Конспект урока-игры физики в 8 классе по теме «Тепловые явления»
план-конспект урока по физике (8 класс)
Урок проводится по типу телевизионной игры «Своя игра». В игре принимают участие все ученики. Требуется 2 помощника: 1 - для ведения учета правильных и неправильных ответов, 2 - для предоставлении права ответа ученику, первому поднявшему руку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока физики в 8 классе
по теме «Тепловые явления»
Предмет: физика.
Класс – 8.
Учитель: Уметбаева А. И.
Тема урока: «Тепловые явления».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
УМК: Перышкин А.В., Физика-8 класс, М., Дрофа, 2017 год.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения: мультимедийная презентация к уроку, компьютер, бумага и ручки для записей.
Цель урока: создать нестандартные условия
- для проверки и закрепления знаний обучающихся по теме “Тепловые явления”;
- для понимания смысла понятий темы;
- для выяснения причины ускоренного движения тел;
- для развития умения быстрого поиска и формулирования ответов на предложенные вопросы;
- для развития умения адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания предмета;
- совершенствования навыков самостоятельной работы.
Планируемые результаты обучения:
- уметь выделять и объяснять сущность тепловых явлений;
- понимать смысл основных физических понятий по теме;
- уметь предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- адекватно оценивать свое продвижение в освоении изучаемого содержания;
- формировать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учеников.
Ход урока.
Урок проводится по типу телевизионной игры «Своя игра». В игре принимают участие все ученики (в нашей сельской школе это менее 10 человек). Требуется 2 помощника: 1 - для ведения учета правильных и неправильных ответов, 2 - для предоставлении права ответа ученику, первому поднявшему руку.
Игра состоит из трех раундов, третий раунд – финальный. В первом и втором раундах содержится по 30 вопросов по шести темам. Право первого ответа предоставляется тому, кто первый ответит на вопрос: Мороженое в каком стаканчике растает быстрее: укрытое полотенцем или обдуваемое вентилятором? Далее отвечает тот, кто первым поднимает руку. За правильный ответ ученику засчитывается количество баллов, равное цене вопроса, за неправильный ответ – списывается. Вопросы с пометкой «Кот в мешке» отдатется товарищу.
В финальном раунде ученик делает ставку (не более заработанных в игре баллов) письменно на листочках и сдает его ведущему (учителю). Затем каждый ученик в течение 3-5 минут письменно дает ответ на вопрос и сдает ответ на проверку. Ведущий (учитель) дает правильный ответ, комментирует ответы учеников.
После этого подводятся итоги урока игры, выставляются отметки.
Раунд 1.
Определения
10. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. (теплопередача)
20. Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте. (теплопроводность)
30. Как называется энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче (количество теплоты)
40. Количество теплоты, необходимое для нагревания тела массой 1 кг на 1°C называют (удельная теплоёмкость вещества)
50. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг. (удельная теплота сгорания топлива).
Состояние вещества
10. В таком состоянии вещество занимает весь предоставленный ему объем (газ)
20. Назовите три агрегатных состояния воды (вода, лёд, водяной пар)
30. Для него характерны стабильность формы и колебательное движение составляющих частиц. (твёрдое тело)
40. Его частицы слабо связаны между собой, а объём существенно зависит от температуры (Газ)
50. В таком состоянии вещество сохраняет объем, но не сохраняет форму. (жидкость)
Виды теплопередачи
10. Почему батареи отопления не ставят у потолка? (конвекция)
20. В какой обуви зимой быстрее мёрзнут ноги: в просторной или тесной? Почему? (в тесной, мало воздуха, воздух плохой проводник тепла)
30. Кот в мешке. Почему емкость с водой при обустройстве уличного душа не окрашивают в серебристый цвет? (или на 50 баллов: Почему для измерения температуры воздуха на улице не используют ртутный термометр).
40. В каком доме теплее, в деревянном или кирпичном ? ( В деревянном доме теплее, так как дерево имеет меньшую теплопроводность)
50. Неопытные туристы поставили ведро с водой на землю, обложили сучьями, подожгли и ждут, ждут, ждут…сожгли много сучьев, а вода и не думает кипеть. Почему? (конвекция,теплопроводность)
Раунд 2.
Плавление и отвердевание
10. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называют…
20. Температуру, при которой вещество начинает плавиться, называют..
30. Количество теплоты, необходимое для плавления 1 кг вещества, взятого при температуре плавления – это…
40. Можно ли расплавить свинец в оловянной ложке? Почему?
50. Кусочек сливочного масла, взятого при комнатной температуре, необходимо расплавить. Какие процессы будут происходить с маслом? (температура плавления масла 35 °C)
Физика на огороде.
10. Почему не вымерзают озимые, прикрытые легким пушистым снегом?
20. Почему при угрозе весенних ночных заморозков молодые растения на грядках нужно полить водой?
30. Почему огород нежелательно поливать в жаркий полдень?
40. Для чего летом после полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа?
50. Пространство между растениями на грядках для борьбы с сорняками иногда укрывают черной пленкой? Какие еще цели преследуются при этом?
Парообразование
1. Нагреется ли до более высокой температуры вода, если она будет дольше кипеть?
2. Почему чайник шумит перед закипанием воды в нем?
3. Что остынет быстрее в одинаковых условиях: жирный суп или чай?
4. На чердаке белье медленнее высыхает, чем на открытом воздухе, при одной и той же температуре. Почему?
5. Почему в крышке чайника делают дырочку?
Финальный раунд
При какой температуре металлические ножницы и деревянный брусок будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: 1. Проверить и закрепить знания по теме «Тепловые явления». 2. Адекватно оценить свое продвижение в освоении изучаемого содержания
Правила игры 1. Игра состоит из трех раундов (первый, второй и финальный). 2. В начале первого и второго раунда объявляются темы и стоимость вопросов (количество баллов, которые можно получить при правильном ответе на вопрос). 3. Начинает игрок, правильно ответивший на вопрос. 4. Игрок выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. 5. За правильный ответ игрок получает количество баллов, равное цене вопроса. За неверный ответ или отказ от ответа баллы списываются со счета ученика 6. Если игрок ответил не верно или отказался отвечать, то ответ может дать другой игрок.
Финальный раунд. 1. Игрок делает ставку ( не более заработанных в игре баллов) письменно на листочках и сдает его ведущему. 2. Ведущий озвучивает вопрос финального раунда. 3. В течении 3-5 минут участник письменно дает ответ на вопрос и сдает ответ на проверку. 4. Ведущий дает правильный ответ, комментирует ответы всех участников. 5. Подводятся итоги игры.
Определения Состояние вещества Виды теплопередачи 10 10 10 20 20 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50
Плавление и отвердевание Физика на огороде Парообразование 10 10 10 20 20 20 30 30 30 40 40 40 50 50 50
Финальный раунд. При какой температуре металлические ножницы и деревянный брусок будут казаться на ощупь одинаково нагретыми?
Раунд 1. Определения. 10. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом или самим телом. (теплопередача)
Раунд 1. Определения 20. Явление передачи внутренней энергии от одной части тела к другой или от одного тела к другому при их непосредственном контакте
Раунд 1. Определения. 30. Как называется энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче?
Раунд 1. Определения. 40. Количество теплоты, необходимое для нагревания тела массой 1 кг на 1°C – это …
Раунд 1. Определения. 50. Физическая величина, показывающая, какое количество теплоты выделяется при полном сгорании топлива массой 1 кг
Раунд 1. Состояние вещества. 10. В таком состоянии вещество занимает весь предоставленный ему объем
Раунд 1. Состояние вещества. 20. Назовите три агрегатных состояния воды
Раунд 1. Состояние вещества. 30. Для вещества в этом состоянии характерны стабильность формы и колебательное движение составляющих частиц
Раунд 1. Состояние вещества. 40. Его частицы слабо связаны между собой, а объём существенно зависит от температуры
Раунд 1. Состояние вещества. 50. В таком состоянии вещество сохраняет объем, но не сохраняет форму
Раунд 1. Виды теплопередачи. 10. Почему батареи отопления не ставят у потолка?
Раунд 1. Виды теплопередачи. 20. В какой обуви зимой быстрее мёрзнут ноги: в просторной или тесной? Почему?
Раунд 1. Виды теплопередачи. 30. Кот в мешке. Почему емкость с водой при обустройстве уличного душа не окрашивают в серебристый цвет?
Раунд 1. Виды теплопередачи. 40. В каком доме теплее, в деревянном или кирпичном?
Раунд 1. Виды теплопередачи. 50. Неопытные туристы поставили ведро с водой на землю, обложили сучьями, подожгли и ждут, ждут, ждут…сожгли много сучьев, а вода и не думает кипеть. Почему?
Раунд 2. Плавление и отвердевание. 10. Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое называют…
Раунд 2. Плавление и отвердевание. 20. Температуру, при которой вещество начинает плавиться, называют..
Раунд 2. Плавление и отвердевание. 30. Количество теплоты, необходимое для плавления 1 кг вещества, взятого при температуре плавления – это…
Раунд 2. Плавление и отвердевание. 40. Можно ли расплавить свинец в оловянной ложке? Почему?
Раунд 2. Плавление и отвердевание. 50. Кусочек сливочного масла, взятого при комнатной температуре, необходимо расплавить. Какие процессы будут происходить с маслом? (температура плавления масла 35 °C)
Раунд 2. Физика на огороде. 10. Почему грядки закрывают тонкой полиэтиленовой пленкой?
Раунд 2. Физика на огороде. 20. Почему не вымерзают озимые, прикрытые легким пушистым снегом?
Раунд 2. Физика на огороде. 30. Почему огород нежелательно поливать в жаркий полдень?
Раунд 2. Физика на огороде. 40. Для чего летом после полива приствольные круги плодовых деревьев покрывают слоем перегноя, навоза или торфа?
Раунд 2. Физика на огороде. 50. Пространство между растениями на грядках для борьбы с сорняками иногда укрывают черной пленкой. Какие еще цели преследуются при этом?
Раунд 2. Парообразование. 10. Нагреется ли до более высокой температуры вода, если она будет дольше кипеть?
Раунд 2. Парообразование. 20. Почему чайник шумит перед закипанием воды в нем?
Раунд 2. Парообразование. 30. Что остынет быстрее в одинаковых условиях: жирный суп или чай?
Раунд 2. Парообразование. 40. На чердаке белье медленнее высыхает, чем на открытом воздухе, при одной и той же температуре. Почему?
Раунд 2. Парообразование. 50. Почему в крышке чайника делают дырочку?
Подведение итогов. 1. Какие вопросы оказались трудными? 2. Какие вопросы вы считаете интересными? 3. Узнали вы сегодня что-то новое? Выставление отметок. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование измерительных материалов для диагностики учебных достижений по физике в 8 классе по теме «Тепловые явления»
Дидактический материал для 8 класса по новым требованиям....
Урок обобщения знаний "Физика в походе" по теме "Тепловые явления" 8 класс
Повторение темы “Тепловые явления”, закрепление навыков применения полученных ранее знаний на практике, развитие наблюдательности, привитие интереса к предмету....
Конспект урока по физике 8 класса на тему: "Закрепление знаний по теме "Тепловые явления"
Тема: “Җылылык күренешләре” темасын кабатлау. Максат: “Җылылык күренешләре” бүлегендә алган белемнәрне...

Диктант по физике для 8 класса по теме: "Тепловые явления. Внутренняя энергия"
Тема: Тепловые явления. Внутренняя энергия....

Презентация к уроку-зачёту по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления
Презентация к уроку-зачёту по физике для 8 класса по теме - Тепловые явления...
Контрольная работа физика 8 класс по теме "Тепловые явления"
Контрольная работа взята из ФГОС УМК О.И.Громцева Контрольные и самостоятельные работы по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
Тест физика 8 класс по теме "Тепловые явления. Способы изменения внутренней энергии""
Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
