осуществление дифференцированного подхода на уроке физического воспитания как одго из условий успешности обучения
статья по физкультуре по теме

Домрачева Татьяна Викторовна

В данной статье рассматривается проблема осуществления дифференцированного подхода на уроке физического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tanya-_-.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы неуклонно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих авторов [ 1, 2, 3  ]

свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 4 - 5 раз. Различные патологические изменения обнаруживаются у 86 % учащихся I  класса и у 93 % - старшеклассников. Это объясняется низким исходным уровнем поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

Существует много причин «отрицательно влияющих на здоровье людей». И одна из них – неправильное, крайне расточительное отношение человека к самому себе, к своему организму, к заложенному в него природой. Необходимо повернуться лицом к своему здоровью. И начинать это надо с детей, со школы, через которую проходят все наши дети. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни особенно в школьный период является систематические занятия физической культурой и спортом. Их роль состоит не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся, но и в воспитании ценностных ориентаций на здоровье, в формировании умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, использовать их в целях досуга, отдыха и самосовершенствования. В связи с этим физическое воспитание приобретает особенно важное значение в формировании привычек здорового образа жизни среди детей и подростков.

Реализовать задачи, стоящие перед предметом «физическое воспитание» удается только в том случае, если обеспечивается хорошая посещаемость занятий. Только при хорошей посещаемости можно быть уверенными, что методически правильное, последовательное повышение учебных нагрузок в занятиях по физическому воспитанию не окажется чрезмерным «форсированным» воздействием. Поэтому именно посещаемость уроков создает важнейшие предпосылки для успеха всей проводимой учителем и врачом работы по физическому воспитанию. Крайне важно создавать заинтересованность учащихся в занятиях, пробудить в них увлеченность делом освоения новых двигательных качеств и навыков. Важнейшим условием формирования правильного отношения учащихся к физическому воспитанию является установление между преподавателем и детьми того необходимого контакта, который обеспечивает полное доверие учащегося к педагогу. Главное в организационных усилиях учителя состоит в том, чтобы вызвать у детей реакцию, соответствующую его творческим талантам. Итогом этих усилий должно стать желание, готовность учащихся работать над собой.

Всех учащихся на основании данных о состоянии здоровья и физическом состоянии распределяют на три группы: основную, подготовительную и специальную.

Причем нужно отметить, что распределение школьников на медицинские группы резких, четко ограниченных границ между группами не имеет. Это доставляет врача решать вопрос об отнесении учащихся в ту или иную группу сугубо индивидуально, выясняя не только степень функциональных нарушений организма, но и уровень физической подготовленности. Существуют программные уровни – низкий, средний, высокий.

После выявления уровней физической подготовленности в начале года надо выяснить, кто же из ребят нуждается в особом к себе внимание, не снимая с контроля при этом и благополучных ребят. Результаты учета надо преподнести как стартовые, от которых пойдет отсчет изменений в последующих тестированиях. В дальнейшем будут фиксироваться не абсолютные результаты, а изменения в них по отношению к стартовым. Таким образом, главным станет победа над собой.

Учащиеся, отнесенные к подготовительной  - медицинской группе, оцениваются на общих основаниях, за исключением тех видов двигательных  действий, которые им противопоказаны по состоянию здоровья.

Школьники специальной медицинской группы оцениваются по овладению ими разделом. «Основы знаний» умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность и выполнение доступных для них двигательных действий .

Многолетняя практика физического воспитания показала, что методика работы, рассчитанная на так называемого среднего ученика, приводит к стандартности урока физической культуры, снижает интерес к нему у школьников [4].

Поэтому необходимо при обучении к каждому ученику (нужно) проявлять дифференцированный подход.

При осуществлении дифференцированного обучения урок проводится по общепринятой структуре. Главное различие заключается в дозировке физической нагрузки, в некотором изменении содержания учебного материала в каждой из частей урока и методике обучения. При этом соблюдается главное: для слабо подготовленных подбираются более простые подводящие и подготовительные упражнения и в несколько большем объеме, чем для сильных учеников,  детям с пониженной работоспособностью постепенно увеличивают физическую нагрузку, паузы отдыха между повторениями заданий делают более частыми и длительными.

Подготовительная часть урока.  

Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения,  все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Это относится к построениям, перестроениям, ходьбе, которыми начинается обычно вводная часть. Затем, как правило, дается бег в медленном или среднем темпе и следом – общеразвивающие упражнения. Выполнение их требует проявления силы, быстроты, выносливости, вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания, особенно бег. Поэтому для слабо подготовленных учеников нужно снизить нагрузку. Сделать это  можно так. Учитель, наблюдая за детьми, не прерывая общего выполнения заданий, предлагает слабо подготовленным, закончить упражняться примерно после того, как все ученики выполнят половину намеченной нагрузки. Снизить нагрузку при выполнении общеразвивающие упражнений можно и по-другому: разрешить делать их в произвольном темпе, под индивидуальный счет. Менее подготовленные ученики будут упражняться медленнее, значит и в меньшем объеме.

Основная часть урока. 

Здесь создаются лучшие условия для работы, если класс разбит на группы в зависимости от подготовленности к освоению конкретного раздела. Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа подготовки.

I этап – ознакомления с новым учебным материалом. Занятия целесообразно вести одновременно со всем классом. Все отделения получают одинаковое задание: выполнить новые упражнения, показанные учителем.

II этап – усвоение и закрепление учебного материала. Наиболее рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные упражнения или подводящие, выполняемые в облегченных условиях, другой – усложненные подводящие упражнения, третьей – действие в целом, но в облегченном варианте и т.д.  

III этап – совершенствование в выполнении разученного двигательного действия. Может случится так, что для школьников, подготовленных  наиболее слабо, третьего этапа не будет – они недостаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу (хотя и несколько усложненную), которую они выполняли во втором этапе.

При проведении упражнений в игровой или соревновательной форме более правильно распределять слабых учеников по всем командам.

Заключительная часть урока. Класс объединяют в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключение представляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его преподаватель проводит игру большой подвижности. Участие в такой игре детей, менее подготовленных, целесообразно ограничить.

Деление класса на группы в зависимости от уровня физической подготовленности дает возможность учителю дифференцированно проводить занятия по развитию двигательных качеств. Обычно эти занятия планируют на конец основной части урока. Содержание их – несложные, хорошо знакомые ученикам упражнения. Они могут быть одинаковыми и для слабых, и для сильных, но число повторений каждого упражнения, увеличение общего объема нагрузки дифференцируют.

Для того чтобы определить исходный уровень повторения  упражнений можно использовать рекомендации по установлению максимальных тестов при круговой тренировке: предлагается всем ученикам выполнять заданное упражнение в течении 30 – 40 сек., считается число повторений; исходной величиной считается половина этого числа; в дальнейшем число повторений движения постепенно увеличивают.

Ученикам с низким уровнем подготовленности необходимо выполнять эти упражнения не долго. Чтобы эта работа проходила успешно, важно наладить соответствующий контакт с родителями, познакомить их с заданиями, объяснять как контролировать занятия детей. Основное отличие заданий для сильных учеников – усложнение упражнений и увеличение нагрузки.

Нужно обратить особое внимание на детей с ослабленным здоровьем. Важно разъяснить учащимся, что практически каждый из них – при условии систематических занятий физическими упражнениями в сочетании с закаливанием и на основе рационального режима сможет постепенно освоить рекомендуемые объемы физической нагрузки.

Данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями. Главная цель направлена на то, чтобы найти оптимальный уровень физической активности для каждого ученика.

В 2005-06 уч.году данная методика была опробирована на учащихся 5 классов. В начале года учащиеся были протестированы по основным видам двигательной деятельности и был выявлен уровень физической деятельности учащихся. Аналогичное тестирование было проведено и в конце учебного года. В результате,  к концу учебного года количество учащихся с «низким и ниже среднего уровнями развития» уменьшилось  в среднем на 25%, а  количество учащихся с «высоким и выше среднего уровнями развития» увеличилось на 28%и учащихся со «средним уровнем развития» стало на 15% больше.

Также в течение года наблюдения проводились за посещаемостью уроков. Школьники почти не стали пропускать уроки без уважительных причин, на 7% увеличилась посещаемость уроков. Эти результаты привели к положительным сдвигам в успеваемости учеников.

От совместных усилий родителей ребенка, врача и педагога зависит воспримут ли учащиеся занятия физическими упражнениями как не только полезное, но и увлекательное дело, приобретает ли в процессе этих занятий потребность в физической культуре на всю жизнь или же эти занятия останутся для него лишь одним из обязательных предметов в расписании.  

Список литературы

  1. В.И. Дубровский «Движение для здоровья» :М.: Знание, 1989г., 189с.
  2. Ю.А.Орешкин. «Здоровье через физкультуру» :М.: Медицина, 1990г. – 171с
  3. Журнал «Физическая культура в школе» № 3 за 1973год, стр. 8.
  4. А.С. Извекова «Отношение детей школьного возраста к различным формам занятий физическими упражнениями : М.: ФиС, 1985 – 75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в процессе физического воспитания учащихся как один из главных факторов организации личностно-ориентированного воспитательного процесса.

Материал может быть полезен молодым учителям, а также при подготовке выступления по соответствующей тематике на заседании МО или педагогическом совете....

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

Собственный опыт по созданию оптимальных условий для повышения физической подготовленности учащихся...

Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся

В методическом материале "Индивидуально-дифференцированный подход на уроках физической культуры с учётом физической подготовленности и состояния здоровья обучающихся" рассмотрены способы  и приём...

"Дифференцированный подход на уроках физической культуры как фактор успешности обучающегося"

Дифференцированый подход  стоит во главе всей педагогической работы и помогает выполнять цели и задачи физического воспитания в школе. Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждени...

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает...