Главные вкладки

    Программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка». 5 класс
    рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

          Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором на первый план выдвигается положение о воспитании личности, способной «к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию».

         В настоящее время программы для общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют о том, что необходимо поднимать преподавание русского языка на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям современного общества. В связи с этим на первый план выдвигается проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Таким образом, акцентируется внимание на усилении практической и речевой направленности обучения, а также значительное место отводится воспитанию у школьников научно-лингвистического мировоззрения.

       Практическая значимость введения в курс средней школы элементов истории языка очевидна. Одним из основных направлений развития современного среднего образования является научный принцип изучения предметов. В педагогике принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Для курса русского языка таким принципом признается историзм в подаче материала. Необходимо отметить, что принцип сознательности и активности учащихся в обучении, – один из самых главных принципов современной дидактической системы, реализующийся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности:  сравнений  и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений и т.д. Исторические же экскурсы и сравнения при изучении языка помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.

          Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Именно поэтому в указанном учебном курсе привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития основных грамматических категорий, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих сейчас языковых явлений разного уровня.

         Учитывается и такой принцип дидактики, как доступность, требующий учета возрастных особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

         Укажем еще на один принцип, которому отвечает историзм на уроках русского языка. Это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности учащегося. Таким образом, историческое комментирование русского языка отвечает важнейшим принципам дидактической системы, что позволяет говорить об актуальности включения элементов истории в курс русского языка  в средней школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti.doc98 КБ

    Предварительный просмотр:

     ПРОГРАММА

    учебного курса

    внеурочной деятельности

    «Занимательные страницы истории языка»

    5  класс

    Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения

    Программу разработала

    учитель русского языка и литературы

    Береснева Татьяна Юрьевна

                                                                                               


    1. Пояснительная записка.
    2. Общая характеристика курса.
    3. Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
    4. Содержание курса.
    5. Тематическое планирование.
    6. Методическое обеспечение курса.

    1. Пояснительная записка

         Программа курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы истории языка» предполагает введение в курс средней школы элементов истории языка и отвечает всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в котором на первый план выдвигается положение о воспитании личности, способной «к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию».

         В настоящее время программы для общеобразовательных учебных заведений свидетельствуют о том, что необходимо поднимать преподавание русского языка на новый качественный уровень, который соответствовал бы условиям и потребностям современного общества. В связи с этим на первый план выдвигается проблема формирования языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Таким образом, акцентируется внимание на усилении практической и речевой направленности обучения, а также значительное место отводится воспитанию у школьников научно-лингвистического мировоззрения.

       Практическая значимость введения в курс средней школы элементов истории языка очевидна. Одним из основных направлений развития современного среднего образования является научный принцип изучения предметов. В педагогике принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное состояние наук. Для курса русского языка таким принципом признается историзм в подаче материала. Необходимо отметить, что принцип сознательности и активности учащихся в обучении, – один из самых главных принципов современной дидактической системы, реализующийся при условии, если программный материал усваивается путем активной мыслительной деятельности:  сравнений  и сопоставлений; выделения причины и следствия; классификации и обобщений и т.д. Исторические же экскурсы и сравнения при изучении языка помогут школьникам сознательно усваивать учебный материал и покажут им, что современные нормы языка являются результатом длительного процесса его развития и совершенствования.

          Данный принцип предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач. Именно поэтому в указанном учебном курсе привлекаются только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития основных грамматических категорий, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих сейчас языковых явлений разного уровня.

         Учитывается и такой принцип дидактики, как доступность, требующий учета возрастных особенностей развития обучающихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

         Укажем еще на один принцип, которому отвечает историзм на уроках русского языка. Это принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, направленный на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучающегося. Таким образом, историческое комментирование русского языка отвечает важнейшим принципам дидактической системы, что позволяет говорить об актуальности включения элементов истории в курс русского языка  в средней школе.

    2. Общая характеристика курса.

         Курс внеурочной деятельности по русскому языку «Занимательное путешествие в историю языка» рассчитан 1 учебный год (34 часа).

    Данный курс обеспечивает достижение следующих целей:  

    •        Обучающая цель заключалась в том, чтобы облегчить ученикам понимание и усвоение некоторых фактов языка, кроме того, исторические сведения помогают понять природу некоторых исключений в современном русском языке.

    •        Развивающая состояла в следующем: научное освещение фактов и явлений современного русского языка обеспечивает сознательное отношение учащихся к изучаемым явлениям, повышает интерес к занятиям по русскому языку, расширяет кругозор учащихся.

    •        Сообщаемые ученикам сведения по истории языка повышают познавательную самостоятельность у учеников, воспитывают любовь и уважение к родному языку.

                Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:

    • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
    • овладение нормами русского литературного языка;
    • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
    • обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

                Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

    • формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
    • развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.

                Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

               Общепредметными задачами работы являются:

    • воспитание учащихся средствами данного предмета;
    • развитие их логического мышления;
    • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
    • формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).

    1. Ожидаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

    Предметные результаты:

    1. понимание и осознание места русского языка среди других языков мира;
    2. знать основные этапы развития русского алфавита;
    3. понимать основные законы изменения фонетической, лексической и словообразовательной систем русского языка;
    4. познакомится с творчеством выдающихся деятелей в области науки о языке;
    5. уметь строить тексты в соответствии с законами русского литературного языка.

    Личностные результаты:

    1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

    2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;

    3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

    4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

    7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    10) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

    Метапредметные результаты:

     1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

     2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

     3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

    6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

    7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

    8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

    9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

    10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

    12) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

    4. Содержание курса.

    1. Русский язык среди других языков мира (2ч)

    2. Развитие русского письма (8ч). Особенности развития русского алфавита. Исторические изменения. Выдающиеся личности в истории русского письма.

    3. Развитие фонетического строя языка(11ч.). Система гласных и согласных звуков языка. Основные фонетические законы, по которым развивается язык.

    4. Развитие лексического строя языка (6ч). Лексика и фразеология. Этимология слов и устойчивых выражений.

    5. Словообразование (3ч). Изменение строения слов.

    6. Текст (3ч). Комплексный анализ текста с учетом исторического контекста.

     

    5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Кол-во часов

    Тема

    Форма урока

    УУД

    познавательные

    регулятивные

    коммуникативные

    1-2

    2

    Язык и его семья (русский язык среди других языков мира).

    Лекция-беседа.

    Творческая мастерская

    1. умение определять понятия; создавать обобщения; устанавливать аналогии; устанавливать причинно-следственные связи;
    2. строить логическое рассуждение; делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач;
    3. смысловое чтение.

    1. самостоятельная постановка целей;
    2. выбор путей достижения целей;
    3. самоконтроль в процессе достижения целей;
    4. оценка результатов собственной деятельности;
    5. владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора.

    1. работа в группе; умение согласовывать свои действия;
    2. умение осознанно использовать речевые средства с задачей коммуникации;
    3. владение устной и письменной речью;
    4. формирование и развитие ИКТ-компетенции.

    3

    1

    Знакомьтесь, г-жа Кириллица! (От древней азбуки до современного алфавита)

    Творческая мастерская

    4

    1

    «Все оттенки смысла…»

    урок-исследование.

    5

    1

    Открытие музея «История в лицах». Кирилл и Мефодий – создатели русского алфавита

    урок-экскурсия.

    6

    1

    Петр I

    урок-экскурсия.

    7

    1

    М.В.Ломоносов

    урок-экскурсия.

    8

    1

    В.И.Даль

    урок-экскурсия.

    9

    1

    Н.Ушаков

    урок-экскурсия.

    10

    1

    С.И.Ожегов

    урок-экскурсия.

    11

    1

    Фонетика от древности до наших дней

    Система гласных и согласных звуков.

    Творческая мастерская

    12

    1

    Тайна Ъ и Ь.

    Творческая мастерская

    13

    1

    Древнерусский звук «ять»

    Творческая мастерская

    14

    1

    Носовые гласные

    Творческая мастерская

    15

    1

    Полногласие

    Творческая мастерская

    16

    1

    Система безударных гласных

    Творческая мастерская

    17

    1

    Звуки, передаваемые буквами В и Ф.

    Творческая мастерская

    18

    1

    История одного исключения. Звуки [ж], [ш], [ч], [ц]

    Творческая мастерская

    19

    1

    Согласный [j]

    Творческая мастерская

    20

    1

    Согласные глухие и звонкие

    Творческая мастерская

    21

    1

    Согласные твердые и мягкие

    Творческая мастерская

    22-24

    3

    Лексика

    Лаборатория слов

    Урок-исследование

    25-27

    3

    Слово, бьющее в цель (фразеологизмы)

    Урок-исследование

    28-30

    3

    Словообразование

    Слово под микроскопом (исследуем строение слов)

    Урок-исследование

    31-33

    3

    Текст

    «Как слово наше отзовется…» (исследуем текст)

    Урок-исследование

    34-35

    2

    Праздник «День славянской письменности»

    Урок с элементами театрализованного представления

     

    6. Методическое обеспечение курса

    Научно-популярная литература

    1. Из истории русских слов: Словарь-пособие./Под ред.   М.А.Злобиной.М.:Школа-Пресс,1993. – 224с.
    2. Кобяков Д.Ю. Приключения слов. М.: Детская литература,1966. – 230с.
    3. Колесов В.В. История русского языка в рассказах: Кн. Для учащихся старших классов. М.:Просвещение,1981. – 172с.
    4. Костомаров В.Г. Жизнь языка: от вятичей до москвичей. М.: Педагогика-Пресс,1994. – 240с.
    5. Миронова Т.Л. Необычайное путешествие в Древнюю Русь: Грамматика древнерусского языка для детей. М.: Мол.гвардия,1994. – 215[9]с.
    6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы: Кн. Для учащихся ст. классов. М.:Просвещение,1988. – 169с.
    7. Успенский Л.В. По закону буквы. М.:Мол.гвардия,1979. – 240с.
    8. Успенский Л.В. Слово о словах. М.:Мол.гвардия,1957. – 254с.
    9. Этерлей Е.Н., Кузнецова О.Д. Неизвестное в известном (слово о словах). Л.:Наука,1979. – 224с.

    Научная литература

    1. Белоконева Н.Н. Исторический подход к преподаванию русского языка.// Обновление школы и проблемы культуры педагога в процессе непрерывного образования. Материалы к конференции./ Под.ред. Т.Г.Браже. СПб,1993. С.48-50.
    2. Белоконева Н.Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка».// Русский язык в школе. 1994. №4. С.86-88.
    3. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. Пособие для учителей. М.: Просвещение,1978. – 159с.
    4. Прокопович Н.Н. Историзм на уроках грамматики.// Русский язык в школе. 1941. №1. С.51-57.
    5. Стефанский Е.Е. Задачник начинающего слависта. Русский язык на фоне славянских языков для учителей, студентов и школьников. Самара,1997. – 96с.
    6. Тихонова Р.И., Ильина И.И. Старославянский язык. Самара,1995. –276с.
    7. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка  (XI - XIXвв.). М.:Гнозис,1994. – 231с.
    8. Успенский М.Б. Лингвистика в гостях у школьников.// Русский язык в школе. 1998. №1. С.16-20.
    9. Филин Ф.П. Изучение русского языка на современном этапе.// Русская речь. 1976. №1. С. 15-18.
    10. Янченко В.Д. Что и как рассказывать школьникам об учёных-лексикографах.//Русский язык в школе. 1997. №6. С.24-28.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 4 класса

    Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (4класс) по французскому языку. ...

    Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по французскому языку для 5 класса

    Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников (5 класс) по французскому языку. ...

    Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"

    Экскурсионная программа по изучению истории Санкт-Петербурга...

    Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"

    Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

    Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами учебника» 9 класс

    Данный элективный курс предназначен для расширения базового курса алгебры и дает учащимся возможность познакомиться с основными приемами и методами выполнения заданий, связанных с модулями, параметрам...

    Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «За страницами учебника информатики» в 9 классе

    Согласно нормативным документам ОГЭ по информатике и ИКТ на 2020 год, формат КИМ претерпел значительные изменения. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "За страницами учебника инфор...