Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.
методическая разработка по краеведению (5 класс) по теме

Степанова-Казаринова Елена Витальевна

Использование игровых приёмов работы на внеурочных занятиях по Истории Санкт-Петербурга. Предлагаеся вариант проведения внеурочных занятий, целью которых является не только    повысить интерес к изучению  предмета, но и  привлечь детей к практической деятельности. Практическая деятельность позволяет обеспечить вовлечённость в работу учащихся после основных уроков, что очень важно.   Предлагается пример проведения одного из таких  занятий.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игровые методы работы на внеурочных занятиях по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.

Слайд 2

Внеурочная деятельность призвана вывести учащихся за рамки школьной программы. Продолжить развитие познавательной деятельности школьника в гуманитарной сфере; формировать умение работать с различными источниками информации (картами, справочниками и путеводителями, информационными знаками, имеющимися в городской среде, текстами, художественными произведениями и т.д.), развивать умения сопоставлять информацию, полученную из разных источников и др.

Слайд 3

Каждый учитель стремится к тому, чтобы его урок был интересным и запоминающимся. Особенно это касается внеурочных занятий, которые проходят после основных занятий в школе. Но после шестого урока детям уже сложно сосредоточиться на получении новой информации, а значит обычные формы урока здесь не подходят. В течение 2015-2016 года я использовала групповые формы работы . Для получения новой информации старалась организовывать самостоятельную учебную работу, в ходе которой учащиеся работают в группах, используя материал, подобранный для него учителем.

Слайд 4

В этом случае я предлагаю учащимся найти знания, осмыслить полученную информацию и систематизировать её. Для систематизации предлагаю подобрать к тексту подходящие иллюстрации, а затем вырезать их и приклеить на лист картона. Каждая группа получала папку для накопления материала. Туда складывались результаты работы на занятиях. К каждому занятию я подбирала материал, выдавала бумагу и клей. И дети читали, сортировали материал, вырезали, клеили, рисовали, делились полученной информацией.

Слайд 5

Внеурочное занятие по теме: «Скульптурный Олимп Петербурга» Планируемые результаты: личностные (определение своей позиции, эстетическое развитие) предметные ( освоение работы с различными источниками, умение систематизировать и обобщать историческую информацию, знание фактов, событий) метапредметные ( сознательная организация и регуляция своей деятельности)

Слайд 6

Организационный момент: Сегодня мы с вами познакомимся со скульптурой Древней Греции представленной в Санкт- Петербурге.

Слайд 7

Это решетка Летнего сада. Она удивительно красива. Создал эту решетку Юрий Матвеевич Фельтен .

Слайд 8

Дорожки чинно нас ведут Вдоль мраморных богов. В тенистом чудном уголке Сидит поэт Крылов… ( В.Блейков )

Слайд 9

Что такое Летний сад? Это кружево оград. Летний дом царя Петра, Дивных статуй череда, Перед входом чудо-ваза… ( В.Блейков ).

Слайд 10

1. А теперь подойдите к столам. Здесь разложены тексты с рассказом о греческих богах, которых можно встретить в Летнем саду и в Эрмитаже. 2. Ещё вы здесь видите иллюстрации с изображением греческих богов. 3. Ваша задача: - Подобрать иллюстрации и сложить текст и иллюстрацию. - Приклейте на л ист бумаги. Это будет следующий лист в вашей рабочей папке.

Слайд 11

Артемида Сразу за аллеей Поперечного канала нас встречают две скульптуры - копии с античных оригиналов, изображающие богов - близнецов: Аполлона и его сестру Артемиду (римляне звали ее Дианой). Артемида большую часть времени проводит в лесах и горах. Ее представляли себе с колчаном, луком и стрелами, в окружении лани и собаки – животных , посвященных богине. Существует две версии перевода ее имени: "убивающая" или "медвежья богиня". Греки считали, что характер Богини мстительный и жестокий (в древнейшие времена ей даже приносили человеческие жертвы). Миф рассказывает о том, как царь Агамемнон, убив на охоте лань, не принес жертву богине охоты. В наказание она потребовала от него принести в жертву его самую красивую дочь Ифигению . Царь был предводителем ахейцев в военном походе на Трою, и без этой жертвы продолжение похода было бы невозможно. Но все же, когда царь уже занес над несчастной дочерью жертвенный нож, Артемида пощадила ее и сделала своей жрицей. Знаменитую Керинейскую лань, опустошавшую поля, послала людям в наказание Артемида. Геракл, поймавший лань по приказу царя Эврисфея , должен был просить у Артемиды прощения. Артемида, так же, как и Афина, была неспособно испытывать чувство любви. Со временем Артемиду стали считать и богиней Луны (как Аполлона считали богом Солнца). Римляне звали эту богиню Дианой и считали ее покровительницей беглых рабов.

Слайд 12

Сатурн, бог ( Saturnus ) — исконный национальный древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию. Не позже начала III в. до н.э. Сатурн стал отождествляться с Кроносом (пожирающим своих детей), что дало повод интерпретировать его как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, возвращающееся в породившую его землю. И только сын его Юпитер (Зевс), спрятанный матерью Реей (Геей), остался в живых. Юпитер (Зевс) сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестер, заставив Сатурна (Кроноса) изрыгнуть проглоченных им детей и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестер олимпийскими богами Весту ( Гестию ) — богиней домашнего очага, Юнону (Геру) — женой и царицей богов, Цереру (Деметру) — богиней полей и плодородия, Плутона (Аида) — богом подземного царства мертвых и плодородия самой земли, Нептуна (Посейдона) — богом морей). А Сатурна (Кроноса) низверг в Тартар - глубочайшую бездну. Сатурн.

Слайд 13

Мраморная статуя Аполлона является копией с римской мраморной копии бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок . 330—320 до н. э.), Данная статуя создана П. Трискорни . Италия. 1820-е. Аполлон - в греческой мифологии златокудрый, сребролукий бог сын Зевса и богини Латоны (Лето) — охранитель стад, света (солнечный свет символизировался его золотыми стрелами), наук и искусств, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз, предсказатель будущего, дорог, путников и мореходов, также Аполлон очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра-близнец Артемида — Луну). Но так же его стрелы могли нести болезни и смерть. С его именем связаны несколько легенд древней Греции. Одна из них о гласито том что за насмешку над юным богом любви Эротом (Амур) был наказан неразделенной любовью к нимфе Дафне. Убегая от любви Аполлона Дафна превратилась в лавровое дерево. С тех пор Аполлон носил лавровый венок. Другая легенда о Гиацинте, которого Аполлон нечаянно убил соревнуясь с ним в метании диска. Из капель крови выросли прекрасные цветы.

Слайд 14

Супруга громовержца Гера устроила так, что Афродита вышла замуж за Гефеста — самого искусного мастера среди богов и самого некрасивого из них. Хромоногий Гефест трудился в своей кузнице, а Афродита, нежась в опочивальне, расчёсывала золотым гребнем кудри и принимала гостей — Геру и Афину. Любви Афродиты домогались Посейдон, Арес , Гермес и другие боги. Огромное горе принесла Афродите смерть её возлюбленного Адониса, страстного охотника. Он гибнет от клыков кабана, посланного ревнивым Аресом. Согласно Птолемею Гефестиону , Афродита первой бросилась с Левкадской скалы, чтобы излечиться от любви к Адонису. Афродита с наслаждением внушала любовные чувства богам и людям и влюблялась сама, изменяя хромоногому супругу. Непременным атрибутом одеяния богини являлся её знаменитый пояс, в котором были заключены любовь, желание, слова обольщения; он делал любого влюбленным в его хозяйку. Этот пояс порой заимствовала у Афродиты Гера, когда хотела разжечь в Зевсе страсть и тем самым ослабить волю своего могущественного супруга (XIV песнь «Илиады»). Афродита на дельфине. Скульптура. Эрмитаж

Слайд 15

К первому подвигу Геракла относят добычу шкуры Немейского льва. Хищника невозможно было одолеть стрелами. Гераклу довелось собрать все свои недюжинные силы, чтобы задушить зверя руками. Затем, прикрыв свое тело шкурой убитого животного, герой отправился навстречу второму подвигу. Необходимо было победить бессмертную Лернейскую гидру. Перед сыном Зевса стояло сложное задание: когда он отрубал чудовищу одну голову, на ее месте появлялась другая. Победить гидру помог Иолай . Юноша прижигал раны змееподобному чудовищу раскаленными головешками. Последнюю 9 голову Геракл закопал глубоко в землю, прикрыл тяжелым камнем. Но Эврисфей не захотел признать этот подвиг, так как в битве принимал участие и Иолай .

Слайд 16

Учащимся предлагается разделиться на группы, а затем подойти к столам и выбрать тексты и иллюстрации, которые к ним подходят. Таким образом ребята сами ищут знания, а потом закрепляют их, выполняя практическое задание. Каждой группе предлагается поделиться полученными знаниями со всеми участниками занятия. Таким образом во-первых дети читают текст, во-вторых – слушают рассказ, в-третьих пересказывают.

Слайд 17

Для закрепления материала – предлагается на следующем занятии заполнить историческое лото: Сатурн Зевс Афина Афродита Артемида Геракл

Слайд 18

Использую исторические пазлы . Предлагаю каждой группе сложить разрезанный на части рисунок с изображением бога, или другой иллюстрации. Для усложнения задачи смешиваю все части в разных группах. После того, как пазл сложен прошу рассказать о каждом изображении.

Слайд 19

Ребусы на занятиях. Учащиеся с удовольствием разгадывают предложенные ребусы и сами составляют их для другой группы. Правилами составления ребусов, с которыми учащиеся уже знакомы. – названия всех объектов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже; – нередко зашифрованный в ребусе предмет имеет несколько названий (око – глаз, нога – лапа) или одно общее и одно конкретное название (цветок – роза, дерево – липа), поэтому нужно подбирать название, подходящее по смыслу; – когда название не используется целиком и в конце или в начале слова отбрасываются одна или две буквы, применяется условный знак – запятая. Если она стоит слева вверху от рисунка, это означает, что от его названия необходимо отбросить одну букву, если запятых две – значит, 2 буквы и т. д. Если запятая располагается внизу рисунка, то убираются последние буквы; – если два предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением «в»; – если за буквой или предметом располагается другая буква или предмет, то читать названия нужно с прибавлением «за» (например, «за-я-ц»); – если одна буква состоит из другой буквы, это говорит о том, что названия читать необходимо с прибавлением «из» (например, «ф-из- ик »);

Слайд 20

– если по одной букве написана другая, то в слове используется «по», (к примеру, « по-л-к »); – если в ребусе изображен предмет в перевернутом виде, то его наименование нужно читать с конца (например, если нарисован кит, ответом будет «тик»); – если одна фигура нарисована под другой, то читать необходимо с прибавлением «на», «над» или «под»; – если одна буква расположена около другой, прислонена к ней, то наименование нужно читать с прибавлением «у» (например, «м-у-ка»); – нередко в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа», «ля» и «си» изображаются соответствующими нотами; – если фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей, то к названию этой фигуры необходимо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит); – если нарисован предмет, а около него зачеркнутая буква, это говорит о том, что такую букву нужно выбросить из полученного слова (например, «глаз – газ»); – если рядом с рисунком или над ним стоят цифры 4, 2, 3, 1, это значит, что читается четвертая буква названия, затем вторая, за ней третья и первая (к примеру, нарисован гриб, а правильным ответом будет бриг); – если над зачеркнутой буквой стоит другая, то ею нужно просто заменить зачеркнутую (к примеру, «кость – гость»).

Слайд 21

ЗЕ С

Слайд 22

,,,,

Слайд 23

Анаграммы Анаграммами называются слова, которые отличаются друг от друга только порядком букв. Например, из слова «клоун» можно составить следующие слова: уклон, кулон, колун. По правилам этой игры участникам дается десять слов и предоставляется 5 минут. За это время они должны получить новые слова, за каждое из которых им дается по 1 очку. Выигрывает тот, у кого будет больше всех очков . минотавр – норматив ;

Слайд 24

Наборщик Это очень интересная игра. Вам следует выбрать любое длинное слово и из его букв составить другие слова. Выигрывает тот, у кого окажется больше всего слов . Артемида – дар, мера, тема, рама; Эрмитаж – мираж, тираж, ритм, Мир , мирт

Слайд 25

Кому что принадлежит ? Вопрос Ответ Пирамида Пята Нить Меч Зевс Посейдон Артемида Геракл Хеопса Ахиллесова Ариадны Дамоклов Молнии Трезубец Лук и стрелы Львиная шкура

Слайд 26

Подведение итогов: Подсчитываем очки, набранные за занятие. Поздравляем победившую группу. И ещё раз вспоминаем: - Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

Слайд 27

На внеурочных занятиях я использую такие игровые формы работы, как «Историческое лото», ребусы , анаграммы, «Кому что принадлежит ?», «Исторические пазлы », «Наборщик» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"

Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...

Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга Ермолова 8 класс

Данная рабочая программа составлена на основе образовательной программы Л.К.Ермолаевой «Санкт-Петербург – история и культура», рассчитанной на два года обучения по 1 часу в неделю. Рабочая программа д...

Олимпиада по истории Санкт-Петербурга в 5 классе на внеурочной работе.

Разработка Олимпиады по истории Санкт-Петербурга в 5 классе.  Предлагается получение новых знаний на внеурочных занятиях в форме Олимпиады....

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...