Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Макаренко Ирина Александровна

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Формирование личности обучающихся, как достойных граждан своего Отечества, ориентировано на сохранение, восстановление и преумножение исторического и культурного достояния России через умение вслушиваться в голос истории, осмысливать ее связь с современностью. Практика работы в школе показала, что знакомство с прошлым и настоящим,  историей и культурой народа необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки образовательной программы «Занимательные Страницы истории Санкт-Петербурга».

        Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных а результате освоения курса «Истории и культуры  Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведению посещению экскурсий в  культурном пространстве города и его пригородов. Программа предназначена для внеурочного образования учащихся 6 класса.

Актуальность программы. В рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения школа рассматривается как фундамент  гражданского общества. «Концепция духовно-нравственного воспитания» задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность  (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству). В требованиях к результатам образования определено, что выпускник школы:

-  любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

-  владеющий основами умения учиться;

- любящий родной край и свою страну.

        Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью и окружающей действительностью.

        Особенность программы состоит в том, что одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности обучающегося является  экскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности, способствуют воспитанию патриотических чувств, формированию экологических навыков поведения.

Цели и задачи программы.

Главная цель программы- изучение истории  родного города, формирование познавательной потребности в освоении исторического   материала.

Задачи программы:

  • расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;
  • содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
  • формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности обучающихся по изучению истории своего народа;
  • воспитание патриотизма и любви к родному краю;
  • формирование способности самостоятельно оценивать исторические события;
  •  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

Программа построена в соответствии с принципами:

  • принцип гуманизации;
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип индивидуализации (личностно-ориентированный подход);
  • принцип системности и целостности;
  • принцип практической направленности;
  • принцип системности во взаимодействии базового и дополнительного образования;
  • принцип деятельностного подхода (через систему мероприятий воспитанники включаются в различные виды деятельности (интерактивные экскурсии, что обеспечивает создание успеха для каждого ребенка);
  • принцип постоянного совершенствования и корректировка программы;
  • принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип).

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа направлена на:

- создание условий для развития личности ребёнка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;

- привлечение детей к участию в общественно полезных, социально значимых акциях;

- взаимодействие с семьёй.        

        Последовательность тем обусловлена логикой развития основных понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе.

        

Методы, средства, приёмы, формы познавательной деятельности учащихся.

        

        Основными методами преподавания следует считать:

– объяснительно-иллюстративный (устное изложение материала – лекции),

– метод демонстрации (использование схем, карт, портфолио),

        Формы работы коллективные и индивидуальные: беседы, обсуждение тем экскурсий, самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев.

        

Сроки и этапы реализации программы. Программа имеет историко-краеведческую  направленность, рассчитана на 1 года обучения: 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа обучения предусматривает изучение истории города Петра начиная со времени основания до конца XVIII века.

Требования к уровню подготовки обучающихся.  

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, а на активное участие их самих в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему своего народа. Программа призвана расширить кругозор по истории страны и родного города, обучить навыкам работы с разнообразными историческими и музейными источниками.

     При отборе исторических сведений для занятия применяются правила:

  1. События  истории должны быть важными для данного края, доступными, эмоционально насыщенными;
  2. Предоставлять обучающимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
  3. Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  4. Вызвать интерес к родным местам.

Форма организации занятии– групповая:

  • экскурсии (особое место в программе отводится посещению школьного музея);
  • викторины, конкурсы (проводятся во время интерактивных экскурсий);
  • чтение художественной и научно-познавательной литературы;

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса.

        В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий, самостоятельной работы в школьном музее. В результате обучения по программе у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию обучения по программе будут сформированы:

        Личностные действия:

Обучающийся научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для области событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства, как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина, чувства сопричастности и гордости за свой край;
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  культурой народов мира;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

Обучающийся получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, цели;

Познавательные  действия:

Обучающийся научится:

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику города;
  • описывать достопримечательности города;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  • ознакомиться с культурным достоянием города
  • использовать полученные знания в других сферах своей деятельности (метапредметные связи)

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:  

  • изучать музейные фонды;
  • формировать  навыки  коллективной деятельности;

        Система организации контроля за реализацией программы.  

        Подведение итогов деятельности по каждому разделу будет организована в форме:

  • выставок рисунков,
  • создания презентаций и представлений  по изученной теме;
  • создания и защиты собственного  проекта;        

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

I раздел. Введение.

        1 тема. Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Занимательные страницы Санкт-Петербурга»в кружке.

2  тема Инструктаж по технике безопасности.

II раздел. Выбор темы экскурсии.

        1 тема.  Знакомство с планом экскурсионной программы. Обсуждение.

        2 тема  Экскурсия – одна из основных форм изучения истории города

III раздел. План экскурсий на год

  1. Интерактивная экскурсия Петергоф «В гостях у Банника»
  2.  «У истоков великого творения». Домик Петра, Меньшиковский дворец
  3. Маршрутный лист. Кунсткамера «Музей, который придумал Пётр»
  4. Большой дворец Петергофа
  5. Музей политической истории «Блокада и дети»
  6. Шереметьевский дворец «Фонтанный дом – ровесник Петербурга»
  7.  1 вариант - интерактивная игра «Спасение в Арктике», 2 вариант – обзорная экскурсия

Ледокол «Красин»

  1. Мастер-класс по росписи фарфора на Императорском фарфором заводе. ЛИФЗ
  2. Строгановский дворец
  3. Константиновский дворец
  4. Кронштадт
  5. Форты Кронштадта
  6. Екатерининский парк (г. Пушкин)
  7. Александровский парк (г.Пушкин)
  8. Павловский дворец «Из истории одного путешествия»
  9. Гатчинский дворцово-парковый ансамбль

IV раздел.  Подведение итогов экскурсионной  программы.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Занимательные страницы Санкт-Петербурга» 6 А класс

№ п/п

Тема раздела/урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Планируемые результаты

Виды и формы контроля

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

1

Вводное Цели и задачи курса

1

2

Инструктаж по ТБ

1

3-4

Знакомство с планом экскурсионной программы

Экскурсия – одна из основных форм изучения истории города

2

Беседа

Комбинированное занятие

Творческая лаборатория проектирования экскурсионных маршрутов

Научиться определять проблемные зоны в предметной, метапредметной сферах деятельности  и проектировать способы их выполнения

Познавательные:

Формировать познавательный интерес к предмету исследования: объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе проектной и исследовательской работ.

Коммуникативные:слушать и слышать друг друга, точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать необходимую информацию.

Формирование стартовой мотивации к изучению курса

Анкетирование с целью формирования интереса к изучению истории края. Семьи

5-8

Интерактивная экскурсия «В гостях у Банника»

4

Пешеходная экскурсия, викторина

Знакомство с достопримечательностями Нижнего парка «Петергофа», посещение павильона «Банный корпус»

Научиться составлять и реализовывать алгоритмы решения исследовательских и творческих задач  в индивидуальной, парной и групповой деятельности при помощи консультативной помощи экскурсовода

П.:объяснять явления, процессы и пр., выявляемые в ходе работы.

К.:формировать навыки работы в группе.

Р.:применять методы информативного поиска, том числе ЭОР.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности

Интерактивная викторина «погружение» в эпоху

9-10

Домик Петра

2

Занятие – «путешествие»

Исследование на местности с использованием знаний, полученных во время рассказа экскурсовода

Научиться составлять и реализовывать алгоритмы решения исследовательских и творческих задач  в индивидуальной, парной и групповой деятельности при помощи консультативной помощи экскурсовода

П.:получить новую информацию

К.:представлять конкретное содержание исторической информации

Р.:определять себя как субъекта коллективной деятельности.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности

Экскурсия-викторина

11-12

Меньшиковский дворец

2

Занятие – «путешествие»

Исследование на местности с использованием знаний, полученных во время рассказа экскурсовода

Научиться сопоставлять информацию, делать выводы, характеризовать эпоху

П.:получить новую информацию

К.:представлять конкретное содержание исторической информации

Р.:определять себя как субъекта коллективной деятельности.

Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной проектной деятельности

Экскурсия

13-16

Кунсткамера «Музей, который придумал Пётр»

4

Экскурсия

Интерактивное занятие

ознакомить с созданием первого музея Кунсткамеры. Дать представление о том, как учёные XVIII века познавали мир

Научиться «видеть» историческое событие своими глазами, уметь использовать знания, полученные ранее

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности

Интерактивное занятие

17-18

Обобщение

19-21

Музей политической истории «Блокада и дети»

3

Экскурсия, интерактивное занятие

В экспозиции музея, в кабинете музейного историка и реконструированном блокадном классе участники занятия познакомятся с подлинными предметами военного времени, личными вещами и дневниками ребят, чье детство прошло в осажденном Ленинграде.

Научиться «видеть» историческое событие своими глазами, уметь использовать знания, полученные ранее

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности, чувства эмпатии

«погружение» в эпоху (интерактивное занятие)

22

«Блокада и дети»

1

Обобщающее занятие

Литературная гостинная

Научиться «видеть» историческое событие своими глазами, уметь использовать знания, полученные ранее

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной творческой деятельности, чувства эмпатии

Конкур чтецов (стихи и проза о детях блокадного Ленинграда)

23-26

«Фонтанный дом – ровесник Петербурга» (Шереметьевский дворец)

4

экскурсия

Формирование деятельностных способностей  и способностей к структурированию предметного содержания, по истории усадьбы

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Познание культурного наследия города, посетить изученный памятник, побывать в музее-усадьбе

Экскурсия

27-30

Интерактивная игра «Спасение в Арктике» Ледокол Красин

4

Пешеходная экскурсия, интерактивная игра

Формирование деятельных способностей на маршруте

Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход

П.:умение составлять первичный проект деятельности

К.: устанавливать рабочие отношения, развивать навыки совместной деятельности

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

Знакомятся с устройством и назначением особого судна - ледокола, узнают о морских профессиях, ведут "научные наблюдения" за льдом и животным миром Арктики

Выполнение музейных заданий, участие в игре.

31-34

ЛИФЗ

4

Мастер-класс

Формирование деятельных способностей

Научиться работать индивидуально и в группах

П.:умение составлять первичный проект деятельности

К.:представлять содержание в устной и письменной форме.

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

Знакомство с полным циклом  процесса рождения фарфорового произведения

Мастер-класс

35-38

Строгановский дворец

4

Экскурсия

Изучение художественных принципов искусства «александровской поры» 

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого

К.:представлять собранную информацию

Р.:определять отношение к себе как к субъекту коллективной деятельности.

Формирование мотивации к изучению истории города воспитание патриотизма, гордости за свою историю

Экскурсия

39-42

Константиновский дворец

4

Урок-путешествие

«Возрождённый замысел Великого Петра». Парадные залы и дворцово-парковый ансамбль

Научиться работать в музейном пространстве

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умениесотрудничать в совместном решении задач

Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники

Выполнение музейного задания

43-47

Кронштадт

5

Квест

Игра-квест включает пешеходную экскурсию по Кронштадту по заданиям маршрутного листа

Научиться работать индивидуально и в группах, выполнять поставленные задачи

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умениесотрудничать в совместном решении задач

Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники

Выполнение задания по маршрутным листам

48-50

Форты Кронштадта

3

Морская прогулка

Знакомство с уникальными фортификационными сооружениями Кронштадта (культурное наследие Юнеско)

Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умениесотрудничать в совместном решении задач

Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники

Экскурсия

51-53

Екатерининский парк (Пушкин)

3

Пешеходная экскурсия

Формирование деятельных способностей на маршруте

Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники

Пешеходная экскурсия

54-56

Александровский парк (Пушкин)

3

Пешеходная экскурсия

Формирование деятельных способностей на маршруте

Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Познание культурного наследия города, желании выполнять дополнительные задания, посетить изученные памятники

Пешеходная экскурсия

57-59

Павловский дворец  «Из истории одного путешествия»

3

Экскурсия

Формирование деятельных способностей на маршруте

Научиться строить и работать в группах, реализовывать деятельностный подход

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Знакомство с историей путешествия Павла Первого с супругой по государствам Западной Европы

Экскурсия

60-63

Гатчинский дворцово-парковый ансамбль

4

Экскурсия

Формирование деятельных способностей на маршруте

Научиться строить и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в предметной и метапредметной деятельностях

П.:формировать умения оценивания исторических фактов, личностного восприятия прошлого.

К.:умение устанавливать рабочие отношения

Р.:умение сотрудничать в совместном решении задач

Ботанические увлечения венценосных особ

Экскурсия

64-67

Подведение итогов экскурсионной программы

68

Резерв


Список использованной литературы

  1. Асмолов А.Г. Системно-деятельный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2014.
  2. Балязин В.Н. Неофициальная история России. От Екатерины Первой до Екатерины Второй. М.: Олма Медиа Групп, 2011.
  3. Биржаков М.Б., Кузнецов Ю.В., Карташева Р.А., Усыпкин Г.С. Туристический путеводитель по Ленинградской области. М.-СПб: Невский фонд, Издательский дом Герда, 2015.
  4. Горбатенко С.Б. Петергофская дорога. Историко-архитектурный путеводитель. СПб: Европейский дом, 2011.
  5. Дмитриева Е.В.  Санкт-Петербург: культура и быт. СПБ: Корона Принт, 2013.
  6. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Пригороды. СПб: Корона Принт, 2008.
  7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник. М.: Советский спорт, 2004.
  8. Первушина Е.В. Усадьбы  и дачи петербургской интеллигенции 18 – начала 20 века. Владельцы, обитатели, гости. СПб: Паритет, 2008.
  9. Примерные программы внеурочной деятельности. Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010 г.
  10. Потапов А., Максименко Ю. Петербургские окрестности: таинственное и загадочное. Путеводитель. М.: Издатель Осипенко А.И., 2009.
  11. Пыляев М.И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб: Паритет, 2009.
  12. Юхнева Е.Д. Из Петергофа в Стрельну по Царской (Нижней) дороге. 19 век. Путеводитель. СПб: Паритет, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Истории Санкт-Петербурга. "Отзвуки" Средневековья в жизни петербуржцев и Петербурга.

Презентация нацелена на работу учащихся с  "Петербургской тетрадью" Л.К. Ермолаевой, Т.И. Удальцовой и др."Краеведенье. Санкт-Петербург - город-музей", ч.3....

Решётки набережных Петербурга (Интегрированный урок Истории Санкт-Петербурга и Изобразительного искусства).

В презентации Проиллюстрированны решотки набережных Петербурга.Учащиеся узнают  как очертания решоток набережных может помочь сориентироваться в городе.В конце предлогается иллюстрированное задан...

Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.

Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только    повысить интер...

Олимпиада по истории Санкт-Петербурга в 5 классе на внеурочной работе.

Разработка Олимпиады по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.  Предлагается получение новых знаний на внеурочных занятиях в форме Олимпиады....

Внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"

Рабочая программа 7 класс внеурочная деятельность "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга"...

Рабочая программа "Занимательные страницы истории Санкт-Петербурга" 8 класс

Программа разработана для закрепления умений и навыков, полученных в результате освоения курса «Истории и культуры  Санкт-Петербурга», широкого привлечения учащихся класса к проведени...