курсе математики.

    1

    2.

    Решение текстовых задач арифметическим способом.

    2

    3.

    Решение текстовых задач на составление числа

    2

    4.

    Задачи на движение

    7

    5.

    Задачи на совместную работу.

    5

    6.

    Задачи на проценты

    5

    7.

    Задачи на смеси и сплавы.

    5

    8.

    Задачи на прогрессии.

    3

    9.

    Нестандартные способы решения текстовых задач.

    5

    Итого

    35


    Календарно-тематическое планирование

    9 класс

    № занятия

    Дата

    Тема занятия

    Количество

    часов

    Характеристика деятельности

    обучающегося

    план

    факт

    Основные типы текстовых задач

    1

    Познакомится  с основными типами текстовых задач. Применять алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с  использованием аппарата алгебры.

    Решение задач арифметическим способом.

    1

    Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

    Решение задач арифметическим способом.

    1

    Решать задачи на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического.

    Решение задач на составление чисел.

    1

    Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.

    Решение задач на составление чисел.

    1

    Решать задачи, в которых используется формула двузначного числа.

    Задачи на равномерное движение.

    1

    Решать задачи на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути.

    Задачи на движение по реке.

    1

    Решать задачи на движение по воде.

    Задачи на движение по реке.

    1

    Решать задачи на движение по воде.

    Движение по кольцевым дорогам.

    1

    Решать задачи на движение по окружности.

    Движение протяжённых тел.

    1

    Решать задачи на движение протяженных тел.

    Движение с косвенно выраженной скоростью.

    1

    Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.

    Движение с косвенно выраженной скоростью.

    1

    Решение задач на движение с косвенно выраженной скоростью.

    Задачи на работу.

    1

    Понятие работы и производительности, зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения, усвоение алгоритма решения задач на работу.

    Задачи на работу.

    1

    Решение задач на работу.

    Задачи на планирование.

    1

    Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

    Задачи на планирование.

    1

    Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

    Задачи на планирование.

    1

    Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы.

    Задачи на проценты.

    1

    Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа.

    Простой и сложный процентный рост.

    1

    Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.

    Простой и сложный процентный рост.

    1

    Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов.

    Формула сложных процентов.

    1

    Применение формулы сложных процентов.

    Формула сложных процентов.

    1

    Применение формулы сложных процентов.

    Задачи на смеси и сплавы.

    1

    Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы.

    Задачи на смеси и сплавы.

    1

    Решение задач на смеси и сплавы.

    Задачи на разбавление.

    1

    Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

    Задачи на разбавление.

    1

    Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

    Задачи на разбавление.

    1

    Применение алгоритма решения  задач на смеси и сплавы.

    Задачи на прогрессии.

    1

    Применение формулы n-го члена  и суммы n-первых членов арифметической и геометрической прогрессий.

    Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

    1

    Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.

    Комбинированные задачи на арифметическую и геометрическую прогрессии.

    1

    Решение комбинированных задач на арифметическую и геометрическую прогрессии.

    Нестандартные методы решения задач.

    1

    Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)

    Нестандартные методы решения задач.

    1

    Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные)

    Нестандартные методы решения задач.

    1

     Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

    Нестандартные методы решения задач.

    1

    Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

    Нестандартные методы решения задач.

    1

    Решение нестандартных задач  с использованием делимости, решение задач в общем виде.

    Итого                                                                        

    35

    Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

    1. Варшавский И.К., Гаиашвили М.Я., Глазков Ю.А. Текстовые задачи на Едином государственном экзамене. // Математика для школьников, №3, 2005
    2. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике. Учебное пособие для учащихся 7-11 классов. – Челябинск. Взгляд, 2005
    3. Дорофеев В.Г. Математика для поступающих в ВУЗы; Пособие /В.Г.Дорофеев, Л.В. Кузнецова, Е.А.Седова – М.:Дрофа, 2001
    4. Ерина Т.М. Задачи на движение. //Математика для школьников, № 3, 2005
    5. Захарова А.Е. Несколько задач «про цены» // Математика в школе, №8, 2002
    6. Захарова А.Е. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. // Математика для школьников, №3, 2006
    7. Звавич Л.И. Задания для подготовки к письменному экзамену по математике в 9 классе: пособие для учителя – М.Просвещение, 2001
    8. Кузнецова Л.В. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9 кл. – М.: Дрофа ,2009
    9. Семенов А.Л., Ященко И.В.Математика. Типовые экзаменационные варианты. – М.Национальное образование, 2011
    10. Шевкин А.В. Сборник задач. 5-6 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011
    11. Шевкин А.В. Сборник задач. 7-11 класс. – М.: ИЛЕКСА, 2011

    Технические средства обучения:

     Мультимедийный компьютер

     Мультимедийный проектор

           Экран навесной.

     Доска магнитная


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"

    рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности "Занимательная биология"...

    Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс

        Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федер...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающи...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для учащихся 5 классов Направление - общеинтелектуальное

    ОглавлениеРезультаты освоения курса внеурочной деятельности3Содержание курса внеурочной деятельности5Тематическое планирование5...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Занимательная химия"

    Программа по курсу внеурочной деятельности с рецензией...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Эрудит" математика 5 класс 3 часа в неделю

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Эрудит» (далее Рабочая программа) составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Закона Российской Федерации «Об об...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная история» для 5 классов

    Данная программа ориентирована на формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально, а также через творческую деятельн...