Количество теплоты. Удельная теплоемкость_ 8 класс
план-конспект урока по физике (8 класс)
Количество теплоты. Удельная теплоемкость_ 8 класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по физике по ФГОС на тему:
«Количество теплоты. Удельная теплоемкость».
ФИО учителя: Седен Азията Мергеновна
Место работы: МБОУ О-Шынаанская СОШ
Класс: 8
Тема: «Количество теплоты. Удельная теплоемкость»
УМК: А.В. Перышкин, Е.М.Гутник "Физика 8 класс",2014 г.,
Цель урока: Формировать у учащихся понятия «количество теплоты» и «удельная теплоемкость вещества»
Задачи урока:
-образовательные (формирование познавательных УУД): сформировать понятия «количество теплоты» и «удельная теплоемкость вещества»
-воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности; формирование системы взглядов на мир;
-развивающие (формирование регулятивных УУД): развить умение строить самостоятельные высказывания в устной и письменной форме; развить мышление, воображение, логический подход к решению поставленных задач; расширить мировоззрение.
Результаты УУД:
- личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование компетентности в общение и сотрудничестве со сверстниками; формирование устойчиво учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
- регулятивные: осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока; формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; построение устных и письменных высказываний в соответствии с поставленной задачей.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Форма урока: фронтальная, коллективная, индивидуальная, экспериментальная.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, презентация.
План урока:
- Организационный момент (1 минута)
- Этап актуализации знаний (4 минут)
- Усвоение новых знаний (29 минуты)
- Рефлексия (5 минут)
- Информация о домашнем задании (1 минута)
1. Организационный момент (1 минута)
Этап приветствия
Этап подготовки к уроку. (Приготовить тетради, учебники). Психологически настроить учащихся на учебную деятельность.
2. Этап актуализации знаний (4 минут) Слайд №2
Освежим в памяти некоторые моменты прошлых уроков. Для этого вспомним и ответим на следующие вопросы:
-Что такое «агрегатные состояния»? (твердоде состояние, жидкое и газообразное)
-Какие процессы теплового явления вы знаете? (кипение, плавление, кристаллизация, сгорание, охлаждение, конденсация)
-Что характеризует температура? Что такое температура? (мера нагретости тела)
-От чего она зависит и какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? (вн. энергия зависит от агрегатного состояния тела и температуры) (изменить можно совершением работы и теплопередачей)
-Почему алюминиевая кружка с горячим чаем обжигает губы, а фарфоровая чашка нет?
Учитель выслушивает ответы учащихся. Выявляет уровень знаний и определяет типичные недостатки. Оценивает знания по пройденному материалу.
3. Усвоение новых знаний (15 минут)
Обратим внимание на видео: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2989/main/ (Российская электронная школа)
Теперь открываем свои тетради и записываем число и тему урока.
Энергия, которую получает или теряет тело при теплопередаче, называют количеством теплоты. (запись в тетрадь)
Единицы измерения количества теплоты Джоуль (Дж).
Отчего зависит количество теплоты? (Учащие предлагают варианты) Вследствие этого приходим к мнению, что количество теплоты зависит от: массы тела (вещества), от разности температур, а также рода вещества.
Теперь обратимся к опытам, чтобы подтвердить наши предположения.
Опыт 1 (1:14)
Два стакана в одном 200 г. воды, а в другом 100 г. Оба стакана ставятся на одну и ту же плитку. Через некоторое время термометры покажут, что вода стакане массой 100г. нагреется быстрее. Как вы думаете, почему?
Вывод: Чем больше m тела, тем больше Q надо затратить, чтобы изменить его температуру на одно и то же число градусов. (формулируют самостоятельно и записывают в тетрадь)
Опыт 2 (2:24)
Стакан с водой и маслом одной и той же массой ставят на одну и ту же плиту, и нагревают на одно и то же число градусов. Процесс нагревания происходи по-разному. Как вы думаете почему?
Вывод: Количество теплоты, переданное телу, зависит от рода вещества, из которого изготовлено тело.
Делаем заключение, что количество теплоты, необходимое для нагревания на один градус единицы масс разных веществ, будет различным.
Еще раз обратим внимание на видео.
-Удельаня теплоемкость аллюминия равна 250 Дж/кгЦельсия. Т.е для нагревания 1 кг аллюминия нам потребуется передать 250 Дж количества теплоты. А как вы думается сколько Дж нам потребуется для нагревания 2 кг аллюминия?
Даем определение удельной теплоемкости.
Физическая величина, которая равна количеству теплоты, которое необходимо передать телу массой 1 кг для того, чтобы его температура изменилась на 1 градус, называется удельной теплоемкостью вещества.
Вводим единицу измерения удельной теплоемкости: 1Дж/кг*°С
Физический смысл термина: удельная теплоемкость показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия 1 кг вещества при нагревании или охлаждении его на 1 градус Цельсия.
4. Физминутка. (1 мин)
5 Закрепление нового материала. (13 мин)
Задача №1 Слайд №3
Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевой ложки массой 50 г от 20 до 80 °С.
Задача №2 Слайд №4
Нагретый камень массой 10 кг, охлаждаясь в воде на 1 °С, передает ей 4,2 кДж энергии. Чему равна удельная теплоемкость камня?
Задача №3 (точка роста) Слайд №5
1.Вычислить начальную температуру воды в стакане 200г.
2. Добавляем кипяток и вычисляем температуру смеси 200г.
3. По полученным данным решаем задачу
100 мл = 1 г
400 мл = 4 г
1 кг = 1000 г
400 г= 0,4 кг
6. Рефлексия (5 минут)
Подведение изученного материала урока, установить соответствие полученного результата поставленной цели.
Ответить на вопросы
Что такое количество теплоты? В чем измеряется?
От чего зависит количество теплоты?
Что называется удельное теплоемкость вещества?
Что является единицей удельной теплоемкости?
Удельная теплоемкость свинца равна 140 Дж/кг·°С. Что это означает?
Учитель организует рефлексию. Ставит оценки.
5. Информация о домашнем задании (1 минута)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплоты. 8 класс
Количество теплоты. Единицы количества теплоты. Удельная теплоемкость. Расчет количества теплотыЦели урока:Обучающая:ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости.обосновать зависимос...
Открытый урок по теме: Количество теплоты. Удельная теплоемкость
Урок открытия новых знаний. Физика 8 класс...

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Открытый урок по ФГОС. Тема : " Количество теплоты. Удельная теплоемкость. " С презентацией дя 8 класса. физика....

Количество теплоты.Единицы количества теплоты.Удельная теплоемкость 8 класс
Ввести понятие количества теплоты, удельной теплоемкости. обосновать зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры....

Тест. Количество теплоты. Удельная теплоемкость (8 класс)
Тест. Количество теплоты. Удельная теплоемкость...

Количество теплоты. Единицы количества теплоты.Удельная теплоемкость.Уравнение теплового баланса.
Ссылка на мою презентацию.https://vk.com/wall555604454_1134...

