Интегрированный, бинарный урок физики-информатики в 10 классе "Использование физических моделей при изучении темы «Кинематика»"
план-конспект урока по физике (10 класс)

Костына Наталья Павловна

Мы свою жизнь не мыслим без информационных технологий. Предлагаю вариант формирования умений и навыков решение физических задач графическим способом с применением электронных таблиц. Проектно-исследовательская работа и умений обосновывать свой вариант решения – один из способов реализации личностного потенциала каждого ребёнка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный, бинарный урок физики-информатики в 10 классе

Использование физических моделей

при изучении темы «Кинематика»

Тип урока: закрепление изученного.

Вид: урок – практикум.

Технология: проектно – исследовательская.

Задачи урока: научить и закрепить основные навыки решения кинематических задач графическим способом и работы с электронными таблицами; развить навыки моделирования различных видов движения с помощью электронных таблиц, навыки исследования.

Планируемые результаты

Предметные: формирование умений и навыков решение физических задач графическим способом с применением информационных технологий, исследовательской работы и умений обосновывать свой вариант решения

Метапредметные:

познавательные – усваивать алгоритм деятельности, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
регулятивные – составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль;
коммуникативные – работать индивидуально и в группе, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Личностные:

формировать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем; овладение научным подходом к решению задач; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Оборудование: 10 компьютеров, локальная сеть, интерактивная доска.

Оформление урока: мультимедийная презентация (Приложение1) к интерактивной доске с графиками движения с ошибками, 5 вариантов исследовательских задач (Приложение 2), памятки (этапы моделирования, организация интерфейса физических моделей) (Приложение 3).

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Концентрируют внимание на работе на уроке.

  1. Актуализация опорных знаний

В чём заключается главная задача кинематики?

.

Повторим, какие виды движения вы знаете, как их описать с помощью формул?

Определение местоположения тела в любой момент времени

2 чел у доски: равномерное и равноускоренное движения

  1. Сообщение темы. Формулирование цели и задач урока

У многих задач есть несколько способов решения. Мы прорешали большое количество задач, вычисляя местоположения тела аналитическим способом. Но есть ли другие способы решения задач?

В построении графиков может помочь компьютер и программа Excel

Определить местоположения тела можно решить графическим способом.

Формулируют задачи урока

  1. Повторение и систематизация изученного

Каков характер движения?

Определите величины, характеризующие движение (найдите и исправьте ошибки)

По графику определяют характер движения и кинематические величины. Находят ошибки в написании уравнений и с помощью маркера исправляют их.

  1. Разработка кинематической модели

Вспомним этапы информационного моделирования.

Получают исследовательские задания (Приложение 2) и памятку оформления моделей (Приложение 3). Садятся к компьютерам, запускают электронные таблицы и оформляют решение задачи.

В пособиях находят предложенные задачи и проверяют правильность формирования модели и их решение.

  1. Защита исследования

Предлагает представить свою работу. С помощью локальной сети выводит на экран работу ученика.

Защита своей работы: демонстрация возможностей и границ применимости модели на примере задач.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Что общего между этими моделями и ваше предложение по их доработке?

  1. Домашнее задание

Попробуйте объединить все модели на 1 листе

Литература:

  1. Физика. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский; под ред. Н.А. Парфентьевой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Рымкевич А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Сборник задач по физике: Для 9-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Сост. Г.Н.Степанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
  4. Информатика. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. 10-й класс. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  5. Бирих Р.В., Ерёмин Е.А., Чернатынский В.И. Компьютерные модели в школьном курсе физики / Информатика № 8, 14, 2006

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование физических моделей при изучении темы "Кинематика"

Слайд 4

Этапы информационного моделирования Выбор объекта моделирования; Определение цели моделирования; Системный анализ объекта моделирования; Построение информационной модели; Создание компьютерной модели; Использование компьютерной модели.

Слайд 5

Создать модель Опробовать модель Обосновать вариант решения План исследования Сохранить файл в папке «10 класс» под именем: тема задачи Фамилия Показать примеры решения класса задач Показать возможности и границы применимости модели



Предварительный просмотр:

№1 Исследование зависимости перемещений двух тел, движущихся равномерно

Построить модель равномерного движения двух тел, находящихся на расстоянии друг от друга, обладающих разными скоростями. По модели определить графическим способом время и координату встречи.

Рассмотреть возможные события:

  1. движение тел в одном направлении;
  2. движение тел навстречу друг другу.

Продемонстрировать возможности и варианты применения данной модели (Рымкевич А.П. Задачник №25, 26).

№2 Исследование зависимости перемещений двух тел, движущихся ускоренно

Построить модель ускоренного движения двух тел, находящихся на расстоянии друг от друга, обладающих разными скоростями. По модели определить графическим способом время и координату встречи.

Рассмотреть возможные события:

1. движение тел в одном направлении;

  1. движение тел навстречу друг другу;
  2. движение равноускоренное и равнозамедленное.

Продемонстрировать возможности и варианты применения данной модели (Рымкевич А.П.. Задачник №212, 87).

№3 Исследование зависимости перемещений двух тел, движущихся ускоренно и равномерно

Построить модель движения двух тел, движущихся ускоренно и равномерно, находящихся на расстоянии друг от друга, обладающих разными скоростями. По модели определить графическим способом время и координату встречи.

Рассмотреть возможные события:

  1. движение тел в одном направлении;
  2. движение тел навстречу друг другу;
  1. движение равноускоренное, равнозамедленное, равномерное.

Продемонстрировать возможности и варианты применения данной модели (Рымкевич А.П. Задачник №86, 88).

№4 Исследование зависимости скоростей двух тел, движущихся ускоренно

Построить модель движения двух тел, движущихся ускоренно, обладающих разными скоростями и ускорениями. По модели определить графическим способом:

  1. как зависит изменение графика скорости от ускорения;
  2. в какой момент времени тела будут иметь одинаковые по модулю скорости и совпадать по направлению;
  3. рассмотреть равнозамедленное и равноускоренное движение.

Продемонстрировать возможности и варианты применения данной модели (Рымкевич А.П.. Задачник №81(1,3), 59; Степанова Г.Н.. Задачник №84)

№5 Исследование зависимости скоростей двух тел, движущихся ускоренно и равномерно

Построить модель движения двух тел, движущихся ускоренно и равномерно, обладающих разными скоростями и ускорениями. По модели определить графическим способом:

  1. как зависит изменение графика скорости от значения начальной скорости и ускорения;
  2. в какое время эти тела достигнут равной скорости.
  3. рассмотреть равнозамедленное и равноускоренное движение.

Продемонстрировать возможности и варианты применения данной модели (Рымкевич А.П.. Задачник №58)



Предварительный просмотр:

Этапы информационного моделирования

  1. Выбор объекта моделирования;
  2. Определение цели моделирования;
  3. Системный анализ объекта моделирования;
  4. Построение информационной модели;
  5. Создание компьютерной модели;
  6. Использование компьютерной модели.

Организация интерфейса физических моделей в электронных таблицах

  1. Название задачи;
  2. Символы расчётных и физических безразмерных параметров;
  3. Значение параметров (в соответствующих ячейках);
  4. Символы результатов расчётов;
  5. Значения результатов (в соответствующих ячейках)
  6. Диаграмма.

Этапы информационного моделирования

  1. Выбор объекта моделирования;
  2. Определение цели моделирования;
  3. Системный анализ объекта моделирования;
  4. Построение информационной модели;
  5. Создание компьютерной модели;
  6. Использование компьютерной модели.

Организация интерфейса физических моделей в электронных таблицах

  1. Название задачи;
  2. Символы расчётных и физических безразмерных параметров;
  3. Значение параметров (в соответствующих ячейках);
  4. Символы результатов расчётов;
  5. Значения результатов (в соответствующих ячейках)
  6. Диаграмма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок физика+информатика по теме «Механическая работа. Мощность» в 7 классе

Интегрированный урок закрепления материала по теме «Механическая работа» в 7 классе. На уроке учащиеся показывают теоретические знания, умение решать задачи. Применяют на уроке умение работать с текст...

Интегрированный урок (физика+информатика) "Влажность воздуха"

Урок построени по классической модели интегрированных уроков с использованием элементов технологии "Критическое мышление"...

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel ".

Интегрированный урок (физика + информатика) по теме:" Явление электромагнитной индукции. Модели и моделирование в среде электронных таблиц Exсel "Гурьева надежда Ивановна, учитель физики, Голованова Е...

Интегрированный урок (физика + информатика) . "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы"

В процессе разработки данного урока «Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы»,я использовала  следующие виды информационных технологий: анимационные, презентационные и ...

Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале"

Интегрированный урок: физика + информатика по теме: "Свободное падение. Решение физических задач в Паскале" Современный уровень образовательного процесса предполагает широкое применение компьютерных...

Интегрированный урок (физика, информатика) по теме «Моделирование механических колебательных процессов» 11 класс

Цели урока заинтересовать физикой учеников через компьютерные технологии, развить умение применять практические знания информационных технологий для решения, моделирования физических задач, наглядного...

Интегрированный урок физики, информатики и искусства в 9 - м классе по теме: «Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ» с элементами экологического воспитания.

Структура технологической карты в соответствии с требованиями ФГООС  по теме «Действие магнит­ного поля на про­водник с током. Правило левой руки» из раздела «ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ».Цель: формиро...