Разнообразная ЛАПТА
материал по физкультуре на тему

Подборка разнообразных вариантов игры как подготовительных так и  спортивных, игра для одного человека  и для большой компании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raznoobraznaya_l_a_p_t_a.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразная Л А П Т А.

Правила и варианты  игры в ЛАПТУ

/Подборку составила Земскова-Короткова М.Г. – учитель физической культуры лицея № 13 г.Химки Моск.области./

«Свечки»

 подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Во второй раз подбросить выше, в третий - еще выше.

«Поднебески».

Играют втроем - вчетвером. Высоко подбросить маленький мячик. Кто на лету поймает его, тот и бросает снова.  Не успел никто поймать — бросает тот же.  Кто чаще бросал мяч, тот победитель.

«Гонка мячей».  

   Трое игроков становятся в одну линию на расстоянии 10-15 м друг от друга. По сигналу учителя капитан бросает мяч второму игроку, тот третьему, третий возвращает второму и он бросает капитану. Как только мяч окажется в руках капитана, последний поднимает руку. Выигрывает та команда, которая быстрее вернет мяч капитану.

«Поймай свечу».

   Двое игроков становятся рядом на расстоянии 1-1,5 м третий игрок на расстоянии 15-20 м от них. Первый игрок подкидывает мяч, второй игрок отбивает его битой в сторону третьего игрока. Третий игрок старается поймать мяч в воздухе /две-три попытки/ и идет на место первого игрока. Игроки меняются местами. Выигрывает команда, которая быстрее произвела смену всех номеров

«С В Е Ч И»

На одной стороне площадки чертят линию длиной 4 м. Вся площадь впереди этой линии

называется «полем». Играющие выбирают двух игроков — метальщика и подающего. Они становятся у линии. Подающий берет мяч, а метальщик — лапту. Остальные размещаются произвольно на поле лицом к ним. Подающий подбрасывает невысоко мяч, а метальщик сильно бьет по нему лаптой, стараясь послать его как можно выше и дальше в «поле». Игроки, стоящие в «поле», стремятся поймать мяч на лету, то есть поймать «свечу». Кому это удается, тот становится метальщиком, а бывший метальщик бежит в «поле». Если поймать «свечу» не удалось, один из игроков «поля» поднимает мяч и бросает его подающему. Если подающий поймает мяч, не заходя-за линию, он становится метальщиком, а бросивший мяч —новым подающим. Бывший метальщик бежит в «поле». Игру заканчивают по желанию.

Правила. 1). Если метальщик промахнется 2 раза или отобьет мяч за линию, то он меняется местами с подающим. 2).Если подающий 3 раза подряд плохо подал мяч ( в сторону или далеко от метальщика), то он идет в поле, а на его место назначается новый. 3). Не разрешается отбивать мяч в землю, он должен лететь по воздуху.

РУССКАЯ ЛАПТА. ПРАВИЛА.

Известно несколько десятков разновидностей лапты — каждая со своими правилами, данные правила лапты наиболее упрощены и популярны.

Лучшее место для игры в лапту — широкая лужайка или другая ровная площадка значительных размеров. Если же поблизости нет большой лужайки или площадки, играть в лапту можно и на площадке меньших размеров. Размеры площадки для игры в лапту даны на рисунке.
Для игры необходим небольшой мяч, (лучше всего теннисный), биту (лапту) можно изготовить из дерева. Длина биты 80—90 см, ручка круглая, также подходит бейсбольная бита. Игра проводится между двумя равными командами численностью до 10 человек.

Заранее поделенные команды, одеваются в футболки разного цвета. После жеребьёвки капитанов, одна из команд занимает линию города и становится бьющей или нападающей. Вторая размещается по всему полю и становится водящей или защищающейся.

По сигналу судьи (один короткий свисток) игроки занимают места. Команда бьющих (нападающих) направляет в площадь подачи своего игрока, остальные игроки выстраиваются вдоль боковой линии города (позади подающего на площадке очередности) в том порядке как расставит капитан. Команда водящих выделяет подающего игрока, который занимает место на площадке подающего рядом с "пятачком" – (круг над которым подается мяч). Игроки водящей команды располагаются по всему полю, согласно указаниям капитана команды. Убедившись в готовности команд, судья дает сигнал к началу игры (два коротких свистка).

Подающий игрок подбрасывает мяч над «пятачком», бьющий игрок, находясь в центре площади подачи города, ударом биты по мячу старается послать (ударить) его как можно дальше за линии дома (по длине аута нет). Удар считается состоявшимся, если мяч перелетел за контрольную линию. Нанеся удар, бьющий игрок бросается через всю площадку к линии кона. Его задача — успеть добежать до кона, пока мяч не пойман, и, если получится, то вернуться обратно в город.       Задача водящих — поймать или подобрать мяч и осалить им игрока бьющей команды, пока тот бежит через поле.  Если бьющий игрок сумел добежать до кона и вернуться обратно, не будучи осаленным мячом, то он приносит команде два очка. Если же бьющий добежал до кона, но возвращаться обратно не рискнул, он остается на линии кона и ждет, когда очередной бьющий ударит мяч в поле. Сразу же после удачного удара по мячу другим игроком своей команды можно перебегать обратно через поле в город, если игрок не осален — он приносит команде одно очко (На площадке меньшего размера дается только 1 очко за пробежку до кона и обратно за одно пробитие). После перебежки в город игрок занимает крайнее положение на площадке очередности с правом трех ударов.

Игроки водящей команды вступают в игру сразу же после удара по мячу. Задача игроков — поймать мяч с лета, тогда команде, которая в поле начисляется 1 очко и происходит смена сторон.

Или, подобрав мяч на месте падения, попытаться осалить им перебежчика. Осаливать противника может игрок, поднявший мяч, или любой другой, получивший передачу (пас). При возвращении водящими мяча в город идет остановка игры. Игрок, совершавший пробежку, в момент возвращения мяча в город, если он совершил пробежку более половины поля переходит по движению вперед, если же не успел до середины - возвращается назад.

Штрафные очки бьющей команде начисляются за ошибки, допущенные в ходе игры: четвертый и последующие выходы мяча за пределы игрового поля после удара битой (1 очко), замечание от судьи (1 очко за каждое замечание).

Партия считается выигранной, если после осаливания перебегающего игрока, все игроки защищающейся команды успели убежать в город и/или в дом не осалинными (пересалиными) игроками бьющей команды.

Партия считается законченной бесспорно в пользу водящих в следующих случаях:

- после грубого нарушения Правил игры по команде судьи.

- если игрок команды бьющих взял мяч в руки или иным образом ограничил доступ к мячу (поймал мяч после своего промаха, наступил, пнул в сторону и т.д.).

- бита выскользнула из рук и улетела из города, в этих случаях команда бьющих бесспорно переходит в поле, водящие становятся бьющими.

Игра может проводиться смешанным составом: мальчики и девочки. Игра проводится в две партии по 20 минут и прекращается по сигналу судьи (один длинный свисток), выигравшей считается та команда, которая набрала максимальное количество очков.

Примечание:

Если игрок заступил одной ногой за линию города или кона, то он может не бежать и вернуться за линию назад. Если же обеими ногами, то вернуться ему уже нельзя. Если игрок все же зашел назад за линию, по команде судьи происходит бесспорная смена команд (т.е. нападающие переходят в защиту).

После неудачного удара (промаха) игрок который не успел убежать должен находиться в пригороде вдоль линии города.

После перебежки игроки (становятся на площадке очередности) и занимают позицию для удара в той очередности, в которой забежали за линию.

После пересаливания, игроки бьющей команды обретают право удара заново.

После удара за боковую линию (аут) все игроки, бьющей команды находятся на своих местах.

После трех ударов за боковую линию игрокам бьющей команды засчитываются штрафные очки (одно штрафное очко за один выход (аут) за все последующие.

Игрокам категорически запрещено:

Находиться в городе, ближе 2 метров от игрока с битой, исключение допустимо для подающего игрока, водящей команды.

Осаливание игроков в область головы, паха, солнечного сплетения и др.

Оскорбление игроков и других участников и зрителей игры во время проведения игры.

Пользоваться в игре битой превышающей следующие параметры: Вес 2 кг. Длина: 90 см. Ширина 15 см. Задерживать перебегающего игрока. Использовать в игре бейсбольные ловушки (лапы).

Играть без отличительной футболки той команды, цвет которой определил судья (например, в белой футболке за черных, или любой другой пестрой футболке).

Круговая лапта

   Ход игры. Игра проводится в зале малым мячом. На полу рисуются две черты поперек зала на расстоянии 7-10 м одна от другой. Таким образом, получится прямоугольник, две стороны которого - стены зала, и две - начерченные линии. Находящиеся за прямоугольником - водящие, внутри - игроки поля.

Водящие стараются попасть мячом в игроков поля, которые могут ловить его. Затем, они отдают мяч играющим за кругом. Игрок, осаленный мячом, временно выбывает из игры. Игрок, поймавший мяч, осаленным не считается и имеет право выручить одного из вышедших из игры.

Игра проводится установленное время или до 3-5 вышедших из игры, после чего играющие меняются ролями.

   Выигрывает тот, кто больше "подстрелил" игроков поля за установленное время или кто меньше затратил времени на то, чтобы осалить мячом условное количество игроков поля.

   Правила.  1. Бросая мяч в игроков поля, нельзя переступать линию. Игрокам, переступившим линию, попадание не засчитывается. 2. Осаленными считаются игроки, которых мяч коснулся в любую часть тела, за исключением головы.

 3. Если в игрока поля попал мяч, отскочивший от пола или другого игрока, то осаленной он не считается.

 4. Осаленный игрок до смены команд в игре не участвует.

 5. Если игрок поля поймает мяч, а вышедших из игры еще не будет, то следующий осаленный игрок не выбывает из игры, так как считается вырученным игроком, поймавшим до этого мяч;

 6. За каждую ловлю мяча игрок поля имеет право выручить только одного вышедшего из игры игрока.

Лапта с городками

    В этой игре не нужно отбивать мяч так далеко, как в большой лапте, поэтому употребляют лапту в полметра длиной и широковатую, в виде лопаточки. Вся игра требует меньше физических усилий, но зато большего внимания, так как правила сложнее.

Обозначают кружком или выгнутою чертой АБ город, в котором становятся играющие. Вместо кона втыкают в землю, несколько правее и вперед, палки или столбики, от 10-ти до 15-ти шагов один от другого. Эти столбики называются городками; их столько, сколько играющих в одной партии без одного. На схеме городки означены цифрами: 1, 2, 3, 4, 5.

 Служащие становятся на поле против города и между городками - на местах а, б, в, г, д; подавальщик становится у черты АБ.

 Игрок может бить три раза; потом он должен обежать все городки, дотрагиваясь до каждого рукою.  Вернувшись  в город, он снова может бить (в свою очередь).

 Служащие выигрывают, когда:

 1) поймают мяч на лету;

 2) запятнают игрока;

 3) возьмут городок;

 4) возьмут город.

 При этом соблюдаются следующие правила:

 1. Поймав на лету мяч, служащий кричит: «В город, в город! Поймал!» Прочие служащие бегут в город; когда они недалеко от черты, он бросает мяч через голову и сам вбегает в город.

 2. Пятнать. Пока играющий стоит у городка, он в безопасности; но при перебегах каждый служащий может ударить его мячом. Поэтому, если есть опасность, лучше оставаться у городка и даже воротиться в прежний, нежели подвергаться удару. У одного городка не могут стоять двое: в этом случае служащие имеют право пятнать их. Или первый должен бежать дальше, или второй - воротиться на прежнее место. Запятнавший кричит: «В город, в город! Запятнал!» - и сам бежит туда.

 3. Городок взят! Если играющий при перебеге не дотронется до одного из городков, то служащий, добыв мяч, бежит к тому городку и, ударив близ столбика мячом так, чтобы он откатился, кричит: «В город, в город! Городок взят!» - и сам бежит в город.

 4. Если в городе не будет ни одного ведущего, подавальщик ударяет мячом в черту, крича: «В город, в город!» Вся партия А служащих бежит туда, а партия Б будет служить. Но если игроку Б удастся быстро схватить мяч и запятнать одного из А, еще не успевшего вбежать в город, то команда А проиграла, а Б бежит в город. Однако и тут А снова может выиграть - если запятнает игрока партии Б.

 Весело смотреть на игроков  при этой живой борьбе. Каждый ведущий - весь внимание, весь проворство. Иногда лапта несколько раз переходит из рук в руки.

 Известный путешественник Карвер рассказывает, что индейцы Северной Америки - страстные охотники этой игры. По его описанию, разность с нашей игрой в том, что назначают четыре места (на дворе четыре угла). Одно - город, и там становятся ведущие игру. Служащие бросают мяч в город. Один из ведущих отбивает его на лету и бежит на второе место, а потом на другие места. Мяч, снова брошенный в город, отбивает на лету другой игрок и затем также бежит - и т. д. Бегущих и двоих на одном месте пятнают, но городков не берут.

 Играют мячом из оленьей кожи, набитым шерстью; иногда в каждой партии - до трехсот человек. Они так ловки, говорит Карвер, что мяч обычно ловят на лету и часто за всю игру мяч не дотрагивается до земли. Бегают с изумительною скоростью. Нередко бывает так: когда один готовится отбить мяч, неожиданно набегает другой и подбивает мяч далее на огромное расстояние.

 Хорошая игра достигается, конечно же, постоянными тренировками, которые отнюдь не утомительны в таких увлекательных играх.

"Ножная лапта"

    Подготовка. Эта игра во многом напоминает обычную русскую лапту, но в ней есть дополнительный элемент - удар по мячу ногой. Это делает игру похожей на футбол. Как и в обычной лапте, игроки разделяются на две команды по 8-9 человек: бьющую и водящую (полевую). Игра проводится на ровной площадке длиной 50-70 м и шириной 25-30 м.

Содержание игры. Игрок бьющей команды с разбега бьёт ногой по мячу, посылая его в поле. Удары по мячу производят по очереди все игроки команды, поэтому они должны иметь порядковые номера. Игрок, пробивший мяч в поле, должен успеть пробежать от линии города до линии дома и вернуться обратно, пока его не осалили мячом. Команда, находящаяся в поле, старается перехватить мяч. Игроки могут делать это и рукой, и ногой. Задержав мяч, они стараются попасть им в игрока бьющей команды, который перебегает поле. Если игрок команды бьющих успел добежать до линии дома и вернуться назад, он приносит своей команде одно выигрышное очко. Если же игрок полевой команды сумеет перехватить мяч с лёта или осалить игрока, совершающего перебежку, команде бьющих начисляется штрафное очко. После трёх ошибок команда бьющих меняется местами с командой полевых игроков (водящих), и партия считается законченной. Игра состоит из шести партий. Каждая команда 3 раза выступает в роли бьющей и 3 раза - в роли водящей.

Побеждает команда, которая наберёт большее количество очков.

Правила, отличающие игру от обычной лапты: 1. В игре используется футбольный мяч. 2. Бьющие посылают мяч в поле не битой - лаптой, а ударом ноги. 3. Полевые игроки, принимая мяч и перепасовывая его, имеют право играть руками, ногами, головой и плечом. 4. Вылет мяча за боковые линии города считается аутом, как и в обычной лапте, и приносит команде бьющих штрафное очко.

МИНИ-ЛАПТА

   В мини-лапту играют две команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Одна команда находится в поле, другая является защищающейся, вторая - на линии города, она атакующая. Задача игроков атакующей команды, после выполненного удара битой по мячу, постараться перебежать через поле. Задача защищающейся команды - подобрать или поймать мяч и попасть им (осалить) игроков атаки, находящихся в поле. Игрок атаки, совершивший перебежку через все поле и вернувшийся назад, приносит своей команде 2 очка. Игрок защиты, поймавший мяч с лета, приносит своей команде 1 очко. Игра длится четыре тайма по 15 минут. Победителем является та команда, которая наберет больше очков.

КРУГОВАЯ ЛАПТА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.

Игроки одной команды размещаются за пределами круга, а игроки второй команды занимают места внутри круга. Стоящие за кругом ударами волейбольного мяча стараются выбить поочередно всех игроков противника. Разрешается метать мяч любым способом: нападающим ударом, обычным броском.

Игроки, бегающие внутри круга, могут отбивать мяч руками, выполняя соответствующий защитный прием (двумя руками, сверху, снизу, одной рукой, с выпадом, в падении и др.). В этом случае они остаются в круге. Если же мяч попал в туловище игрока, ноги или руки, игрок покидает круг и становится за его пределами (за спинами атакующих).

Игрок может вернуться в круг, если ему удалось поймать мяч от своего игрока, отбившего мяч из круга.

Игра длится 5 мин, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, сохранившая в круге большее число игроков. Игра может закончиться досрочно, если все игроки выбиты из круга. Все спорные ситуации разрешает судья.

С хорошо подготовленными волейболистами можно проводить игру, используя два мяча. Можно также условиться, что игрок считается выбитым в том случае, если удар мячом пришелся ему в ноги (ниже пояса). Это заставит защищающихся чаще отбивать мяч двумя руками или одной снизу.

Лапта через сетку

Две команды по 10 человек располагаются с разных сторон сетки в произвольном порядке. Один из игроков по сигналу передает ударом ладони мяч через сетку, который должен приземлиться в пределах площадки соперника. В отличие от волейбола, если игрок не сумел принять мяч с лета, разрешается касание земли с последующим подбиванием мяча игроком своему партнеру для второго паса или непосредственно удара через сетку. По правилам игры мяч не должен больше 2 раз касаться земли (или рук партнера без удара о землю). Третьим ударом он перебрасывается через сетку.  В игре действуют правила волейбола. Это касается начисления выигрышного очка, перехода игроков для новой подачи, касания сетки руками. Команда лишается подачи, если при ее выполнении или в ходе игры мяч выбит за пределы волейбольной площадки.

Лапта волейболистов

Играют две команды, одна из которых подающая, а другая - принимающая подачу по правилам игры в волейбол. Расстановка игроков на площадке у обеих команд различная. Подающие игроки находятся за линией подачи, а принимающие, как обычно, внутри своей площадки.

По сигналу первый игрок подает мяч через сетку на сторону противника, а сам быстро бежит вокруг площадки (за линиями) и возвращается на свое место.

Игроки противоположной команды принимают мяч и разыгрывают его между собой внутри площадки, стараясь сделать как можно больше передач за то время, пока игрок, подававший мяч, бежит по кругу. Как только игрок вернется на место подачи, розыгрыш мяча прекращается. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки подающей команды не выполнят перебежку. После этого подсчитывается общее количество передач, которые сделала принимающая команда во время перебежек игроков подающей команды. Играющие меняются ролями, и игра повторяется.

За каждую неудачно выполненную подачу (в сетку, за пределы площадки) команде соперника начисляется 10 передач. Если бегущий игрок зашел в пределы площадки, коснулся руками стойки, сетки, противоположной команде присуждается 5 очков. Наказываются и игроки, передающие между собой мяч. Им нельзя ронять мяч на землю (вычитается из общего числа 3 передачи) и делать повторные передачи между одними и теми же партнерами. За такое нарушение судья вычитает 3 передачи. Для игры лучше иметь двух судей, каждый из которых следит за одной командой.

Пионерская лапта

Сетка натягивается на высоте 180 сантиметров. Вместо нее можно натянуть веревку с прикрепленными через каждые 20 сантиметров флажками или ленточками. Для игры требуется один теннисный мяч, у каждого участника игры в руках ракетка для настольного тенниса.
Играют две команды по 6 человек. По жребию одна команда выбирает площадку, а другая начинает подачу. Игроки располагаются так же, как в волейболе: трое ближе к середине, трое возле задней линии.

Игрок, стоящий у задней линии справа, начинает подачу. Он подбрасывает мяч вверх, затем ударом ракетки отбивает его через сетку (веревку) на сторону противоположной команды. Игроки этой команды могут сразу же послать мяч обратно, но могут также перебросить его 1-2 раза между собой, чтобы вторым или третьим ударом перекинуть на сторону противника. Те снова разыгрывают мяч, чтобы перекинуть его на противоположную сторону, и т. д.

Если подающая команда допустит ошибку: перебросит мяч за границы площадки или сделает больше трех ударов по мячу, она теряет право подачи. При следующей подаче игроки этой команды меняются местами, перемещаясь на площадке против хода часовой стрелки (как в волейболе). Если же команда допустила ошибку при чужой подаче, то она проигрывает 1 очко.

Игра состоит из трех партий, в ходе которых одна из команд набирает по 10 очков. Игроки той команды, которая выиграла две партии из трех, побеждают. После каждой партии команды меняются площадками. Команда проигрывает подачу или очко, если ее игрок дважды подряд ударит ракеткой по мячу, пошлет мяч за границы площадки или под сеткой или же выронит ракетку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразные виды домашних заданий

      Предлагаемые виды домашних заданий могут помочь ученикам повысить их грамотность. Задания творческого характера стимулируют активность и самостоя...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

"Эх, лапти, да лапти!" Сценарий театрализованного музейного часа для младших школьников

Сценарий театрализованного музейного часа для младших школьников....

Конспект занятия в старшей группе "Эх, лапти мои, лапти липовые!"

Дети узнают что такое рукотворный мир, кто его создает. С помощью презентации дети знакомятся с обувью наших предков, лапти, почему липовые. В совместной деятельности дети пробуют освоить прием плетен...

Проект "Мини-лапта в школу" Историческая справка о народной игре Лапта.

Данный материал содержит краткую справку об истории создания и развития игры "Лапта". Так же здесь можно ознакомиться с правилами игры для начинающих спортсменов....