Разработка урока по геометрической оптике 11 класс
план-конспект урока по физике (11 класс)

Потапова Ирина Ивановна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_pii.docx85.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по физике в 11 классе

Тема:  Обобщающий урок по теме «Геометрическая оптика»

Этапы урока

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий

Время

I, II

  1. Организационный момент.
  2. Этап целеполагания и мотивации.

Общая тема:  «Геометрическая оптика»

Тема урока:    «Обобщающий урок по теме  "Геометрическая оптика"»

Тип урокаОбобщения и закрепления знаний по теме «Геометрическая оптика»

Цели урока:

- Повторить основные формулы и законы геометрической оптики: закон отражения, закон преломления (Снеллиуса), формулы тонкой линзы.

- Закрепить у учащихся навыки решения задач темы

Задачи:

Общеобразовательные:

- выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме;

- продолжить активизацию познавательного интереса школьников на уроках физики через использование информационных технологий;

Воспитательные:

- продолжить формирование навыков общения при работе в коллективе;

- создать условия для реальной самооценки обучающихся.

Развивающие:

- развивать навыки обучающихся самостоятельно решать экспериментальные задачи;

- формировать умения анализировать, сравнивать, систематизировать;

развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:  интерактивная панель Lumien, ноутбуки, цифровая лаборатория по физике «Радуга», дидактический материал по физике к обобщающему уроку по теме «Геометрическая оптика», раздаточный материал, виртуальная лабораторная работа работа «Изучение свойств собирающей линзы» посредством платформы Новый диск (Образовариум).

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Этап целеполагания и мотивации.
  3. Этап актуализации знаний.
  4. Этап обобщения и закрепления теоретического материала.
  5. Этап практического применения материала темы (тестирование).
  6. Информация о домашнем задании.
  7. Рефлексия (подведение итогов урока).

Запишите число, тему урока.

Сформулируйте и запишите в тетради цель урока.

 Сравните с предложенной целью и задачами.

4мин

III

  1. Этап актуализации знаний.

Значительную часть информации человек получает через зрение, именно поэтому так важно разобраться с тем, как именно световые волны распространяются в среде.

Как мы уже отмечали ранее, свет является электромагнитной волной, а значит, вообще говоря, обладает рядом свойств, таких как дифракция, например, которые не рассматриваются в курсе геометрической оптики. Другими словами, геометрическая оптика может быть применима только тогда, когда можно утверждать, что в рамках предложенной задачи свет распространяется прямолинейно.

Из общего объема информации человек получает через зрительный канал 80%. Неудовлетворительное качество освещения не только утомляет и портит зрение, но и вызывает общее утомление организма, снижение внимательности и производительности труда, в том числе качества обучения. Обратите внимание, что значение имеет не только недостаток освещенности рабочего места, но и его избыток.

Обычно в классе естественное освещение помещения через окна является боковым, а искусственное освещение является верхним. Сочетание бокового и верхнего освещения называется комбинированным.

Нормирование освещенности в любом помещении, в том числе в классе, осуществляется профессионально по многим параметрам по достаточно сложным методикам согласно государственным санитарным нормам и правилам.

Экспериментальная работа «Измерение освещенности на рабочих местах в классе» при использовании цифровой лаборатории по физике «Радуга».

Цель работы: измерение освещенности при дневном свете, при искусственном и комбинированном. И сравнение с нормами освещенности.

Ребята, мы с вами начали изучение главы оптика, а также закончили изучение геометрической оптики. А что такое оптика, что она изучает и в частности, что такое геометрическая оптика?

Ответы обучающихся.

Найдите информацию о том, что такое уровень освещенности и какие нормы существуют для разных типов помещений.

Представьте результаты своей работы в виде небольшого текста (100—120 слов). Не забудьте включить ссылки на источники.

(Поиск информации в интернете)

Проведем экспериментальную работу «Измерение освещенности на рабочих местах в классе» при использовании цифровой лаборатории по физике «Радуга».

Цель работы: измерение освещенности при дневном свете, при искусственном и комбинированном. И сравнение с нормами освещенности.

Итак, мы с вами провели экспериментальную работу, какой вывод мы можем сделать?

10 мин

IV

  1. Этап обобщения и закрепления теоретического материала.

Цель: повторение и систематизация знаний по теме «Геометрическая оптика».

Фронтальный опрос:

1. На какие два фундаментальных закона опирается геометрическая оптика?

Ответ: Закон отражения, закон преломления.

2. Сформулируйте законы отражения света.

Ответ:

Угол падения, равен углу отражения;

;

Свойство обратимости лучей.

4. В чём заключается принцип Гюйгенса?

Ответ: Каждая точка среды до которой дошло возмущение, сама становится источником вторичных волн.

5. Сформулируйте закон преломления.

Ответ: http://festival.1september.ru/articles/412373/img10.gif= n = http://festival.1september.ru/articles/412373/img11.gifhttp://festival.1september.ru/articles/412373/img12.gif

6. В чём заключается физический смысл показателя преломления?

Ответ: Он равен отношению скоростей света в средах на границы, между которыми происходит преломление.

7. Что показывает абсолютный показатель преломления среды?

Ответ: это показатель преломления среды относительно вакуума. n1 = http://festival.1september.ru/articles/412373/img2.gif

Давайте повторим основные моменты геометрической оптики, проведем небольшой опрос и обсудим ваши ответы.

Фронтальная практическая работа по законам геометрической оптики

(набор для геометрической оптики)

Небольшая виртуальная экспериментальная работа

«Изучение свойств собирающей линзы» посредством платформы Новый диск (Образовариум)

8 мин

V

  1. Этап практического применения материала темы (решение тестовых задач).

Цель: повторение и систематизация знаний по теме при выполнении теста

Тест

1. Лучи, падающий и отраженный, образуют друг с другом угол 1400. Какой угол образует падающий луч с плоским зеркалом?

А. 700;                Б. 400;                В. 200;                Г. 300.

2.Человек рассматривает дно водоёма глубиной 4 м (истинная глубина), то кажущаяся глубина:

А. Больше 4 м;      Б. Меньше 4 м;       В. Равна 4 м.

3. Оптическая сила линзы равна 0,5 дптр, определите фокус такой линзы.

А. 2 м;   Б. 0,5 м;   В. 4 м;  Г. 0,05 м..

  1. Выберите один вариант ответа. Луч света падает из воздуха на поверхность стекла. Угол падения луча можно изменять. В таблице приведена зависимость угла преломления β луча от угла падения α луча (углы выражены в градусах). Чему равен показатель преломления стекла? Ответ округлите до десятых долей.

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5776/20200427131452/OEBPS/objects/t_natur_11_15_2/5c0fef6f716ca79723b982db.png

А. 1,6;   Б. 3,2;   В. 1,0;  Г. 2,0.

  1. Выберите правильный ответ. На рисунке показан ход лучей от точечного источника света SS через тонкую линзу. Какова оптическая сила этой линзы? (Ответ дан в диоптриях.)

https://resh.edu.ru/uploads/lesson_extract/5776/20200427131452/OEBPS/objects/t_natur_11_15_3/5c0fef61716ca79723b982d7.png

А. 6,5;  Б. 8;  В.12,5;  С. 25.

6. Возможно ли полное отражение, если световой луч, падает из воздуха в воду?

А. Нет;  Б. Да;  В. Может, если угол падения больше предельного угла отражения..

7. Как меняются кажущиеся размеры предмета в воде?

А. Увеличиваются; Б. Уменьшаются;  В. Не изменяются.

8. Возможно ли полное отражение, если световой луч падает, из воды в стекло?

А. Да;  Б. Нет;  В. Может, если угол падения больше предельного угла отражения


9. На рисунке изображен ход лучей, Определите, чему равна оптическая сила линзы?

https://k04ui.mob-edu.ru/upload/courses/290/files/web_resources/7/Images_7/fiz_11_7_4_14.png

А. 5дптр;  Б. 10 дптр;  В. 2,5 дптр;  С. 20 дптр.

Проведение тестирования при использовании режима «Интерактивный урок» интерактивной панели Lumien

Итак, вспомните, что нужно знать и уметь делать при решении данных тестовых задач. Выполните данные задания.

8 мин

VI

VI. Информация о домашнем задании.

Задание 1. Составить синквейн к слову «Оптика».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Правила написания синквейна:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке.
5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное.

Пример синквейна к слову «СВЕТ»:

Свет

Видимый, преломляющий

Освещает, изучается, рассеивается

Без него нет жизни на Земле

                                                               Излучение

Задание 2. Создать презентацию на тему «Оптические приборы»

 1 мин

VII

VII. Рефлексия (подведение итогов урока).

Цель: подведение итогов урока.

Самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы поставленной  цели.  

  

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 9 классе по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

Цель урока: формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных  компетенцийЗадачи урока:дидактические: систематизировать знания по теме арифметическая и геометрическая прог...

разработка урока геометрии в 7 классе по теме: "Начальные геометрические сведения" с применением ИКТ

АннотацияТема урока: «Начальные геометрические сведения».Тип урока:  урок  обобщения и систематизации знаний.Форма проведения: урок-игра.Форма работы на уроке: индивидуальная, коллекти...

Конспект урока "Законы геометрической оптики", 9 класс

Цель: Обобщение и повторение материала по теме «Отражение и преломление света. Плоское зеркало». Задачи:Общеобразовательные:выявить качество и уровень овладения знаниями и навыками по данной теме...

Методическая разработка урока технологии в 8 классе. Тема:"Чтение и выполнение чертежей деталей, состоящих из геометрических тел".

Представлен план-конспект обобщающего урока по программе Ботвиникова А.Д. и др "Черчение" 8 класс по разделу "Чтение и выполнение чертежей".Целью урока является закрепление знаний, умений и навыков по...

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе по теме "Геометрическая прогрессия"

Урок по теме "Геометрическая прогрессия  разработан в соответствии с современными требованиями к уроку....

Методическая разработка урока апгебры в 8 классе по теме "Геометрический смысл модуля действительного числа".

Методическая разработка урока апгебры в 8 классе по теме "Геометрический смысл модуля действительного числа"....