Педагогический совет "Повышение уровня родительской компетентности через разнообразные формы взаимодействия семьи и школы""
методическая разработка по теме

Разработка педагогического совета, проводимого в форме дебат

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_uroven_kompetencii.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

“Каждый ребенок приходит в мир,

не имея ни малейшего представления, ни о себе,

 ни о том, как взаимодействовать с другими детьми,

что представляет собой окружающий мир.

Всему этому ребенок учится,

общаясь с людьми, в первую очередь,

со своими родителями”

  1. Теоретическая часть.

Современное общество переживает духовно-нравственный кризис. Сломаны старые стереотипы, а новые не выработаны. Поменялись ценностные ориентиры. Средства массовой информации демонстрируют насилие. В школе большой процент учителей, которые не пользуются авторитетом у подростков, да и родители во многих семьях не являются авторитетом для своих детей.

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Многие классики педагогики, размышляя о развитии ребенка, указывали на важность семейного воспитания. Например, Платон утверждал: «Мы считаем человека существом кротким. Да, если его свойства надлежащим образом развиты воспитанием, он действительно становится кротчайшим существом. Но если человек воспитан недостаточно или нехорошо, то это самое дикое существо, которое только рождает земля».

 В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.

К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность – это дети.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

Опрошено 137 родителей. Диаграммы 

Методика  преподавания, использование современных образовательных технологий   

Работа классного руководителя

Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка

Взаимодействие педагогов с родителями предусматривает разработку единых требований к ребенку, определение учебно-воспитательных задач и организацию совместной деятельности педагогов и родителей по реализации этих задач.

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от позиции родителей, которые по-разному относятся к школе, видят свою роль в организации воспитательной работы в школе и классе, по-разному воспитывают ребенка в семье, имеют различный интеллектуальный уровень.          Классный руководитель не может и не должен перевоспитывать родителей и преобразовывать семью- это лежит за пределами его профессиональных полномочий. Но классный руководитель может содействовать наиблагоприятнейшим условиям личностного становления ребенка путем педагогического влияния на семейное воспитание. Подчеркнем: объектом профессионального влияния выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. И только в границах такой профессиональной заботы располагается его взаимодействие.

Поэтому первой составной частью такого взаимодействия является информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями разного уровня.

Вторую составную часть взаимодействия педагога с родителями выполняет педагогическое корректирование семейного воспитания, той стороны, которая касается отношения к ребенку. Умело проведенная коррекция семейного воспитания приводит к коррекции личности родителей.

Единое воспитательное поле создается, если родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в школе, проживая вместе с ними определенные ценностные отношения.

Третья слагаемая часть взаимодействия педагога и родителей- практическая совместная работа детей и родителей, которую организует педагог. Проживая вместе с детьми определенные отношения в ходе КТД, родители переносят данное отношение в дальнейшую историю семейной жизни.

Практическое взаимодействие классного руководителя с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы, традиционные и нетрадиционные. Перечисленные формы скрывают целый ряд методик.

  1. Конференция
  1. Практикум
  2. Дискуссия
  3. Ролевая игра
  4. Письменная
  5. Совместно с учащимися
  6. Презентация семей
  7. Родительское собрание в форме кафе
  8. Родительское собрание в походе у костра
  9. Пресс-конференция
  10. Исследовательские группы,
  11. Родительское собрание отцов
  12. Родительское собрание в форме обсуждения
  13. Спектакль, в котором выступают дети.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями детей является родительское собрание. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова написано, что собрание- это совместное присутствие где- нибудь людей, чем-нибудь объединенных. Педагогическая энциклопедия «РС- это одна из форм связи семьи и школы и пропаганды педагогических знаний среди родителей». 

Алгоритм подготовки родительского собрания

1. Выбор темы и формы проведения родительского собрания учитывает:

  1. возрастные особенности детей;
  1. преобладание типов семей;
  2. уровень образованности и заинтересованности родителей;
  3. проблемы классного коллектива;
  4. цели и задачи учебно-воспитательного процесса, стоящие перед школой.

2.        Подготовительная работа:

  1. изучение научно-методической литературы;
  2. анализ документации;
  3. проведение микроисследования;
  4. определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов организации работы его участников;
  5. объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
  6. запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
  7. приглашение родителей и других его участников;
  8. привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
  9. оформление и оборудование места проведения собрания;

3.        Рекомендации по проведению родительского собрания:

  1. оно должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
  2. оно должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.;
  3. оно не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.

4.        Структура проведения родительского собрания:

  1. Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
  2. Анализ развития детей за определенный период:
  1. личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик);
  2. учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы).
  1. Обсуждение конкретной проблемы (просвещение родителей, обучение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности).

Внеучебная проблема:

  1. выделяем существующую (возникшую) проблему;
  2. определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон);
  3. предпринимаем попытку ее теоретического разрешения, обсуждаем ЛЮБЫЕ варианты и оцениваем их эффективность, реальность воплощения, прогнозируем возможные последствия (к чему это может привести); определяем участников разрешениям данной проблемы и распределяем ответственность между ними.

Учебная проблема:

  1. выделяется характер затруднений детей при освоении учебного курса;
  2. анализируются причины затруднений;
  3. идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
  4. даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т.д.);
  5. лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!!!
  1. Принятие решения собрания.
  2. Индивидуальные консультации с родителями.
  1. Практическая часть:

Дебаты «Родительское собрание: плюсы и минусы. Позиция родителей и учителей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

Презентация "Формы взаимодействия семьи и школы"

Данный материал предназначен для выступления на педагогических советах и заседаниях ШМО с целью обобщения опыта работы...

"Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".

Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....

«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска»....

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...

Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, ...