Мастер - класс "Формирование функциональной грамотности на уроках физики"
методическая разработка по физике
В материале рассмотрены различные виды функциональной грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя физики и информатики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова»
Кононовой Татьяны Анатольевныпо теме:
«ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
НА УРОКАХ ФИЗИКИ».
Цельмастер–класса: повышение уровня профессиональных компетентностей учителей, участников мастер–класса, в процессе формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках физики.
Задачи мастер–класса:
- Представить собственный опыт работы по заявленной теме мастер –класса.
- Организовать практическую деятельность участников мастер–класса по выполнению различных вариантов заданий по физике, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся школы.
- Создать условия для включения всех участников мастер – класса в активную познавательную деятельность.
Форма проведения: мастер–класс педагогами без участия обучающихся.
Основные этапы мастер-класса:
- Мотивация учения.
- Актуализация знаний.
- Постановка педагогической проблемы.
- Практическая демонстрация приемов.
- Подведение итогов мастер-класса.
- Рефлексия.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Разрешите представиться: Кононова Татьяна Анатольевна, учитель физики«Средней общеобразовательной школы № 1 г. Льгова им. В. Б. Бессонова».
Рада Вас приветствовать на мастер – классе по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках физики».
Согласно указу президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Россия должна войти в десять лучших стран мира по качеству общего образования.
Процессы модернизации в системе образования потребовали пересмотра целевых установок в определении образовательных результатов обучающихся.
«Человек знающий» заменяется на «человек, подготовленный к жизнедеятельности».
Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования.
Функционально — грамотная личность — это человек способный использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Давайте вспомним, что такое функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Различают несколько форм ФГ: общая грамотность; коммуникативная; информационная; компьютерная, бытовая.
К основным направлениям ФГ можно отнести:
- Математическая грамотность – это способность учащегося формулировать, применять и интерпретировать математику в различных контекстах.
- Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
-Естественнонаучна грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. глобальные компетенции,
- Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков.
- Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.
- Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности. Об этих методах и приемах пойдет речь сегодня.
Практическая часть
1. Казалось бы, ну какое отношение имеет физика к самой не физической области как лирика. Литература, поэзия, устное народное творчество на первый взгляд так далеки от точной науки физики.
Раскрытие тайн и законов природы человеком всегда волновало не только ученых, но и литераторов. Сегодня мы с вами попробуем тоже раскрыть тайны природы через литературу.
Приложение 1.
Русская сказка “Байка про тетерева”.
Некому выстроить тетереву в зимнюю стужу дом, а сам не умеет одну-то ночь всего надо пережить. Эх – надумал он – куда ни шло! И бултых в снег...
В снегу и ночевал. Ничего. Тепло было. Поутру рано встал, по вольному свету полетел. Куда надо.
Для этого при рассмотрении используем прием «Тонкие и толстые вопросы».
После обсуждения произведения, предлагаю детям вопросы
Прием «Тонкие и толстые вопросы» - это способ организации опроса по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.
Тонкие вопросы:
- Какое время года описывается в сказке?
- О ком идет речь?
- Что спасло тетерева от холода во время ночевки в снегу?
Толстые вопросы:
- Объясните, почему не замерз тетерев?
- Какое явление положено в отрывке сказки?
Б. Пастернак «Свеча горела»:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Е. Ефимовский
На землю солнце льёт лучи.
Они светлы и горячи.
Хоть двери закрывай на ключ,
к тебе придёт радиолуч.
Ты на рентген пришёл – врачи
направят сквозь тебя лучи.
Не видно солнца из – за туч –
согреет инфракрасный луч.
Луч радио и луч свечи –
Одной природы все лучи.
Так что ж это такое – луч?
Быть может, в нём к природе ключ?
Не нитка тонкая, льняная –
луч света – вот она, прямая!
А:
1.Линия, вдоль которой распространяется свет _______________________
2.Свет распространяется ___________________________
3.Основное свойство инфракрасных лучей ___________________________
4.Главное свойство рентгеновских лучей ____________________________
5.Природный источник ультрафиолетовых лучей _____________________
!Давайте вместе с вами определимся, какие виды функциональной грамотности формируют данные задачи (Естественнонаучная, читательская).
2.При формировании функциональной грамотности лидирующее место в предмете «Физика» занимаютпрактические методы обучения.
Практические методы обучения - это решение задач (метод, играющий особую роль в обучении физике) и экспериментальные работы учащихся (лабораторные и фронтальные опыты, физический практикум, домашние эксперименты). В процессе использования этих методов у учащихся формируются умения по применению знаний.Результаты такой работы становятся основным источником знаний и умений учащихся.
Задачу, которую мы с вами рассмотрим хорошо применить, в 7 классе на уроке, посвященном строению вещества. При изучении данной темы обращаю внимание классана то, что некоторые вещества встречаются в природе в ограниченном количестве. Сообщаю, что воду с давних времен считали благом природы. Перед началом эксперимента ставлю вопрос: «Можно ли считать, что запасы воды неисчерпаемы?». Предлагаю школьникам с помощью эксперимента решить задачу.
Задача №1.
Пользуясь секундомером и стаканом, объем которого 100 см3, определите утечку воды за сутки, за месяц (30 дней) если она из крана тянется струйкой толщиной в спичку, рассчитайте финансовые потери
(1
- 53, 87 руб).
Экспериментальную часть делаем в школе, расчеты дети проводят дома и заполняют таблицу.
Объём за час | Объём за сутки | Объём за месяц | Стоимость воды за месяц | Стоимость воды за год |
0,0045 | 0,108 | 3,24 | 175 | 2095 |
Вопрос об экономии воды затрагиваем и при изучении сообщающихся сосудов. Учащиеся узнают, что если из неисправного водопроводного крана вода только лишь капает, то за сутки ее утечет большое количество.
Систематическое воспитание у учащихся бережного отношения к народной собственности формирует у них чувство ответственности за свой дом, город и т. д. и делает их бережливыми, аккуратными и дисциплинированными, а это и есть основы финансовой грамотности.
Итогом выполнения этого практического задания является написание синквейна.
Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо.
Вода.
Прозрачная, питьевая
Льется, журчит, булькает.
Важнейшее вещество на Земле.
Жизнь. Жидкость.
Вода.
Полезная, насыщенная.
Сохраняет, обогащает, помогает.
Восстанавливает силы человека.
Вещество.
Вода,
Текучая, растворяющая,
Замерзает, оттаивает, испаряется.
Вода – жидкость необходимая для жизни.
Вещество.
Эксперимент развивает уобучающихся наблюдательность, образное мышления, умение делать обобщения на основе наблюдаемых фактов. Также он дает возможность овладеть навыком применения тех или иных физических закономерностей, понять тесную связь физики с окружающим миром и предметами (Системно-деятельностный подход).
!Давайте вместе с вами определимся, какие виды функциональной грамотности формирует данная задача (Естественнонаучная, математическая, финансовая).
Эту задачу можно решить как в классе так и дома.
Домашние опыты в отличие от классных экспериментов проводятся с использованием каких-то подручных средств, а не специального школьного оборудования, что существенно, ведь в жизни учащимся придется встречаться с различными практическими задачами, которые не всегда похожи на учебные, классные. В этом плане домашние эксперименты способствуют выработке умений самостоятельно планировать опыты, подбирать оборудование, формируют умение познавать окружающие явления, рассматривая их в новой ситуации.
При выполнении опытов учащиеся могут применять самодельные приборы, предметы и материалы домашнего обихода.
Задания для домашних экспериментов я беру из учебника. Например
7 класс Задание к §10 «Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах».
- Налейте в один стакан холодной воды, в другой тёплой. Опустите в каждый из них несколько кристалликов марганцовки. Объясните наблюдаемое явление.
8 класс Задание к §25 «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел».
-Наэлектризуйте один воздушный шарик о газету, другой - о кусок шерстяной материи. Подвесьте их на некотором расстоянии друг от друга. Почему они притягиваются?
Домашние практические работы стимулируют познавательную деятельность и развитие мышления; привлекают внимание к основному материалу курса, направлены на углубление и пополнение знаний.
При решении задач на уроках, кроме стандартных задач из учебника и сборников подбираю задачи поддерживающие интерес и познавательную активность учащихся.
Для этого стараюсь придавать изложению содержания задачи внешне интересную форму, сообщаю практическую и жизненную привлекательность рассчитываемому явлению, учитываю увлечения школьников.
В поисках такого рода заданий обращаюсь к материалам, содержащимся в открытых банках заданий по формированию функциональной грамотности, кругу явлений повседневной жизни, к области техники, к природе, к страницам художественной литературы, к фильмам, - словом, ко всему, что, находясь за пределами учебника, но ситуации в заданиях должны быть понятны и интересны обучающимся.
Таким образом, методы и приемы, которые мы с вами рассмотрели, перекликаются друг с другом, мотивируют обучающихся на изучение предмета, концентрируя внимание, формируя самостоятельность, ответственность, коммуникативность, а соответственно, и функционально грамотную личность.
Физика – это предмет, который дает огромные возможности для формирования всех направлений функциональной грамотности. Это и естественнонаучная, и математическая, и читательская грамотность при чтении и осмыслении задач.
Умение креативно и критически мыслить, применять нестандартные решения, быть коммуникабельным, грамотным и начитанным, способным идти на компромисс и вести себя в обществе, легко адаптирующимся, самостоятельным, владеющим ИТ, умеющим подать себя — выделяет лидирующего и конкурентноспособного человека.
Как правило, комплексные задания включают несколько отдельных заданий по определенной теме. Каждое из заданий относится к разным компетенциям: «научное объяснение явлений», «интерпретация данных для получения выводов», «применение методов естественнонаучного исследования» и др. Задания подобраны по разному типу сложности: низкий, средний, высокий.
Ситуации в заданиях могут быть понятны и интересны обучающимся. Обязательно используется иллюстративный материал: фотографии, рисунки, схемы, графики, таблицы. Это обеспечивает мотивационный потенциал комплексного задания.
Задания можно использовать на разных этапах урока: формулирование темы урока, создание проблемной ситуации, рефлексия, исследовательская деятельность и др.
Некоторые задания можно использовать не только на уроках физики (географии, биологии, химии, истории, ОБЖ, астрономии). В этих случаях использование комплексного задания будет способствовать установлению межпредметных связей и формированию умений применять те научные знания, которые необходимы для объяснения данного явления в независимости от формальной предметной принадлежности явления.
Таким образом,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока» (8 класс)
laquo;Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока»...

Презентация "Интерактивная составляющая функциональной грамотности на уроках физики"
Материал содержит алгоритм формирования функциональной грамотности, основные направления исследования образовательных достижений учащихся....

Формирование функциональной грамотности на уроках физики.
Презентация к выступлению на зональной конференции на тему «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии, физики, химии и географии»...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики
Актуальность темы определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...
Развитие функциональной грамотности на уроках физики
laquo;Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие –самое сложное в мире».Актуальность темы определяется необходимостью в формировании ...

мастер класс по физике для МО физиков на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ на уроках физики»на тему «Механические колебания»
данный мастер класс я провела на Городском заседаний МО физиков г.Владикавказа....

Мастер-класс «Функциональная грамотность на уроках информатики».
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально-грамотных людей....
