«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).
статья на тему
Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно детям « группы риска».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.И.Мосягина, социальный педагог
МВ(С)ОШ № 3 г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО-Югра
«РОДИТЕЛЬСКИЙ ПАТРУЛЬ КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ». (Из опыта работы).
…Возрождение ответственного и уважительного отношения к семейным ценностям, преемственность традиций очень важны современной России, ведь чем больше семей живут в гармонии и согласии, чем сильней они скреплены общими целями, ценностями и нравственными началами, тем гуманнее все наше общество.
Все мы прекрасно понимаем, что первые уроки уважения к старшим человек получает в семье с самого раннего возраста, открывая для себя то самое ценное с чего начинается Родина. Ведь именно в семейном кругу прививаются самые первые гражданские чувства: любовь к своей земле, понимание истории и культуры Отечества. И, наоборот, безучастное отношение общества и недооценка роли семьи порождают такие недостойные для человеческого общества явления, как брошенные дети и забытые родители.
Каждая школа стремится помочь семье и детям. Именно образовательное учреждение, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, психологи), берёт на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принимает необходимые меры для формирования здорового образа жизни и законопослушного поведения.
Разработанная нами программа по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся «группы риска» «Подросток и закон» реализуется в школе с сентября 2008 года.
Задавшись целью создать социально-педагогические условия, способствующие предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди учащихся «группы риска», мы в процессе реализации программы использовали разнообразные формы работы. Особенно удачными оказались семинары и тренинги по повышению мастерства учителей-предметников, классных руководителей в области профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних; тренинговые занятия для учащихся «группы риска»; родительские лектории. Неплохие результаты показало
анкетирование учащихся с целью выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении,
проведение конкурсов творческих работ учащихся; индивидуальные творческие работы и коллективные творческие дела
Мы принимали участие в городских конкурсах профилактической направленности и проводили спортивные и развлекательные мероприятия; семинары и лекции с приглашением специалистов и волонтеров.
В своей деятельности мы использовали систему информационного обеспечения для повышения эффективности профилактической работы : оформляли стационарные и переносные стенды; классные уголки; составляли методические рекомендации, памятки и буклеты.
Старались оживить досугово-развивающую работу: проводили экскурсии в музеи, посещали театр, участие в различных театрализованных постановках.
Но инновационной формой работы стало для нас создание родительского патруля, целью которого является осуществление контроля поведения несовершеннолетних, предупреждение правонарушений и преступлений среди учащихся школы, особенно в вечернее время.
По реализации данного направления было разработано положение, которое утверждено директором школы, согласовано председателем Управляющего Совета.
Согласно положению, родительский патруль является формой взаимодействия семьи и школы в воспитании подрастающего поколения. Председателем родительского патруля является директор школы. Назначается ответственный за организацию работы патруля, родительский состав утверждается ежегодно приказом. За основу взяты следующие принципы деятельности родительского патруля: законность и демократизм; гуманное отношение к несовершеннолетнему гражданину; поддержка семьи и взаимодействие с ней; индивидуальный подход к личности каждого несовершеннолетнего; конфиденциальность полученной информации.
Мы тщательно рассмотрели права и обязанности родительского патруля. Родительский патруль имеет право в рамках своей компетентности выявлять случаи нарушения норм поведения на объектах микрорайона по маршруту; способствовать соблюдению правопорядка учащимися школы и подростками.
В обязанности родительского патруля включено строгое соблюдение норм законности. Родительский патруль следует по разработанному маршруту, охватывая дворы, детские спортивные площадки. Тем самым он выявляет причины и условия, способствующие совершению правонарушений среди подростков. Родительский патруль посещает неблагополучные семьи (по заявкам классных руководителей), изучает бытовые условия в семье, поведение родителей, результаты посещения письменно докладываются администрации.
В состав родительского патруля входят классный руководитель и не менее трёх родителей от класса. Мы решили, что при необходимости в состав патруля
могут входить председатель родительского патруля, заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, члены отдела по организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители милиции.
В течение года согласно графику организовали систему патрулирования.
Рейды осуществляет дежурный класс два раза в неделю (вторник, четверг) в вечернее время (с 18.00- 20.00ч).
Справки о результатах патрулирования классные руководители сдают ответственному за организацию работы родительского патруля после проведения рейда.
Данные, предоставленные родительским патрулём, мы используем при создании стенгазет, радиопередач. Поведение учащихся - нарушителей правопорядка первично рассматривается в классном коллективе, вторично - на Совете профилактики. По необходимости информация передаётся для рассмотрения в городской отдел милиции или в территориальную комиссию
по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города.
Анализ обстановки в образовательном учреждении позволяет сделать вывод о результативности работы родительского патруля, результаты которой отражены в диаграммах:
Сравнивая количество учащихся школы, совершивших правонарушение, в период с сентября по март 2008 – 2009 учебного года и количество правонарушений, совершённых учащимися школы за аналогичный период 2009 – 2010 учебного года, наблюдается уменьшение (2008 – 2009 уч. г. – 9, 2009 – 2010 уч.г. – 5).Уменьшилось и количество учащихся, задержанных при употреблении спиртных напитков (2008 – 2009 уч. г. – 11, 2009 – 2010 уч.г. – 6).
Родительский патруль позволил нашим учащимся почувствовать себя защищенными, они стали менее восприимчивы к несправедливости окружающего мира, свойственно детям « группы риска».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Повышение уровня родительской компетентности через разнообразные формы взаимодействия семьи и школы""
Разработка педагогического совета, проводимого в форме дебат...
Педсовет "Повышение уровня родительской компетентности через разнообразные формы взаимодействия семьи и школы""
Презентация к педсовету...
«Социально – значимые проекты как одна из форм взаимодействия семьи и школы
Происходящие в обществе изменения диктуют необходимость переоценки форм взаимодействия школы и семьи. Социализация ребенка происходит в семье. Школа как общественный институт, не может заменить семью,...
Презентация "Формы взаимодействия семьи и школы"
Данный материал предназначен для выступления на педагогических советах и заседаниях ШМО с целью обобщения опыта работы...
"Повышение уровня родительской компетентности через различные формы взаимодействия семьи и школы".
Итоговая работа слушателя по программе "Модернизация региональной системы образования. Развитие профессиональных компетенций работников образования"....
Взаимодействие семьи и школы: из опыта работы
Рассматривается на личном опыте работы связь классного руководителя, родителей и учащихся в воспитании подрастающего поколения...
«Личностное развитие школьника через взаимодействие семьи и школы. Из опыта работы с семьёй в основной школе»
Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....