Главные вкладки

    Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших школьников
    статья по физкультуре (5 класс) по теме

    Основные задачи:

    вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;

    формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

    обучить доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям навыкам;

    добиться, чтобы каждый школьник чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

    воспитать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Doc1Kompet._na_uroke.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ «Невидимковская ООШ»

    Учитель физической культуры

     Новоселецкая Лидия Ивановна.

    Формирование информационной компетенции в процессе обучения младших    школьников

    Человеческая личность – это гармония мысли и движения.

    Отличительной чертой современного человека является его культура личности,  которая выражается не только в умении грамотно, красиво и правильно излагать свои мысли, но и грамотно, красиво и правильно двигаться.

    Элементарным критерием культуры движений является правильная техника

    выполнения движений, которая предусматривает наиболее экономичное и эффективное выполнение движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание и др.)

    На основании этого я расскажу, как можно, решая двигательные задачи, одновременно сообщать школьникам необходимые теоретические сведения, развивать их мыслительные возможности, поощрять творчество, формировать самостоятельность, стимулировать у детей желание жить и быть здоровым.

    И как я это делаю?

    Главная цель на начальном этапе:

    Создать, доступные, благоприятные условия школьникам для формирования

    знаний, умений, навыков.

    Основные задачи:

    вызвать у школьников интерес к урокам физкультуры, позволив  ощутить красоту и радость движения;

    формировать жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки;

    обучить доступным физкультурным знаниям, двигательным умениям навыкам;

    добиться, чтобы каждый школьник чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным и общительным;

    воспитать у детей любознательность, честность, творческую инициативу.

    Решения задач добиваюсь через следующие условия:

    Формирование положительной мотивации к двигательной деятельности;

    содействие игровых группировок, позволяющих учащимся различной степени

    двигательной активности, разного темперамента, уровня умственных способностей, проявить интерес к усвоению знаний;

    эмоционально – стимулирующее общение учителя с учащимися,

     учащимися друг с другом;

    занимательность процесса обучения;

    установление связи между предметами в процессе обучения для формирования целостных и системных знаний школьников;

    расширение возможности самостоятельного выбора в решении двигательных заданий;

    целенаправленная работа над основами культуры движений.

    Актуальность методики обучения и воспитания представляет подвижная игровая деятельность, с помощью которой создаётся благоприятная атмосфера учебно –

    воспитательного процесса в начальном звене, активизируются умственные силы ребёнка, необходимые для формирования учебной деятельности.

    Подвижная игра – лучшая форма физического воспитания, с её помощью реально решается проблема интеллектуального развития; подвижные игры содействуют нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма учащихся с учётом возраста, а также содействуют формированию правильной осанки; способствуют оздоровлению, закаливанию и профилактике обострения заболеваний.

    повышается интерес детей к овладению общеучебными знаниями, умениями и

    навыками.

    Как мы играем?

    1 четверть – знакомство с элементами упражнений для формирования правильной осанки; на коррекцию осанки;

    изучаем упражнения на расслабление, через пальчиковые малоподвижные игры; упражнения для снятия общего и локального утомления;

    изучаем упражнения на расширение зрительно -  пространственной активности;

    гимнастику для глаз по методу Г.А. Шичко;

    изучаем гимнастику для улучшения слухового восприятия

    упражнения для профилактики плоскостопия;

    изучаем упражнения дыхательной гимнастики.

    2 четверть – игровая деятельность продолжается; а также школьники  придумывают комплексы УГ;

    в процессе обучения повторяются упражнения, с которыми знакомились в 1 четверти.

    3 -4 – четверть учимся понимать значение физических упражнений для здоровья;

    соблюдать основные правила поведения при занятиях физическими упражнениями;

    итоги знаний, умений и навыков  подвижных игр.

    Ученик не только выполняет двигательные действия,

    но и  отслеживает свои ошибки. (соблюдает ли правила игры?)

    Ученик умеет организовать подвижную игру по заданию учителя и провести её.

    Игры проводятся разные (для развития скорости; общей выносливости; координационных движений; для развития точности; игры для формирования гибкости, пластики, равновесия, силы и т. д.)

    Но особое внимание уделяю, на начальном этапе, вопросам теории.

    Ещё П.Ф. Лезгафт (великий русский педагог) сказал: «Двигательная активность людей должна быть озарена мыслью».

    И я с ним согласна!

    Разработаны приёмы на каждый этап обучения и  вовлечения детей в активный учебный процесс.

    Например: развитие самостоятельности осуществляется на всех этапах  учебной деятельности. Вот некоторые из приёмов развития самостоятельности.

    1. Повышение интереса к урокам путём осмысления детьми своих действий.

        «Для чего предназначено действие?»

    При изучении и выполнении определённого упражнения дети должны узнать, для чего оно предназначено. В одном случае это сообщает учитель. В другом – школьники получают задание самостоятельно определить назначение упражнения.

     

    Дети также придумывают движения того же воздействия. Главное ни одно упражнение не должно присутствовать на уроке без понимания его смысла.

    «Порядок расположения упражнения».

    Школьники должны узнать, причём разными путями, порядок нахождения упражнений в комплексе или в уроке. Чем более самостоятельным путём школьники приходят к этим знаниям, тем эффективнее проходит усвоение упражнений.

    «Диалог». Стараюсь организовать процесс обучения так, чтобы вместо монолога учителя присутствовал бы диалог с детьми.

    2. Один из приёмов вовлечения школьников в активный учебный процесс – постановка проблемных вопросов.

    • Чем занимаемся на уроке?

           Понятия «короткая дистанция»,

           «бег на скорость», «бег на выносливость».

    • Вопросы, в которых сталкиваются противоречия.

          «Необходимость быстроты: нужна она человеку или нет?»

    • Установление сходства и различия:

          «В чём сходство и различие в технике бега на короткие и

            длинные дистанции?»

    • Установление причинно следственных связей:

           «Почему при беге увеличивается пульс?»

    • Задания по исправлению ошибок.

           «Какие ошибки были допущены?»

           «Почему они возникли?»

           «Что надо сделать для их исправления?»

    3. Примерный перечень теоретических вопросов на начальном этапе учебной деятельности.

    • Основные виды движений человека.
    • Разновидности движений человека.
    • Обучение правильной осанке, как её можно контролировать в различных позах и движениях. Способы  профилактики нарушения осанки.
    • Строение тела человека, какие движения может выполнять человек
    • Гигиенические требования к условиям проведения физических упражнений и к одежде.

    4. . Примерный перечень теоретических вопросов на начальном этапе учебной деятельности о здоровье.

    • «Что ты делаешь для укрепления своего здоровья?»
    • « Чтобы быть здоровым надо…».
    • «Если я здоров…», «От кого и от чего зависит моё здоровье…»
    • «Если я болен…», «Какие вы знаете народные средства лечения?»
    • «Назовите причииы, которые вредят здоровью».

         5. Интересен  анализ вопросов детей, которые они задают

              себе на каждом из этапов.

    • « Почему мне нравиться заниматься физкультурой?»
    • «Какова моя личная подготовленность?»
    • «Что я могу сделать для улучшения двигательной активности?»
    • «Что я могу сделать для улучшения гибкости?»
    • «Что мне дают занятия физкультурой?»
    • «Как стать сильным?»

    6. Движение – это жизнь!

       Проиграно множество  подвижных игр, самые интересные:

    • «Смешная гимнастика»,
    • «Утренний лес»,
    • «Лесной мостик»,
    • «Улитка», «Бьём в мишень»,
    • «Вавилонская башня», «Строители»,
    • «Разные варианты эстафет»,
    • «Тянитолкай», «Чехорда»,
    • «Лягушиные бега», «Небывалки»,
    • «Вышибалы», «Море волнуется»,
    • «Вытолкни из круга»,
    • «На арене силачи»,
    • «Жонглёры».

    1. Результат работы.

           Ученики начальной школы (2 – 4 класс), уверенно владеют

           учебным материалом, умеют выделять главное по целеполаганию,

           ведут диалог с учителем, умеют выражать свою мысль,

           снимать напряжение, восстанавливать дыхание через

           дыхательные  упражнения, демонстрируют  правильную речь,  

            интерес к занятиям и к изучаемому материалу присутствует,

            присутствует заряд положительных эмоций,  уверенно проводят

            рефлексию урока, делают выводы.

           


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    « Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

    Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

    «Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения английскому языку»

    Лингвокультурологический подход к изучению иностранного языка, основанный на лингвокультурологии – науке, занимающейся исследованием исторических и современных языковых фактов через призму...

    Формирование социокультурной компетенции в процессе обучения устному иноязычному общению

    Все возрастающее значение владения иностранными языками на уровне, позволяющем осуществлять общение с иноязычными представителями разных стран в целях взаимодействия при реализации межнациональных и л...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

    В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

    В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

    МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР "ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Сегодня в Российской системе образования происходит изменение организации учебной деятельности учащихся, внедрение новых образовательных стандартов, ставящих акценты на формирование гармоничной, разно...

    Формирование информационных компетенций у учащихся с текстовыми источниками информации в процессе обучения физике.

    В первом десятилетии ХХI века осуществляется модернизация российского образования. Одной из важнейших задач модернизации является повышение качества образования. Ядро содержания школьного образования ...