Урок по физике в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"
план-конспект урока по физике (8 класс)

Михалёва Наталия Сергеевна

Урок физики в 8-м классе посвящен изучению явления нагревания проводников электрическим током и формулировке закона Джоуля–Ленца. В ходе урока рассматриваются механизмы передачи энергии от движущихся электронов к ионам кристаллической решётки и объясняется зависимость выделяющегося тепла от силы тока и сопротивления проводника.

 

На уроке применяется мультимедийное оборудование, презентация и постановочные эксперименты, обеспечивающие наглядность и облегчающие понимание сложного материала. Основное внимание уделяется выводу закона Джоуля–Ленца и его применению для решения практических задач.

 

Учащимся предлагается проанализировать влияние различных факторов на нагрев проводников, вспомнить базовые формулы и термины, такие как закон Ома, мощность и работа электрического тока. Занятие включает активную дискуссию, самостоятельную работу и закрепляющие упражнения, направленные на выработку прочных знаний и умений.

 

В результате урока ученики овладевают необходимым инструментом для решения задач, связанных с теплотой и энергией, а также осваивают важнейший закон электротехники, применимый как в быту, так и в промышленности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок физики в 8-м классе по теме

 "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца"

Цели урока:

  • объяснить явление нагревания проводников электрическим током;
  • установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи;
  • сформулировать закон Джоуля – Ленца;
  • формировать умение применять этот закон для решения качественных и количественных задач.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока. 

  • Образовательные:
  • опираясь на знания, полученные ранее, аналитически установить связь выделяющейся тепловой энергии на проводнике с силой тока и сопротивлением проводника;
  • анализируя опыты, установить эту же зависимость;
  • опираясь на известные формулы, теоретически определить количество теплоты, выделяющейся на проводнике с током;
  • подтвердить полученные выводы результатами экспериментов;
  • сформулировать закон Джоуля – Ленца;
  • формировать умение применять этот закон для решения задач.
  • Воспитательные:
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира;
  • формировать умение работать в группах, уважительно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей;
  • побуждать использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни.
  • Развивающие:
  • показать учащимся различные пути и методы получения знаний об окружающем нас мире;
  • формировать умение обобщать и анализировать опытный материал,  самостоятельно делать выводы.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку «Нагревание       проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверить готовность к уроку.

Цель урока (Слайд 2)

  1. Активизация знаний.

(Слайд 3)

Решить задачу (устно)

Какую работу совершит ток силой 5 А за 2 с  при напряжении в цепи 10 В?

(100 Дж)

     Вспомним некоторые вопросы, которые потребуются, чтобы изучить новую тему:

1. Какие три величины связывают закон Ома?

(I, U, R; сила тока, напряжение, сопротивление.)

2. Как формулируется закон Ома?

(Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению.)

3. Что представляет собой электрический ток в металлах?

(Эл-ий Ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов )

4. Какова зависимость силы тока от напряжения?

( Во сколько раз увеличивается напряжение в цепи, во столько же раз увеличивается и сила тока)

5. Как выразить работу тока за некоторое время?

             ( А=U*I*t )

6. Как рассчитать мощность электрического тока?

(P=U*I)

7. При каком соединении все потребители находятся при одной и той же силе тока?

(При последовательном соединении)

  1. Новый материал.

На (слайде 4) изображены электроприборы(потребители электрического тока):

утюг, электроплитка, электрическая лампа, электрическая дрель, электрический чайник, паяльник
вопросы к учащимся:

Назвать приборы изображенные на слайде.

Какой прибор не вписывается в общий ряд? Уберите лишний.

Чем вы руководствовались, делая выбор?

Какое действие электрического тока проявляется в выбранных приборах?

(тепловое)

Выяснить, почему проводники нагреваются? (слайд 5)

Электрический ток в металлическом проводнике – это упорядоченное движение

электронов. Провод - это кристалл из ионов, поэтому электронам приходится «течь»

между ионами, постоянно наталкиваясь на них. При этом часть кинетической энергии электроны передают ионам, заставляя их колебаться сильнее. Кинетическая энергия

ионов увеличивается, следовательно увеличивается внутренняя энергия проводника,

и следовательно его температура. А это и значит что, проводник нагревается

От каких величин зависит нагревание проводника? (слайд 6)

Многочисленные опыты показывают, что чем больше сила тока в проводнике тем и количество теплоты, выделившееся в проводнике будет больше. Значит, нагревание проводника зависит от силы тока (I).

(Чем больший электрический заряд пройдет через поперечное сечение проводника в единицу времени, тем большее количество теплоты он выделит)

     Но не только сила тока отвечает за то, что выделяется большое количество теплоты.

Был проведен эксперимент.

(Были взяты 3 проводника одинаковой длины и площади поперечного сечения, но из разного вещества. Все проводники соединены между собой последовательно. Следовательно, сила тока на всех участках цепи одинаковая. Но при включении в цепь все 3 проводника выделили разное количество теплоты.

(Слайд 7)

Следовательно, количество теплоты зависит не только от силы тока, но и от того, из какого вещества изготовлен проводник. Точнее - от электрического сопротивления проводника (R)

(Сравнить удельное сопротивление проводников в таблице)

Вопр. Что нужно чтобы проводник нагревался сильнее?

Вывод: Чтобы проводник нагревался сильнее, он должен обладать большим удельным сопротивлением.

(Слайд 8)

От чего зависит количество теплоты в проводнике с током?

Вывод: Количество теплоты, которое выделяется при протекании  электрического тока по проводнику, зависит от силы тока в этом проводнике и от его электрического сопротивления.

Закон, определяющий тепловое действие тока – ЗАКОН ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА

Автобиографическая справка

 Рассказать о английском физике  Джеймсе  Прескотте  Джоулье (1818-1889 гг.)

и русском физике  Ленц Эмилий Христианович (1804 – 1865) 

(Слайд 9)

Как записывается закон Джоуля-Ленца

Q=I2Rt

Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления  проводника и времени.

Q – количество теплоты - [Дж]    

I – сила тока – [A]

R – сопротивление – [Ом]

t – время – [c]

Формулу, которую мы получили, в точности соответствует формуле, которую мы изучили ранее. Это формула работы электрического тока

A=UIt из закона Ома I=U/R следует U=IR  следовательно A=IRIt что соответствует закону Джоуля-Ленца Q=I2Rt

Вывод: Количество теплоты электрического  тока равно работе электрического тока.  

Q=A

  1.  Закрепление (Систематизация знаний)

(Слайд 10)

1) В чем проявляется тепловое действие тока?

(В нагревании проводника)

2) Как можно объяснить нагревание проводника с  током?

(Движущиеся электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки и передают им свою энергию)    

3) Какие превращения энергии происходят при   протекании тока через проводник?

(Электрическая энергия превращается во внутреннюю)

4) Как по закону Джоуля – Ленца рассчитать количество теплоты, выделяемое в проводнике?

                                   (Q=I²Rt)

  1. Решение задач

       

(Слайд 11)

Определить количество теплоты, выделяемое проводником, сопротивление которого 35 Ом, в течении 5 минут. Сила тока в проводнике 5 А.

  1.  Решение типовых задач по содержательным линиям экзаменационных работ ОГЭ 2016 года

(Слайды 12 – 18)

  1.  Домашнее задание

(Слайд 19)

                   §53, вопросы на стр. 151, упр. 27(1-3).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

Слайд 2

Цели урока объяснить явление нагревания п роводников электрическим током; 2. установить зависимость выделяющейся при этом тепловой энергии от параметров электрической цепи; 3. сформулировать закон Джоуля – Ленца; 4. формировать умение применять этот закон для решения качественных и количественных задач.

Слайд 3

Актуализация знаний. 1. Какую работу совершит ток силой 6 А за 10 с при напряжении в цепи 10 В? (600 Дж) 2 . Какие три величины связывают закон Ома? (I , U, R; сила тока, напряжение, сопротивление .) 3 . Как формулируется закон Ома ? ( Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению .) 4 . Что представляет собой электрический ток в металлах? (Эл- ий Ток в металлах представляет собой упорядоченное движение свободных электронов )

Слайд 4

Актуализация знаний. 5 . Какова зависимость силы тока от напряжения? ( Во сколько раз увеличивается напряжение в цепи, во столько же раз увеличивается и сила тока) 6 . Как выразить работу тока за некоторое время ? ( А =U*I*t ) 7 . Как рассчитать мощность электрического тока ? (P=U*I) 8 . При каком соединении все потребители находятся при одной и той же силе тока? (При последовательном соединении)

Слайд 5

Потребители электрического тока Какой прибор не вписывается в общий ряд? Уберите лишний. Какое действие электрического тока проявляется в выбранных приборах ?

Слайд 6

БАТАРЕЯ Почему же проводники нагреваются? Рассмотрим на примере движении одного электрона по проводнику

Слайд 7

От каких величин зависит нагревание проводника? медь никелин сталь А I 1 = I 2 = I 3 Q 1 ≠Q 2 ≠Q 3

Слайд 8

медь никелин сталь А 1. К оличество теплоты зависит от электрического сопротивления проводника ( R ) Вещество Удельное сопротивление Ом мм 2 /м Нагрев проводника Медь 0,017 слабый Сталь 0,1 средний Никелин 0,42 сильный Чтобы проводник нагревался сильнее, он должен обладать большим удельным сопротивлением

Слайд 9

2. К оличество теплоты зависит от силы тока в электрической цепи ( I ) 3 . К оличество теплоты зависит от времени прохождения электрического тока по проводнику ( t )

Слайд 10

Количество теплоты, которое выделяется при протекании электрического тока по проводнику , зависит от силы тока в этом проводнике , от его электрического сопротивления и времени . Закон определяющий тепловое действие тока . ЗАКОН ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА Джеймс Прескотт Джоуль ( 1818-1889 гг .) Эмилий Христианович Ленц ( 1804 – 1865)

Слайд 11

Как записывается закон Джоуля-Ленца Q – количество теплоты - [ Дж ] I – сила тока – [A] R – сопротивление – [ Ом ] t – время – [c] Q=I 2 Rt Количество теплоты электрического тока равно работе электрического тока . Q=A Количество теплоты, выделяемое проводником с током, равно произведению квадрата силы тока, сопротивления проводника и времени

Слайд 12

Систематизация знаний 1. В чем проявляется тепловое действие тока? (В нагревании проводника) 2. Как можно объяснить нагревание проводника с током? (Движущиеся электроны взаимодействуют с ионами кристаллической решетки и передают им свою энергию) 3. Какие превращения энергии происходят при протекании тока через проводник ? (Электрическая энергия превращается во внутреннюю) 4. Как по закону Джоуля – Ленца рассчитать количество теплоты, выделяемое в проводнике? ( Q = I ² Rt )

Слайд 13

Задача 1. Определить количество теплоты, выделяемое проводником, сопротивление которого 25 Ом, в течении 5 минут. Сила тока в проводнике 6 А. Дано: R= 2 5 Ом t= 3 мин I= 6 А Q - ? Решение: t= 3 мин = 180 с Q=I 2 Rt Q= ( 6 A) 2 . 25 Ом . 180 с = = 162 000Дж = 162 кДж Ответ: 162 кДж

Слайд 14

Типовые задачи по содержательным линиям экзаменационных работ ОГЭ «При изучении наук задачи полезнее правил». Исаак Ньютон

Слайд 15

Задача №2 Сопротивление электрического кипятильника 100 Ом. Сила тока в цепи 2 А. Чему равна работа, совершаемая электрическим током за 5 мин работы кипятильника? 1) 12 Дж 2) 2000 Дж 3 ) 6000 Дж 4) 120000 Дж Ответ: 4

Слайд 16

Задача №3 5 2 4

Слайд 17

Задача №4 Электрическая плитка, подключённая к источнику постоянного тока, за 120 с потребляет 108 кДж энергии. Чему равна сила тока в спирали плитки, если её сопротивление 25 Ом?

Слайд 18

Задача №5 Нагреватель включён последовательно с реостатом сопротивлением 7,5 Ом в сеть с напряжением 220 В. Каково сопротивление нагревателя, если мощность электрического тока в реостате составляет 480 Вт?

Слайд 20

Домашнее задание §47, вопросы на стр. 173, упр . 39(1-3). Спасибо за урок



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока физики в 8-м классе

учителя физики и математики МКОУ «Пеорвоавгустовская средняя общеобразовательная школа» Михалёвой Наталии Сергеевны

https://rutube.ru/video/private/826d510ce31a25b0c50008ace29b492d/?p=uziZ0MmWG9PTV5UtsMIOKg

1. Тема урока: Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца»

2. Тип урока: комбинированный.

3. Цель урока и планируемые результаты:

Цель урока: объяснить механизм нагревания проводников электрическим током, вывести и сформулировать закон Джоуля–Ленца, развить способность применять полученный закон для решения задач.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • понимание механизма нагревания проводников,
  • умение формулировать и применять закон Джоуля–Ленца.

Регулятивные:

  • умение планировать собственную деятельность,
  • контролировать и оценивать её результаты.

Коммуникативные:

  • развитие навыков общения, аргументации и публичного выступления.

Личностные:

  • воспитание аккуратности, внимательности, дисциплинированности, стремление к саморазвитию.

4. Анализ контингента обучающихся:

Класс состоит преимущественно из учеников среднего уровня подготовки по физике. Их общие интересы разнообразны, преобладают общительные и активные дети, готовые обсуждать и высказываться. Часть учеников испытывает сложности с абстрактным мышлением и запоминанием формул, однако большинство обладает хорошей способностью воспринимать новую информацию визуально и практически.

5. План урока:

6. Рациональность распределения времени:

Время распределено равномерно, этапы урока плавно переходят один в другой. Каждый этап получил достаточное время для реализации поставленной задачи. Логичность структуры обеспечивается постепенностью усложнения материала и плавным переходом от теоретического объяснения к практическому применению.

7. Качество отношений между классом и педагогом:

Во время урока царила доброжелательная атмосфера, взаимное уважение и доверие. Педагог старался поддерживать эмоциональный контакт с каждым учеником, обращаясь к ним индивидуально, поддерживал инициативу и самостоятельность. Класс отвечал активностью и интересом, участвуя в дискуссии и выполняя задания.

          8. Оценка конечного результата:

Все поставленные цели и планируемые результаты достигнуты. Ученики поняли природу нагревания проводников, вывели и запомнили закон Джоуля–Ленца, показали уверенную способность применять этот закон при решении задач. Некоторые слабые места выявлены и учтены для дальнейшей индивидуальной работы. В целом урок прошел успешно и позволил достигнуть планируемых результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца"

Предлагаю конспект урока по развитию информационной и коммуникационной компетентностей учащихся посредством работы с технологической картой учащегося, работы друг с другом, с учителем, с учебником. Не...

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца"  с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...

Открытый урок в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца

Модульный урок-презентация по физике в 8 классе. Учебник А.В. Пёрышкин Физика 8, § 53....

Урок физики в 8 классе Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца

Урок физики в 8 классеНагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - ЛенцаЦели урока:Образовательные:1) узнать причину нагревания проводников при прохождении по ним электрического тока;2) ...

Конспект урока физики в 8 классе по теме "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".

Конспект урока физики, урок  изучения нового материала. Закон Джоуля-Ленца занимает важное место в курсе ньютоновской физики как при изучении тепловых процессов, так и для решения количественных ...

Техкарта урока по физике в 8 классе «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца»

Тип урока: комбинированный урок.Цели урока: формирование у учащихся представления о тепловом действии электрического тока и его причинах, выведение закона теплового действия тока и выяснения условий е...

Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»

Технологическая карта урока физики по теме «Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца»...