«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).
статья на тему

Мосягина Наталья Ивановна

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.И.Мосягина, социальный  педагог

 МВ(С)ОШ № 3 г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО-Югра

«РОДИТЕЛЬСКИЙ  ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).

 …Возрождение ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям, преемственность традиций очень важны современной России, ведь чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее все наше общество.

В. В. Путин

Все мы прекрасно понимаем, что первые уроки уважения к старшим человек получает в семье с самого раннего возраста, открывая для себя  то самое ценное с чего начинается Родина. Ведь именно в семейном кругу прививаются самые первые гражданские чувства: любовь к своей земле, понимание истории и культуры Отечества. И, наоборот, безучастное отношение общества и недооценка роли семьи порождают такие недостойные для человеческого общества явления, как брошенные дети и забытые родители.

Каждая школа  стремится помочь семье и детям.  Именно образовательное учреждение, где с детьми и подростками  на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), берёт на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимает необходимые  меры для формирования здорового образа жизни и законопослушного поведения.

Разработанная нами программа по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся «группы риска» «Подросток и закон» реализуется в школе с сентября 2008 года.

     Задавшись целью    создать социально-педагогические условия, способствующие предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся «группы риска»,  мы в процессе реализации программы использовали разнообразные формы работы.  Особенно удачными оказались семинары и тренинги по повышению мастерства учителей-предметников, классных руководителей в области профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних; тренинговые занятия для учащихся «группы риска»; родительские лектории. Неплохие результаты показало  

анкетирование учащихся с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,

проведение конкурсов творческих работ учащихся; индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела

Мы принимали участие в городских конкурсах профилактической направленности и проводили спортивные и развлекательные мероприятия; семинары и лекции с приглашением специалистов и волонтеров.

В своей деятельности мы использовали систему информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы : оформляли стационарные и переносные стенды; классные уголки; составляли методические рекомендации, памятки и буклеты.

Старались оживить досугово-развивающую работу: проводили экскурсии в музеи, посещали театр, участие в различных театрализованных постановках.

Но инновационной формой работы стало для нас создание родительского патруля, целью которого является осуществление контроля поведения несовершеннолетних, предупреждение правонарушений и преступлений среди учащихся школы, особенно в вечернее время.

По реализации данного направления было разработано положение, которое утверждено директором школы, согласовано председателем Управляющего Совета.  

Согласно положению, родительский патруль является формой взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Председателем  родительского патруля является директор школы. Назначается ответственный за организацию работы патруля, родительский состав утверждается ежегодно приказом. За основу взяты следующие принципы деятельности родительского патруля: законность и демократизм; гуманное отношение к несовершеннолетнему гражданину; поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к личности  каждого несовершеннолетнего; конфиденциальность полученной информации.    

 Мы тщательно рассмотрели  права и обязанности родительского патруля.                                          Родительский патруль имеет право в рамках своей компетентности выявлять случаи нарушения норм поведения на объектах микрорайона по маршруту; способствовать соблюдению  правопорядка учащимися школы и подростками.

В обязанности родительского патруля включено  строгое соблюдение норм законности. Родительский патруль следует по разработанному маршруту, охватывая дворы, детские спортивные площадки. Тем самым он выявляет причины и условия, способствующие совершению правонарушений среди подростков. Родительский патруль посещает неблагополучные семьи (по заявкам классных руководителей), изучает бытовые условия в семье, поведение родителей, результаты посещения письменно докладываются администрации.

В состав родительского патруля входят классный руководитель и не менее трёх  родителей от класса. Мы решили, что при необходимости в состав патруля

могут входить  председатель родительского патруля, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, члены отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители милиции.

В течение года согласно графику организовали систему патрулирования.

Рейды осуществляет дежурный класс два раза в неделю (вторник, четверг) в вечернее время (с 18.00- 20.00ч).

Справки о результатах  патрулирования классные руководители сдают ответственному за организацию работы родительского патруля после проведения рейда.

Данные, предоставленные родительским патрулём, мы используем при создании стенгазет, радиопередач. Поведение учащихся - нарушителей правопорядка первично рассматривается в классном коллективе, вторично - на Совете профилактики. По необходимости информация передаётся для рассмотрения в городской отдел милиции или в территориальную  комиссию

  по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города. 

   Анализ обстановки в образовательном учреждении позволяет сделать вывод о результативности работы родительского патруля, результаты которой отражены в диаграммах:

Сравнивая количество учащихся школы, совершивших правонарушение, в период с сентября по март 2008 – 2009 учебного года и количество правонарушений, совершённых учащимися школы за аналогичный период 2009 – 2010 учебного года, наблюдается уменьшение (2008 – 2009 уч. г. – 9, 2009 – 2010 уч.г. – 5).Уменьшилось и количество учащихся, задержанных при употреблении спиртных напитков (2008 – 2009 уч. г. – 11, 2009 – 2010 уч.г. – 6).

Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно  детям « группы риска».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы

Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...

Презентация "Формы взаимодействия семьи и школы"

Данный материал предназначен для выступления на педагогических советах и заседаниях ШМО с целью обобщения опыта работы...

"Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".

Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....

Взаимодействие семьи и школы: из опыта работы

Рассматривается на личном опыте работы связь классного руководителя, родителей и учащихся в воспитании подрастающего поколения...

«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....